ТАТАРСТАНСКИЕ ЭКСПОРТЕРЫ ПОДСЧИТЫВАЮТ ПОТЕРИ ОТ БЕСПОРЯДКОВ В СТРАНЕ ПИРАМИД 

События в Египте не могли не сказаться на выросшем за последний год почти в два раза внешнеторговом обороте Татарстана с этой арабской республикой. Сильнее всего могут пострадать республиканская лесная промышленность, машиностроители и нефтехимия. Некоторые татарстанские компании-экспортеры уже несут существенные потери. Больше всех, как выяснил БИЗНЕС Online, страдает флагман татарстанской деревообрабатывающей промышленности - Зеленодольский фанерный завод, который отправлял в Египет практически треть своей продукции. 

КАК «ФАНЕРА» НАД КАИРОМ

В конце прошлой недели стало известно, что порт Александрия, являющийся главным воротами для экспортеров в Египет, с 31 января не принимает поступающие в страну грузы. Это факт подтвердили БИЗНЕС Online и основные татарстанские предприятия, поставляющие свою продукцию в эту ближневосточную страну. В первую неделю беспорядков александрийский порт еще принимал товары, но их выгружали лишь для того, чтобы освободить рейд от судов. При этом таможенники, пограничники и работники СЭС не работали.

По словам экспертов, это удар, прежде всего, по российской лесной промышленности, которая в структуре российского экспорта в эту страну занимает 12-20%. Именно Египет являлся по итогам 2009 года одним из главных рынков сбыта для  Зеленодольского фанерного завода. Здесь реализовалось до трети (31,6% ) всей фанерной продукции предприятия. С учетом, что в целом выручка от реализации этой продукции на ЗФЗ в 2009 году составила 546,8 млн. рублей, то речь идет, как минимум, о 150 - 170 млн. рублей. К сожалению, в отличие от других татарстанских предприятий-экспортеров, на ЗФЗ так и не смогли внести ясность, как сказались беспорядки на работе компании. В пресс-службе завода обещали дать по этому поводу комментарий БИЗНЕС Online, «если это позволит коммерческая тайна».  Но звонка так и не последовало.

НЕФТЯНИКОВ И КАМАЗОВ В ЕГИПТЕ НЕТ

Все же при всех трудностях лесопромышленников, самой главной статьей российского экспорта, согласно данным официальной статистики, приходится на топливо, нефть, продукты ее перегонки и т.д. – они составляют более 60% российского экспорта. Но, как заверили БИЗНЕС Online в пресс-службе Татнефти, татарстанские нефтяники не работают с этой ближневосточной страной. В СМИ можно найти лишь сведения о том, что в середине 2000-х «Татнефть» вела переговоры о выходе на сервисный рынок Египта, но, похоже, переговоры так ничем и не закончились. Как и у другого татарстанского гиганта – ОАО «КАМАЗ».  В пресс-службе компании лишь отметили, что она ничего не поставляет в Египет. 

«Раньше сотрудничали. Но сегодня никаких проблем из-за случившегося не испытываем. Хотя в планах продажи в Египет у нас есть», - пояснил руководитель департамента по связям с общественностью КАМАЗа Олег Афанасьев.

Кстати, известно, что в 2000 – 2001 гг. в Египет из РТ было экспортировано 4,3 тыс. автомобилей «Ока».

ЭКСПОРТ РОС ДАЖЕ БЕЗ ЗЕРНА

По словам Ярослава Кабакова, ректора учебного центра «Финам», более 15% экспорта РФ в Египет составляют металлы и драгоценные камни (включая изделия из них), около 5% - машины и оборудование, еще примерно столько же - продукция химической промышленности.

«Хотя доля Египта в российском внешнеторговом обороте не превышает 0,5% (около $2,3 млрд.), тем не менее, страна входит в топ-30 крупнейших партнеров РФ по экспорту. Основной статьей экспорта из России в Египет традиционно является зерно (около 50% поставок), пиломатериалы и продукция машиностроения (около 20% и 10% соответственно), а также металлургическая продукция (примерно 5-8%)», - рассказал .

По данным татарстанского минпромторга, внешнеторговый оборот Татарстана с Египтом также невелик. При общем внешнеторговом обороте республики (за девять месяцев 2010 года) в $13 млрд. торговые взаимоотношения со страной пирамид составили $151 млн., т.е. 1,2%.  Но при этом он с 2009 года стал активно расти. 

ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Напомним, что Египет является основным потребителем российских зерновых. В 2008 году приехавший в Казань торговый советник посольства Арабской Республики Египет в РФ Мухаммед Давуд даже выразил от лица своей страны заинтересованность в закупке зерна в Татарстане на долгосрочной основе – по контракту на 5-7 лет.

В то же время Елена Старовойтова, директор ФГУ «Центр оценки качества зерна» рассказала БИЗНЕС Online, что Татарстан последние несколько лет Татарстан напрямую не поставлял зерно в Египет.

