Лишать тех, кто незаконно открыл хостел в многоквартирном доме, квартиры и разрешить плановые проверки хостелов со стороны контролирующих органов — такие меры предлагали вчера в казанском штабе «Единой России» на общественных слушаниях по поправкам к закону о хостелах. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, что до окончания ЧМ по футболу 2018 года хостелы останутся на своих местах, а после — очистится до 30% рынка. При этом за чистку выступают и сами игроки рынка, уставшие от недобросовестной конкуренции.
Депутаты, жилинспекция и Роспотребнадзор РТ обсудили деятельность хостелов в жилых домах
30% ХОСТЕЛОВ МОЖЕТ ЗАКРЫТЬСЯ ПОСЛЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ
В казанском штабе «Единой России» накануне проводились общественные слушания по вопросу изменения в ст. №17 Жилищного кодекса РФ в части запрета использования жилых помещений в качестве гостиницы и иного средства временного размещения. Проще говоря, о запрете хостелов в жилых многоквартирных домах. Эти поправки были приняты Госдумой России в первом чтении прошлого года.
«Я был одним из тех, кто подписался под данными поправками, — сказал депутат Госдумы Александр Сидякин. — Мне показалось, что эта инициатива правильная. Потом у меня было много встреч с представителями хостельеров в регионах, где большая часть жилых помещений сдается на краткий срок. Это Крым, Краснодарский край, Санкт-Петербург, где количество хостелов превышает гостиничный номерной фонд, и Татарстан».
Напомним, что в декабре прошлого года бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов на расширенном заседании совета по предпринимательству при президенте РТ заявил, что в случае, если поправки в Жилищный кодекс, запрещающие размещать мини-гостиницы в многоквартирных домах, будут приняты, практически половина из всех существующих в Казани хостелов может закрыться. Нагуманов отметил, что члены проектной группы обратились к Сидякину с просьбой принять участие в работе совета по предпринимательству и совместно найти решение.
Судя по озвученным на общественных слушаниях данным, теперь речь уже идет о закрытии 30% хостелов в Казани. Из 140 мини-гостиниц 40 находятся в жилых домах, а 84 хостела прошли обязательную перед чемпионатом мира по футболу классификацию.
Как признался Сидякин корреспонденту «БИЗНЕС Online», и среди депутатов, и среди правительства есть сторонники тотального запрета, причем их много. В то же время есть совсем либеральная точка зрения — оставить все как есть, но народный избранник не ее сторонник, потому как на хостелы в жилых домах много жалоб.
«Самое простое было бы запретить, но я понимаю, что это легче всего сделать и это давление на малый бизнес, — говорит Сидякин. — Если мы запрещаем этот вид бизнеса, то он уходит в тень. Проще предъявить суперзавышенные трудно исполнимые требования, а потом следить, чтобы предприниматели исполняли их».
В итоге эти поправки обсуждались у вице-премьера России Дмитрия Козака и были внесены перед вторым слушанием в Госдуму, которое, правда, пока непонятно когда состоится. По новым изменениям, хостел может размещаться в том числе и не на первом этаже и не иметь отдельного входа, но за существование такого хостела должно проголосовать не менее половины жильцов дома и не менее двух третей жителей подъезда. К тому же соседи, которые имеют боковые стенки, пол и потолок, примыкающие к хостелу, имеют право вето на запрет его размещения.
Если предприниматели говорят, что у них хостел, то они отказываются от неприкосновенности жилища. В этом случае они уже не могут прикрываться этим конституционным правом, чтобы не впускать без специального разрешения органы миграционной службы, Роспотребнадзора и т. п.
«Ты должен отказываться от ряда преимуществ, которые дает тебе статус жилого помещения, — говорит Сидякин. — Гостиничной деятельностью мы предлагаем признавать любую сдачу в аренду помещений менее чем на 30 дней более чем 2 раза в год. Если это произошло, то предприниматель автоматически попадает под требование к хостельерам, обязан по требованию властей или Роспотребнадзора открывать свою квартиру для проверки того, насколько соответствуют условия размещения в этом хостеле требованиям санитарно-гигиенических правил, и должен получить согласие жильцов на свой объект предпринимательства».
Илья Цыкунов (в центре): «Надо привести в порядок рынок, поскольку это влияет не столько на репутацию хостелов в целом, сколько на репутацию всего города»
«ТУРИСТ-ТЕРРОРИСТ» И ЦВЕТУЩИЙ ТУБЕРКУЛЕЗ
Президент ассоциации хостелов РТ Илья Цыкунов согласен с тем, что для хостельеров должны быть правила работы. И речь идет не только о Жилищном кодексе или налоговых требованиях. По его словам, во многих хостелах не соблюдаются элементарные требования по квадратуре на одно спальное место. По правилам на одну кровать должно приходиться 4 кв. метра. Ему известны случаи, когда в комнате на 60 «квадратов» ютились 30 человек.
«Поправки и изменения в закон я поддерживаю, — говорит Цыкунов. — Я был сторонником того, что подобные хостелы надо вывести на чистую воду, привести в порядок рынок, поскольку это влияет не столько на репутацию хостелов в целом, сколько на репутацию всего города. Турист увозит негативные впечатления, рассказав о них своим друзьям и знакомым».
Сергей Крайнов: «Может быть, внести меру ответственности за незаконное размещение хостелов? Вплоть до того, чтобы изымать квартиры и продавать их с молотка?»
