СТЕНОГРАММА ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРА РТ - МИНИСТРА ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ РТ В «БИЗНЕС ONLINE». ЧАСТЬ 3-Я

В третьей части стенограммы Николай Никифоров, вице-премьер РТ - министр информатизации и связи РТ на интернет-конференции газеты «БИЗНЕС Online» говорит об информационной безопасности правительства и о том, почему президент РТ не понимает, «что и от кого мы защищаем». Также министр делится мнением о том, что в IT-сфере «нет лучшего контролера, чем разгневанный конкурент»…

ДА ПУСТЬ ЭТО ВСЕ УТЕЧЕТ КУДА УГОДНО

- Весьма актуальный вопрос задал Магданов Сергей Владимирович: «Здравствуйте, Николай Анатольевич! На вас - огромная ответственность по реорганизации инфраструктуры коммуникаций в нашей республике. Начали с электронного правительства - хорошо, потому что бумага - прошлый век. Но ввиду последних событий по поводу WikiLeaks возникают вопросы: как в Татарстане защищается информация и внутренняя электронная документация госструктур, рядовых граждан? Как вы оцениваете степень их защиты? И еще: как вообще относитесь к такому ресурсу, как WikiLeaks?»

- По первой части вопроса… Ну, мы тоже не раз приходили к президенту со страшными прогнозами по информационной безопасности правительства. И он всегда говорил: «Уважаемые коллеги, приведите ко мне любого журналиста, я его оставлю за своим столом, и он может посмотреть любой мой документ. У меня нет никаких секретов ни от кого. Пусть это все утечет куда угодно… Я не понимаю, что и от кого мы защищаем».

Реальная проблема с информационной безопасностью сегодня лежит не в сфере защиты каких-то тайн правительства, которых, поверьте, и не существует. Есть проблема защиты персональных данных. Вот это - то, за что мы несем ответственность, что мы по закону должны обеспечить. Здесь, конечно, предстоит сделать еще очень многое, хотя уже все сроки уходят. К сожалению, здесь и в целом по стране мы еще не дорабатываем, есть реальная угроза, реальный потенциальный риск. А персональные данные - они у нас везде. Они в бухгалтерии каждого предприятия, в каждой страховой компании, в каждом банке… Везде наши фамилия-имя-отчество, адрес, где мы живем, еще чего-нибудь про нас, где-то есть про наши болезни, где-то про наши вклады, где-то про наши автомобили и так далее… Вот здесь еще предстоит защищаться. Работа идет, но конца и края ей не видно.

- Вы в курсе, что вообще-то персональные данные можно купить на рынке?

- Смотря какие. Опять же это очень хорошо иллюстрирует, насколько защищены те или иные ведомства. Я сейчас не буду говорить, какие данные можно купить. Иногда мы тоже проводим контрольные закупки, потом выясняем, скажем, по состоянию на какую дату эта информация действовала… Защита персональных данных - это очень сложная, очень долгая работа, которую нельзя закончить в определенный день, она бесконечная, как и обеспечение правопорядка. Каждый день милиционеры должны нести свою службу и пресекать нарушения правопорядка. Точно так же мы постоянно занимаемся защитой профессиональных данных.

Что касается вопроса о моем отношении к WikiLeaks… Считаю, что деятельность государства уже в национальном масштабе, - не какого-либо субъекта Российской Федерации, а всей нашей станы, - она, безусловно, также связана с защитой наших интересов, с таким понятием, как государственная тайна. Это требует определенных действий разведки, специальных служб. Конечно, публикации WikiLeaks - это иллюстрация определенных провалов, иллюстрация того, что система защиты информации дает сбой, что есть утечки. Но, уверен, что в 90 процентах случаев эта информация была получена из-за человеческого фактора, а не с помощью каких-то хакерских атак на сервера. Причина - человеческий фактор. И всегда нужно понимать, что информационная безопасность – это во многом человеческий фактор. Как Электронное правительство, это тоже во многом – организационные мероприятия, а вовсе не провода и железо. Да, мы принимаем целый ряд мер, каждое поручение в нашем документообороте подписывается электронной подписью. И если у нас возникают какие-то сомнения, мы можем размотать всю историю, посмотреть, а как было на самом деле? Но все-таки информационная безопасность не должна быть самоцелью. Затраты на безопасность должны адекватно соответствовать тем рискам, которые есть. Здесь надо все соизмерять.