«Активные поставки напрямую были до 2004 года. Мы грузили зерном многотысячные суда в Египет. В 2007, 2008, 2009 и 2010 годах не было сертификатов на постановку зерна. Мы поставляли его в Иран, Израиль. Но мы выдаем сертификаты в Новороссийск, где пишем о концентрации на экспорт. Поставляем мы туда ячмень второго класса. Он уходил в другие регионы и страны, в том числе и в Египет. В прошлом году там как раз были два спорных случая по качеству зерна, безопасности его поставки, представители ФГУ выезжали в Москву, чтобы решить эти вопросы. Нам трудно оценить, сколько могло зерна из Татарстана попасть в Египет», - резюмирует Старовойтова.

НЕМНОГО, НО СУЩЕСТВЕННО

Согласно данным татарстанской таможни, в Татарстане в 2010 году было семь основных предприятий – экспортеров: ОАО "Зеленодольский фанерный завод", ООО ПО "Начало", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ООО "Торговый дом"Кама", ЗАО "КВАРТ", ОАО КОМЗ и ОАО "Казанский вертолетный завод". Кстати, последний, как стало известно в декабре 2009 года, заключил один из крупных контрактов на поставку вертолетов.

«В течение многих лет не покупал казанские вертолеты наш старый эксплуатант - Египет, а сейчас мы делаем для него 24 машины и недавно отправили первую партию - четыре Ми-17В5. Остальные будут отправлены примерно до середины 2010 года», - заявил тогда гендиректор КВЗ Вадим Лигай.

Крупный производитель резинотехнической продукции для всех отраслей экономики  ЗАО «КВАРТ» сообщил БИЗНЕС Online, что сотрудничал с Египтом, но «это была разовая поставка». При этом «поставка была такой незначительной, что о ней и говорить нечего», -заявил наш собеседник.

Но, все же большинство опрошенных татарстанских экспортеров признаются, что из-за беспорядков компании вынуждены подсчитывать убытки, которые насчитывают миллионы рублей.

Арслан Минвалеев
Наталья Токранова
Надежда Замалиева
Сергей Афанасьев
Тимур Латыпов

Комментарии

Ирина Гаврилова – ведущий менеджер по продажам ООО ПО «Начало»:

- Мы поставляем в Египет автозапчасти к легковым автомобилям: диски, сцепления, тормозные колодки, крылья, капоты. Но в 2011 году из-за этих беспорядков пока не  совершили ни одной поставки в Египет. При этом представители из Египта звонят, размещают заказы, хотят с нами сотрудничать, но проблема в том, что транспортные компании не хотят туда везти грузы, либо запрашивают очень большие деньги, что нам не выгодно. Экспорт в Египет занимает примерно 1% от общего экспорта. Отгрузки мы производили четыре раза в год. Объем поставок от экспорта составляет примерно  $300 тыс. в год. Сейчас мы планируем просто переждать эту ситуацию, а после прекращения  беспорядков вновь возобновим торговлю с Египтом.

Елена Хабибуллина – начальник отдела экспорта ООО «Торговый дом «Кама»:

- Мы занимаемся поставкой шин в Египет. В настоящий момент мы временно с клиентами не работаем по причине нестабильной политической обстановки в стране. И пока не знаем, когда возобновим сотрудничество. Наверно, когда ситуация стабилизируется.

Заказы оттуда сохранились, но отгрузку продукции пока не проводим, в частности, причиной стало и закрытие порта в Александрии. Но контракты мы не разрывали и рынок менять не собираемся, поскольку весьма им довольны. Хотя доля экспорта в Египет очень маленькая: общий объем экспорта в дальнее зарубежье занимает всего 3 % от общего объема реализации торгового дома «Кама», включая на российский рынок и страны дальнего зарубежья.

Сергей Ипатов – директор ООО «Компания «Мрамор и гранит»:

- У нас в данный момент контрактов с Египтом нет, и беспорядки на нас никак не отразились, хотя сотрудничество мы ведем. Думаю, к тому времени, как нам надо будет  делать заказы, порт уже откроют. Все обязательства, которые были связаны с Египтом,  выполнены. В ближайшие три недели мы само собой не будем делать заказов, а потом, думаю, работа да и ситуация в Египте войдет в нормальное русло. Да и импортера менять не собираемся, так как проблемы в Египте – явление временное.

Ильдар Мартышев – начальник отдела стратегический исследований ОАО «Нижнекамскнефтехим»:

- В последний раз в Египет мы поставляли полистирол в январе прошлого года. Партии у нас большими никогда не были, всегда были разовые сделки, отдельного направления поставок по Египту у нас практически нет. Но в целом могу сказать, что сейчас в Египет вряд ли кто-нибудь поставляет продукцию. Это больший риск, потому что при таком политическом раскладе событий, в стране на носу гражданская война, очень большой риск неплатежей. Знаю, что нефтехимические компании, которые экспортируют товары в Египет, имеют сейчас сложности с тем, чтобы доставить товар. Тут три опасных момента: задержка платежей, нарушений сроков поставки и безопасность товара. И импорт, и экспорт внутри страны, все страдает, убытки немалые. Если товар прибудет в порт на склад, где гарантия того, что он останется сохранным?  