Главный государственный жилищный инспектор Татарстана Сергей Крайнов и вовсе усомнился в том, что кто-то из жильцов захочет, чтобы в его подъезде размещался хостел. По его мнению, назначение жилого помещения — проживание граждан, а открывать мини-гостиницу — деятельность, которой физическое лицо не может заниматься, это запрещено законом, просто это явно не было прописано. И теперь государство хочет расставить все точки над i.
«Переводите жилое помещение в нежилое — и можно организовывать хостел, — говорит Крайнов. — Понятно, что тогда исчезнут хостелы, скажем, с 7-го этажа, но и никакого негатива не будет со стороны граждан». Заодно в таких помещениях будет установлено оборудование, необходимое для оказания услуг: звукоизоляция, средства противопожарной безопасности, охранная сигнализация, объясняет он.
По словам Крайнова, в гостиницах установлены металлоискатели, которые проверяют граждан на наличие запрещенных предметов, а в хостелах жилых домов подобной работы не ведется. Чем занимается в номерах «турист-террорист», непонятно. При этом во многих квартирах есть газ. По его мнению, наши люди без контроля обойтись никак не могут. Плюс ко всему, если в квартире проживают 12 человек и не установлены счетчики учета, то все комуслуги, что начисляются сверх норматива, ложатся на плечи жильцов подъезда.
«Может быть, внести меру ответственности за незаконное размещение хостелов? — продолжал Крайнов. — Вплоть до того, чтобы изымать квартиры и продавать их с молотка? Если кто-то свою недвижимость использует под хостел, значит, это не единственное его жилье!» Аргумент со стороны участников рынка относительно того, что физическое лицо сдает свою квартиру юрлицу и часто не знает, что происходит в его квартире, не был услышан инспектором.
Сидякин согласился с тем, что за организацию незаконного хостела можно было бы внести и уголовную ответственность, чтобы закон исполнялся лучше.
Фания Шайдуллина: «У нас в настоящее время туберкулез цветет... Нужно очищать воздух. А в жилой квартире нет таких условий»
Главный специалист отдела санэпидемнадзора управления Роспотребнадзора по РТ Фания Шайдуллина и вовсе посетовала, что планово проверять хостелы ее ведомство не может — либо возбуждение по административному делу, либо по согласованию через прокуратуру. Она призвала исключить мини-гостиницы из «привилегированной» части малого бизнеса, приравняв их к тем же детским учреждениям, где можно устраивать проверки, что называется, по плану.
«В помещениях гостиничного типа нужна комната для хранения моющих средств, для хранения белья. А в хостеле кровати понаставили — и все, — возмущалась Шайдуллина. — У нас в настоящее время туберкулез цветет, администратор может заразиться. Нужно очищать воздух. А в жилой квартире нет таких условий, я так считаю...»
РЫНОК ХОСТЕЛОВ ПЕРЕХОДИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО
Удивительно, но все присутствующие на общественных слушаниях в президиуме — 9 человек — были за эти поправки. И если позиция Государственной жилищной инспекции или Роспотребнадзора была в принципе понятна — им проще запретить, чем следить за тем, исполняет ли предприниматель установленные законом правила, то позиция Цыкунова вызвала удивление даже у Сидякина.
«Вас надо уволить, — то ли в шутку, то ли всерьез произнес депутат. — Вы не защищаете хостельеров, а обвиняете их. Вы как тринадцатый апостол».
Однако в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Цыкунов и не скрывал, что лоббирует интересы своего бизнеса, в котором находится уже пять лет. У него мини-гостиница, но по факту она называется хостелом.
«Мы против недобросовестных объектов и против полного истребления хостелов в многоквартирных домах. Ко всем должны предъявляться одинаковые требования. Хостел в коммерческой недвижимости изначально подлежит регистрации, проверкам соответствующих органов. У него имеются тот же паспорт безопасности, видеонаблюдение. А объекты, расположенные в жилом фонде, прикрываются конституционным правом на неприкосновенность своего жилища. И проверить, исполняются ли эти требования, сегодня невозможно. Вносимые поправки вроде как гарантируют, что у всех условия будут одинаковы. Пока же хостелы в квартирах в разы выигрывают, предоставляя более дешевое размещение клиентам, соответственно, они более рентабельны», — отметил президент ассоциации хостелов РТ.
По словам Цыкунова, есть определенная сложность в том, чтобы предприниматель мог договориться с соседями, особенно с теми, чьи квартиры находятся под мини-гостиницей. Это все равно что жить под беговым стадионом. Даже ламинат, уложенный несколькими слоями, не дает возможности шумоизоляции. Тем не менее данные поправки уберут с рынка случайных игроков, поскольку новые правила потребуют значительных вложений со стороны бизнеса.
«По странному стечению обстоятельств люди валом повалили в этот бизнес, ожидая баснословных доходов и не представляя, как тут работать, начали вкладывать достаточно большие деньги. Впоследствии они прогорали или продавали свой бизнес, — говорит Цыкунов. — 4 года назад в Казани насчитывалось всего 20 хостелов, на следующий год их стало уже 100, потом — 130. Сегодня по сравнению с прошлым годом рост составляет не более 10 процентов. Рынок пошел не по количеству, а по качеству».
По словам президента ассоциации, открывать хостел в квартире стало уже немодным, людям нужны услуги уже другого качества. На рынок приходят профессионалы из гостиничной сферы, рынок предложений чувствует спрос.
По словам Сидякина, ситуация с хостелами в жилых домах останется неизменной вплоть до окончания чемпионата мира по футболу, который пройдет летом будущего года.
«Если даже закон будет принят до этого, то он вступит в силу, условно говоря, с 1 января 2019 года», — отметил народный избранник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.