«ОНИ САМИ ТОЛЬКО СВИДЕТЕЛЯМИ БЫТЬ ДОЛЖНЫ ПО ЭТОМУ ДЕЛУ»

Накануне Приволжский окружной военный суд решил судьбу участников сразу двух экстремистских группировок – 6 членов и пособников «Рыбно-Слободского джамаата» и 8 участников «Хизб ут-Тахрир аль Ислами», запрещенной в России. 

Уже на подходе к зданию суда на улице Дзержинского прохожие могли увидеть трех сотрудников ОМОНа в черном и толпу женщин в длинных одеяниях и платках в преддверии завершающего заседания над участниками «Хизб ут-Тахрир аль Ислами». Родственники подсудимых и адвокаты пришли на оглашение приговора вместе с многочисленными представителями СМИ, которых группа поддержки подсудимых встретила довольно агрессивно: «Не снимайте нас! Мы пожалуемся на вас в Роскомнадзор!» У одной из журналисток даже выбили телефон из рук. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» повезло больше. Мать подсудимого Альберта Валиуллина обернулась, сказав лишь: «Кызым, плохо не пишите! Они сами только свидетелями быть должны по этому делу. Не виноваты».

Усугубляло ситуацию и то, что родственников все это время не впускали в суд – только адвокатов и аккредитованных журналистов. Близких подсудимых все-таки попросили зайти, каждого тщательно досматривали в лучших традициях режимного объекта. В результате ожидание процесса, назначенного на 14:00, затянулось на два часа. Даже приговор по делу «Рыбно-Слободского джамаата», назначенный на 15:00, к тому времени уже огласили.

Когда все пришедшие оказались в зале, то количество приставов и полицейских могло сравниться только с числом родственников. Последних лишили возможности пообщаться с обвиняемыми, вокруг клеток по периметру выстроились сотрудники правоохранительных органов. Но жены, кажется, за время процесса, который длился почти четыре месяца, приспособились. Некоторые из них читали слова по губам супругов и что-то проговаривали в ответ.

Трогательные моменты общения прервал вышедший из совещательной комнаты судейский корпус. Огласили лишь резолютивную часть приговора с личными данными подсудимых, их уголовным прошлым (если таковое имеется) и самим наказанием. Поэтому напомним, какие обвинения звучат в деле и кем являются его фигуранты.

На скамье подсудимых татарстанцы Азат Адиев, Асгат Хафизов, Альберт Валиуллин, Рузиль Давлетшин, Ленар Саитов, Тимур Узбеков, Радик Зарипов, Павел Хевронин. Они обвиняются в организации деятельности террористической организации и участии в ней (ч. 1 ст. 205.5 УК РФ), организации деятельности экстремистской организации (ч. 1 ст. 282.2 УК РФ) и вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 4 ст. 150 УК РФ).

Мужчины были задержаны еще в октябре 2014 года. Во время обысков у них были изъяты пропагандистские материалы, а также запрещенная в России литература — книга «Сады праведных» Абу Закарии ан-Науауи и сборник «Размышления о партии „Хизб ут-Тахрир“». Кроме того, были обнаружены черные флаги организации, признанной в РФ террористической. Благодаря этому символу участники экстремистского движения и запомнились казанцам. Напомним, в 2012 году по Горьковскому шоссе промчалась колонна из 28 автомобилей, из окон которых и развевались черно-белые флаги. Тогда эта дерзкая акция обернулась отправлением машин на штрафстоянку и возбуждением уголовного дела за организацию и участие в деятельности запрещенного религиозного объединения. Три участника этого автопробега были осуждены на 3,5 - 6,5 лет колонии.

...

В КОЛОНИЮ НА ПОЛТОРА ВЕКА

Если вернуться к последнему уголовному делу, то среди 8 подсудимых есть и «бывалые». Некоторые из них были осуждены по ст. 278 УК РФ («Насильственный захват или насильственное удержание власти»). Впрочем, примечательно и то, что среди обвиняемых известный певец Адиев, экс-вокалист дуэта «Раян» и бывший солист «Казан егетләре». В суде он заявил, что является заслуженным артистом РТ, а Саитов пробовал себя в политике и был полномочным представителем партии «Свобода и Народовластие», которую возглавляет бывший мэр Владивостока, экс-депутат Госдумы третьего и четвертого созывов Виктор Черепков.

