Налоговики инициируют банкротство КамгэсЗЯБ. Сумма исковых требований не так уж и велика — 56,5 млн рублей, но это очередной тревожный звонок для предприятия с 55-летней историей Налоговики инициируют банкротство «КамгэсЗЯБа». Сумма исковых требований не так уж и велика — 56,5 млн рублей, но это очередной тревожный звонок для предприятия с 55-летней историей Фото: Олег Спиридонов

«ОДНИМ ЗАВОДОМ БЕТОНА БОЛЬШЕ, ОДНИМ МЕНЬШЕ...»

Над бьющимся третий год за свое выживание заводом «КамгэсЗЯБ» дамоклов меч занесла налоговая служба. В картотеке Арбитражного суда РТ в последних числах декабря появился иск ФНС о признании 100-процентной «дочки» «КамГЭСэнергостроя» банкротом. Сумма исковых требований, выставляемых ведомством [очевидно, неуплаченных налогов], не так уж и велика — 56,5 млн рублей. Пока что заявление истца оставлено без движения, но чисто по формальным признакам.

Есть и другой, уже выигранный, иск к предприятию со стороны АСВ — на 95 млн рублей. Агентство в данном случае действует от лица обанкротившегося ИнтехБанка. Как выяснилось, летом 2015 года «КамгэсЗЯБ» оформил в банке кредит на 70 млн рублей, на конец сентября 2017 года задолженность с учетом штрафов и пени оценивалась уже в 95 млн рублей. Есть, правда, «смягчающее» обстоятельство в виде поручительства «Ак Барс Холдинга», но неоплаченный долг налицо.

Претензии со стороны АСВ и даже иски о банкротстве — все это, в принципе, можно было бы рассматривать как рутинную судебную практику, с которой рано или поздно может столкнуться любое предприятие. Более того, нет сомнений, что при большом желании «КамГЭСэнергострой» и стоящий за его спиной холдинг Ивана Егорова могут сколь угодно долго платить по счетам.  

Наиль Магдеев: «Там есть [у завода КамгэсЗЯБ] действующие производства. Но нужны ли они? Сегодня таких мощностей нет, больших строек всесоюзного значения нет. Сегодня эти мощности недозагружены» Наиль Магдеев: «Там есть [у завода ЗЯБ] действующие производства. Но нужны ли они? Сегодня таких мощностей нет, больших строек всесоюзного значения нет. Сегодня эти мощности недозагружены» Фото: «БИЗНЕС Online»

Однако совсем с другого ракурса на происходящее вокруг завода заставляют посмотреть заявления мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева о том, что на месте ЗЯБа можно было бы построить отличный микрорайон. Впервые он заговорил об этом в сентябре прошлого года.

«Думаю, что компания „КамгэсЗЯБ“ или перенесет завод, или закроет его, — сказал мэр в интервью газете „Челнинские известия“. — Наверняка эта территория будет востребована для дальнейшего жилищного строительства. ЗИЛ ведь снесли — и ничего: страна пешком не ходит. И с „Москвичом“ та же история. На этой территории в Москве теперь прекрасные жилые комплексы. Убрали два завода в центре города — и ничего. Одним заводом бетона больше, одним меньше. В сегодняшних условиях это сильно не почувствуется, зато город будет иметь возможность развиваться дальше. На территории завода ячеистых бетонов можно строить хорошее жилье, объекты соцкультбыта».

Магдеев оговорился, что решение должен принимать собственник, но его мнение однозначное.

«Там есть действующие производства. Но нужны ли они? Сегодня таких мощностей нет, больших строек всесоюзного значения нет. Сегодня эти мощности недозагружены. Город территориально в своих возможностях ограничен — еще 5−10 лет, и нам нужно будет выходить за существующие границы города. Это реалии завтрашнего дня. Разные предложения были — кто-то даже на воду предлагал уйти. Но это пока только тема для обсуждения», — повторил мэр на недавней большой пресс-конференции. 

В третий раз о выносе ЗЯБа Магдеев упомянул и на пресс-завтраке для владельцев и главных редакторов ведущих городских СМИ, состоявшемся в конце декабря. Похоже, идея набирает все бóльшую инерцию.