45 РЕГИОНОВ ИСПОЛЬЗУЮТ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, РАЗРАБОТАННОЕ В ТАТАРСТАНЕ

- Марс Булатов пишет вам: «Добрый день, господин Никифоров! Посещая Татарстан с визитами, делегации из разных субъектов РФ говорят о том, как им интересен проект «Электронное правительство». Есть ли в России регионы, в которых началось внедрение проекта «Электронное правительство», основанное на платформе татарстанского проекта?».

- У всех регионов, в общем-то, своя стратегия. Есть те, кто хочет лучше меньше, но качественнее, есть те, кто претендует на большее. А в целом, как я уже говорил, 45 субъектов используют программное обеспечение, разработанное в Татарстане. Это благодаря той компании, которая работает сегодня в нашем в IT-парке. Это суперрезультат, я не знаю такого другого примера. Мы эти решения постоянно показываем каждой заезжающей к нам делегации во главе с губернатором или вице-губернатором. В этом плане IT-парк выполняет одну из своих функций постоянно действующей ярмарки наших IT-решений, инноваций, действий. Там же инфоматы, там же документооборот - все это все гости могут увидеть. Так что примеры есть, но хотим еще больше.

ПОЧЕМУ ТОЛЬКО АК БАРС БАНК?

- Галиева Лиана Ахтямовна спрашивает: «Почему на портале государственных и муниципальных услуг РТ к оплате принимаются только карты Ак Барс банка? Я работаю в больнице, и у меня карта Татфондбанка. Муж работает в мэрии города, у них у всех карты Банка Казани. Я считаю, что приоритет Ак Барс банка в данном вопросе несколько тормозит развитие услуг по оплате через Интернет. А ведь это так удобно для жителей Казани. За этим будущее. Мы покупки делаем через Интернет, ж/д и авиабилеты покупаем через Интернет, и многое другое. При этом принадлежность карты к тому или иному банку не имеет значения! Прошу вас рассмотреть данное предложение и расширить перечень карт, которыми можно оплатить услуги через портал госуслуг РТ».

- Очень хороший вопрос. Мы, к счастью или сожалению, тут опять первопроходцы. В стране государственные пошлины по пластиковым картам, по-моему, вообще никто нигде не принимает, даже на федеральном уровне. В Татарстане госпошлину можно оплатить по карте. Но тут есть проблема. Если гражданин платит ту же госпошлину в банке, процент с него не берут, это такая социальная нагрузка на банк. Когда мы пытались перенести это на пластик, выяснилось, что, оказывается, любой платеж - будь то Visa, будь то Master Card - имеет очень сложную структуру изымания комиссии. Что-то получает сама Visa, что-то Master Card, что-то платит один банк другому в зависимости от того, чья карточка и какие у них соглашения. Сложнейшая бизнес-система платежных систем. И только Ак Барс банк, как один из лидеров банковского сектора республики, пошел на то, чтобы платежи с его карт не облагались комиссией. Для нас это было принципиально. Комиссия не взимается ни в одном инфомате! Нигде в системе электронных услуг Татарстана нет никаких комиссии. Это для нас очень важный принцип, потому что, если бы пошли по пути уплаты комиссии, сразу бы скатились в коммерциализацию. Пока специально это удерживаем.

