В Ростове-на-Дону полыхала Говнярка — район трущоб, который расположен в самом центре городаФото: ©Сергей Пивоваров, РИА «Новости»

«ЗДЕСЬ ПРЯТАЛИСЬ БЕГЛЫЕ РАЗБОЙНИКИ, ПРОЦВЕТАЛИ СТАРИННЫЕ БАНДИТСКИЕ «МАЛИНЫ»

Говнярка — странное место. Выше нее над Доном находятся парадная Большая Садовая улица и Театральная площадь. А здесь — кривые улочки, по которым ручьи фекалий стекают прямо в Дон, разросшиеся кусты и деревья скрывают солнце от домов-развалин из соломы и глины, где нет намека на асфальт, а местные жители не знают таких коммунальных благ, как водоснабжение и канализация. «Здесь прятались беглые холопы, разбойники, процветали старинные бандитские „малины“», — пишет местный сайт «Ростов-дом». Район до вчерашнего дня жил по законам чуть ли не тех времен, когда воры в законе его ласково называли «Ростов-папа», и самим своим существованием доказывал, что Ростов-на-Дону — город контрастов.

Название «Говнярка» появилось давно, и оно не связано ни с качеством построек на территории района, ни с моральным обликом местных жителей. Еще в советские времена тут работал жилищно-коммунальный комбинат, где обслуживали ассенизаторские машины и мусоровозы. Микрорайон несколько раз собирались расселить. Сначала это было предусмотрено генпланом города в послевоенном 1945 году. Затем о районе вспомнили в 1971 году, когда застраивали Театральный спуск к Дону. «В 1970–1980-е годы работы по сносу Говнярки вроде бы начались (был создан план, построено несколько многоэтажных зданий оригинальной конструкции), но наступила перестройка, временно все заглохло», — пишет местный краевед Максим Штаханов. Так что нетронутая развитием цивилизации Говнярка успешно дожила до XXI века, как будто показывая, каким был город на заре своего существования в XVIII веке.

«МЫ ГОТОВЫ ПРИНЯТЬ 50 ЧЕЛОВЕК, НО ЛЮДЕЙ ПОКА НЕТ — НИКТО ТАК И НЕ ПРИШЕЛ»

И вот вчера в расселенном доме №33 по улице Нижегородской внезапно вспыхнул пожар, огонь перекинулся на соседние постройки. Ближе к вечеру в местном МЧС рапортовали о том, что пламя охватило 25 частных домов (11 двухэтажных и 14 одноэтажных) на общей площади 10 тыс. кв. метров. По данным на 22:00, пострадало 107 строений, из которых 83 — жилые. С огнем боролись не только с земли, но и с воздуха — 7 вертолетов МЧС, минобороны и Росгвардии скидывали тонны воды на Говнярку. Однако мешали тушить пожар, по данным ростовского МЧС, сильный ветер с порывами до 15 м/с и плотная застройка.

По предварительным данным, пожар обошелся без жертв. Но за медицинской помощью, по сообщению спасателей, обратились 25 человек, троих госпитализировали. По словам министра здравоохранения Ростовской области Татьяны Быковской, пострадавших было больше — 36 человек обратились за помощью к медикам. «По данным на 18:30 мск, 36 обращений в медучреждения и 4 человека госпитализированы. Трое полицейских обратились с отравлением угарным газом. На месте работало 10 машин скорой помощи. По замерам, проведенным Роспотребнадзором, в районе пожара выявлено превышение допустимых норм отравляющих веществ», — цитирует ее слова «Интерфакс-Юг» Еще 650 человек были эвакуированы из зоны пожара.

Всего для погорельцев было развернуто шесть пунктов временного размещения на 700 человек. Четыре из них располагаются в школах №5, №22, №80 и лицее №11. Также детей с родителями готовы принять городская детская больница №2 и управление соцзащиты Пролетарского района города. «Мы готовы принять 50 человек, но людей пока нет — никто так и не пришел. Мы их будем размещать в спортивном зале», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор школы №22 Юрий Комаров.

Местные власти пообещали выделить финансовую помощь погорельцам. «Компенсация обязательно будет из областного и из городского бюджета», — заявил губернатор Ростовской области Василий Голубев. Ну а глава МЧС РФ Владимир Пучков заверил, что пострадавшие могут рассчитывать на федеральную помощь из резервного фонда правительства, сообщает РИА «Новости». Вопросы, связанные с ликвидацией последствий пожара, с ними обсудил премьер-министр Дмитрий Медведев, сообщили в пресс-службе правительства РФ.

