Первое голосование в Татарстане, проведенное под руководством нового главы Центризбиркома республики Мидхата Шагиахметова, обернулось федеральным скандалом. Лидер оппозиции Алексей Навальный рассказал, что специально мобилизовал 80 волонтеров из 8 регионов, чтобы проверить, как влияет на результат присутствие наблюдателей. Результат оказался показательным. В ЦИКе, куда попытался дозвониться «БИЗНЕС Online», вчера ситуацию не прокомментировали.
«ТАТАРСТАНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»
Малозаметные муниципальные референдумы в Татарстане вчера оказались под прицелом критики федеральной оппозиции. На сайте Алексея Навального появилась заметка «Все, что вам надо знать о том, как они проводят выборы, если мы не наблюдаем». В ней речь идет об итогах голосования по самообложению, которое прошло в районах республики в воскресенье, 19 ноября. Как писал «БИЗНЕС Online», граждане «самообложились» в среднем по 300 - 500 рублей во всех 42 муниципалитетах: в 852 сельских и 20 городских поселениях, в том числе в 14 райцентрах. Это своеобразное ноу-хау республики, которое реализуется с 2013 года, — на каждый собранный благодаря самообложению 1 рубль республика добавляет еще 4 рубля. За все время действия программы в нее было вложено более 2,8 млрд рублей. «Самообложение — это когда люди соглашаются на добровольный налог для решения какой-то проблемы. Типа давайте скинемся по 500 рублей и купим щебня для дороги. Или благоустроим кладбище. Такое решение принимается только на референдуме, и для него нужно не менее 50 процентов явки. Люди же, понятное дело, от референдума не в восторге — они не понимают, почему платят налоги, но все равно должны закупать щебень на свои», — безапелляционно разъясняет в своей заметке Навальный.
Как сообщил Центризбирком РТ, в голосовании на местных референдумах приняли участие 569 589 человек, что составило 66,26% от общего числа избирателей, внесенных в список. Референдумы были признаны состоявшимися в 858 поселениях (явка свыше 50%), несостоявшимися — в 14 поселениях (явка ниже 50%). Решения по референдумам приняты в 856 поселениях (за проголосовали более 50% участников).
Эти цифры и вызвали скептическую оценку Навального, который подробно и в графиках объяснил, почему им нельзя верить. По его информации, практически на всех участках, где присутствовали сторонние наблюдатели, необходимого кворума в 50% жителей не было. «Из 43 участков, где находились наши наблюдатели, — на 41 явка составила меньше 50 процентов. Был даже один, на котором проголосовали... 3,41 процента жителей. Это удивительно отличается от того, что приводит ЦИК Татарстана. Средняя явка по республике составила 66,26 процента, при этом есть 5 участков со 100 процентами проголосовавших», — пишет Навальный.
Он приводит конкретные примеры. Так, по данным оппозиционера, на двух участках поселка Высокая Гора под Казанью, где не было наблюдателей, явка составила 51%, а на других, через железнодорожный переезд, где были наблюдатели, от 5 до 18%. «Или участки номер 2386 (явка 95,04 процента) и 2392 (29,07 процента), находящиеся в одном селе Кощаково». В селе Пестрецы в четырех участках из пяти, где были наблюдатели, явка составила 19 - 23%, и лишь в одном, без наблюдателей, — 60,7%. «То есть явка на референдумах, организованных властью, зависит только и исключительно от наличия наблюдателей. Никакие другие факторы с этим не связаны», — делает вывод Навальный.
Средняя явка на пункты, где находились наблюдатели, по их подсчетам, составила 19,46%, а вовсе не официальные 66%. «То есть мы можем смело утверждать, что 46 процентов явки на референдумы в республике просто тупо нарисованы, — заключает Навальный. — И там, где были наши наблюдатели, референдумы не состоялись. А там, где наблюдателей не было, — с людей сдерут дополнительный налог, хоть они за него и не голосовали».