В конце 2016 года исполком взыскал через суд долги и пени, а заодно и расторг арендный договор. Но это не освободило «КамгэсЗЯБ» от обязанности платить В конце 2016 года исполком Челнов взыскал через суд долги и пени, а заодно и расторг арендный договор. Но это не освободило «КамгэсЗЯБ» от обязанности платить Фото: Олег Спиридонов

«МНЕ ТОЖЕ КУЧА ЛЮДЕЙ РАССКАЗЫВАЕТ О ТОМ, ЧТО МЫ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ЯКОБЫ БАНКРОТИМ «КАМГЭСЗЯБ»

В эту же канву укладывается и серия исков, которые исполком предъявил к «КамгэсЗЯБу» и «КамГЭСэнергострою» осенью 2017 года. Участок площадью 27,4 га, на котором расположен имущественный комплекс из 30 зданий, находился у предприятия на правах аренды. В конце 2016 года исполком взыскал через суд долги и пени, а заодно и расторг арендный договор. Но это не освободило «КамгэсЗЯБ» от обязанности платить. В прошлом году исполком подал новый иск, насчитав (по состоянию на октябрь) 5,7 млн рублей долга — в качестве неосновательного обогащения в виде пользования землей без договора.

Заместитель гендиректора «КамГЭСэнергостроя» по имущественным вопросам Рустем Хамидуллин задержек с платежами не отрицает, но подчеркивает, что они не превышают нескольких месяцев. По его словам, у компании в Челнах много участков под зданиями и производственными базами, которые не приносят дохода. «Если проехать в Челнах по промзоне — практически на каждом заборе написано „аренда“, „продажа“, — указывает Хамидуллин. — На аренде много не заработаешь, а есть коммуналка, есть зарплата людей».

Комментируя расторжение договоров через суд, Хамидуллин обращает внимание, что исполком не торопится закрепить участок на муниципальном балансе. «Нужно всего лишь зарегистрировать расторжение в регистрационной службе. Полгода проходит — никто этого не делает. Почему? Потому что мы платим и никому это расторжение не нужно. Мэрия расторгает с нами договор на землю, но здание-то забрать нельзя, это наша собственность. В худшем случае мэрию заставят по суду выдать нам землю под зданием, а прилегающая территория вернется городу, и ему придется самому следить за территорией — чистить от снега, красить бордюры... У города есть на это деньги? Или земля завода „КамгэсЗЯБ“... Что они с ней делать будут? Затраты на ее рекультивацию составят больше, чем реализация этой земли с любых торгов. Кому-нибудь в голову приходило просто пригласить сметчика и, прежде чем заявления делать, посчитать, сколько это все будет стоить городу?»

Из самой тональности этого заявления понятно, что, по крайней мере, некое недопонимание между «КамгэсЗЯБом» и руководством города имеется. Тем не менее множащиеся день ото дня слухи о банкротстве завода и последующем строительстве на его месте жилого комплекса Хамидуллин категорически опровергает.

«Мне тоже куча людей рассказывает о том, что мы в очередной раз якобы банкротим „КамгэсЗЯБ“, что людей увольняем, что все сносим, а оборудование сдаем на металлолом. А на руинах предприятия якобы будут организованы какие-то квесты, люди будут играть в пейнтбол и так далее. Какой-то просто бред несут. Никаких веерных отключений, никаких увольнений сотен наших работников не планируется. Уверяю вас, никаких пейнтбольных клубов на территории нашего завода не появится, — заверил Хамидуллин, добавив, что распространением подобной информации, по его мнению, занимаются недобросовестные конкуренты. — Мы, наоборот, в настоящий момент укрепляем руководство компании, деньги платим. Для чего мы все это делаем, чтобы все сломать, что ли?»

Что же касается исков о банкротстве, поданных к заводу, то, по его словам, это «нормальный рабочий процесс». Хамидуллин считает, что все полученные «КамгэсЗЯБом» иски, в том числе и о банкротстве, явились следствием недостаточного профессионализма предыдущей команды управленцев завода. Напомним, до не недавних пор заводом руководил Рамиль Нурутдинов. Но 12 декабря коллективу завода представили нового директора — Марата Усманова, возглавлявшего до этого юридическую службу материнской компании, а еще ранее работавшего в Нацбанке РТ — в отделе страхового надзора. «Для этого мы теперь и поставили выправлять ситуацию профессионального юриста. Он теперь будет разгребать всю эту ситуацию. Решение о назначении директором предприятия Марата Усманова принято для того, чтобы усилить руководство производством, повысить прозрачность принимаемых управленческих решений и развития завода, а не с целью закончить его существование. Бухгалтерию укрепляем, она будет теперь централизованной, экономика предприятия теперь будет считаться не после того, как все случилось, а до этого».

Заместитель гендиректора «КамГЭСа» отметил, что на заводе «КамгэсЗЯБ» сегодня нет проблем с технологами, с техниками и инженерами. По его словам, там есть проблема с глобальным стратегическим руководством, с управляемостью экономикой предприятия. Но, по его словам, в ближайшее время на предприятии будет проведена оптимизация управленческих структур.

Хамидуллин отмечает также, что проблемы на «КамгэсЗЯБе» накапливались достаточно долгий срок. «Если мы отвечаем за это предприятие, то должны иметь право им и руководить. Так получается, что предыдущего директора на „КамгэсЗЯБ“ назначили, рекомендовали, нас не спросили, а ответственности-то никакой!»

Отметим, что при назначении Нурутдинова на должность ходили слухи, что его кандидатуру пролоббировал влиятельный челнинский строитель Виктор Ельцов — экс-депутат Госдумы и бывший гендиректор «КамГЭСэнергостроя». 

10 ЛЕТ В КРИЗИСЕ

Завод был основан в 1962 году и на протяжении нескольких десятилетий был без преувеличения одним из столпов стройиндустрии отрасли автограда. Более 60% возводимого в советские годы в городе жилья было построено с применением продукции, выпускаемой здесь. Сегодня завод производит продукции в многократно меньших объемах — это сборный железобетон, газобетон, брусчатка, товарный бетон, сухие смеси и металлоконструкции. Тем не менее на предприятии и по сей день трудятся не менее 500 человек.   

Лихорадит ЗЯБ еще со времен кризиса 2008–2010 годов, последствия которого отчасти усугубили наполеоновские планы прежнего собственника Валерия Пескова. Сотни миллионов рублей были взяты в банках на модернизацию производства, на освоение новых инновационных видов продукции (завод на новейших западных линиях стал выпускать пустотелые плиты, брусчатку и т. д.). В итоге предприятие попросту встало в начале 2011 года, набрав долгов на 900 млн рублей. Примерно 40% обязательств приходилось на банки: «АК БАРС» Банк, Автоградбанк и Сбербанк.


Началась процедура банкротства, работники ЗЯБа, переведенные в специально созданное ООО «УК „ЗЯБ“», фактически оказались на улице. В феврале 2011 года около 150 бывших заводчан взяли штурмом территорию завода под началом директора ООО «УК „ЗЯБ“» Владимира Баранова, который заявлял при этом, что намерен возобновить выпуск бетона. 

Бунт заводчан стал сигналом к мобилизации усилий. Именно тогда завод взял под свое крыло „Ак Барс“ холдинг. Первое время предприятию всячески помогали заказами, однако полностью вывести его из коматозного состояния так и не удалось Бунт заводчан стал сигналом к мобилизации усилий. Именно тогда ЗЯБ взял под свое крыло холдинг Ивана Егорова. Однако полностью вывести предприятие из коматозного состояния не удалось Фото: «БИЗНЕС Online»

Для руководства республики бунт заводчан стал сигналом к мобилизации усилий. Именно тогда завод взял под свое крыло «Ак Барс Холдинг». Первое время предприятию всячески помогали заказами, однако полностью вывести его из коматозного состояния так и не удалось.   

Впервые информация о том, что на «КамгэсЗЯБе» опять не все благополучно, появилась в публичном пространстве еще в октябре 2015 года. Тогда прокуратура города после обращений к ней самих работников завода установила, что предприятие задолжало своим 676 сотрудникам заработную плату на общую сумму более 12,4 млн рублей. После вмешательства надзорного ведомства миллионные задолженности по оплате труда были погашены. Однако история с задержкой зарплаты имела последствия как для возглавлявшего завод гендиректора Владимира Петрова, так и для работников. Петров по требованию прокуратуры был дисквалифицирован, а ряды работников поредели более чем на сотню. 

Назначенному в 2016 году директором вместо Петрова Нурутдинову удалось поработать менее полутора лет, но все, что он смог, — это снизить убыточность предприятия. Если при вступлении его в должность завод генерировал по году 150 млн рублей убытков, то, когда он покидал предприятие, реальный чистый убыток составлял около 50 млн рублей.

Ситуацию осложнило то, что в 2013 году в Челнах у завода появился мощный конкурент — завод по производству газобетона Uniblock казанских бизнесменов Ильгизара Хисматуллина и Ильдара Массарова, построивших на площадях завода «ЖБИ-Мелиорация» новое и современное производство, которое и перетянуло довольно серьезную долю заказов у «КамгэсЗЯБа».

Анатолий Кондюков: «Добиваем» последние зябовские дома — и все. В ближайшее время мы ЗЯБовские серии уже не планируем, если только они не сделают что-то такое кардинальное, что вернет им былую славу и возможность комплектовать нам дома» Анатолий Кондюков: «В ближайшее время мы зябовские серии уже не планируем, если только они не сделают что-то такое кардинальное, что вернет им былую славу и возможность комплектовать нам дома» Фото: chelny-biz.ru

«МЫ ЗЯБОВСКИЕ СЕРИИ УЖЕ НЕ ПЛАНИРУЕМ»

Новая попытка возрождения предприятия неизбежно натолкнется на накопленный груз недоверия челнинских строителей. Один из игроков на строительном рынке автограда на условиях анонимности в 2016 году рассказывал «БИЗНЕС Online», что был вынужден переориентироваться на продукцию других поставщиков железобетона.  

«Когда ты делаешь предоплату, не можешь затем получить отгрузку продукции — комплектный железобетон — и это системно продолжается на протяжении последних двух лет, то, конечно, напрашивается вывод: почему это происходит? Так ведь быть не должно, когда ты деньги отдаешь, по сути дела, авансируешь это предприятие, а потом ходишь и выпрашиваешь у него свой товар. Состояние, когда завод на оплаченные тобой деньги не может изготовить нужную тебе продукцию, вызывает ряд вопросов. И очень долго это продолжаться не может», — объяснил свою позицию один из строителей.

Этой же мысли придерживались и другие участники рынка, опрошенные «БИЗНЕС Online». В частности, исполнительный директор ГК «Профит» Анатолий Кондюков заявлял, что компания достраивает последние зябовские дома и сотрудничество с заводом прекращает. «У нас были привязанные к сериям ЗЯБа дома, мы сейчас перепривязываем их на другие серии. „Добиваем“ последние зябовские дома — и все. В ближайшее время мы зябовские серии уже не планируем, если только они не сделают что-то такое кардинальное, что вернет им былую славу и возможность комплектовать нам дома. Я знаю, что в таком же состоянии и другие компании, которые на их поставках сидят. Фактически все мы сейчас, строители зябовских серий, между собой воюем, чтобы выбить себе какой-то элемент железобетона. Это в основном сам „КамГЭСэнергострой“, УКС „КамГЭСэнергострой“ и „Комфортное жилье“ Михаила Золотухина. Золотухин, я знаю, уже сегодня на комплектации домов 141-й зябовской серии начинает применять железобетон других заводов. Мы тоже этим путем идем. Например, перекрытия на 100 процентов закупаем у других поставщиков, некоторые другие виды изделий заказываем у „Стройдетали“. В общей сложности уже около половины деталей мы изготавливаем на других заводах», — заявлял он.

Ильдус Камалов: «Просто так сейчас заявить о том, что давайте завод уберем и построим здесь микрорайон... Это, знаете ли, попахивает коррупцией! Кому-то, возможно, просто приглянулись эти земли»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРЕДПРИЯТИЕ ОДНОЗНАЧНО НАДО ВЫНОСИТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГОРОДА»

«БИЗНЕС Online» обратился к архитекторам автограда с вопросом, как они относятся к возможному банкротству, последующему за этим сносу предприятия и появлению на его месте нового микрорайона.

По словам архитектора и гидрогеолога Ильдуса Камалова, в приложении к генплану 2006 года, разработанному «Татинвестгражданпроектом», территория, на которой сейчас расположен завод, отдана под застройку высотными жилыми и общественными зданиями. В пояснительной записке к генплану говорится, что завод в перспективе до 2025 года должен быть вынесен за черту города. «Территория под ЗЯБом — это на самом деле геометрический центр города», — отмечает он.

Как указывает специалист, прежде чем принять какое-то решение относительно судьбы завода, нужно сделать генеральную планировку территории, включив в нее и другие пустующие в округе земли и карьеры. Таким образом к уже имеющейся территории можно добавить около 300 га земли. На саму планировку Камалов предлагает организовать конкурс, чтобы сделать в итоге там «шикарный центр города с дворцами, стадионами и всей необходимой инфраструктурой».

«Просто так сейчас заявить о том, что давайте завод уберем и построим здесь микрорайон... Это, знаете ли, попахивает коррупцией! — говорит специалист. — Кому-то, возможно, просто приглянулись эти земли и ... Не имея перспективных планов развития данной территории, взять и просто так закрыть работающее предприятие — это будет преступлением! Работает сейчас завод, его нужно модернизировать, выпускать новые виды продукции. А выносить за город его надо поэтапно (это не бывает одним днем), параллельно вводя очереди строительства. А так, чтобы сразу все взять и снести, не получится».

Архитектор Владимир Нестеренко считает, что идея Магдеева вполне реализуема. Все зависит от того, как поставить задачу. «Сейчас все реально. Даже самое нереальное реально. Что может помешать реализовать эту затею? Если закрывать завод, надо понимать, нужна ли продукция, которую он сегодня выпускает, — говорит Нестеренко. — Если нужна, значит, необходимо решать вопрос о создании аналогичного предприятия, которое могло бы производить строительные конструкции. Только построив и запустив такое производство, можно начинать осваивать территорию, которую сейчас занимает „КамгэсЗЯБ“. А так просто взять и закрыть... Этот завод в свое время был очень высокорентабельным, продукция славилась своим качеством. Думаю, там весь вопрос в управлении. Надо разбираться в причинах, которые привели к тому, что предприятие оказалось в тяжелой ситуации. Там довольно серьезные мощности, но выносить предприятие за пределы городской черты надо однозначно, потому что оно нарушает городскую экологию».

Бывший главный архитектор Набережных Челнов, а ныне главный архитектор Елабуги Ольга Никитина предположила, что на месте «КамгэсЗЯБа» вполне может появиться жилая застройка. «Если завод вынесут за пределы города, если будут выполнены соответствующие проекты планировок, то микрорайон там может появиться. Это возможно. Почему нет?» — говорит она.

По мнению Никитиной, если продукция завода востребована, то он должен существовать, но вопрос с его выносом за городскую черту назрел давным-давно. «Если собственник и руководство города договорятся об условиях освобождения заводом земли, допустим, им будет предоставлен другой участок для строительства за пределами городской черты, то это оформляется обычным договором мены. А если предприятие закрывается, то город в этом случае должен будет интересующую его землю выкупить по какой-то цене. Просто забрать эту землю городские власти не смогут. Есть и третий вариант — предприятие может освободить участок, а взамен за это „КамГЭСэнергострой“ получит право стать генеральным застройщиком микрорайона. Если „КамГЭС“ решит сам поменять назначение данного земельного участка и перевести его под жилищное строительство, то он, безусловно, становится главным претендентом на его использование».

По словам Валерия Пескова, который с 2004 по 2010 год был основным акционером предприятия, вопрос о выносе за пределы города обсуждался еще в тот период. Этот вопрос мы обсуждали с Ильдаром Шафкатовичем [Халиковым], когда заглядывали на перспективу 2030–2050 годов. Тогда у города не было средств, чтобы реализовать этот проект. Вопрос о переносе не только Завода ячеистых бетонов, но и Завода силикатного кирпича, расположенного неподалеку, так или иначе, все равно придется решать. Я считаю это целесообразным. Ведь данные предприятия находятся едва ли не в центре города. Когда я работал директором ЗЯБа, то, конечно же, выступал категорически против этой идеи: „Как это так? Целый завод, который кормит тысячи семей, решили вынести за территорию города?!“ Но это было больше эмоциональное восприятие. Мне и сейчас дорог завод, я слежу за его судьбой, но теперь, анализируя ситуацию и глядя на события немного со стороны и более рационально, понимаю, что завод, как и КСМ, переносить все равно придется рано или поздно. Ведь Челнам развиваться некуда: с одной стороны Кама, с другой — заводы КАМАЗа, возможности для строительства жилья и социальных объектов крайне ограничены. Вместе с тем на ЗЯБе имеется современное оборудование: линия ECHO для производства плит перекрытий, линия изготовления современной брусчатки. Поэтому просто ликвидировать завод нецелесообразно. Логичнее и рентабельнее перенести мощности и использовать его с более узкой специализацией, поскольку комплектные дома в том виде, в котором они сейчас есть на ЗЯБе, вряд ли будут пользоваться спросом в будущем».