Президент США заявил, что подписал документ «ради единства нации», хотя, скорее всего, он это сделал ради единства республиканской партии и для того, чтобы сохранить ее позиции в конгрессе Президент США заявил, что подписал документ «ради единства нации», хотя, скорее всего, он это сделал ради единства Республиканской партии и для того, чтобы сохранить ее позиции в конгрессе Фото: Mark Wilson / Staff gettyimages.com

НЕКОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН, ПОДПИСАННЫЙ «РАДИ ЕДИНСТВА НАЦИИ»

По большому счету у Дональда Трампа не было выбора. Он не мог наложить вето на законопроект, потому что знал: оно будет преодолено — причем его же соратниками, республиканцами, составляющими большинство в конгрессе. Президент США заявил, что подписал документ «ради единства нации», хотя, скорее, он это сделал ради единства своей партии и для того, чтобы сохранить ее позиции в парламенте. Избирателям не понравится, если президент-республиканец наложит вето, а потом оно будет отменено его же однопартийцами. Хотя промежуточные выборы в конгресс пройдут в ноябре 2018 года и до этого еще много воды утечет, но рисковать все же не стоит.

Трамп особо подчеркнул, что «неудачный» закон нарушает Конституцию, поскольку урезает его полномочия в сфере внешней политики. В документе прямо прописано ограничение права президента США на отмену санкций. Такие ограничения, наложенные на исполнительную власть, по мнению американского президента, «еще больше сблизят Китай, Россию и Северную Корею».

«Администрация ожидает, что конгресс воздержится от использования закона, чтобы помешать нашей важной работе с европейскими коллегами по разрешению украинского конфликта», — заявил президент. Но главное — санкционный документ может иметь «нежелательные последствия для американских бизнесменов, друзей и союзников США». А их Трамп готов защищать до последнего: по его словам, закон гарантирует, что США могут приостановить санкции против разведывательного и оборонного секторов России, если они негативно отразятся на бизнесе и друзьях Штатов.

При этом американский президент, несмотря ни на что, надеется, что сотрудничество с Россией продолжится. «Мы надеемся, что между нашими странами будет сотрудничество по главным глобальным вопросам и необходимости в этих санкциях не будет», — заявил он. Например, США намерены продолжить совместную с Россией работу на сирийском направлении, заявил РИА «Новости» представитель госдепа. Он сказал: «США поддерживают любые попытки, которые могут действительно привести к деэскалации насилия в Сирии, обеспечить беспрепятственный гуманитарный доступ, сосредоточить усилия на борьбе с ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) и другими террористами и создадут условия для надежного политического разрешения конфликта». Вопрос лишь в том, получится ли у стран закрыть на глаза на общее отвратительное состояние двусторонних отношений. 

Жан-Клод Юнкер: «Это привело к тому, что большая часть предусмотренных объемов в отношении санкций против России была сведена на нет» Жан-Клод Юнкер: «Это привело к тому, что большая часть предусмотренных объемов в отношении санкций против России была сведена на нет» Фото: Matt Cardy / Stringer gettyimages.com

ЖАН-КЛОД ЮНКЕР: «Я ВСЕ ЕЩЕ ИСХОЖУ ИЗ ТОГО, ЧТО МЫ ЯВЛЯЕМСЯ СОЮЗНИКАМИ США»

Германия ожидаемо выступила против закона. Агентству ТАСС заявили в МИДе Германии: «Теперь важно, как Трамп будет обходиться с законом. Мы призываем тесно координировать политику санкций с ЕС, как это и предусмотрено законом. Противоречащие международному праву экстерриториальные санкции мы неприемлем». Представитель правительства Германии пояснил: «Мы считаем, что целью санкций не должна быть экономика ЕС, когда речь идет о санкциях из-за поведения России».

Европейцев беспокоит упоминание в законопроекте магистрального газопровода «Северный поток – 2». Ведь за инвестиции в него более $5 млн в год любая иностранная компания может быть подвергнута санкциям со стороны США. Американские власти всерьез вознамерились продолжать препятствовать строительству трубы из-за «ее пагубных последствий для энергобезопасности ЕС, развития газового рынка в Центральной и Восточной Европе и украинских энергетических реформ». Хотя есть тому и материальная причина: замещать российский газ предполагается в том числе и сжиженным из США, в законе прямо говорится: «Правительству США следует сделать приоритетом экспорт американских энергоресурсов в Европу».

