Как общаться с новым поколением пациентов, которым доступна любая информация из сети? Как сделать так, чтобы каждый сотрудник лечебного учреждения ощущал себя членом команды, нацеленной на качественные медицинские услуги и удовлетворенность пациента? Опытом решения этих вопросов в Казани на международной конференции делились эксперты Mayo Clinic — крупнейшего медицинского центра, занимающего первое место в ТОП-5 лучших мировых клиник.
«НУЖДЫ ПАЦИЕНТА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО!»
На минувшей неделе в Казани в ГТРК «Корстон» состоялось масштабное событие – международная конференция «Мировой стандарт качества: от идеи до воплощения. Опыт Клиники Мэйо». Организаторами выступили министерство здравоохранения РТ, Образовательный центр высоких медицинских технологий AMTEC KAZAN при сотрудничестве с Mayo Clinic. Отметим, что это уже четвертая подобная конференция, где представители медицинского сообщества России и сопредельных стран имеют возможность изучить опыт американских коллег по выстраиванию эффективной модели внедрения мировых стандартов качества как в отдельно взятом медучреждении, так и во всей системе здравоохранения в целом. За четыре года интерес к мероприятию значительно вырос: если первая конференция в 2014 году встречала участников из 16 регионов России, то в этом году на мероприятие прибыли более 600 человек из 79 регионов нашей страны и 9 соседних стран: Беларуси, Украины, Латвии, Грузии, Азербайджана, Узбекистана… Помимо этого, в конференции (а она длилась в течение двух дней), в режиме онлайн-трансляции приняли участие специалисты еще из 20 регионов РФ и других стран.
Клиника „ была создана 150 лет назад, и сегодня она занимает лидирующие позиции в ТОП-5 лечебных учреждений мира. Сегодня Мэйо – это крупнейшее в мире объединение многопрофильных общественных клиник, расположенных в трех штатах: Миннесота, Аризона и Флорида. Главное ее преимущество – в командной работе и особом отношении сотрудников к своему делу и пациентам. Не случайно главный девиз клиники: «Нужды пациента превыше всего!»
«Мы проводим четвертую конференцию с Клиникой Мэйо, и мероприятие становится все притягательнее для коллег из регионов и разных стран, – отметил генеральный директор Образовательного центра высоких медицинских технологий AMTEC KAZAN Леонид Галинский. – И это не удивительно: Клиника Мэйо – одна из ведущих клиник мира, главный секрет ее успеха – пациентоориентированность и командный дух. У Образовательного центра и министерства здравоохранения республики давно сложились партнерские, дружеские отношения с Мэйо, наши доктора неоднократно стажировались у американских коллег, а они, в свою очередь, приезжают делиться своим опытом и в Казань».
Медицинский директор по качеству Клиники Мэйо в Джексонвилле (штат Флорида) Тимоти Давлантес – постоянный эксперт традиционной конференции. Как он отметил, на мероприятии не обсуждаются чисто медицинские вопросы, здесь не преподают медицину: «Как правило, мы больше говорим о культуре взаимодействия с пациентом. Но при этом учитываем не только безопасность пациента, но и обеспечение комфорта и качественных условий для персонала медучреждений. Я побывал во многих медицинских учреждениях Татарстана и главное, что волнует наших коллег здесь, – стандарты в работе с пациентами, а также обеспечение безопасности», – сообщил доктор Давлантес. При этом американский эксперт высказал солидарность с русской поговоркой «слово лечит»: «Я абсолютно согласен с вашей поговоркой! У нас это является одним из постулатов. Именно это мы и продвигаем среди наших коллег: если есть удовлетворенность пациента, если он доверяет врачу, медсестре, то предоставляемые услуги будут иметь большой успех».
Его коллега из Клиники Мэйо в Аризоне – операционный менеджер Дэвид Энс – на конференции выступил с презентацией о командной работе. А на вопрос нашего издания, кто же все-таки главный в команде любой клиники, он, вопреки ожиданиям ответа о том, что это главврач, сказал: «В любой клинике босс – это пациент!»
![.](http://img3.business-gazeta.ru/articles/e5/1508773623_SHI_1171.jpg)
ТОНКИЕ МОМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ
Своим мнением о конференции поделились и участники мероприятия.
«Сегодня в здравоохранении Татарстана идет планомерная модернизация. Но очень плохо, когда есть отличная машина, а водитель не знает всех ее возможностей. Поэтому нам важно, чтобы система здравоохранения синхронизировала все возможности персонала клиник, которые задействованы в этом процессе», – высказался главный врач Детской республиканской клинической больницы Рафаэль Шавалиев.