Вину подсудимые не признали, часть на первом заседании вовсе ходатайствовала об отказе от своих защитников. Так, например, Хевронин заявил, что по его опыту адвокат в судебном процессе лишь формальность. Разумеется, суд в удовлетворении ходатайства отказал. Родственники подсудимых также настаивают на непричастности мужей и сыновей к терроризму. По их версии, обвиняемые лишь говорили об исламе, как и любые другие мусульмане. Участие в запрещенной опасной группировке якобы ничем не подтверждается. Однако почему подозрения пали именно на их близких, группа поддержки пояснить не смогла.

Приволжский окружной военный суд признал всех подсудимых без исключения виновными, но освободил от наказания за организацию деятельности экстремистской организации, поскольку истек срок давности уголовного преследования. Так, Адиев получил 19 лет колонии строгого режима и был лишен звания заслуженного артиста РТ, такое же наказание суд назначил Саитову. Хафизов получил 19 лет и 2 месяца колонии строгого режима, а Давлетшин – 18 лет и 6 месяцев лишения свободы. Валиуллина, Узбекова и Хевронина суд приговорил к 18 годам тюрьмы. Наименьший срок среди провозглашенных получил Зарипов – 16 лет колонии строгого режима. Кроме того, всем подсудимым предстоит оплатить штраф от 100 до 150 тыс. рублей.

Несмотря на слезы в зале и хмурые лица осужденных, после пояснений председательствующих они бодро выкрикнули «Аллах акбар!», а некоторые даже заулыбались.

...

САМЫЙ РАЗЫСКИВАЕМЫЙ ПРЕСТУПНИК РЕСПУБЛИКИ

В соседнем зале Приволжского окружного суда был вынесен второй приговор: 6 членов и пособников так называемого «Рыбно-Слободского джамаата» получили на всех 101 год тюрьмы.

На скамье подсудимых 44-летний Альберт Галиев, 41-летний Джаудат Ганеев, 38-летний Ильназ Фасхутдинов, 36-летний Тимур Ахмедов, 39-летний Рауф Зиннуров и Ильнур Ахметшин. Расскажем подробнее о фигурантах дела. Как стало известно «БИЗНЕС Online», в 2004 - 2005 годах в Татарстане, Башкортостане, а также Кировской, Самарской и Ульяновской областях было совершено 11 террористических актов и покушений на теракты. Сотрудники МВД по Татарстану совместно с оперативниками УФСБ РФ по РТ установили, что к этим преступлениям причастны участники преступного формирования «Рыбно-Слободский джамаат» во главе с жителем Рыбно-Слободского района Галиевым. Позже силовики задержали пятерых подозреваемых (в том числе Зиннурова), а четверо из них в 2007 году были осуждены Верховным судом РТ. Еще двое в декабре 2014 года и марте 2017 года были приговорены к 13 и 18 годам заключения. Зиннурова суд признал виновным по ряду тяжких статей – совершение терактов, незаконный оборот оружия, участие в преступном сообществе – и приговорил к реальным срокам.

Другой фигурант уголовного дела – Ахметшин – был задержан в июне 2013 года. После того как остальные участники преступного сообщества попали в руки правоохранителей, он прятался на стройках, где подрабатывал разнорабочим. Задержали его при попытке пересечь границу, а в декабре 2014 года суд Кировской области приговорил к 13 годам заключения.

Лидер Галиев, провозгласивший себя «амиром» «Рыбно-Слободского джамаата», заслуживает отдельного внимания. На протяжении 10 лет силовики не могли выйти на его след даже после объявления в международный розыск. Как установило следствие, главный участник «Джамаата» работал по личной указке лидера чеченского бандподполья Шамиля Басаева. Следствие установило, что финансировалась ячейка чеченскими бандформированиями. Галиев преследовал цель создания на территории Татарстана ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» – прим.ред.), живущего по законам шариата. Формально созданный им «Рыбно-Слободский джамаат» вошел в состав террористической организации «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа» под командованием Басаева.

Задержание Галиева стало возможно благодаря совместным усилиям сотрудников МВД по РТ и УФСБ РФ по РТ. Спецоперация прошла 12 мая 2015 года в доме жены террориста в селе Большая Елга Рыбно-Слободского района. В бане по соседству с домом было обнаружено замаскированное укрытие, где он и прятался.