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер был настолько эмоционален, что даже несколько сумбурен. «Я уже заявлял в ходе саммита G7 в итальянской Таормине и в ходе саммита G20 в Гамбурге: если американцы это сделают, мы будем готовы в течение нескольких дней дать адекватный ответ на это. Это привело к тому, что большая часть предусмотренных объемов в отношении санкций против России была сведена на нет. И американский конгресс в итоге решил, что эти санкции могут состояться только в согласовании с союзниками США. И я все еще исхожу из того, что мы являемся союзниками США», — сказал Юнкер в интервью радиостанции NDR.

Действительно, Трамп отметил, что подписанный закон позволяет администрации США быть более гибкой в его применении. Именно это положение, соответствующее интересам ЕС, Белому дому удалось включить в финальную версию документа. При удачном для России раскладе санкции против инвесторов «Северного потока – 2» могут остаться только на бумаге.

Дмитрий Медведев: «Администрация Трампа продемонстрировала полное бессилие, самым унизительным образом передав исполнительные полномочия Конгрессу» Дмитрий Медведев: «Администрация Трампа продемонстрировала полное бессилие, самым унизительным образом передав исполнительные полномочия Конгрессу» Фото: kremlin.ru

ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ СЛУЧИТСЯ В 2018 ГОДУ

Среди российских политиков наиболее ярко о теме санкций высказался премьер Дмитрий Медведев. «Подписание президентом США нового санкционного закона против России создает несколько последствий. Во-первых, надежде на улучшение наших отношений с новой американской администрацией — конец. Во-вторых, России объявлена полноценная торговая война. В-третьих, администрация Трампа продемонстрировала полное бессилие, самым унизительным образом передав исполнительные полномочия Конгрессу», — написал премьер на своей странице в «Фейсбуке», сопроводив текст на русском переводом на английский.

Он заметил, что «санкционный режим кодифицирован и будет сохраняться десятилетиями, если не произойдет какое-то чудо». В конце он констатирует, что России в последние годы не привыкать «рассчитывать прежде всего на себя», а не на иностранных кредиторов и инвесторов, которые боятся вкладываться в Россию из-за санкций. «Мы справимся», — оптимистично заключает премьер. 

Между тем беспокоиться должен не только Медведев. Ведь закон предписывает финансовой разведке США в течение 180 дней предоставить все сведения об активах российского руководства, находящихся на Западе. Таким образом, 30 января 2018 года могут быть публично обнародованы данные о том, какие активы в Америке принадлежат не только Медведеву, но и, например, окружению Владимира Путина и лично президенту РФ (его имя прямо указано в законе). Понятно, что за пределами России вряд ли найдутся активы, на которых написано «Собственность Путина», но на то она и финансовая разведка, чтобы найти и обосновать принадлежность имущества тому или иному человеку.

В эти же сроки может быть введен запрет на покупку и размещение американскими финансовыми институтами суверенного долга России — ее государственных облигаций. Аналитики ФГ БКС отмечают в своем сегодняшнем обзоре, что начат «отсчет 180-дневного периода изучения действующих мер и необходимости расширения санкций с возможностью запрета на суверенный долг, что принесет негатив на российский рынок».

Пока же рынок скорее реагирует на биржевые котировки нефти. Аналитики БКС отмечают: «Цены на нефть двигаются вниз под влиянием сообщений о неожиданном повышении поставок ОПЕК и России в июле до годового максимума (32 млн баррелей в сутки), что усилило скептицизм относительно способности картеля и крупнейших нефтедобывающих стран держать добычу под контролем». Впрочем, последние дни нефть падать не торопилась — так, сегодня на 13:25 цена барреля Brent росла на 0,54% до $52,6. В то же время на рубль давят и корпоративные факторы: в частности, «Газпром» сегодня должен выплатить дивиденды за 2016 год, а это 190,3 млрд рублей, или 20% чистой прибыли по МСФО.