Но могу анонсировать, что в самое ближайшее время у нас все-таки будет прием любых пластиковых карт любых банков. Мы выстраиваем сейчас сложную юридическую схему, как это сделать, чтобы и соблюсти Налоговый кодекс, и комиссию не взять, и как-то взаиморассчитаться. Такую работу проводим. Боюсь назвать срок, но, скорее всего, уже в феврале 2011 года это начнет работать - любой платеж можно будет произвести любой пластиковой картой. Это будет прорывом. Не исключаю, что за платежи, не относящиеся к госпошлинам, комиссия все-таки будет. К примеру, при уплате штрафа ГАИ или платежа за ЖКХ, мы гражданину отдельно покажем, что штраф ГАИ, скажем, 100 рублей, но 2,8 процента к нему берет комиссию - не правительство Татарстана, а конкретно Visa или Сбербанк. Потому что это объективная реальность.

Заплатить можно будет и через инфоматы - они для той части общества, у которых нет компьютера и Интернета, это сегодня примерно 40 процентов населения. Но эти люди ходят в торговые центры, в магазины… И мы стараемся везде у них на пути расставить инфоматы, чтобы, как только возникла потребность повзаимодействовать с государством, что-нибудь оплатить или записаться куда-нибудь в очередь, в шаговой доступности был инфомат.

 

ДЕСЯТОК ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ ДЛЯ ТАТАРСТАНЦЕВ

- Сколько уже имеется инфоматов?

-Сегодня 45, будет еще 100.

- А статистика есть - как часто люди к ним подходят?

- Инфоматы очень востребованы. И дело не только в платежах, но и в реальных услугах. Сегодня там около десятка электронных услуг. Первое - оплата штрафа ГИБДД. Уже 11 процентов платят штрафы с помощью электронной услуги. Второе - получение выписки из единого реестра прав из Росреестра. Это нужно всем тем, кто у нас по соципотеке сегодня на учете стоит. И еще это нужно постоянно риэлторам, да и многим другим. Третье - получение выписки из земельного кадастра. Четвертое - подача заявления на оформление загранпаспорта. Пятое - получение информации о задолженности по налогам. Введите свою фамилию-имя-отчество и ИНН, и узнаете всю информацию по задолженности, которую тут же можете и оплатить. Шестое - внесение дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Седьмое - информация о ходе рассмотрения вашего обращения в правительство. Если ввести входящий номер и свою фамилию, можно увидеть всю цепочку, у какого чиновника сегодня находится ваше письмо. Восьмое - запись на регистрацию брака с выбором времени.

-А откуда пришла идея инфомата?

- Мы еще в 2009 году провели социсследования, и выяснили, что 92 процента жителей за сотовый телефон оплачивают в платежном терминале. Тогда Интернет был только у 30 процентов домохозяйств, у 70 процентов дома компьютеров не было, они пользовались платежным терминалом. Отсюда вывод: надо скрестить отсутствующий компьютер с Интернетом, с платежным терминалом, с крупными, простыми, понятными кнопками. И уйти от бланка, в котором непонятно, где и что надо писать.

Самое сложное в реализации инфомата - то, как услугу разложить на понятный набор шагов с красивыми, понятными, крупными кнопками, чтобы человек не запутался. Вот это самое сложное. А у нас так накручены регламенты предоставления услуг, что просто можно с ума сойти! Вот мы основное время и тратим на реинжиниринг этого процесса, как его сделать понятным и доступным для гражданина.

ТАТАРСТАНСКОЕ НОУ-ХАУ КОМПАНИИ «ИНФОМАТИКА»

- А есть где-то аналоги инфомата?

- Сегодня уже есть. Даже федеральные СМИ рассказали недавно, что теперь госуслугами можно воспользоваться, в том числе, и с помощью инфомата. Хотя у нас эта услуга была еще полтора года назад. Сейчас и на федеральном уровне, в Москве, ставятся инфоматы, они очень похожи на наш.

-А когда они в Татарстане появились, были аналоги?

- Тогда нет. Это опять таки наше ноу-хау. Это сделала казанская компания, она называется «Инфоматика», тоже сегодня работает в IT-парке. Компания и разработала дизайн инфомата, и спроектировала корпус. Они сами собирают инфоматы. Так что все это наше абсолютное ноу-хау, в чистом виде. Сегодня уже третье поколение инфоматов.

- Сколько стоит один инфомат?

