ЕЛАЗ ЛОКАЛИЗОВАЛ ТУРЕЦКИЕ ПОГРУЗЧИКИ

Сегодня президент РТ Рустам Минниханов проехал с ревизией по Прикамью и Закамью — посмотрел обновки ЕлАЗа, провел заседание наблюдательного совета в «Алабуге», оценил стройку челнинского ЖК Sunrise City и навестил звезду хоккея Даниса Зарипова на его фабрике клюшек «ЗаряД».

АО «ПО ЕлАЗ» в присутствии президента запустило новую линию за 330 млн. рублей, на которой в год можно выпускать по 500 экскаваторов-погрузчиков, хотя пока будет выпускаться 250. Две модели ELAZ-BL, сошедшие сегодня с нового сборочного конвейера, — 880 и 888 — локализованы в Елабуге на 75%: на месте цикл включает в себя сварку, покраску, сборку и тесты. Фактически ЕлАЗ уже давно собирает и торгует этими машинами, будучи эксклюзивным дистрибьютором разработчика в России. Родиной экскаватора-погрузчика является турецкий город Тарсус. ЕлАЗ получает машинокомплекты отсюда, с завода Cimsatas, относящегося к холдингу Cukurova Makina Imalat ve Ticaret A.S. с почти 100-летней историей. Первую версию показанной сегодня Минниханову техники турецкая компания «Чукурова Макина» разработала в 2001 году совместно с немецкой фирмой Liebherr. Как пояснил «БИЗНЕС Online» гендиректор ЕлАЗа Камиль Галимов, для завода себестоимость одного экскаватора-погрузчика по сравнению со сборкой из зарубежных машинокомплектов теперь снизится на 500 тыс. рублей. Практически все компоненты для сборки изготавливаются на ЕлАЗе, что-то делается на других предприятиях РТ и РФ. Рыночная цена такой машины — около 4 млн. рублей, это техника, востребованная во многих отраслях промышленности: погрузчики нужны и при разработке карьеров, и в строительстве, и в коммунальном хозяйстве.

По словам Галимова, ЕлАЗ сегодня занимает порядка 30% данного сегмента рынка России. В перспективе он видит и экспортные поставки. Пока ЕлАЗ под локализацию экскаватора-погрузчика привлекает на работу 120 новых сотрудников, но после выхода на проектную мощность штат линии будет увеличен вдвое.

Президент, осмотрев линию и продукцию, напомнил, что Россия сегодня особое внимание уделяет импортозамещению, под тренд которого подпадает и новая линия ЕлАЗа. «Сегодня мы ознакомились с оборудованием и открываем новое производство экскаваторов-погрузчиков турецкой марки, локализованное на этой площадке, — сказал Минниханов на церемонии открытия. — Это современное высокоэффективное производство и очень нужный на российском рынке продукт. Но это еще не все. Я думаю, есть возможности и для дальнейшей локализации производства двигателей, коробки передач, мостов».

«У НАС ДЛЯ ВАС ЕСТЬ НОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ...»

В Набережных Челнах первой точкой маршрута стали жилой и торговый комплексы Sunrise City, в строительство которых турецкий холдинг Kastamonu Entegre вложил уже более 5,5 млрд. рублей. Минниханова в сопровождении внушительной свиты чиновников, среди которых были замечены министр промышленности РТ  Альберт Каримов и министр образования РТ Энгель Фаттахов, вышло встречать практически все руководство турецкой компании. Гидом для президента выступил координатор проекта Мехмет Авни Кыгылы Халюк Йолдыз. Первым делом Минниханов поинтересовался, какие площади занимает торговый центр, на что Мехмет Авни рассказал, что общая площадь торгового комплекса составляет порядка 35 тыс. кв. м, а непосредственно для арендаторов предназначено 23 тыс. кв. метров. Он также сообщил президенту, что управляющая компания привлекла в Челны практически все известные мировые бренды по продаже одежды и обуви, какие только есть в Казани.


