Uber впервые раскрыла информацию о своих доходах. Выручка сервиса такси в 2016 году составила $6,5 млрд, однако компания понесла убытки в размере $2,8 миллиарда Uber впервые раскрыл информацию о своих доходах. Выручка сервиса такси в 2016 году составила $6,5 млрд, однако компания понесла убытки в размере $2,8 миллиарда Фото: Spencer Platt/Staff gettyimages.com

КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ И ТОП-МЕНЕДЖЕР «ЯНДЕКСА» В КОМПАНИИ С ИНВЕСТИЦИЯМИ В $325 МИЛЛИОНОВ

Накануне стало известно о том, что «Яндекс» и Uber решили объединить бизнесы по онлайн-заказу такси в России, а также в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Казахстане в новую компанию. Напомним, китайское подразделение Uber было продано в 2016 году китайской компании Didi Chuxing. О достигнутом соглашении в России днем 13 июля сообщила пресс-служба «Яндекса». «Потребление такси непрерывно растет, и мы являемся свидетелями этого процесса, — пишет в блоге „Яндекса“ генеральный директор „Яндекс.Такси“ Тигран Худавердян, который возглавит новую компанию. — Многим из нас кажется, что все уже давно пересели на такси, но на самом деле мы находимся только в самом начале пути. Наша цель — создать платформу, удобство и доступность которой будут сравнимы как с личным автомобилем, так и с общественным транспортом».

Объединенная платформа в цифрах за июнь включает в себя 127 городов, 6 стран, 35 млн поездок в месяц и 7,9 млрд рублей суммарной стоимости поездок в месяц. По данным VTB Capital, совокупная стоимость поездок легальных перевозчиков в России за 2016 год составила 501 млрд рублей. Одновременно с этим аналитический центр при правительстве РФ оценивал теневой сегмент таксомоторных перевозок в 2015 году в 116 млрд рублей. По словам Худавердяна, доля объединенной компании в России в 2016 году была бы примерно 5 - 6%. Однако двум операторам-гигантам рано пить шампанское, как и их недоброжелателям не время посыпать головы пеплом. «Сделка, в результате которой появится новая компания, еще должна пройти процесс одобрения регуляторов», — уточняет гендиректор «Яндекс.Такси».

Uber и «Яндекс» инвестируют в новую компанию $225 млн и $100 млн соответственно, оценивая объединенную компанию в $3,725 миллиарда. На 59,3% компания будет принадлежать «Яндексу», на 36,6% — Uber, а на 4,1% — сотрудникам объединенной компании. Команды двух игроков рынка объединятся, но Uber получит 3 из 7 мест в совете директоров новой компании.

Тигран Худавердян: «Такое объединение существенно увеличит количество доступных машин, сократит время ожидания и холостого пробега» Тигран Худавердян: «Такое объединение существенно увеличит количество доступных машин, сократит время ожидания и холостого пробега» Фото: ©Григорий Сысоев, РИА Новости

«Бизнес „Яндекс.Такси“ в этом регионе больше, чем бизнес Uber, поэтому логично, что доля „Яндекса“ в новой компании, куда войдет бизнес Uber и бизнес „Яндекс.Такси“ в означенных 6 странах, больше, — сообщила в официальном ответе на запрос „БИЗНЕС Online“ директор по коммуникациям Uber в России и СНГ Ирина Гущина. — Мы считаем сделку очень выгодной для нас, так как получаем значительную долю (36,6%) в новой компании. В то же время делиться более конкретными данными о новой компании еще рано — сделка должна пройти процесс одобрения. До ее закрытия в четвертом квартале 2017 года мы остаемся двумя независимыми организациями».

Надо сказать, что в апреле этого года компания Uber впервые раскрыла информацию о своих доходах. Выручка сервиса такси в 2016 году составила $6,5 млрд, однако компания понесла убытки в размере $2,8 миллиарда. Uber также отказался предоставлять информацию о доходах за первый квартал 2017 года.

ЕДИНАЯ ПЛАТФОРМА — БЕЗ ХОЛОСТОГО ПРОБЕГА С СОКРАЩЕННЫМ ОЖИДАЕНИЕМ

Впрочем, слияние «Яндекс.Такси» с Uber не первое заявление в сфере перевозок такси за последнее время. В начале мая два крупнейших игрока на рынке такси-агрегаторов в России Fasten (работает под брендами «Такси Сатурн», RedTaxi) и RuTaxi («Везет» и «Лидер») уже объявили о грядущем объединении в одну компанию. Отметим, что еще в мае прошлого года гиганты рынка такси развязали в Казани демпинговую войну, в которой локальный лидер такси «Татарстан» проигрывал в 1,5 раза. Ни для кого не секрет и то, что таксисты, работающие с онлайн-клиентами, берут заказы сразу от нескольких «китов» этого сегмента рынка Казани — такси «Татарстан», Uber, «Яндекс.Такси», а с сентября 2016 года еще и у Gett.