- 400 тысяч рублей. Мы считаем, что он окупается за два месяца работы - с точки зрения экономии времени граждан.

- А нет такого ощущения, что это некий переходный этап, и чем больше будут развиваться новые технологии, чем больше люди будут пользоваться электронными деньгами, тем меньше будет нужды в этих инфоматах?

- Конечно. Ну, лет через 5 они устареют. К тому времени как раз их нужно будет меньше. Но они все равно будут нужны. Когда вы в воскресенье айпад оставили дома, и у вас мобильный телефон без интернет - браузера, а вы где-то оказались и вам что-то срочно нужно оплатить или посмотреть, - вы спокойно сможете это сделать через инфомат.

Один пример: только за месяц через инфоматы по ГИБДД было примерно 35 тысяч запросов информации. Люди 35 тысяч раз ввели номер автомобиля. 40 тысяч протоколов оплатили на сумму 12 миллионов рублей. Мы сегодня информируем об этом через Яндекс и Гугл, стараемся привлечь аудиторию. Потому что подозреваем, что еще многие о возможности получить электронные услуги просто не знают.

МАЛЕНЬКАЯ СПРАВОЧКА, БОЛЬШАЯ СПРАВКА…

- Вопрос от читателя Р. А. Семёнова: «С 1 июля 2011 года госорганы собираются перейти на внутренний обмен справками: гражданина нельзя будет послать за справкой в другое ведомство. Учитывая, что еще не все госорганы, а особенно муниципалитеты, перешли на электронный документооборот, обмен справками будет осуществляться через Почту России. А ее скорость работы составляет в среднем 3 - 4 суток в один конец. Соответственно, придется ждать обмена документами между чиновниками довольно долго. Каким образом будете решать эту проблему? Или люди так и будут сами ездить и собирать необходимые справки и документы?».

- Здесь проблема в неготовности федеральных органов власти. У нас тоже не все готовы, но у нас меньше учетных баз данных. Все ключевые базы данных относятся к федеральным полномочиям. Но граждане не делятся на федеральных и региональных – они все наши. Знаете, нас уже ругали за миграционную службу, за федеральную налоговую... Мне даже стыдно объяснять, что это не наши полномочия - информатизировать федеральную налоговую службу или федеральную миграционную службу. Сегодня федеральный центр пытается к нужной дате, к 1 июля 2011 года, привести в порядок свои регламенты. Там задачи не столько технические, сколько нормативные. Нужно полностью переформатировать свою работу. Задача находится  на контроле у федерального правительства, я это знаю, как член правительственной комиссии по IT. То есть такая работа идет. Очень строго с них спрашивают. Поэтому сегодня на повестке у каждого руководителя любой федеральной структуры - переход на электронные услуги, выполнение требования 210 федерального закона. Насколько у них получится, очень сложно давать прогноз. Опять же они все разные. Налоговая структура - очень айтишная, Росреестр - супер айтишная структура. Миграционная служба тоже очень серьезные проекты сегодня делает в сфере IT. Насколько остальные структуры могут соответствовать, сказать не могу, они очень сильно отличаются. Зависит от первого лица, насколько он сам серьезно понимает информационные технологии, сколько этому внимания уделяет...

Хочу привести еще один пример по Татарстану, по выпискам из единого реестра прав. В ноябре тысячу раз жители записались в очередь на конкретное время для получения справки. 5,5 тысяч раз оплатили госпошлину за выдачу справки. Это примерно 5-7 процентов от общего количества. Наша задача, - чтобы было 50 процентов.

Здесь нам очень важна обратная связь. Конечно, система не идеальная. К примеру, у нас несколько дней не работал сервис по приему платежей ГИБДД из-за проблем взаимодействия серверов. Это коснулось тысяч граждан, которые хотели воспользоваться электронными услугами, но не смогли. Мы сегодня на очень серьезном уровне рассматриваем надежность всей этой системы. Она должна работать без сбоев, круглосуточно. За этим постоянно должны следить специалисты не только у нас, но и в том ведомстве, которое эти услуги оказывает. Это новый уровень айтишной ответственности.

IT И ТАТАРСТАНСКИЕ ВУЗЫ

- Какие формы господдержки со стороны министерства прорабатываются в части информатизации вузов? В частности, в Казани создается Поволжская академия по спорту и туризму. Каким образом вы участвуете в процессе ее информатизации?

- Есть такая проблема - разделение уровней управления бюджетом. Имеется федеральный бюджет, региональный. Вузы, о которых мы говорим, – это федеральные структуры. Их финансируют из федерального бюджета. Поэтому министерство информатизации Татарстана никак не завязано в процессах их информатизации. Мы на самом деле участвуем во многих совещаниях, стыкуем наши программы и планы. Но мы никоим образом не имеем отношения к их бюджетам, к их информатизации. Самый интересный проект у нас сегодня, как я говорил, с Казанским университетом в части новой структуры, Высшей школы IT.

- Вопрос прислала читательница О.С. Ковалева: «Планируется ли проведение конкурсов в сфере информационных технологий?».

- Обязательно будем проводить такие конкурсы. Мы хотим в IT-парке в самое ближайшее время запустить специальный IT - бизнес-инкубатор. Считаем, что здесь в целом мы еще не дорабатываем, что есть возможность усилить эту позицию. Создание такого бизнес-инкубатора как раз направлено на то, чтобы любой студент знал, куда может прийти и получить весь набор полноценной поддержки. Сегодня IT-парк получился ориентированным на более-менее состоявшуюся компанию, юридическое лицо, в котором уже есть директор, бухгалтер. Мы сейчас в первом квартале 2011 года запустим бизнес-инкубатор, который такие компании будет создавать и ставить на поток. И инфраструктуру дадим, и юридическую помощь будем оказывать.

Возможности привлечения собственного стартового капитала сегодня есть самые разные. Комитет по предпринимательству много разных грантов дает, венчурный фонд много разных грантов дает. Если система заработает, если мы увидим базу данных этих проектов, поверьте, мы сделаем все возможное, чтобы переориентировать господдержку на IT. Это заработает, но все-таки через механизм бизнес-инкубатора. Я считаю,  что нельзя давать деньги бесконтрольно, дескать, раз есть такая-то идея, - пожалуйста, делайте. Должна быть определенная система мониторинга. Мы проект должны вести, хотя бы полтора - два года. И четко отслеживать каждый новый этап финансирования, помогать достигнуть результата. Не потому, что люди плохие, а просто новичкам сложно размышлять в терминах ориентации на бизнес-результат. Еще у очень многих - сметно-затратнический подход. И нужно здесь помогать.

- Похожий вопрос читателя А. Яруллина: «Николай Анатольевич, планируется ли вы заниматься развитием IT-проектов молодежи? На мой взгляд, необходимо общаться со студентами в вузах, так как большинству из нас абсолютно неизвестен IT-парк (некоторые знают его только из-за кафе с бизнес-ланчами), не знают, что есть министерство информатизации и связи. Я предполагаю, что проекты имеются в значительном количестве, но никто не желает нам помогать. Спасибо».

- Я себе пообещал, что пойду по ректорам вузов проситься выступить с чем-то вроде публичных лекций. Кроме шуток, хочу прийти в каждый вуз, выбрать правильные факультеты, целевую аудиторию. Мне хочется рассказать о том, какой я вижу сегодня стратегию для молодого человека, который учится на третьем, четвертом, пятом курсе вуза, как нужно правильно сориентироваться по жизни, что нужно делать и какие сегодня есть возможности. Хочется сказать очень многое. Потенциал-то огромный. Вспоминаю себя. Я учился на экономическом факультете КГУ. Если бы мне кто-то подобное рассказал, было бы очень интересно.