Сдаваться без боя правоохранительным органам Галиев не собирался, при себе у него в кармане было самодельное взрывное устройство. Также при обыске у Галиева изъяли целый оружейный арсенал: два пистолета Макарова, 43 патрона к ним, самодельную ручку-пистолет, 17 мелкокалиберных патронов, патроны к автомату Калашникова (более 120 штук). В тайнике рыбно-слободского террориста изъяли два предмета, похожих на самодельные взрывные устройства в пластиковых емкостях – они были начинены поражающими элементами.

Свою вину Галиев признал полностью, и 21 апреля 2016 года Московским окружным судом на территории Казанского гарнизона был приговорен к 22 годам колонии строгого режима. Он был признан виновным в более чем 30 эпизодах – организации террористической группировки и участии в ней, совершении 11 терактов и покушений, а также в организации преступного сообщества и незаконном обороте оружия. В ходе следствия Галиев сдал некоторых своих подельников, среди них Ганеев и Фасхутдинов.

ПОКУШЕНИЕ НА МУФТИЯ ТАТАРСТАНА

За 6 месяцев участники «Рыбно-Слободского джамаата» по заданию чеченских боевиков осуществили 7 подрывов и 5 покушений на подрывы линий электропередачи, газопроводов, электроподстанций в Татарстане и других субъектах ПФО. По данным следствия, экстремисты готовили теракт на 1000-летие Казани, но, к счастью, были задержаны за несколько месяцев до дня икс.

У силовиков были подозрения, что Галиев, сидя в глухой деревне, мог координировать и террористические акты, произошедшие в Казани в 2012 году. Тогда было совершено покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова, а его заместителя Валиуллу Якупова убили в подъезде собственного дома. Однако ответственность за эти преступления взял на себя лидер другой организации – «Чистопольский джамаат» – Раис Мингалеев, который в 2014 году был убит в ходе спецоперации ФСБ.

Также оперативники установили, что Галиев, а также трое членов «Рыбно-Слободского джамаата», осужденных ранее, и четверо жителей Мамадышского района (трое осуждены в 2016 году в особом порядке) причастны к вооруженным разбойным нападениям на автозаправочную станцию и среднюю школу в Мамадышском районе Татарстана в 2003 - 2004 годах. Оружие, имевшееся у террористов, когда-то было похищено у крупного коллекционера в селе Нижний Таканыш Мамадышского района. 

Террористическая организация, созданная Галиевым, появилась практически одновременно с другой тайной экстремистской организацией «Исламский джамаат», которая появилась в Татарстане в 2001 году. Возглавил ее в конце 90-х уроженец Набережных Челнов Ильгам Гумеров, а вторую ячейку в Азнакаево – 48-летний лидер местной группировки «Спортсмены».

Шестерым фигурантам уголовного дела вменяется ряд тяжких статей – ст. 162 УК РФ («Разбой»), ст. 205 УК РФ «Террористический акт», ст. 226 УК РФ («Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»).

101 ГОД ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ШЕСТЕРЫХ: «ОЧЕНЬ СПРАВЕДЛИВО»

Вернемся к процессу. По решению суда, заседание проходило в закрытом режиме, и корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось попасть только на оглашение приговора.

Около 15 оперативников расположились между участниками процесса и присутствующими в зале, 6 фигурантов дела смиренно стояли в железной клетке за своими государственными защитниками. Коллегия, состоящая из трех судей, зачитала лишь резолютивную часть приговора и сочла вину обвиняемых доказанной. Суд приговорил всех участников «Джамаата» к реальным срокам с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Галиев получил 25 лет, Ганеев – 24 года, Зиннуров – 17 лет, Ахметшин – 16 лет, Фасхутдинов – 11 лет, а Ахмедов – 8 лет. Услышав суровый приговор, некоторые адвокаты тяжко вздыхали и качали головой. По лицам подсудимых не отразилось никаких эмоций, как будто они были готовы к такому решению. На протяжении 15 минут, что судья зачитывал приговор, мужчины стояли с опущенными головами. После завершения процедуры один из подсудимых крикнул вслед уходящим судьям: «Очень справедливо».