«СПУСТЯ 6 ЛЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ ВНОВЬ ВОЗВРАЩАЕТ НАС К СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ ТЕХ СОБЫТИЙ»

Парадоксально, но не выборы президента стоят в центре общественной дискуссии (к ним интерес слабый), а неожиданный бунт молодого поколения. Бунт через деструкцию. В течение одной недели было совершено покушение школьников на своих соседей по парте в Перми и Улан-Удэ в лучших традициях американских триллеров с применением топора, ножей, коктейлей Молотова. Причину такой агрессии до сих пор не могут понять. Страна в шоке.

На другой шкале «бунта школоты» (софт версии, карнавальной) — «грязные танцы» студентов Ульяновского института гражданской авиации, которые сняли провокативный ролик с гомоэротическим содержанием на песню Satisfaction. Следом их подобным же образом поддержало еще несколько вузов. Консервативная общественность подвергла студентов обструкции, сравнив их едва ли не со скандальным выступлением Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве. Тогда это событие было центральным во внутриполитической повестке, т. к. имело ярко выраженный политический подтекст накануне выборов президента 2012 года. В целом хулиганская выходка вылилась в огромный международный скандал. Общество разделилось на две части: противников и сторонников, нет, не этих девушек, разлом проходил по линии отношения к действующей власти, ведь участницы группы исполняли песню «Богородица, Путина прогони!». Страна жила дыханием противостояния Болотной и Поклонной, отголоском которой и была эта акция.

Спустя 6 лет исторический цикл вновь возвращает нас к содержательной парадигме тех событий. Только политический подтекст здесь выражен не столь явно, но он подспудно присутствует, пульсирует, пытается обозначить себя. «Грязные танцы» — это не просто вызов нравственным устоям, попытка подражательства западному образу жизни, как это сейчас большинство и классифицирует, это типичный конфликт двух поколенческих матриц, конфликт модерна и постмодерна. 

КАМЮ: «РОЖДЕНИЕ БУНТА ОЗНАЧАЕТ РОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ»

«Стабильность», переходящая в стагнацию, всегда ломается через бунт. Это социальный закон. Все, что без движения, рано или поздно сходит с исторической сцены. «Движение — жизнь», — говорили древние римляне. Их империя, перестав расширять свои территории и исчерпав экспансионистский ресурс, начала увядать и в конечном итоге распалась. Элита кутила и занималась разграблением территорий, прежние принципы были забыты. Империя стремительно деградировала и вырождалась. Аналогии с нынешней ситуацией отчасти тоже прослеживаются.

Что-то сломалось во внутреннем механизме государства и общества, раз мы натыкаемся на то, в чем сами обвиняем «бездуховный Запад»: агрессия, безнравственность и безразличие. Мы сами породили монстра, которым пугали своих. Уровень клерикализации всех сфер жизни растет, везде говорят о «духовных скрепах» и «особом пути». Чиновники все как один стали верующими, посещают религиозные мероприятия. Однако, как оказалось, это не исправило кривизну нашего духовного состояния. Мало говорить о нравственности, надо соответствовать этим идеалам. И здесь самая большая проблема, потому как наша элита, увы, на деле представляет собой полную противоположность тому, что декларирует. Стяжательство вместо скромности, аморальность вместо душевной искренности, агрессия вместо понимания и т. д.

Молодое поколение, выросшее и сформировавшееся уже при действующем президенте Путине, хочет другого. «Рождение бунта означает рождение сознания», — писал Альбер Камю, ярчайший представитель экзистенциализма, в немалой степени повлиявший на студенческую революцию 1968 года.

Молодежная энергия рано или поздно выплескивается наружу. Может, формы, через которые она себя реализует, не всегда нормальные, нормативные, правильные. Подростковые группировки в Казани, например, возникли в ответ на закостенелость формы и несоответствие идеологическому содержанию власти, которая не могла дать им того, чего они хотят. Вот запретили карате — и подпольные клубы этого японского единоборства начали возникать повсюду, где стали выкристаллизовываться полукриминальные сообщества. Парадокс налицо: часть нашего общества любит идеализировать советское прошлое, едва ли не «Город солнца» Кампанеллы! Тогда откуда появлялась эта агрессивная молодежная среда, воспитанная в пионерии и прошедшая через горнило тотальной идеологической обработки? Значит, не все ладно в красиво крутящихся шестеренках отлаженной машины. 

«ГОСУДАРСТВО СТРОИЛО СВОЙ МИР, ОТВЕРГНУТОЕ ИМ ОБЩЕСТВО КОНСТРУИРОВАЛО СВОЕ ЖИЗНЕННОЕ И СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО»

Усложняет картину то, что само государство нагнетает атмосферу агрессии и недоверия. Брутальная пропаганда, пронизывающая всю общественную вертикаль, наэлектролизовала людей. Молодежь в особой степени подвержена внушению: никому доверять нельзя, кругом враги, пятая колонна и т. д. Неокрепший ум видит в своем соседе потенциального шпиона, врага народа, для него сама агрессия есть фактор правильного самоутверждения в жизни. Среда формирует деструкцию, от которой сама и страдает.

Важный факт, который указывает на взаимосвязь трагических событий с тем, что формирует сегодня пропагандистский механизм ненависти: школа в Улан-Удэ, где произошло нападение школьника на своих сверстников, находится на территории закрытого военного гарнизона. Там базируется 11-я воздушно-десантная бригада. А 11-я бригада участвовала в украинских событиях в составе сводной БТГ с 76-й дивизией ВДВ. Дети, словно губка,вбирают в себя то, что транслируют взрослые. Когда со всех федеральных телеканалов слышится призыв «Превратим врага в радиоактивный пепел», то ребенок видит это и руководствуется данными лозунговыми штампами в жизни! Когда ему говорят, что фастфуд — это американское зло, он идет и бьет витрины заведений быстрого питания, ибо для него это осязаемый и конкретный враг. Он наивен и искренен в своей вражде. Но преступник не мальчик с зажигательной смесью, а тот, кто ему внушил разобраться с «идеологическим врагом».

А отчего в нашей стране так популярна криминальная тематика и тюремная романтика? Со времен приговоренных к каторге декабристов у нас любят и боготворят притесняемых системой. При Сталине миллионы людей прошли через систему ГУЛАГа — она сформировала особую культуру, одной из главных составляющих которой была триада «не верь, не бойся, не проси». Это тезисы полного разрыва с государственной системой. Государство строило свой мир, отвергнутое им общество, с которым оно не хотело находить общий язык, конструировало свое жизненное и смысловое пространство. Это противостояние передалось по наследству и генетически выстреливает в каждом новом поколении бунтарей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции