В открытой в арт-резиденции Константина Хабенского АРТХАБ в столице Татарстана покажут спектакль «Алиф», который был номинирован на главную национальную театральную премию «Золотая маска».

Пластический спектакль «Әлиф» («Зов начала») был выдвинут в номинанты на «Золотую маску» сразу в трех номинациях — «Современный танец/спектакль», «Балет — современный танец/работа балетмейстера — хореографа» и «Балет — современный танец/мужская роль».

Режиссером постановки является главный режиссер казанского ТЮЗа Туфан Имамутдинов. На создание своего экспериментального спектакля его вдохновило творчество Габдуллы Тукая. Постановщик стал задумываться о тех изменениях в культуре татарского народа, которые произошли в результате перехода татарского алфавита на латиницу. «Когда я начал читать стихи поэта, удивился, я их не понял… Арабская каллиграфия сменяется латиницей, в 1939 году с переходом на кириллицу 7 букв пропадают из алфавита. В результате язык теряет свою глубину, гармоничность, исчезает ритм, форма, рифма, стиль и первоначальный смысл произведений, созданных в древности. Это означает, что национальная идеология, возникшая с Х века, попросту исчезает», — пояснил Имамутдинов.

В спектакле принял участие танцовщиком Нурбек Батулла, хореографом выступил Марсель Нуриев, композитор проекта — Эльмир Низамов.

«То, что мы номинированы на „Маску“ с национальным проектом, имеет значение. В этом году номинированы „Антигона“ Бикчантаева, „Магазин“ Альметьевского театра, но это не татарские пьесы. А здесь именно татарская культура, основа татарского менталитета — песня „Туган тел“. То, что получил признание именно такой спектакль, это очень важно», — говорил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Имамутдинов.

Между тем, несмотря на то, что «Әлиф» — это редкий пример национального искусства, которое получило признание профессионалов за пределами республики, дальнейшая судьба спектакля туманна. «Очень боюсь, что судьба „Әлиф“ будет такой же, как „Кара пулат“. Это для меня уже который спектакль, вполне интересный, успешный, как „Алтын Казан“, „Кара пулат“… Я вот только на днях думал о том, что у всех этих спектаклей нет своего дома. Мы и с „Әлиф“ мучились, искали площадку. Слава Богу, три спектакля прошли в учебном театре, но люди спрашивают: где увидеть этот спектакль? А мы не можем сказать, потому что не знаем, где он еще может быть поставлен. Нужно бить во все колокола, писать письма, чтобы был… Тот самый музыкальный театр, о котором мы давно уже говорим», — рассказывал «БИЗНЕС Online» композитор постановки Низамов.

«Әлиф» — первая буква татарского алфавита, которая использовалась до 1927 года тысячу лет. Поэты и писатели созидали именно на основе этого алфавита тысячу лет — с момента принятия татарами ислама. Многие произведения до сих пор не адаптированы, не переведены на современный татарский язык. 95 процентов татарской литературы до сих пор находится в неадаптированном состоянии, и с потерей тысячелетней культуры мы потеряли часть себя. Помимо того, что упростились 7 букв, язык стал более прямой, потерял гибкость. В иске имля (старом алфавите) было 300 букв. Эти нюансы, полутона языка нами были потеряны. Мы выражаем это все через язык тела, язык пластики", — говорит режиссер.