«НЕТ ЛУЧШЕГО КОНТРОЛЕРА, ЧЕМ РАЗГНЕВАННЫЙ КОНКУРЕНТ»

- Большой вопрос прислал Зарипов Ильшат Ирекович: «Добрый день, Николай Анатольевич! Учитывая задачи вашего министерства по проведению государственной политики по информатизации и связи, важность публичного освещения деятельности предприятий ЖКХ и иных служб республики, а также вспоминая летние лесные пожары и зимние аномальные снегопады, хочу задать такой вопрос/предложение. Планируете ли вы своими силами - или под контролем вашего министерства - оснащение всех единиц спецтехники, использующихся в ликвидации чрезвычайных ситуаций, системами глобального позиционирования ГЛОНАСС (как альтернатива GPS) с передачей информации по каналам GSM о местонахождении и режиме работы? Считаю, что важно выделить на сайте Электронного правительства РТ страницу с картой Республики Татарстан, с указанием на ней (в режиме онлайн, хотя бы с актуальностью 1 час) местонахождения спецтехники и краткого режима работы. Это позволило бы населению и руководству нашей республики видеть на сайте правительства РТ работу всего комплекса служб по борьбе с чрезвычайными ситуациями. И исключило бы необоснованные обвинения в адрес соответствующих служб в бездействии. Спасибо.

-Мне понравился этот вопрос.

- Вообще-то на сайте мэрии вроде бы уже отслеживают красные автобусы. Это недавно появилось. Ты можешь дома сидеть, а выйти тогда, когда нужный автобус подъезжает к твоей остановке...

- Это примерно то же самое, что со школьными автобусами и скорой помощью. Тут важно, на каком уровне осуществляется контроль. Самый высший уровень контроля – контроль публичный. Почему эффективна система электронных торгов Геллера? Потому что, как он любит говорить, нет лучшего контролера, чем разгневанный конкурент. На сайте опубликованы все счета-фактуры, отсканированные накладные по всем сделкам, до каждого гвоздя. Где что-то не так, об этом напишут и в УБЭП, и еще куда нужно. То же самое здесь...

Я полностью поддерживаю идею, высказанную читателем. Но тут требуется определенная консолидация информационных потоков. Потому что не хочется это делать только для отдельно взятого города - это должно быть общереспубликанским проектом. Причем, я убежден, публичным проектом. Мы сегодня полностью готовы, чтобы раскрыть информацию по школьным автобусам. Сегодня президент и премьер-министр республики неоднократно на разных видео-конференциях выражали главам администраций серьезную обеспокоенность эффективностью использования школьных автобусов. Я не вижу каких-то препятствий к тому, чтобы раскрыть публично в Интернете информацию о передвижениях школьных автобусов.

- В «БИЗНЕС Online» недавно был опубликован материал о том, что говорил премьер про школьные автобусы - часть из них вообще невозможно отследить, где они находятся, хотя они оснащены этой системой.

-Да, мы даже не знаем, они поехали или не поехали. То ли что-то у них там не работает, то ли они оснащение не используют. Мы пытаемся по каждому автобусу выяснить.

- А спецтехника?

-Она у нас в республике наверняка оснащена, просто вопрос, кто эту информацию обрабатывает. Одно дело, если обрабатывает само предприятие, у которого госконтракт с мэрией. Другое дело, если обрабатывает мэрия. Третье, - если это выставить на всеобщее обозрение, чтобы, скажем, в сильные снегопады население объективно могло проследить, как в этот день ездила та или иная снегоуборочная машина, увидеть ее в Сети.

- Борьбу с лесными пожарами так же можно было бы, наверное, отслеживать через Интернет?

- По лесным пожарам более сложная ситуация, потому что все-таки там задействована экстренная оперативная служба, есть серьезный регламент закрытости этой информации. Она есть у нас, она анализируется. Но в Интернете никогда не появится информация о том, где едет скорая помощь или там пожарная машина… А вот информация о школьных автобусах, городских автобусах, снегоуборочной технике или просто дорожной технике, я считаю, должна быть открыта.

БИЗНЕСУ НЕ ХВАТАЕТ IT-ЗНАНИЙ

- Вихров Денис Олегович пишет: «В Республике Татарстан все эффектно со стороны IT-услуг, интернета и так далее. Только в сфере своей деятельности я сталкиваюсь с полным непониманием и нехваткой элементарных знаний в области информационных технологий у нашего бизнеса. Собирается ли министерство информатизации и связи заняться разъяснительной работой - для чего нужны эти технологии, насколько они облегчают выполнение тех или иных задач?».

- Очень хороший вопрос. Мы готовим такой проект. Малый бизнес, предприниматель, зарегистрировавший юридическое лицо, - не знаю на каком этапе, пока еще не решили, с комитетом по малому бизнесу обсуждаем, - получит некий набор продуктов, некую коробку, в которой для него под ключ будет заготовлен определенный набор сервисов. Это электронная почта, может быть, интернет-сайт, какие-то базовые решения с офисными приложениями, с бухгалтерией, с какими-то юридическими базами данных и так далее. Мы рассматриваем сегодня вариант получить на это серьезные скидки. И второй вариант, возможно, субсидировать какую-то часть стоимости. Чтобы у предпринимателя была возможность за очень небольшие деньги получить полноценный, заранее настроенный под него набор IT-сервисов. Чтобы он мог пройти обучение, и с первого дня своего бизнеса все это использовать. Чтобы был спокоен за сохранность, работоспособность своей информационной системы. Не создавал собственный какой-то IT-штат, а просто получил уже готовый продукт. Мы считаем, что популяризация должна быть не просто через какие-то публичные лекции, а именно через определенный конкретный набор сервисов, который получает предприниматель. Чтобы каждый предприниматель, получивший статус малого бизнеса в комитете, мог подписаться на этот продукт. Срок запуска этой инициативы - второй квартал 2011 года. Сегодня это прорабатываем.

- Вопрос от Миннизянова Рамиля: «Уважаемый Николай Анатольевич! Мы, как представители IT-компании и бизнес-сообщества, помимо своих основных направлений, также активно занимаемся пропагандой и внедрением информационных технологий в деятельность и бизнеса, и гражданского общества. Нами создан проект клуба IT-директоров РТ. Также мы вплотную работаем со всеми ассоциациями, комитетами, ТПП и партнёрами… То есть объединяем вокруг себя «интеллектуальную элиту Татарстана»... Вопрос: как мы можем быть вам полезными, и можете ли вы назвать нас своими коллегами и последователями ваших решений?!».

- Я думаю, такие встречи надо проводить - с любыми состоявшимися общественными организациями. Если они, как организация, состоялись, если у них есть определенные регулярные сборы, если они действительно представляют репрезентативный срез нашей IT-отрасли, то нужно обязательно с ними встречаться и обсуждать все те ответы на вопросы, которые я сегодня здесь озвучиваю. Для того, чтобы получить какую-то оценку, здравую критику, предложения.

 

СКОЛЬКО СТОИТ «ЭЛЕКТРОННЫЙ ТАТАРСТАН»

- Демидов Дмитрий Аркадьевич пишет: «Прошу сообщить финансовые затраты на программу «Электронный Татарстан» и срок окупаемости?».

- Сейчас закончился трехлетний этап - с 2008 по 2010 год. В 2008-м бюджет составил 300 миллионов рублей. Я говорю про бюджет развития, потому что в программе «Электронный Татарстан» есть еще и бюджет эксплуатации. 200 миллионов рублей – 2009 год. И где-то 1 миллиард 400 миллионов рублей - 2010 год. Из них 750 миллионов – это ноутбуки учителям, Wi-Fi сеть в школах, подключение и так далее. Пока бюджет, заложенный на 2011 год, - 200 миллионов рублей, это не считая Универсиаду, чисто «Электронный Татарстан». Вот такие цифры.

- Там вообще есть смысл рассуждать о таких категориях, как окупаемость?