Одной из первых называлась версия о коротком замыкании Фото: ©Алексей Филиппов, РИА «Новости»

«ВАС ЛЕГЧЕ СЖЕЧЬ, ЧЕМ ЧТО-ТО ПЛАТИТЬ»

Главной интригой теперь становится причина пожара. И вот тут согласия между официальными лицами и жителями нет. Так, одной из первых называлась версия о коротком замыкании. «Вероятной причиной случившегося стало короткое замыкание неисправной бытовой техники. Версия поджога не рассматривается как основная», — заявил «Интерфаксу» источник в силовых структурах региона. Между тем прокурор области Юрий Баранов отметил, что версию поджога исключать нельзя, но преждевременные выводы делать отказался.

В свою очередь, Голубев сказал на заседании оперативного штаба, что эта версия будет отработана самым серьезным образом. «Жители обращались ко мне и говорили, что им поступали угрозы», — заявил губернатор.

О том, что жителям Театрального спуска угрожали, написало местное издание DonNews еще 9 августа. Ростовчанка Валентина Лившиц рассказала журналистам, что в начале августа к ней домой пришли двое мужчин «в черных очках с кожаными портфелями», которые заявили, что ей вскоре придется покинуть свой дом. «Они были похожи на бандитов из 90-х. Один из них сказал, что через 10 дней должен отчитаться перед главой администрации Ростова Виталием Кушнаревым, что я согласна покинуть дом на их условиях. Говорит: „Я уже все рядом купил и буду тут вести строительство“», — вспомнила женщина. По ее словам, мужчины отказались называть компанию, от которой пришли, но зато предложили 2,4 млн рублей за ее четыре сотки. Лившиц от предложения подозрительных мужчин отказалась, а те погрозили выселить ее в общежитие.

Другая жительница Говнярки, Нина Решетник, утверждала, что 70% жителей уже покинули неблагополучный район, в котором осталось около 50 домов. По ее словам, таинственные люди приходили и к тем, кто живет в нижней части района, и предлагали им от 100 до 600 тыс. рублей за сотку. «Когда им сказали, что за эти деньги ничего не купишь, они ответили: „Тогда вас легче сжечь, чем что-то платить“», — утверждает женщина.

Местные жители в один голос утверждают, что череда пожаров началась как раз после визита незнакомцев. Так, с начала августа тут было подожжено пять домов, некоторые горели по несколько раз, но их успевали вовремя потушить. Говорят, что однажды местные жители даже видели злоумышленника, который поджигал дом, но догнать его не смогли.

ЕЛЕНА РОМАНОВА: «ЛЮДИ СИДЕЛИ-СИДЕЛИ И ДОЖДАЛИСЬ. ИХ ПРОСТО НАЧАЛИ ЖЕЧЬ»

За подробностями происходящего «БИЗНЕС Online» обратился к главному редактору издания «Деловой квартал — Ростов-на-Дону» Елене Романовой.

Елена, как устроен Ростов? Как получилось, что район Театрального спуска, географический центр города, застроен ветхими одноэтажными домами и получил уничижительное название «Говнярка»?

— Сначала небольшая ремарка. Мы с Казанью коллеги и тоже будем принимать чемпионат мира по футболу. Все произошло напротив стадиона «Ростов Арена», который был построен для того, чтобы через год принять матчи чемпионата. Стадион стоит на левом берегу, а все это безобразие произошло на правом.

Ростов-на-Дону — старинный город, и он изначально строился на правом берегу Дона, у него была очень логичная и правильная структура поселения. Вдоль Дона идут большие улицы, их пересекают проспекты. В общем, как Манхэттен в Нью-Йорке. И что касается улиц, которые все ниже и ниже спускаются к Дону от красивой и ухоженной Большой Садовой, то четыре или пять из них — это вообще ад. На них можно снимать фильмы, посвященные не то что Второй, но и Первой мировой войне.

Говнярка, прошу прощения за это вольное название, находится между Нахичеванью и Ростовом. Сначала на Дону появилась Нахичевань, потом — Ростов-на Дону, затем их объединили в один город. И Говнярка оказалась между этими крупными районами в центре города. Это пологий спуск к Дону, там находится и Театральная площадь.

На самом деле места там золотые, если их застраивать. Но долгое время застройщики обходили их стороной по одной простой причине: Ростов — один из немногих городов, в черте которого находится действующий аэропорт. И как раз над этой чертовой Говняркой (а называется она так потому, что в старые времена там проходили канализационные стоки) проходит глиссада. Поэтому там нельзя было стоить ничего высотного, даже торгово-развлекательный центр нельзя было поставить.

