Фарит Закиев Фарит Закиев: «Мои нервы изрядно попортили, летом из-за этого даже не мог никуда поехать»

«ВЫТАЩИЛИ СОБЫТИЯ 2015 ГОДА, КОТОРЫЕ КОМУ-ТО НЕ ПОНРАВИЛИСЬ, И ОБРАТИЛИСЬ В ОРГАНЫ»

Сегодня газета «Коммерсантъ» со ссылкой на главу всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Фарита Закиева сообщила о том, что в офисе организации и квартире Закиева в один день были проведены обыски. Поводом для оперативных действий стало возбуждение уголовного дела по ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Закиев подтвердил эту информацию. «Обыск прошел у меня дома в понедельник (21 августа прим. ред.), что-то искали. Что? Даже не знаю, — рассказал он нашему изданию. — Мои нервы изрядно попортили, летом из-за этого даже не мог никуда поехать». В ходе обыска в казанском офисе на улице Саид-Галеева, 3 оперативники изъяли устав и учредительные документы ВТОЦ.

По сведению Закиева, уголовное дело было возбуждено еще 28 июня этого года, а в июле его вызывали на допрос татарстанские следователи. Поводом для возбуждения дела, по предварительным данным, стало два мероприятия, участие в которых принимали члены всетатарского общественного центра. Первое из них прошло еще 21 февраля 2015 года — пикет в защиту татарского языка. Второе — конференция «Татарский язык как государственный в Республике Татарстан. Почему не получилось за 25 лет?», которая проводилась в Международный день родного языка в 2016 году. В ходе этой конференции, в частности, члены ВТОЦ активно выражали свою критическую позицию по реализации политики двуязычия в республике: по мнению участников организации, реального паритета между русским и татарским языками в Татарстане никогда не существовало.

«Вытащили события 2015 года, где были разные плакаты, которые кому-то не понравились, в результате чего он обратился в органы. Якобы содержание этих плакатов подпадает под 1-ю часть статьи 282 УК РФ, — продолжает Закиев. — Там, например, был плакат, на котором есть слова первого вице-премьера Игоря Шувалова, которые он произнес в 2013 году: „Каждый проживающий в Татарстане должен говорить по-татарски вне зависимости от национальности“. Потом были плакаты, в которых говорилось, что в Татарстане два государственных языка и госчиновники обязаны знать татарский язык. У нас был плакат: „Конституция үтәлми, чиновниклар татар телен белми“ („Конституция не соблюдается, чиновники татарского языка не знают“). Я сам не считаю, что виноваты в чем-то».

По данным нашей газеты, обыски проводили сотрудники республиканского центра противодействия экстремизму МВД, а уголовное дело было возбуждено в следственном комитете по РТ. Старший помощник руководителя следственного управления СУ СК по РТ Андрей Шептицкий подтвердил нашему изданию, что уголовное дело возбуждено по ст. 282 УК РФ, однако более подробных комментариев он не предоставил.

Сам Закиев утверждает, что проходит по делу в качестве свидетеля. Подозреваемым его не объявляли, обвинений в совершении преступления ему предъявлено не было. Кроме того, по словам главы организации, на допрос к следователю были вызваны еще двое членов ВТОЦ, чьи имена он отказался называть. Они, по его информации, также проходят по делу в статусе свидетелей.

Обеспокоенность будущим ВТОЦ уже высказывали на его апрельском съезде

«ПОСЛЕ ЧЕЛНОВ ВОЗЬМУТСЯ И ЗА КАЗАНЬ»

Общественно-политическая организация «Всетатарский общественный центр» работает с 1989 года. Это самое известное общественно-политическое формирование татарского национального движения. В начале 1990-х ВТОЦ требовал предоставления Татарстану полноценного государственного суверенитета, собирая многотысячные митинги в поддержку независимости республики. В последние месяцы активизировался в связи с возникшей проблемой продления договора о разграничении полномочий между Москвой и Татарстаном. ВТОЦ предложил заключить новый договор, прописав в нем право оставлять в регионе 70% собственных доходов. Кроме того, он активно выступает за введение ЕГЭ на татарском языке.

В мае этого года уже звучал тревожный звоночек для организации: горсуд Набережных Челнов признал челнинское отделение организации экстремистским, полностью запретив его деятельность. Официально оно было ликвидировано еще в 2004 году, но, по данным прокуратуры, продолжило деятельность, пропагандируя нарушение целостности РФ. Тогда казанское отделение ВТОЦ открестилось от челнинского, заявив, что это две разные организации. Дело об экстремизме отделения ВТОЦ рассматривалось по иску прокурора РТ Илдуса Нафикова.

Обеспокоенность будущим ВТОЦ уже высказывали на его апрельском съезде в отеле «Сафар», который прошел на неожиданно высоком уровне для полумаргинальной в последние годы организации. «Если внесут в список экстремистов, то ничего хорошего нет. После того как меджлис крымско-татарского народа внесли в этот список, его членов стали сажать, руководителей не пускают в Крым. Если ВТОЦ признают таковым, последствия будут страшными. После Челнов возьмутся и за Казань. Это страшнее, чем закрытие. Наш милли меджлис закрыли в 2010 году, но мы не состоим в списке экстремистских организаций», — говорила тогда известный литератор и общественный деятель Фаузия Байрамова.