Ни для кого не секрет и то, что таксисты, работающие с онлайн-клиентами, берут заказы сразу от нескольких «китов» этого сегмента рынка КазаниФото: «БИЗНЕС Online»

«Объединение платформ даст возможность совершить еще один рывок в качестве сервиса и эффективности водителей», — считают в «Яндексе» и уточняют, что для заказа поездок по-прежнему будут доступны оба приложения — «Яндекс.Такси» и Uber, поэтому для пользователей обоих сервисов ничего не изменится, а вот водителей объединят в единую платформу. «После закрытия сделки оба приложения для заказа поездок — и «Яндекс.Такси», и Uber — по-прежнему будут доступны пользователям», — подтверждает и Гущина.

«Это позволит им в одном приложении получать заказы как от „Яндекс.Такси“, так и от Uber, — сообщает Худавердян. — Такое объединение существенно увеличит количество доступных машин, сократит время ожидания и холостого пробега». Глава новой компании утверждает, что «под капотом» будут работать алгоритмы распределения заказов и навигационно-картографические технологии «Яндекса». В качестве аргумента приводится то, что в час пик водители сервиса стали совершать на 30% больше поездок, чем ранее.

Помимо этого, «Яндекс» и Uber договорились о роуминговом соглашении во всех странах, где работают компании. Например, прилетев в Лондон или Бангкок, пользователь сможет из приложения «Яндекс.Такси» заказать Uber, а туристы из Парижа — заказать «Яндекс.Такси» из приложения Uber.

ТАКСИСТЫ О СДЕЛКЕ: «UBER КУПИЛИ С ПОТРОХАМИ»

Буквально сразу после появления сообщения о слиянии на профессиональных форумах таксистов пошли комментарии по поводу объединения.

«Админ, привет, помнишь, я говорил за Китай, где Убер купили с потрохами, а ты бил себя в грудь и говорил, что в России все будет по-другому. Просто этот заранее убыточный проект сейчас продают, хоть бы за сколько, потому что во многих странах уже были мощные агрегаторы. Не может бизнес быть постоянно убыточным, а в России он именно такой. В общем скажу так, Убер лет на 5 опоздал с экспансией», — написал один из пользователей на одном из форумов под ником Dronn (орфография и пунктуация комментаторов здесь и далее сохранены).

«Ну что, водители, кто работал в «Яндексе»? Какие отличия от Убера? Как я понимаю к концу года все условия будут аналогичны тем, что в «Яндекс.Такси», — написал Deniska. Пользователь ctas7 на это только согласился. «Ага. Будем объедки у брендированного „Яшки“ собирать. Ну, это логично, Убер в России, да и как во многих странах, увы, убыточный, куча доплат водилам, куча бонусов».

«Местные такси как работали, работают, так и будут работать. Да и водители уже давно перестроились, работают сразу в нескольких фирмах»Фото: ©Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

Учредитель татарстанской службы такси «Фортуна» Валерий Исаев в общении с «БИЗНЕС Online» не исключил, что в больших городах объединенная компания, может, что-то и выиграет. «Но по-любому весь рынок они не завоюют, потому что у всех компаний такси свой клиент, — считает Исаев. — Местные такси как работали, работают, так и будут работать. Да и водители уже давно перестроились, работают сразу в нескольких фирмах. Так что от объединения «Яндекс.Такси» и Uber ничего принципиально не меняется. Да, может быть, они выезжают на том, что у них есть приложения и доплаты водителям. Но приложения сейчас почти у всех есть свои. То есть это уже не их фишка, как это может казаться. А то, что они миллиардеры и имеют возможность возить пассажиров дешево и за это водителям доплачивают, — это же все не вечно, это же расходы в сотни миллионов рублей. Соответственно, они потом меньше начинают доплачивать, а затем и вообще перестают. Во всех крупных городах это происходит. Да и цены у них... Сегодня в определенное время можно дешево, а когда у них машин не хватает, дождь или что-то еще, то цены в два-три раза повышаются. У местных в таком случае становится дешевле, причем существенно. Люди же тоже об этом задумываются».

Также глава компании «Фортуна» усомнился в том, что у объединенной компании есть возможность стать монополистом. «Вместе они работают или по отдельности, разницы нет, — сказал Исаев. — Местные компании не только остаются на рынке, но даже новые фирмы открываются, потому что у всех свои фишки есть. У них — свои, у местных — свои. Да, в какой-то степени «Яндекс.Такси» и Uber ужимают местные фирмы такси, но все держатся. Сейчас они объединяются, но за «Яндекс.Такси», Uber, Gett и других же уже взялись, чтобы навести порядок — есть постановление правительства на эту тему, потому что там работает полный шалман, и налоги они не хотят платить. Рано или поздно их заставят это сделать, и тогда ситуация для них кардинально изменится».