Ситуацию с референдумом в Татарстане вчера же вечером поднял в онлайн-программе «Штаб» на YouTube начальник избирательного штаба Навального Леонид Волков. Трансляция велась и в казанском штабе Навального на ул. Московской, куда пришли сначала 12, а потом более 20 человек (затем состоялось еженедельное собрание волонтеров кампании). «Без наблюдателей фальсифицируют, а с наблюдателями — нет, — сказал Волков о референдуме в РТ. — Наблюдателей боятся, все зацементировано, считают, как есть, и явку, и голоса. Где не было наблюдателей — нарисовали! Нам надо будет покрыть все участки в России — 96 тысяч! Их покрыть абсолютно реально. Татарстанский эксперимент показал, насколько это будет эффективно».
«ГДЕ БЫЛИ НАБЛЮДАТЕЛИ, ЯВКА ОКАЗАЛАСЬ СОВСЕМ НИЗКОЙ»
Для «эксперимента» в Татарстан съехались волонтеры 8 штабов Навального — всего около 80 человек. Помимо казанских волонтеров, на участках работали добровольцы из Чебоксар, Ульяновска, Ижевска, Йошкар-Олы, Пензы. Кроме того, подтянулись наблюдатели с опытом из ассоциации «Голос». Всего было охвачено 43 участка в прилегающих к Казани районах (Зеленодольском, Высокогорском), а также в Буинске и Агрызе. На одном участке присутствовало в основном по два человека.
«Это практически все малые города и поселения, — сообщила „БИЗНЕС Online“ председатель регионального отделения Партии прогресса, координатор штаба Навального в Казани Эльвира Дмитриева. — В Буинске мы практически все участки „закрыли“, за исключением одного, на котором явка оказалась самой большой, — якобы она там была свыше 50 процентов. Там, где были наблюдатели, явка оказалась совсем низкой и лишь на одном участке превысила 51 процент».
Выявленные нарушения, по словам Дмитриевой, заключались в том, что чаще всего люди приходили на участки с чужими паспортами (один человек мог принести паспорта всех членов семьи и проголосовать за них), на одном участке не выдавали итоговый протокол, из-за чего пришлось вызывать полицию.
«Референдум прошел довольно-таки спокойно», — считает Дмитриева. По ее словам, все данные по участкам, на которых были наблюдатели Навального, ЦИКом республики занесены в протокол верно.
Обжаловать результаты референдума наблюдатели не намерены: по ее словам, в большинстве участков, где они присутствовали, референдум и так не состоялся, а за другие участки отвечать они не могут. «Оспаривают в тех случаях, когда, допустим, человек зафиксировал низкую явку, его выгоняют и на следующий день в системе ГАС „Выборы“ он видит завышенную явку. Тогда есть смысл оспаривать», — резонно объясняет она.
«Несомненно, мы теперь собираемся пристально следить за проведением выборов в Татарстане, — между тем отмечает координатор штаба Навального в Казани. — Для этого активно готовим наблюдателей. Этот референдум был, так сказать, пробой. Мы хотим, чтобы все было по закону».
Председатель регионального отделения в РТ движения «Голос» Михаил Тихонов сообщил «БИЗНЕС Online», что на 10 из 14 несостоявшихся референдумах о самообложении находились наблюдатели Навального и «Голоса». Только три референдума, где присутствовали наблюдатели, были признаны состоявшимися. Направления наблюдателям предоставили отделения партии «Яблоко» и «Парнас» в РТ.
Он отметил, что референдум оказался «пробой пера» для нового состава ЦИК РТ, который недавно возглавил Мидхат Шагиахметов. «Пока оценивать рано, — считает Тихонов. — Но наши представители выявили вбросы бюллетеней „домиком“, „гармошкой“, выдачу одному избирателю нескольких бюллетеней. Это незаконно. За это предусмотрена административная и даже уголовная ответственность. Мы будем обращаться в ЦИК и, скорее всего, в правоохранительные органы по этим фактам. Качество работы избирательной комиссии РТ будет зависеть о того, какой будет от них обратная связь». Всего, по словам Тихонова, в день голосования было 34 сообщения о нарушениях на референдуме.