Однако лет 10 назад там начали активно скупать участки, потому что это очень-очень красивые места. Тут и вид на Дон, рядом центр и парк. Участки скупали разные компании, нельзя сказать, что скупка велась централизованно. Часть людей продали свои участки, решив, что им была предложена хорошая цена, а другие отказались. Либо они ждали более выгодную цену, либо просто не хотели уезжать. Но в любом случае этот процесс застопорился после кризиса, многие просто остались жить в своих лачугах.

Лачугах? Там что, нет добротного жилья?

— Там разные дома, есть и дома получше, кирпичные, но самое главное — там земля. Я с ними разговаривала недавно, потому что две недели назад их подожгли. Вспыхнуло пять домов. Люди запаниковали, вызвали полицию, журналистов, мэрию и сказали: «Помогите, нас сжигают!» К ним приходили хорошо одетые люди в костюмах с дипломатами и просили продать им участки. Но владельцы участков хотят получить за них по 1,5 миллиона за сотку, а им предлагают по 500 тысяч и говорят: «Не хотите продать по-хорошему, продадите по-плохому. Переедете с пожарища в общежитие».

Люди обратились в мэрию, а там им сказали: «Извините, но мы ничего сделать не можем. У нас на эту территорию никаких планов нет. Мы здесь ничего не собираемся строить. Это все под коммерческую застройку. У вас дома скупает бизнес, вот с ним вы и договаривайтесь. Мы здесь ни при чем».

— Но если это глиссада, то получается, что там может быть только коттеджное строительство? Элитное какое-нибудь, но малоэтажное...

— У нас к чемпионату заканчивают строить новый аэропорт, в декабре он должен заработать. Его вынесли за городскую черту, стоял вопрос, достроят его или нет, решили, что достроят. И глиссада уходит из города. Уже с конца весны эти ребята начали приходить и делать свои предложения. Но они не делали нормальных предложений. Одна барышня мне рассказывала, что раньше ей за 4 сотки предлагали 7 миллионов рублей. Я спрашиваю: «Что же вы раньше не продали?» — а она: «А что я куплю на эти 7 миллионов? У нас там пять собственников, и всем нужно отдельное жилье».

Так что там такая ситуация: люди сидели-сидели и вот дождались. Их просто начали жечь. Официальная причина возгорания — короткое замыкание. Были эвакуированы 500 или 700 человек, и все говорят, что это полная ерунда. Загорелось сразу с трех точек, а короткое замыкание произошло в выселенном доме. Там никого нет, никакого электричества — тоже.

Пожар принял катастрофические масштабы, выгорело практически два квартала. Он перекинулся на дома более поздней постройки, двухэтажные дома, многоквартирные. У нас в Ростове сейчас очень сильный южный ветер, 15 метров в секунду. Было плюс 40, доходило до плюс 50. Открываешь окно или дверь, а оттуда такой сухой жар, как из печи. Так что пожар этот — верховой, огонь перепрыгивал с крыши на крышу.

Люди не успевали собрать свои вещи и документы, прибегали с работы, а там уже оцепление и никого не пускают.

Другая причина катастрофичности — пожарные машины стояли в пробке в центре города и ничего не могли поделать. У Ростова огромная транспортная проблема, это самый маленький по площади из российских миллионников. Его центр перенаселен.

— Точно никто не погиб? Надеюсь, все живы?

— Трупов нет. Сейчас была пресс-конференция, на которой было сказано, что пострадали 25 человек. Не работали гидранты, там просто их не существовало. Как все это время мэрия смотрела на такое, почему не было гидрантов — отдельный вопрос. Другое следствия катастрофы — власти обратят внимание на серьезные транспортные проблемы в городе.

— Какая часть Говнярки сгорела?

— Говнярка сгорела вся, как я понимаю. Огонь перепрыгнул через ее границы и пошел гулять по другим улицам. На самом деле создан опасный прецедент. Власти долго не могли решить проблему очень ветхих домов и признавались, что не могут ничего поделать. А сейчас это все начало гореть. И у тех, кто продолжает жить в ветхих домах в центре города, думаю, сейчас напряженное состояние.

Мы не можем никого подозревать в поджоге. Там несколько собственников загоревшегося дома, прилегающих участков. Нет конкретного интересанта — одной строительной компании или двух. Их там нет. Там есть несколько разных групп. Кто из них эту игру ведет, честно говоря, непонятно.

— Люди страховали свои дома? Это вообще принято в Ростове?

— Я занималась этой темой. Такими жилищами страховщики не занимаются. Там слишком просто организовать поджог, чтобы получить страховую выплату. Строения точно не страхуют, они слишком ветхие — настолько, что страховщики считают, что у этих домов просто отрицательная стоимость.

— Вы сама далеко от Говнярки живете?

— Далеко, но тоже в частном секторе. И мне очень неспокойно.