И только главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина санкции обрадовали. Первыми от накладываемых США ограничений на сотрудничество с «Роснефтью» страдают американские же компании, рассказал он журналистам. «Мне жаль, что Exxon пострадал — ему выписали 2 миллиона долларов штрафа за общение с нами. То есть санкции начинают работать против тех, кто их вводит. Это позитивно», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»). «Конечно, неправильный закон, они сами это все понимают. И, собственно, мне иногда кажется, что самые большие санкции вводятся именно против него [Дональда Трампа], а не против нас. Так что посмотрим, как это будет нравиться тем, кто принимает решения», — добавил глава госкомпании.

Игорь Сечин: «Мне жаль, что Exxon пострадал — ему выписали $2 млн штрафа за общение с нами. То есть санкции начинают работать против тех, кто их вводит. Это позитивно» Игорь Сечин: «Мне жаль, что Exxon пострадал — ему выписали 2 миллиона долларов штрафа за общение с нами. То есть санкции начинают работать против тех, кто их вводит. Это позитивно» Фото: kremlin.ru

«С США МЫ ВОШЛИ В ЭПОХУ ПОЛНОЦЕННОЙ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Михаил  Делягин -— директор Института проблем глобализации:

— Сотрудничать через лазейки всегда намного сложнее, чем сотрудничать непосредственно. Разговор о том, что сотрудничество продолжится, — это бред. Положение этого законопроекта означает, что напрямую сотрудничество России и Америки не связано. Закон запрещает любой европейской компании поддержку российских газопроводов — не только содействие и участие в строительстве, даже участие в эксплуатации обслуживании и ремонте. Это блокировка возможностей газопроводов из России в Европу. Если закон будет пониматься в соответствии с буквой, то эти газопроводы сможет строить Россия сама. У нас нет возможности обойти здесь закон собственными силами. В широком смысле слова европейцы не смогут даже принимать эти газопроводы на своей территории, потому что это может трактоваться как участие в их строительстве. Нужно понимать, что украинская газотранспортная система выйдет из строя примерно через два года. Она практически не ремонтируется. Это принуждение Евросоюза покупать американский газ, который в силу технологических особенностей дороже минимум на 30 процентов, чем российский, и поэтому требует еще порядка триллиона евро на строительство принимающих инфраструктур.

Европейцы не смогут сделать ничего. Если они будут возражать американцам, то компании будут отсечены от американского рынка. Покупая газ на 30 процентов дороже, европейская экономика утратит конкурентноспособность. Ангела Меркель уже не будет канцлером Германии или будет завершать свой четвертый срок, поэтому ей в общем на это глубоко плевать.

Я думаю, что санкции против России будут сохраняться до тех пор, пока люди, подобные Дмитрию Медведеву, будут находиться у власти. Ущерб от санкций пока оценить нельзя. Если он заблокирует строительство газопроводов в Европу — и тогда это триллионы евро для России, если брать долгосрочный период. С другой стороны, нам потребуются огромные капиталовложения для того, чтобы развернуть экспорт в Китай и Юго-Восточную Азию.

Самое главное, что там есть еще одна вещь, о которой так тактично умалчивают. Есть требования провести оценку последствий заморозки российских активов на территории США. В США замораживают чужие государственные активы на своей территории в отношении Ирана, КНДР, Сирии... Тогда это были десятки миллиардов долларов, что по порядку вполне сопоставимо с нашими вложениями в американские государственные бумаги почти в 109 миллиардов долларов. Для нас это четверть международных резервов страны. Если эти деньги будут заморожены, то это будет не просто девальвация, а будет крах российской банковской системы. Эти деньги нужно немедленно оттуда вывозить.

Олег Григорьев — экономист, руководитель научно-исследовательского центра «Неокономика»:

— Я полагаю, что санкции будут сохраняться долго. Это совершенно очевидно. Боюсь, и Россия ответит. Как показывает опыт, мы все время отвечаем как-то неуклюже и от этого будет еще хуже. Я не понимаю, что должно произойти, чтобы их отменили. Стоит сказать, что в любом законе есть лазейки. Он никогда не работает на 100 процентов, я сам писал законы и хорошо это знаю. Мы не учитываем, что в США прецедентное право. Есть закон, а есть суды. С точки зрения буквы закона может быть все в порядке, но американский суд в данном случае может выступать в качестве законодателя и не соответствовать духу закона. Уместно будет вспомнить указ Трампа о высылке эмигрантов.