Фаузия Байрамова Фаузия Байрамова: «ВТОЦ был единственной организацией, требующей продлить договор с Россией, поэтому так же решили заткнуть рот»

«ВТОЦ ОСТАЕТСЯ ЛИШЬ ПОСЫПАТЬ ГОЛОВУ ПЕПЛОМ И НЕ УСУГУБЛЯТЬ СВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ»

Фаузия Байрамова — ветеран татарского национального движения:

— В резолюциях, постановлениях ВТОЦ, принятых в последние годы, хоть и стояли жесткие требования, но все они были в рамках законов РФ. Раньше звучала критика политики России, а сейчас нет такого, что бы противоречило законодательству. Я лично исследовала этот вопрос. Наоборот, идет напоминание, что российские законы не исполняются. Всетатарский общественный центр превратился в организацию, напоминающую, что нужно исполнять принятые законы. Видимо, поэтому и решили заткнуть рот. Других, реальных претензий не могут найти, ведь нет каких-то слов, экстремистских высказываний, поэтому и берут за основу резолюции. Уголовное дело, по-моему, завели, чтобы напугать ВТОЦ, который сейчас остался единственной общественной организацией, выражавшей свое мнение. Видимо, это кому-то не нравится. Не думаю, что дойдет до закрытия всетатарского общественного центра, ведь реальной причины для этого нет, а вот попугать, держать в напряжении — это может быть. Вторая причина — именно ВТОЦ был единственной организацией, требующей продлить договор с Россией, поэтому так же решили заткнуть рот. Я высказывалась уже по этому поводу в интернете: закроют последнюю национальную организацию, следующим на очереди может стать сам Татарстан.

Сергей Сергеев — доктор политических наук, завкафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ:

— Поскольку ВТОЦ — общественно-политическая организация, явно, что политическая подоплека в обысках и возбуждении уголовного дела есть. А именно сейчас это произошло из-за того, что деятельность татарских этнонационалистов, пусть и умеренных, создает властям Татарстана определенные неудобства во взаимоотношениях с федеральным центром. Обратите внимание, насколько осторожно выступали представители правящей региональной элиты. Госсовет РТ даже не настаивал на заключении договора — ну не хотите договора, давайте хоть комиссию по его обсуждению создадим. А ВТОЦ проявлял активность. Заявления всетатарского общественного центра как по поводу заключения договора с федеральным центром, так и по поводу языковой политики в Татарстане могли создать у федерального центра впечатление, что региональная элита республики поощряет этнонационалистов. Есть же не лишенное оснований мнение, что татарские этнонационалисты управляемы со стороны казанского Кремля. А подобные подозрения со стороны федерального центра чреваты «утратой доверия» со всеми вытекающими последствиями. Но если ранее обыски и другие следственные действия в отношении татарских этнонационалистов были бы не совсем уместны, поскольку предстоял всемирный конгресс татар, то после его завершения руки развязаны. Так что главный мотив — попытка региональных властей отвести от себя подозрения со стороны Москвы в том, что Татарстан — рассадник этнонационализма и сепаратизма. Это сигнал федеральным властям: мы не разводим этнонационализм, как вы можете подумать, мы с ним боремся и наказываем виновных. В то же время это предупреждение этнонационалистам. Что касается перспектив дела, то не думаю, что будут серьезные наказания. Скорее будет небольшая «торжественная порка». Кто-то будет наказан, кто-то будет вынужден уйти в тень. В такой ситуации и при таких ресурсах (вернее, их отсутствии) ВТОЦ остается лишь посыпать голову пеплом и не усугублять свое положение.

Максим Шевченко — журналист, член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:

— Конечно, атака правоохранительных органов на ВТОЦ связана с неподписанным федеративным договором и негативной реакцией татарской общественности. Это запугивание татарской интеллигенции, которая раздосадована тем, что Москва отказалась от федеративных отношений с Татарстаном. Это и продолжение тезиса Кириенко, заявившего, что российское государство в договоренностях не нуждается. Люди при этом не стеснялись в выражениях в интернете. Я бы посоветовал татарским активистам, борющимся за права народа, включить сабыр (в переводе с татарского — «терпение»). Прежде чем что-то резкое сказать, лучше взвесить. Понятно, что люди горячие, искренние, при российском законодательстве они на себя наговаривают такие статьи. Не думаю, что внутри Татарстана будет жесткое наказание. Скорее это демонстрация Москве, что ситуация под контролем, ведь ВТОЦ — известная организация. При этом я не думаю, что сами представители татарской элиты довольны неподписанием, но они включают сабыр и умеют внутри себя эмоции сдерживать. Активистам можно пожелать удачи в борьбе со следствием. Надеюсь, что татарстанские власти не будут очень жестко относиться к тем людям, которые защищают интересы татарского народа, Татарстана. Хочется в это верить.