«Люди не понимают, почему платят налоги, но все равно должны закупать щебень на свои», — безапелляционно разъясняет в своей заметке Алексей Навальный
«ЕСЛИ СЕЛО ЕДИНО И СЕЛЬЧАНЕ ДОВЕРЯЮТ СВОЕМУ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА, ТО ОНИ ПРИХОДЯТ И ГОЛОСУЮТ ЗА»
Активист общественной организации «Голос» Олег Белгородский рассказал «БИЗНЕС Online», что выводы Навального не секрет для профессиональных наблюдателей: там, где они работают, явка на референдумы по самообложению обычно не дотягивает до 50%. «Хотя в моей практике были и исключения. Если село едино и сельчане доверяют своему председателю совета и верят, что деньги будут истрачены правильно, то они приходят и голосуют за и удачно решают свои местные проблемы», — говорит Белгородский. Но, по его мнению, референдумы, прошедшие в РТ 19 ноября, показали, что «в подавляющем большинстве у сел нет доверия населения к местным властям». «Люди понимают, что председатель сельсовета поставлен сверху, и свое недоверие они демонстрируют бойкотом референдума: голосуют ногами, не приходят на выборы», — говорит активист. «Конечно, у власти есть свои рычаги давления, как это было в Пестрецах, где бюджетников практически заставляли прийти и проголосовать. Этим со мной делились избиратели на выходе с избирательных участков», — говорит Белгородский.
По его оценкам, на прошедших референдумах по самообложению в Татарстане в 80% населенных пунктов явка была менее 50%. Но доказать «нарисованные» данные далеко не всегда является возможным, потому что активистов «Голоса» физически не хватает, чтобы охватить все участки, а местное население боится идти в наблюдатели в своем селе. «Я их могу понять: им там жить, у них есть родственники, для них это опасно — принимать участие в наблюдении», — говорит представитель организации.
Еще одна проблема, отмечает Белгородский, — это размытость формулировок референдума. К примеру, в тех же Пестрецах средства собирали абстрактно — «на благоустройство». В «Голосе» считают, что доверия к референдумам было бы больше, если бы в вопросе, который задается жителям, были конкретно прописаны цели сбора средств — на ремонт такой-то дороги и т. п.
На грядущие президентские выборы, как считает Белгородский, стоит задача увеличить ряды добровольцев, волонтеров-наблюдателей. «Чтобы это были не заезжие казачки из Казани, а сами жители сел и деревень», — уверен он.
Референдум оказался «пробой пера» для нового состава ЦИК РТ, который недавно возглавил Мидхат Шагиахметов
ЦИК РФ ТАТАРСТАНСКИЕ ВЫБОРЫ НЕ ОБСУЖДАЛ
Получить ответ на обвинения Навального от самого Центризбиркома Татарстана «БИЗНЕС Online» не удалось. Наш корреспондент дозвонился до пресс-секретаря ЦИК РТ Альфии Алимовой, она пообещала соединить нас для разговора с секретарем комиссии Надеждой Борисовой, однако в последний момент звонок сорвался. После этого работники Избиркома перестали подходить к телефону, хотя рабочий день на тот момент в ЦИК РТ не закончился. Алимова также перестала брать трубку сотового телефона.
Член Центризбиркома России доктор юридических наук Василий Лихачев в беседе с нашим корреспондентом сообщил, что на заседании ЦИК РФ о результатах референдума в Татарстане накануне речь не заходила.
Впрочем, как и всегда, «БИЗНЕС Online» готов предоставить слово всем сторонам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 323
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.