Когда первый раз ввели санкции, то за период 2010 - 2012 годов у нас была высокая задолженность. Это было болезненно, но не очень. Сейчас, когда эта задолженность уменьшилась, для России экономический эффект от санкций крайне незначителен. Я слышал точку зрения, что он даже на пользу пошел нашей стране. Мы и так вбухиваем уйму денег в строительство газопровода, а санкции ограничивают нам эту возможность. Так, может, они сохранят нам деньги?

Валентин Катасонов — профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, русский экономист и руководитель Русского экономического общества им. Шарапова:

— Будет ли Россия отвечать, мне трудно сказать. Боюсь, при нынешней власти никаких ответов не последует. Сегодня самым главным ответом на санкции будет создание дееспособного правительства. Если оно придет, я готов оказывать консультативно-экспертное содействие. А нынешняя власть затыкает уши. Скорее всего, это не российское правительство, а агенты влияния, которые работают в тылу России и пытаются повышать эффективность внешних санкций. Яркий пример — обвал рубля, который нанес такой удар по экономике, что мы до сих пор от него не отошли. Под это были выделены триллионные суммы из бюджета, которые были тут же разворованы и выведены в офшорные зоны на территории нашего геополитического противника. Мы проигрываем всухую на протяжении четверти века, потому что по инерции говорим «российское правительство», а оно не является российским. 

Слава Богу, Дмитрия Медведева пробило. Но надо же вовремя думать. Боюсь, что Медведев даже не понимает, что нужно делать. Всякие театральные действия, подобные высылке дипломатов, вызывают улыбку. Все идет по кругу и выигрывает тот, кто помнит прошлое, а проигрывают те, кто наступает на одни и те же грабли. Пример — государственная монополия внешней торговли. Как без этого? А мобилизационная экономика не может существовать без государственной монополии внешней торговли. У нас выходят на внешний рынок все кто ни попадя. Для того чтобы российский предприниматель забыл, что такое валютный курс, надо ввести госмонополию на внешнюю торговлю, государственную валютную монополию, тогда предприниматель будет работать со стабильным рублем. Раньше у нас была трехконтурная денежная система — валютные операции, как внешний контур, которые проходили через министерство торговли и Внешторгбанк. А внутри двухконтурная система — безналичный оборот денег (обслуживание предприятий, инвестиций, оборотный капитал) и контур наличного денежного обращения. На нем стояли жесткие вентили, поэтому была стабильность наличного и безналичного обращения. При перестройке вентили открыли, и безналичные рубли потекли в контур наличного обращения. Четверть века нам рассказывали об опыте Запада, а это была дорога в никуда. В России все по-другому устроено. Надеюсь, сейчас начнется процесс просветления.

Вадим Хоменко  замминистра образования и науки РТ, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук:

— Россия чем ответила? Идет высылка дипломатов. Но это не экономическая мера, а политическая. Может ли Россия так же адекватно отвечать экономически? Я думаю, да, может изменять свою систему внешнеэкономической связи. Россия способна выживать в этих условиях, развиваться, использовать возможности других партнеров по экономике. Этим она может реально ответить на санкции. Ведь прежде всего речь идет о санкциях, которые касаются поставок газа, — ограничение взаимодействия с крупнейшими российскими газовыми и нефтяными компаниями. Поэтому Россия сможет ответить, если она создаст гибкую систему транспортировки и сбыта газа, не будучи так жестко привязанной к европейскому рынку. Мы там сейчас составляем 38 процентов, а США — 2 процента. Конечно, американские энергетические компании, осуществляющие сбыт сланцевого газа, заинтересованы в освоении европейского рынка.