В ходе экскурсии по ТЦ президент зашел в детский тематически парк «КидСпейс», который открылся в конце прошлого года. Владелица Елена Тихонова рассказала, что старт детского городка в Челнах оказался весьма и весьма успешным. C момента открытия его посетили почти 35 тыс. человек, средний размер чека составляет 530 рублей.

«У нас был большой трафик челнинцев в казанском „КидСпейс“, было ощущение, что в Челнах нас уже как будто ждали, — поделилась Тихонова. — Ежемесячно наш городок профессий посещают порядка 4,5–5 тысяч детишек, в Челнах поток желающих не меньше, чем в Казани. Приезжают дети из закамских районов, из соседних регионов и даже из столиц. Сегодня, например, у нас дети из Шильнебаша, Заинска и Мамадыша». Тихонова поблагодарила руководство «Санрайс Капитал» за отличные площади.

Интересно, что среди «резидентов» городка можно было встретить много успешных челнинских брендов, рассматривающих свое участие как форму эффективного маркетинга и рекламы. Так, в компании Akulchev дети, судя по всему, пекли венские вафли; в автосервисе Bosch ремонтировали автомобили — в боксе стоял реальный Renault Logan. В парке есть даже детское представительство газеты «Вечерние Челны», где девочка лет семи взяла небольшое интервью у президента.

Девочка для начала выяснила, кем президент мечтал стать в детстве: оказалось, что инженером, потому что он очень любит технику. Юная журналистка сообщила, что скоро «жителям» «КидСпейс»предстоят выборы президента, поэтому ее интересует, какими качествами должно обладать высшее должностное лицо. На этот вопрос Минниханов, немного подумав, ответил, что главное — быть трудолюбивым и очень ответственным.


Из детского городка Минниханов направился было посмотреть досуговую площадку для жильцов Sunrise City, но встретил некоего старого знакомого с проблемой, достойной внимания президента. Пока они беседовали, мэр Челнов Наиль Магдеев предложил руководству турецкого холдинга возможность резидентства в ТОСЭРе. «Вы уже 5,5 миллиардов в экономику города вложили, построено 377 квартир, 22 тысячи квадратных метров торговых площадей, — перечислил мэр автограда явно для ушей журналистов, подчеркивая расположение к застройщику, несколько омраченное в этом году двумя арбитражными исками. — Мы вам благодарны, у нас есть к вам новые предложения».

Кемаль Эврен между тем заявил, что компания изменила проект второй очереди ЖК. По его словам, себестоимость первой очереди оказалась великоватой из-за недостатка территории. Разработчики внесли изменения в проект, чтобы себестоимость строительства снизилась. В этой связи Эврен рассчитывает, что власти автограда и дальше будут оказывать их проекту необходимую поддержку.

Когда Минниханов все же поднялся на крышу, он как раз поинтересовался ходом строительства второй очереди. Мехмет Авни рассказал, что в этом году компания планирует достроить оздоровительно-досуговый центр, торговый павильон, а также 9-й, 10-й и 11-й блоки многоэтажных (от 19 до 25 этажей) домов со встроенными нежилыми помещениями и подземной парковкой. Всего же предстоит сдать еще 504 квартиры — тогда в ЖК смогут поселиться 877 семей.

Ненадолго Минниханов со свитой и турками закрылись от журналистов — возможно, обсуждали дальнейшие планы. Ранее Демиржди заявлял «БИЗНЕС Online», что у компании виды на центр города не закрыты: застроено 5,6 га, но мастер-план предполагал освоение 19 гектаров. Впрочем, количество застройщиков «общегородского центра» с тех пор выросло, так что и эти планы, видимо, придется скорректировать.

«НЕ ИНОСТРАННЫМИ ЖЕ КЛЮШКАМИ ИГРАТЬ»

Напоследок Минниханов заехал на фабрику «ЗаряД», где в сопровождении Магдеева и Альфии Когогиной совершил рейд, что называется, галопом по Европам. Президент заинтересовался не столько оборудованием и материалами для изготовления клюшек, сколько самой продукцией и заготовками. Какой у них загиб, каковы заводские возможности по моделям — обо всем этом спрашивал президент и, будучи заправским хоккеистом, примерял «товар» на себе. В числе прочего зашла речь и об обеспечении клюшками «ЗаряД» спортшкол и ДЮСШ. «Не иностранными же клюшками играть», — обронил Минниханов при осмотре.