- Очень сложно. Мы обычно считаем окупаемость конкретного проекта. Бесполезно суммировать все вместе, так как - что там складывать? Килограммы с метрами? Но по конкретным проектам - отслеживаем. Считаем, насколько эффективны видео-конференции, считаем, насколько эффективна система капремонта жилья, насколько эффективен документооборот. Самый мой любимый пример – это электронные услуги. Потому что можно четко посчитать, сколько часов наши жители сэкономили, можно посчитать, сколько стоит один час. Каждое сэкономленное хождение ногами – это совершенно конкретный результат.

КУПИТЬ КУЧУ СЕРВЕРОВ, НАПИСАТЬ ПРОДУКТ, ПЯТЬ ЛЕТ ВНЕДРЯТЬ - ИЛИ?

- Денисов Максим Сергеевич прислал такой вопрос: «Николай Анатольевич! Правительство РФ в настоящее время намерено осуществить переход на планирование бюджета в рамках госпрограмм, при том, что уровень расходов федерального бюджета в рамках программ будет не менее 95 процентов. На сегодня из всего перечня госпрограмм утверждена только одна - «Информационное общество», реализация которой планируется, начиная с 2011 года. Как вы считаете, будет ли реальный прорыв в сфере информатизации от реализации этой госпрограммы? И как видите роль Республики Татарстан в участии в ней? Спасибо».

- Программа принята. Хорошо, что в ней, в отличие от «Электронной России», наконец-то появилась строка о финансировании проектов субъектов РФ. По 2011 году это миллиард рублей. К сожалению, пока правила и принципы не совсем понятны. Опять речь идет о каких-то типовых решениях, когда что-то делается и потом тиражируется. Наш опыт «Электронной России» показал, что типовое решение, записанное на компакт-диск и тиражированное по всем субъектам РФ, в подавляющем большинстве случаев не работает. Потому что дело не в программном обеспечении, а дело в организации работы. И мы считаем и всячески пропагандируем, что типовые решения должны развиваться, как услуги под ключ. Как вы пользуетесь Mail.ru –это услуга под ключ. Просто вы за нее не платите ничего. Есть много примеров платных услуг, когда вы можете за 15 долларов купить какую-то услугу, к примеру, услугу взаимоотношения с клиентами, и, как юридическое лицо, использовать ее.

Мы считаем, что и документооборот, и ГЛОНАСС+112, и прочее мы сегодня можем предоставлять как удаленную услугу. Каналов связи между регионами проложено столько, что неважно, где находится сервер. Он может стоять в Татарстане и предоставлять услугу для Челябинска. Может находиться в Москве и предоставлять услугу для Калининграда. Это не важно сегодня, поверьте. Поэтому мы предлагаем такой путь.

Конечно, тут нужно перебороть некое политическое неприятие: данные одного субъекта РФ могут находиться на территории другого субъекта. Но ведь сегодня очень много разной конфиденциальной информации, которая обрабатывается вообще неизвестно где, и мы об этом даже не знаем. Нужно уйти от таких предрассудков и объективно посмотреть вопрос экономии. Надо считать! Во сколько обойдется создание и поддержание собственной IT-инфраструктуры? А сколько будет стоить, если я буду получать конкретную услугу? Например, куплю услугу электронного документооборота за 100 рублей в расчете на одного служащего в месяц. Что проще - купить кучу серверов, написать продукт, пять лет заниматься его внедрением и кого-то обучать, или же купить готовую услугу? Мы пропагандируем второй подход.

По этому пути идет весь мир. Это называют красивыми словами «Облачные вычисления», это называют моделью SaaS (software as a service) - «Программное обеспечение как услуга». Татарстан по такой модели работает с 2005 года. У нас документооборот изначально был сосредоточен на одной группе серверов и обслуживает 18 тысяч пользователей. Все это работает. И по такой же модели может обслуживать 1 миллион 800 тысяч пользователей со всей страны. Так что пока здесь больше предрассудков, чем какой-то логики. Мы пропагандируем свой подход, и уверены, что это будет использоваться.

Елена Чернобровкина
Фото Ильи Лавриненко

Заключительную часть стенограммы читайте завтра.

«С помощью первого лица республики нам удалось переломить барьер неприятия компьютеров»

«Свой iPad я купил сам»