Их 2 процента явно не устраивает, поэтому эти санкции являются предлогом. Американцы бьют по технологиям, у норвежцев есть технологические решения добычи, а на нас Greenpeace каждый раз накладывает ограничения из-за несовершенности и безопасности. Значит, эту технологию должны иметь. Самое главное — мы должны уходить от сырьевой зависимости. Заметили, что «Татнефти» нет в ограничениях? А почему? У нее модель другая — большая часть переработки нефти идет на месте. Идет высокотехнологичный качественный продукт — каучук, полимеры и так далее. Очень востребованный продукт, на него тяжело наложить ограничения. Надо к себе привязывать страны по линии поставок высокотехнологичного товара, поскольку он незаменяем. Поэтому Татарстан перерабатывает нефть на месте и будет увеличивать удельный вес переработанного на месте. Такой продукт будет уходить даже в европейские страны. Также надо учесть себестоимость добычи газа. Дело в том, что сланцевый американский газ, как и нефть, — затратный продукт. Наша нефть дешевле, мы можем работать при более низких ценовых горизонтах.

Должна быть и выдержка, в конце концов европейцы сами разберутся, если мы готовы решать вопросы по цене. Американцам будет сложнее. Против Китая же тоже можно было санкции ввести из-за коммунистического режима, нарушения прав человека. Но не будет же, так как Китай вошел в западную экономику! Надо быть сильным, а мы слабы.

Санкции же постепенно наращивают. Сначала были продуктовые, бытовые, сейчас уже технологические и финансовые (прекращение кредитных линий). Наша задача — быть сильными. От нас будут зависеть страны, если сами станем технологически развитой страной. Возможный ущерб от действия закона трудно назвать. Одно колебание цен... Будут падать котировки наших газовых компаний, поступления из бюджета, если мы не предпримем меры. Сможем переориентироваться на ходу — будет меньше ущерба. Кроме того, мы не воспользовались временем, которое было отведено этим санкциям. США же постепенно к газово-нефтяным санкциям подошли. Не смогли уйти от зависимости от Запада и Европы.

Леонид Поляков  член экспертного совета фонда ИСЭПИ: 

— По дипломатической линии мы уже ответили, причем еще на старые дела, а именно на высылку наших дипломатов и конфискацию дипсобственности при Бараке Обаме. И ответили адекватно. Что касается закона, который подписал Трамп, здесь ситуация более сложная. Нам надо не то чтобы придумать и совершить какую-то гадость в отношении США. Нам нужно найти способы того, как мы можем противостоять и эффективно работать в новых условиях, когда торгово-финансовые санкции и ограничения нашей экономики создают реальную угрозу. Мы должны научиться работать в условиях довольно серьезных ограничений и реализовывать задачи, которые перед нами стоят. И не надо паниковать, надо находить варианты, чтобы экономика развивалась и социальная сфера не страдала. 

Все разговоры о том, что у Путина есть какие-то тайные счета за рубежом, — это абсолютный бред. Он совершенно прозрачен. К тому же когда началась кампания по национализации элит, всем российским политикам было рекомендовано (и был специальный закон на эту тему) срочно вернуть все свои активы в Россию. Конечно, может быть, для кого-то эта угроза сохраняется, и я не исключаю, что кто-то попадет под раздачу. Осторожность не помешает никому, так как сейчас непредсказуемо можно попасть под санкции. Любое участие в каких-то проектах в области энергетики, железнодорожного, воздушного транспорта и т. д. может оказаться поводом для введения персональных ограничений. В современной ситуации это еще одно напоминание о том, что все активы надо возвращать домой, если кто еще этого не сделал. Тем более что новый закон объявляет нам полноценную экономическую войну.

В нем написано, что конгресс США будет противостоять реализации проекта «Северный поток — 2». Если санкции против этого проекта войдут в силу и если нашим европейский партнерам не удастся согласовать с американцами условия, при которых этот проект был бы выведен из-под санкций, то можно ожидать серьезного ущерба. Может оказаться под угрозой реализация и «Турецкого потока», так как некоторые компании могут тоже испугаться возможных санкций и перестанут с нами сотрудничать. Придется провести серьезный аудит наших угроз и постараться найти варианты, при которых можно было бы продолжить реализовывать наши планы. 

А так как нас активно выталкивают из сотрудничества с американцами, особенно в энергетической сфере и сфере высоких технологий, то нам неизбежно придется более плотно сотрудничать с Китаем. КНР — важный партнер, надежный потребитель наших углеводородов и высокотехнологичная держава. Благодаря этому сотрудничеству можно компенсировать ущерб от американского закона. 