В детском здравоохранении своя, отличная от взрослой, специфика: «Мы обсуждали с нашими коллегами из Клиники Мэйо, как выстраивать работу, так как качество медпомощи зависит не только от нас: у детских врачей есть особенность – мы работаем через посредника, представителя ребенка. Нужно уметь выстраивать систему мотивации родственников, чтобы репутационные риски, риски с оказанием медицинской помощи и риски с ответственностью родителей были управляемы и максимально сведены к нулю, – уверен главврач ДРКБ. – Главная компетенция сегодня – умение коммуницировать, выстраивать эмпатии, нужен конструктивный диалог между доктором и представителем ребенка. Это тонкие моменты, но их очень важно учитывать. Просто сказать „будьте вежливыми“ уже недостаточно, мы должны углубляться во внутренние переживания родителей больного ребенка».
![.](http://img3.business-gazeta.ru/articles/74/1508773680_SHI_9266.jpg)
Главный врач психиатрической клиники из города Лиепая (Латвия) Эвия Силиня призналась, что Россию посетила впервые после развала Советского Союза и ее поразила Казань: «Я давно не была в России, но сегодня смотрю – да у вас тут Европа! Все чисто, красиво!» Что касается форума, то госпожа Силиня сообщила, что намерена получить исключительно практические знания: «Мне важно получить прикладные знания – как вести стандарты качества в медицинской организации, тем более что в Латвии сейчас идут изменения в законодательстве как раз в связи с качеством в здравоохранении. Конечно, все процессы расписаны, но как это реализовать, как мотивировать коллег-медиков, как им объяснить, для чего это нужно? А у многих есть сопротивление новому, ведь люди не всегда готовы к переменам. А я считаю, что необходимо облегчить процесс в работе медицинского учреждения и при этом уменьшить бюрократию».
![.](http://img2.business-gazeta.ru/articles/43/1508773533_SHI_0341.jpg)
СЛЫШАТЬ УШАМИ ПАЦИЕНТА, ВИДЕТЬ ГЛАЗАМИ ПАЦИЕНТА, ЧУВСТВОВАТЬ СЕРДЦЕМ ПАЦИЕНТА
Министр здравоохранения РТ Адель Вафин, приветствуя участников форума на официальном открытии, поблагодарил экспертов Клиники Мэйо за партнерскую помощь в освоении лучших мировых практик и отметил, что и в Татарстане есть все возможности для создания своей, такой же великой клиники, как у американских коллег: «Можем ли мы у нас создать такую же клинику, как Мэйо? Думаю, да, у нас действительно высокий потенциал. Но, чтобы создать подобную клинику, нужно пройти большой путь. И здесь важно, чтобы каждый сотрудник был вовлечен в развитие клиники. Конечно, созданию великой клиники можно посвятить свою жизнь, потому что клиника будет спасать многие жизни, клиника будет давать новые жизни».
Подробнее о партнерских отношениях с Клиникой Мэйо и внедрении стандартов качества в татарстанских медицинских учреждениях, Адель Вафин рассказал в своем интервью.
– Что означает для министерства сотрудничество с американской клиникой?
– Это уникальный опыт для России, ни в одной зарубежной клинике мы не получаем столь подробной информации. И у нас уже есть результаты нашего сотрудничества: БСМП в Набережных Челнах прошла аккредитацию по американской системе качества и безопасности медицинской помощи. В России всего четыре клиники имеют такую аккредитацию, причем наша БСМП – единственная государственная клиника из этих четырех. Помимо этого, у нас 10 клиник прошли сертификацию по европейскому стандарту качества.
Самое главное – создать среду, настоящую комфортную среду, чтобы люди не испытывали стресс от похода в клинику, а приходили и с профилактической целью, были вовлечены в контроль над сохранением своего здоровья. Как сказал один из экспертов: «Мы должны слышать ушами пациента, видеть глазами пациента, чувствовать сердцем пациента для того, чтобы уметь помочь». Задача непростая. Но я верю в потенциал нашей отрасли.
– Внедряются ли принципы Клиники Мэйо в наши медицинские учреждения?
– Принципы Мэйо уже внедрены в те клиники, которые прошли аккредитацию по европейской и американской системам качества. Расскажу, как это выглядело на практике на примере БСМП. Итак, эксперт приезжает ночью с секундомером, ожидает, когда привезут больного с острым коронарным синдромом. Секундомер включается, как только каталка с больным въехала в больницу и до того момента, как ему раскроют сосуд в операционной. На все дается не более 45 минут – это стандарт. Но уже сегодня в БСМП время на данный этап оказания медпомощи значительно сокращено – всего 30 минут. От этого зависит эффективность и качество медицинской помощи. Но главное – должна быть вовлеченность в процесс всего персонала, от санитарки до главного врача. Поэтому мы и говорим на конференции о том, насколько и для нас важны ценности Клиники Мэйо, а они выражаются так: «Мы заботимся о каждом пациенте, о каждом родственнике пациента и о каждом коллеге».
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.
18+
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.