Двенадцать сотен мусульман из Татарстана в эти дни устремились к святыням ислама, в страну с жестоким тоталитарным режимом, созданном на кровавой закваске дремучего исламского ретроградства Фото: tatarstan.ru

«ФАКТИЧЕСКИ ПОД ВИДОМ СУННЫ ЧАСТО ОФОРМЛЯЛИСЬ ВСЕВОЗМОЖНЫЕ МРАКОБЕСНЫЕ УСТАНОВКИ»

Двенадцать сотен мусульман из Татарстана в эти дни устремились к святыням ислама. Хаджии — наши герои. Они являют миру образец глубинного стремления человека меняться и становиться лучше, и это вызывает подлинное восхищение. Вместе с тем они герои и в буквальном смысле слова, ибо решились на путешествие в страну с жестоким тоталитарным режимом, созданном на кровавой закваске дремучего исламского ретроградства. Сегодня этот режим переживает то, что сам же и породил, — волну терактов. Попытку совершения последнего из них саудовские власти предотвратили  буквально два месяца назад — 24 июня. Объектом атаки была Заповедная мечеть в Мекке, в которой находится Священная Кааба. А наши паломники едут именно туда.

Саудовская Аравия исповедует самый одиозный вариант суннитского ислама — ваххабизм. Иногда данную идеологию называют также салафизмом, что на самом деле является ребрендингом, желанием дистанцироваться от дискредитировавшего себя понятия. Сами саудиты связывают свою конфессиональную принадлежность с неукоснительным следованием Сунне, что позволяет им претендовать на статус лидера суннитского мира.

Согласно традиционным представлениям, Сунна — это свод преданий об образе жизни пророка Мухаммада, его поступках и высказываниях. Фактически же под видом Сунны часто оформлялись всевозможные мракобесные установки и нормы средневекового доисламского общества, нередко в корне противоречащие Корану, источнику подлинного ислама. Так, например, согласно Сунне, правоверный мусульманин может жениться на малолетних девочках, ибо сам Пророк якобы взял в жены шести-семилетнего ребенка, с которой начал сожительствовать по достижению ею девятилетнего возраста. Апологеты Сунны вместо того чтобы признать, что данную историю придумали лишь для оправдания нездоровой похоти средневековых развратников (коих было немало среди сильных мира сего), настаивают, что в те времена арабки, дескать, рано «созревали» и потому ранние браки с ними были в порядке вещей. При этом упускается из виду, что брачное сожительство с малолетней приписывается лишь пророку Мухаммаду, ибо только он был источником Сунны (читай: законодательного прецедента в исламском праве). Сам же Пророк выдал свою дочь Фатиму замуж, лишь когда ей исполнилось 17 - 18 лет. Аналогичным образом поступали и его праведные сподвижники. Единственная девочка, которая согласно Сунне оказалась готова к супружескому ложу уже в 9 лет, была наша матерь Айша, ставшая супругой Пророка.

К слову, Болгарская исламская академия по задумке татарстанских религиозных консерваторов, будет стоять на позициях классической Сунны. В ходе наших очных богословских дискуссий с ректором академии Рафиком Мухаметшиным я несколько раз прямо спрашивал его о том, готов ли он признать правоту татарского мыслителя Мусы Бигиева и многих других улемов исламского мира, которые, опираясь на первоисточники, доказали, что Айше на момент замужества было в действительности 17 - 18 лет, но никак не 9 и тем более не 6 - 7? И всякий раз он уклонялся от ответа. Ведь подобное признание означает отказ от средневековых положений, оформленных под видом Сунны, что в корне разрушает концепцию религиозного консерватизма, которую Рафик абый сегодня избрал в качестве своей идейной платформы.

«АРАБСКАЯ ВЕСНА» ВСЕЛИЛА В ПРАВЯЩУЮ ДИНАСТИЮ КОРОЛЕВСТВА ЖИВОТНЫЙ СТРАХ

Но вернемся к саудитам. До недавнего времени их королевство претендовало — впрочем, претендует и сейчас — на идеологическое лидерство в суннитском мире. Мощная финансовая подпитка от продажи нефти позволяла им экспортировать идеологию неукоснительного следования Сунне во вне, в том числе и в Россию (Татарстан также был подвержен этому влиянию). Однако джинн, выпущенный саудитами из бутылки, начал бумерангом оборачиваться против них же самих. В Саудии, как и везде, живут обычные, нормальные люди, которые благодаря интернету и заграничным поездкам теперь знают, что можно жить совершенно иначе, без атавизмов прошлого, навязываемых богословами, поддерживаемыми теократической властью. В обществе начало зреть глубинное недовольство режимом и диктатурой суннитских догм.

«Арабская весна» вселила в правящую династию королевства животный страх того, что это недовольство может всполыхнуть и в КСА. И власти начали идти на уступки. Так, в 2015 году саудовские женщины получили право избираться и быть избранными на муниципальных выборах. Неслыханный прорыв для страны, неукоснительно следующей средневековой Сунне. И хотя данная уступка была де-факто превращена в фарс (параллельно был введен ряд ограничительных мер), тем не менее она знаменовала собой начало тектонических подвижек в саудийском обществе.