А с США мы вошли в эпоху полноценной холодной войны, судя по тем пунктам закона, где, в частности, написано, что они никогда не согласятся с аннексией Крыма, и по другим пунктам тоже все сводится к тому, что задача США — всячески противодействовать влиянию России в Европе и Азии. И все это всерьез и надолго.  Поэтому нам нужно проанализировать все риски, угрозы и возможности и выстраивать политику так, чтобы можно было противодействовать на всех уровнях, искать варианты того, как развиваться в тяжелых условиях.

Татьяна Становая  глава аналитического департамента центра политических технологий:

— Каким будет ответ России, сложно прогнозировать. Проблема в том, что сейчас Россия не хочет сжигать мосты и возвращаться в ситуацию, которая была на самом последнем этапе правления Барака Обамы, когда отношения между двумя администрациями были настолько плохими, что каждая из сторон уже не знала, какую еще пакость можно сделать противной стороне. Сейчас Россия не хочет идти по тому же пути, потому что Трамп при всей его слабости и уязвимости сохраняет определенное поле для маневра для России. Зачем идти на сознательное ухудшение, когда про определенных обстоятельствах со временем может появиться новое окно возможностей, которое Россия может использовать. В Кремле уже ответили на эти санкции, и теперь надо смотреть, как будут развиваться отношения дальше и как будет вести себя Трамп. В любом случае он остается для России не скажу, что последней надеждой, но сам факт того, что в США идет такая острая внутренняя борьба, говорит о том, что у Кремля есть возможности для маневра в будущем.

Что касается персоналий, я не знаю, какой информацией обладают американцы о друзьях Путина, об активах и прочих финансовых счетах. Но что важно в такой ситуации — сам закон создает условия для формирования гигантской информационной инфраструктуры по сбору данных против российского руководства. И эта инфраструктура будет развиваться не только в США, но и в Европе. Создается большой рынок, на котором будет расти спрос на любую информацию об активах, финансовых переводах, о каких-либо интересах Путина и его окружения. Сам факт разрастания этого рынка, конечно, пугает российское руководство. Это неприятно, потому что они оказываются под лупой мирового сообщества, которое будет цепляться за каждую деталь, малейший слух, сплетню и копать, копать, копать. Ничего хорошего для России тут нет. Более того, будут страдать россияне, потому что это будет служить дополнительным аргументом для спецслужб, чтобы закрывать информацию, ужесточать правила въезда-выезда, ужесточать контроль над коммуникациями, социальными сетями, доступа к разным данным и т. д, то есть будут прятать от внешних источников все, что можно спрятать. Для россиян это будет наиболее ощутимо, а наше руководство и бизнес столкнутся с не всегда дружественным интересом к тому, что они там делают. 

А что касается энергетической сферы, то я бы не исключала смягчения санкций, потому что в Европе очень недовольны тем, что приняли в США. На эту тему будут вестись серьезные переговоры, и тут есть основания, что они будут пересмотрены. Но это касается исключительно работы энергетических компаний в самой Европе. 

В то же время санкции американцев не изменят принципиально наших отношений с Китаем. России в любом случае нужно будет наращивать сближение с КНР. Другое дело, что ресурсы сближения достигают определенного уровня, за пределом которого добиться существенного прогресса тяжело. Тем не менее в геополитическом смысле Россия и дальше будет выстраивать отношения с Китаем. Но я считаю не совсем правильно противопоставлять западный вектор и восточный. Это несколько спекулятивный взгляд. Россия не выбирает между США и Китаем. США — это важнейший партнер, и как бы ни развивались наши отношения, даже дойдя до низшей точки, обе стороны будут стараться работать по тем сферам, в которых это важно не только для наших стран, но и для мира. А развитие отношений с Китаем имеет более региональное значение, чем с США.

Санкции будут оставаться до тех пор, пока не изменится режим Путина. Либо он сменится, либо перейдет в другое качество и перестанет быть, как сейчас, склонным к изоляционизму, антизападным, жестким, консервативным. По большому счету в чем уникальность нынешних санкций? Они полностью отвязываются от украинского кризиса. Сейчас санкции принимаются против режима Путина. И это ситуация надолго. и чтобы Запад пошел на смягчение, должно произойти что-то кардинальное: либо Россия меняет свою внешнюю политику, либо меняются режим Путина.