Пообщаться с главой РТ журналистам сегодня не удалось, однако Зарипов подтвердил впоследствии, что вопрос об обеспечении клюшками детских учебных заведений — как специализированных, так и обычных — действительно сформировал повестку дня.

«У нас изначально была нацеленность на это направление, — рассказал хоккеист. — На данный момент мы добились хороших показателей по качеству. Сейчас мы готовы обеспечивать все школы и спортшколы клюшками, как и каждого желающего. Сейчас ведутся переговоры с федерацией хоккея Татарстана, где мы отрабатываем сотрудничество — считаем, какое количество клюшек надо для спортшкол».

Зарипов отметил, что при росте заказов нужно будет пересмотреть и штатное расписание завода. Сейчас здесь работают 88 человек, некоторый запас прочности еще остается. «Этого количества людей вполне достаточно под то количество заказов, которые мы имеем, — комментирует владелец предприятия. — Если будет резкое увеличение поставок, мы будем думать в этом направлении и оперативно решать вопрос. Но скажу сразу, что и это количество персонала готово производить намного больше продукции, чем сегодня».


Если визит Минниханова продвинет вопрос о поставках клюшек в спортшколы, то, освоив детско-подростковый рынок Татарстана, Зарипов планирует экспансию в другие регионы России. «Приезд таких важных гостей всегда позволяет сделать шаг любой компании, — сказал хоккеист. — Для нас это было очень важно — с момента открытия мы ждали Рустама Нургалиевича. Сегодня нам посчастливилось пожать ему руку и продемонстрировать наше производство».

В планах предприятия не только расширение рынков сбыта, но и освоение производства других видов спортинвентаря, только позже. «Конечно, мы хотим развиваться, хотим двигаться вперед, причем не только в хоккейном плане, — сказал Зарипов. — Хотим выпускать и другие виды продукции, но пока мы не можем себе этого позволить». Директор производства Иван Савин дополнил слова патрона, пояснив, что компания опасается расфокусировки персонала с точки зрения соблюдения технологии.

«Клюшка является высокотехнологичной продукцией, и надо уделять максимальное внимание всем процессам по всей технологической цепочке, — пояснил Савин. — Очень важно соблюдать температурный режим, время выдержки в сушильной камере. Применяемый нами композитный материал, хоть это и очень перспективное направление, требует повышенного внимания для исполнения всего производственного цикла. Как только эту работу, в том числе и по дешевому сегменту, для спортшкол не только Татарстана, но и России мы выведем на уровень, который будет удовлетворять нас самих, только потом приступим к следующему этапу нашего развития».


В завершение визита на «ЗаряД» Зарипов подарил президенту клюшку собственного производства с индивидуальным дизайном. Хоккеист не исключил, что это не последний эксклюзив фабрики: «Я думаю, что высокие люди, если заходят играть „ЗаряДом“, будут заказывать именно индивидуальную графику».

Напомним, «ЗаряД» — резидент челнинского ТОСЭРа — открывался в августе прошлого года с большой помпой. Напутствовать Зарипова тогда приехали премьер-министр РТ Ильдар Халиков, гендиректор ОАО «Татспиртпром» Ирек Миннахметов, генеральный менеджер ХК «Ак Барс» Равиль Шавалеев, советские хоккеисты первой величины. По плану на заводе должны были работать 60 человек, однако дело быстро пошло в гору, объем выпуска вырос, как и штат. За год завод произвел около 10 тыс. клюшек, продаваемых в том числе и в страны СНГ. Среди хоккеистов, которые пользуются «ЗаряДами», Зарипов в интервью «БИЗНЕС Online» называл Михаила Глухова, Артема Лукоянова, Дмитрия Казионова, Романа Людучина, Александра Шинина и других.

Фото: president.tatarstan.ru, Олег Спиридонов