Против них все еще выступают исламские консерваторы. Так, влиятельный мусульманский богослов Абдуррахман бен Насер аль-Барак, ведущий микроблог со 161 тысячей фолловеров, написал, что Аллах запрещает женщинам голосовать, а те, кто ослушаются, поплатятся за это после смерти. И пока таковых в Саудии большинство среди улемов. Но процесс изменений запущен. «Взвешенное обновление, основанное на исламских ценностях, — это веление времени», — провозгласил два года назад сам король Абдалла

На этой неделе из КСА пришла другая новость. Вопреки императивам Сунны и вытекающим из нее нормам шариата, Саудовская Аравия законодательно ввела-таки минимальный брачный возраст для своих граждан, причем сразу в 17 лет.  До сего дня саудиты могли жить по Сунне, то есть вступать в интимную связь с законной женой, как только та достигнет полового созревания, которое согласно суннитским богословам (кстати, в том числе и ханафитским), вдохновленным вымышленными хадисами про Пророка, начинается у некоторых девочек якобы с 9 лет.

Отныне Саудия, на которую равнялись исламские ретрограды мира, уже не выглядит безупречным эталоном следования Сунне. И теперь недовольство зреет внутри армии ею же и порожденных суннитских мракобесов. Как отмечают некоторые эксперты, постепенно нарастающая волна терактов в КСА — это ответ на начало реформ от исламских радикалов, которые не могут простить правящей верхушке королевства предательства идеалов Сунны.

Так что наши паломники уезжают в страну, в которой тлеет внутренний конфликт людей, готовых убивать других ради своих религиозных догм. Поэтому они во всех смыслах — герои.

Вопреки императивам Сунны и вытекающим из нее нормам шариата, Саудовская Аравия законодательно ввела-таки минимальный брачный возраст для своих граждан, причем сразу в 17 летФото: tatarstan.ru

«ЛЮДИ ВСЕ МЕНЬШЕ ХОТЯТ ЖИТЬ ПО НОРМАМ, ВЫДАВАЕМЫМ РЕЛИГИОЗНЫМИ ИДЕОЛОГАМИ ЗА СУННУ ПРОРОКА»

Конфликт этот будет только назревать. Люди в Саудии хотят нормальной жизни. Поэтому саудовские активисты нацелены на борьбу за свои права. Один из рубежей, который они пытаются взять сегодня, — право женщин на вождение автомобиля.  

Саудийские законы вроде как формально не запрещают напрямую женщинам садиться за руль. Однако взращенная на нормах Сунны система опекунства, законодательно закрепленная в Саудовской Аравии, де-факто не позволяет это делать. К тому же полчища богословов, все еще живущих по Сунне, формируют в обществе крайне негативное восприятие женщин, отважившихся водить машину.  

В 2011 году на волне «арабской весны», которая, как уже было сказано, привела к политическим реформам, хоть и незначительным, в  Саудовской Аравии сформировалось даже целое движение Women2drive. Видную роль в нем играла активистка Маналь аль-Шариф: она вела пропаганду в «Фейсбуке», выкладывая ролики, в которых демонстрировала свои навыки управления машиной. Столь дерзкое нарушение порядка не могло остаться безнаказанным: аль-Шариф задержали. Девять дней она провела в тюрьме за «вождение автомобиля лицом женского пола».  Ее последовательнице Шеме Джастанийя из города Джидда грозило другое наказание: в июле 2011 года за вождение автомобиля ее приговорили к 10 ударам плетью. Король Абдалла, впрочем, явил милосердие и отменил приговор. Еще одна активистка движения за права женщин, 28-летняя Лоуджан Хатлуль, получила широкую известность после своего ареста в декабре 2014 года. Ее задержали после того, как она попыталась въехать в королевство на машине из соседних Объединенных Арабских Эмиратов. И такие примеры нарастают как снежный ком.

Люди все меньше хотят жить по нормам, выдаваемым религиозными идеологами за Сунну Пророка. Вождение автомобиля женщиной становится одной из форм протеста в обществе, в котором невозможно канализировать свое недовольство в рамках нормального политического процесса. Другая форма протеста: громкая езда на мотоциклах в бейсболках, футболках и джинсах. Это практикуют саудовские парни. А самые отважные девушки решаются на немыслимое: они выходят на улицу без хиджаба, пусть и в безлюдном месте, ведь если об их поступке станет известно, то их отправят в тюрьму, как это случилось с девушкой по имени Хулуд в июле сего года.

«Вождение — это символ гражданского неповиновения, символ перемен в Саудовской Аравии, — утверждает аль-Шариф, — Мне 38 лет, я мать двоих детей, я инженер компьютерных систем, и я все еще фактически считаюсь несовершеннолетним, недееспособным человеком. Я несовершеннолетняя с рождения и до самой смерти. Я — как собственность, которая передается от моего отца моему мужу или брату, если мужа нет, или даже сыну — моему собственному сыну. Рожать собственного опекуна! Это и есть система опекунства». Добавим, что опекунство в религиозной системе координат есть не что иное, как Сунна.

Татарстанские идеологи и апологеты религиозного консерватизма взяли крен на укрепление в исламском сообществе республики принципов следования Сунне. В рамках данного тренда создается и Болгарская исламская академия. Именно с этой целью, как отмечают источники, в ее уставе было прописано в качестве императива следование «ханафитскому мазхабу», а не «мазхабу Абу Ханифы», как оно записано в уставе ДУМ РТ. Столь, казалось бы, незначительное смещение акцентов на деле означает очень многое: разворот от учения имама Абу Ханифы, во времена которого Сунна еще не оформилась как общепринятая концепция исламского права, в сторону более поздней традиции, которая во многом лишь формально апеллировала к его имени, но фактически подменяла его учение интерпретациями в рамках совершенно иной парадигмы.

Время покажет, к чему это приведет у нас, и не придется ли нашим женщинам бороться за право водить машину. А пока мы молимся за наших паломников, чтобы они благополучно вернулись домой и чтобы их хадж был принят Всевышним и помог им преобразить свою жизнь.

Рустам Батыр

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции