. На церемонию открытия академии приехали практически все главы районов Татарстана, ректора учебных заведений, имамы и муфтии со всей России

«ОЧЕНЬ МНОГО ХОТЯТ УЧИТЬСЯ ИЗ СРЕДНЕЙ АЗИИ И АРАБСКИХ СТРАН, НО ПРИОРИТЕТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗА РОССИЙСКИМИ РЕБЯТАМИ»

Первое, что обращало на себя внимание сегодня утром в Болгаре, — это усиленные меры безопасности: многочисленные представители национальной гвардии, запрет парковки возле Белой мечети. Гости проходили через тройной кордон, возле каждой рамки шел тщательный досмотр. Полицейский, стоявший на посту, извиняясь, сказал журналистам: «Ребята, ну поймите, Бабич ведь приедет».

На церемонию открытия академии приехали практически все главы районов Татарстана, ректора учебных заведений, имамы и муфтии со всей России. Руководитель казанского отделения исполкома всемирного конгресса татар Фарид Мифтахов, как оказалось, — председатель попечительского совета казанского медресе имени 1000-летия принятия ислама. Он вместе с директором учебного заведения Ильясом Зиганшиным пришел дать напутствие своим преподавателям — Рустаму Ясавиеву и Ильдару Ситдикову. Вице-премьер РТ, председатель «Милли шура» Василь Шайхразиев также был среди приглашенных.

О том, что преподавание в БИА будет вестись не по-татарски, с тревогой корреспонденту «БИЗНЕС Online» напомнил депутат Госсовета РТ Разиль Валеев.

«Это неправильно, что нет татарского языка. Учеба должна была идти на трех языках: татарском, русском и арабском. Если татарского не будет, то говорить о том, что мы продолжаем дела наших богословов, не стоит. В медресе раньше изучали предметы на арабском, персидском языках, но основной был все-таки татарский». 

Кстати, основная масса студентов — татары, из Дагестана, например, только 9 человек из 35. Даже преподаватель медресе «Мухаммадия» Хусам Абдурахман, приехавший в Болгар стать доктором исламских наук, араб по национальности, за более чем два десятка лет проживания в Казани в совершенстве освоил язык Тукая. Что касается студентов из Средней Азии, они все владеют родственным узбекским языком.

«Очень много желающих учиться из Средней Азии, арабских стран, люди хотят сюда попасть. Но приоритет должен быть за российским ребятами», — говорит муфтий духовного собрания мусульман России Альбир Крганов. Московский гость, как он признался «БИЗНЕС Online», и сам подумывает о поступлении в докторантуру, но несколько позже. Возможно, в дальнейшем на берегах Волги будут шлифовать свои знания многие муфтии страны. Пока же докторов исламских наук в России можно пересчитать по пальцам.


«МНЕ СКАЗАЛИ, ЧТО НИКАКИХ НАГРАЖДЕНИЙ НЕ БУДЕТ, НО Я НЕ РУССКИЙ И НЕ ТАТАРИН»

Наконец высокие гости вышли на сцену — полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич, руководитель федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, президент Татарстана Рустам Минниханов, спикер парламента республики Фарид Мухаметшин, премьер-министр Алексей Песошин, мэр Казани Ильсур Метшин, а также духовные лица №1 — верховный муфтий Талгат Таджуддин, председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин, председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев. На трибуне стоял и митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Все как один в черных тюбетейках, кроме федеральных и православных чиновников. Бабич стоял с непокрытой головой, а Баринов хоть и держал в руках национальный головной убор, так и не надел его. Интересно, что во время чтения муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным аятов Корана Минниханов поменял свою тюбетейку на другую — размером побольше. Глава республики заявил, что открытие академии — знаковое событие для всего мусульманского мира.

«На протяжении многих веков Болгар был местом сосредоточения именитых ученых-богословов. Открывая в его сердце исламскую академию, мы возрождаем былое величие. В прошлом году в день принятия ислама был заложен первый камень в основание академии. Сегодня она принимает первых учащихся», — сказал Минниханов. Он поблагодарил мецената Алишера Усманова, который в силу занятости не смог приехать на церемонию открытия БИА, за существенную помощь в строительстве академии (олигарх пожертвовал порядка полумиллиарда рублей), сказав, что его пригласят отдельно. Индивидуальную благодарность миллиардеру выразил и государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев. «Почему исламская академия нужна именно сегодня? — сказал первый президент Татарстана. — Потому что до сих пор в России нет системы исламского образования. Православная система как-то уцелела и совершенствуется, а исламская была разрушена. Мы являемся участниками исторического процесса».


Полпред президента РФ в ПФО Бабич заявил, что образовательный комплекс академии соизмерим с лучшими образовательными комплексами мира. Верховный муфтий страны Таджуддин, известный своими эпатажными заявлениями, на этот раз ничего такого любопытного не сказал. Председатель ЦДУМ, давая что-то вроде наставлений ученикам академии, вспомнил своего наставника Ахмадзаки Сафиуллина, считавшего, что знания можно черпать и в поганое ведро, и в хрустальный бокал. К удовольствию большинства татарских имамов, солидную часть своего спича председатель совета муфтиев России Гайнутдин произнес на родном языке. Программу довольно-таки серой церемонии несколько оживил председатель КЦМ Северного Кавказа Бердиев, заявивший, что академия — это не татарский, а общефедеральный проект. Далее он и вовсе нарушил регламент, сообщив: «Мне сказали, что никаких награждений не будет, но я не русский и не татарин, позвольте мне для президентов вручить эту награду». Бердиев наградил Шаймиева и Минниханова орденом «За заслуги перед уммой Кавказа» первой степени, которой до этого награждали Владимира Путина. Завершилась церемония вручением президенту БИА Камилю Исхакову символического ключа от академии.


«У НАС КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ НЕ БЫЛО СВОЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ ИМАМОВ — МЫ И ПОЛУЧИЛИ ТЕ ТЕЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫ»

Для общения с журналистами после открытия академии, которое проходило на открытом воздухе, VIP-гости подходили, слегка поеживаясь.

— Ну как вам первые осенние холода? — поинтересовался один из корреспондентов у Бабича.

— Да уж, лето закончилось, — с легкой грустью в голосе ответил он. Однако, возвращаясь к радостному событию, отметил, что по поручению президента РФ Путина уже более пяти лет в Приволжском федеральном округе ведется системная целенаправленная работа по завершению формирования трехуровневого исламского образования. — Если на уровне медресе и высших учебных заведений эта система начинает функционировать, то верхнего образовательного уровня, который позволял бы нам готовить ученых, — богословов, толкователей ислама — такого учебного учреждения не было, — говорит чиновник. — И по поручению Путина прорабатывались различные варианты создания такой академии. При поддержке Рустама Нургалиевича и Минтимера Шариповича решили построить эту академию в Болгаре.

По словам Бабича, главная задача теперь — наполнить академию содержательной работой, чтобы наши студенты дальше не уезжали за рубеж, а получали исламское образование в России. В ПФО, кстати, сегодня 500 человек учатся за рубежом, а за последние 5 лет обучение прошли 3,5 тыс. человек.

— 22 миллиона мусульман проживают в России, и нам важно иметь связи с исламским миром, — признал Минниханов. — Есть стратегическая группа «Россия —исламский мир», которую по поручению президента Путина я возглавляю, мы провели три заседания. И я думаю, одно из заседаний надо провести в Болгаре. Надо показать, какую мы работу проводим.

По словам Миниханова, до революции Россия имела всемирно известную мощную школу богословов. Определенное время в этом направлении упущено, но надо двигаться дальше.

— Традиционный ислам — пример всему миру, — уверял президент РТ. — Мы видим, как Европа испытывает огромные проблемы с мигрантами. Пример Татарстана и других регионов России, как у нас в мире и согласии живут и сотрудничают разные конфессии, — эту традицию надо сохранять. А то, что у нас какое-то время не было своей инфраструктуры подготовки имамов и богословов, то мы и получили те течения, которые нежелательны. Поэтому наша задача — сохранить традиционный ислам, который складывался веками в нашей стране.

. Альбир Крганов: «Очень много желающих учиться из Средней Азии, арабских стран, люди хотят сюда попасть. Но приоритет должен быть за российским ребятами»

«ТОЛЬКО НА ПЛЕЧАХ РЕСПУБЛИКИ И ЗА СЧЕТ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ МЫ НЕ СМОЖЕМ ОРГАНИЗОВАТЬ НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В АКАДЕМИИ»

Баринов отметил, что уже на стартовом этапе академия становится центром притяжения не только для богословов Приволжского округа, но и всей страны. «На закладке первого камня год назад тут были представители Северного Кавказа, и первые слушатели — четыре человека из этого региона сегодня— тоже тут», — вспомнил он.

Руководитель федерального агентства по делам национальностей отметил, что для этого учебного заведения должна быть полноценная систематичная федеральная финансовая поддержка. «Только на плечах республики и за счет благотворителей мы не сможем организовать тот учебный процесс, на который мы замахнулись, — говорит он. — Мы готовы участвовать и в составлении учебной программы, поскольку очень важен  авторитет исламского образования. Особенно  если оно идет со светским. Тут мы с министерством образования РФ готовы подключаться».

Естественно, не обошлось без вопроса о судьбе собора Казанской иконы Божией Матери в Казани. Дескать, камни и под академию, и под святыню закладывали в прошлом году, однако храм до сих пор не построен. Ситуацию прояснил советник президента РТ Шаймиев, чей фонд «Возрождение» курирует работу. По его словам, если все запланированные работы пройдут в нужном темпе, то к концу следующего года строительство будет близко к финишу. Немало времени уйдет и на роспись стен в храме. «Мы все проекты красиво делаем с учетом [религиозного] равновесия», — добавил первый президент.

Шаймиев отметил, что комплектование кадрами исламской академии — действительно непростой вопрос.

«Вы многие моложе, но мы 70 лет жили в условиях атеистического общества, — обратился он к стоящим журналистам. — Но нынешняя система информационных технологий позволяет вести обучение и на расстоянии. Мы заявили об открытости академии в диалоге с Кавказом, обмениваемся опытом. Есть сложившиеся течения во всем мире и даже в РФ, есть отличия, находим пути для того, чтобы обеспечить межнациональный мир и согласие в РФ» .

Госсоветник президента РТ считает, что одним из первых шагов в исламской академии должно стать создание совета улемов (ученых), ибо исламский мир сам по себе очень сложный. «Каких только нет направлений и призывов, — говорит Шаймиев. — Люди по незнанию попадают под влияние определенных течений. Понравилась красивая книга, купил, а это запрещенная литература». По его мнению, создание совета улемов повлияет и на авторитет академии. Он не будет приказывать, как поступать, а просто даст толкование. «Сейчас время диалога. Особенно в этом вопросе. Нам надо просвещаться, а потом уже придерживаться канонов», — подытожил свое выступление госсоветник.

. До открытия академии прошла церемония вручения студенческих билетов будущим богословам

ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ СТИПЕНДИЯ БУДУЩИХ БОГОСЛОВОВ — ОТ 3 ДО 10 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

А до открытия академии прошла церемония вручения студенческих билетов будущим богословам. По словам ректора БИА Рафика Мухаметшина, в настоящее время все уже готово для того, чтобы запустить учебный процесс.

«Всего от желающих здесь учиться было подано 75 заявлений, 24 и 29 августа мы провели среди них вступительные испытания для абитуриентов. Экзамены успешно сдали в магистратуру 27 человек, докторантуру — 9. Занятия начнутся уже завтра. После 12 числа приедут студенты, которые сейчас находятся в хадже».

Директор центра подготовки коран-хафизов РИУ Абдурашид Фаизов — сам выпускник Российского исламского института и приехал в Болгар, чтобы стать доктором исламских наук.

«В РИУ окончил магистратуру на основе теологии и поэтому решил поступить в докторантуру БИА, — заявил он. — Хотел повысить знания, начать исследования, потому что определенный багаж знаний есть и нужно быть полезным обществу. Здесь очень удобно».

. Экзамены успешно сдали в магистратуру 27 человек, докторантуру — 9

Будущие доктора исламских наук будут грызть гранит науки в течение трех лет. Форма обучения напоминает заочную. Богословы будут приезжать на сессии, поэтому Фаизов сможет вести свою работу и в Казани. А вот в магистратуре дела обстоят чуть посложнее. Имам мечети «Омет» казанского поселка Борисоглебское и преподаватель Казанского высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия ислама Рустам Ясавиев хотел было продолжить свою проповедническую деятельность в столице Татарстана. «Здесь говорили, что будет возможность несколько дней в неделю учиться в академии, а остальное время можно будет проводить дома. Думаю, проблемы не должно быть, сегодня скажут уже более подробнее», — надеется будущий продолжатель дела известных татарских богословов. 

Между тем президент Болгарской исламской академии Камиль Исхаков сразу же после церемонии вручения студенческих билетов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» такую возможность не то чтобы уж категорически отмел, но заявил: это будет весьма и весьма сложно.


«У нас группа небольшая будет и в Казани. Мы пока об этом громко еще не говорили. Дело в том, что есть люди, которые в Российском исламском университете, Казанском исламском институте обучают на бакалавров, а сами еще не являются магистрами, и они хотят получить магистерское образование — будут совмещать работу с учебой».

Те же, кто будет постоянно жить в Болгаре, домой смогут приезжать только на выходной. Им стал не традиционный у мусульман пятничный день, а воскресенье. Сейчас известно расписания занятий и, что немаловажно, размер стипендии. Базовая часть составит 3 тыс. рублей в месяц. Для особо отличившихся предусмотрена повышенная. Как сказал начальник управления образования БИА Алексей Петров, за большие заслуги можно будет получать и до 10 тыс. целковых.