Ярослав Кабаков, ректор УЦ «ФИНАМ»:

- Согласно данным официальной статистики, более 60% российского экспорта приходится на минеральные продукты (минеральное топливо, нефть, продукты их перегонки и проч.), более 15% экспорта РФ составляют металлы и драгоценные камни (плюс изделия из них), около 5% - машины и оборудование, еще примерно столько же - продукция химической промышленности. Другие статьи российского экспорта занимают совсем незначительные объемы в общей массе.
Что касается Египта, то его доля в российском внешнеторговом обороте не превышает 0,5% (около 2,3 млрд. долл.), тем не менее, страна входит в 30-ку крупнейших партнеров РФ по экспорту. Основной статьей экспорта из России в Египет традиционно является зерно (около 50% поставок), пиломатериалы и продукция машиностроения (около 20% и 10% соответственно), а также металлургическая продукция (примерно 5-8%). Следует отметить, что объемы экспорта России в Египет сильно сократились после введения запрета на экспорт отечественного зерна вследствие огромных потерь урожая после летних пожаров. Экспорт зерна может быть восстановлен в текущем году, в случае если урожайность зерна будет выше потребностей страны. На этом фоне, потери российского бизнеса в результате беспорядков в Египте нельзя назвать критичными - с одной стороны, внешнеторговый оборот невысок, а с другой - экспорт зерна, основной статьи экспорта, был запрещен властями РФ еще до волнений в арабской республике.

 

Основные показатели товарооборота Республики Татарстан с Арабской Республикой Египет за период с 2008 по 9 месяцев 2010гг. (данные Татарстанстата)

   тыс.долл.США

п.п.

Показатели

2008г.

2009г.

9 месяцев 2010г.

Справочно:

9 месяцев 2009г.

1.

Экспорт из РТ.

12 786,1

85 885,3

150 130,7

9 592,3

2.

Импорт в РТ.

2 071,8

765,5

1 004,1

676,0

3.

ВТО

14 857,9

86 650,8

151 134,8

10 268,3

 

История взаимоотношений между Татарстаном и Египтом

1997, февраль - соглашение о развитии партнерских отношений между столицей Республики Татарстан - городом Казань и провинцией Арабской Республики Египет - Аль-Мануфия.

1999, август – визит Чрезвычайного и Полномочного Посла Арабской Республики Египет Реда Ахмед Шихата в Татарстан. Обсуждение аспектов сотрудничества между Татарстаном и Египтом.

1999, октябрь - визит председателя совета директоров, исполнительного директора национальной компании по торговле и развитию "ИНТАД" Арабской Республики Египет Мохтара Хусейна. Обсуждение организации торгового центра Республики Египет в Татарстане.

2000-2001 – экспортировано 4,3 тыс. автомобилей «Ока» из Татарстана

2001, август – визит египетской делегации во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Арабской Республики Египет в РФ господином Реда Ахмет Шехата. Подписание пятистороннего меморандума о стратегическом сотрудничестве между правительством Татарстана, Казанским авиационно-производственным объединением (КАПО) , ОАО "Туполев", "Авиаэкспортом" и египетской компанией Sirocco Aerospace International S.A.E

2003, июнь - визит посла Арабской Республики Египет в РФ Рауфа Саада в Татарстан, встреча с первым президентом РТ Минтимером Шаймиевым. Посол передал приглашение президента Египта Хосни Мубарака президенту РТ Шаймиеву посетить Каир.

2004, март - ОАО "КамАЗ" подписало с египетскими компаниями "Такоароматик" и AAV (Арабско-американская автомобильная компания) протокол о намерениях по организации сборочного производства автомобилей "КАМАЗ" в Египте.

2007, декабрь – визит делегации Татарстана в Египет для расширения и укрепления двусторонних торгово-экономических связей.

2008, июнь - встреча министра промышленности и торговли РТ Александра Когогина с представителями египетской компании по производству мебели «Эль Лаббан». Посещение деревообрабатывающих и мебельных предприятий республики.

2008, май – визит министра промышленности и торговли РТ Александра Когогина в Египет для  презентации торгово-экономического и промышленного потенциала Республики Татарстан, продвижение продукции ОАО «КАМАЗ» в государственный и частный секторы Египта, налаживания сборочного производства автомобилей «КАМАЗ» на территории промышленных зон Египта.

2010, февраль – визит Чрезвычайного и Полномочного посла Арабской Республики Египет Иззата Саада Аль-Сайеда. Встреча с президентом РТ Минтимером Шаймиевым