В ХОДЕ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ РФ ФОАТ КОМАРОВ РАСКРЫЛ СЕКРЕТ, ОТКУДА У НЕГО В ДЕКЛАРАЦИИ ДОХОДОВ ПОЯВИЛИСЬ РЕКОРДНЫЕ 700 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
Крупный предприниматель, заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы РФ, экс-глава Альметьевска Фоат Комаров открыл рецепты успешности в бизнесе, рассказал о своем деле в разных отраслях - дорожно-строительной и нефтяной, в чулочно-носочном и сельскохозяйственном производстве, поделился своим видением перспектив развития экономики республики и политического будущего страны.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ!
- Фоат Фагимович, одна из главных тем вопросов наших читателей – о дороге, которую Вы строите. Сколько уже лет Вы занимаетесь этой дорогой? На какой стадии сегодня работа? Сколько эта дорога стоит?
- Этой дорогой я занимаюсь с 2004 года. Каждый ее километр в среднем стоит 300 млн. рублей. По равнинной местности в Алексеевском и Чистопольском районах расчетная стоимость 200 млн. рублей, а в Альметьевском и Бугульминском районах, где пересеченная местность и есть месторождения нефти, где огромное количество переносов, по нашим расчетам километр дороги стоит 400 млн. рублей. Поэтому среднюю стоимость километра мы взяли 300 млн. рублей. А стоимость дороги в целом – 90 млрд.рублей. Это перемычка федеральных дорог М5-М7.
Наш участок дороги будет работать вне зависимости от устройства всего маршрута от границы Казахстана и по всей территории России. Поэтому если этот этап будет завершен, дорога уже будет функционировать. Отрезок дороги - Шали – Сорочьи Горы - почти завершен, наполовину запущен в работу. Я открою секрет, Рустам Нургалиевич на этом участке 40 километров прошел за 11 минут! На некоторых участках скорость доходила до 280 километров. Конечно, с такой скоростью передвигаться нельзя, но он человек опытный… 40 километров пройти за 11 минут – это говорит о том, что дорога соответствует всем параметрам технических требований для скоростного движения, 150 километров расчетной скорости там держать можно. И люди не будут чувствовать этой скорости – так создается безопасность и комфортность!
- Зачем нужна автодорога Европа-Китай: больше товаров возить из Китая, а самим в кризисе мучиться? (Гадел).
- Есть разное восприятие гражданами ситуации – кто-то живет в Гоа, кто-то уходит в тайгу и живет отшельником, а кто-то переезжает в Москву или Казань. А мне, например, нравится Альметьевск. Но в Казань приходится ездить, а рисковать своей жизнью я не хочу. Катализатором начала строительства дороги была авария, где погибло восемь человек, четверо из которых – наши работники. В одну секунду восемь человеческих жизней ушло из этого мира!.. А все это из-за того, что дорога не соответствует требованиям безопасности. И мы приступили к строительству, даже невзирая на то, что оно не было подготовлено экономически.
- Вы даже не предполагали, в какую стоимость проект выльется?
- Я все это знал… Расчеты инвесторов ведь делаются как? Спрашивают: с какой стати мы будем вкладываться в дорогу? На этом отрезке, соединяющем две федеральные трассы, по старым данным трафик семь тысяч автомобилей, а на трассе Москва – Санкт-Петербург - 70 тысяч! Трасса Дон в сторону Москвы – 40 тысяч автомобилей. Получая прибыль там, кто будет вкладывать средства в экономически менее эффективный проект? У России проблем достаточно много, и не надо обольщаться, что наша дорога является первоочередной задачей в строительстве транспортной инфраструктуры России!
- Сколько своих денег компания уже вложила в эту дорогу?
- По бухгалтерским бумагам – около 3 миллиардов, а фактически – порядка 7 млрд.рублей. По бумагам не все расходы учитываются, компания большая…
- А какова общая стоимость проекта на сегодняшний день?
- От Санкт-Петербурга до границы с Казахстаном - это около 2100 километров, если в среднем километр стоит 300 млн., то общая стоимость – 600 млрд.рублей. А отрезок дороги, который проходит по Татарстану, – 400 километров, стоит он 120 млрд. рублей.
- А стоит дорожным строительством заниматься, если получается работа ради работы?
- Мой товарищ сказал как-то мне: я всю ночь считал – нет выгоды от дороги, которой ты занимаешься… Нет, отвечаю. Тогда, говорит, есть какой-то секрет, иначе ты бы не занимался!..
А секрета никакого нет, просто я это воспринимаю как швейцарский банк – сегодня у меня есть капитал – я его вкладываю в дорогу. Как Минтимер Шарипович сказал, даже если кто-то захочет дорогу закопать, он не сможет это сделать физически – она существует! На вертолете вдоль нее надо лететь минут 40 или час. Я считаю, вложение в дорогу – это вложение в швейцарский банк. Даже более гарантировано, ведь швейцарские банки тоже лопаются…
- Это будет платный автобан?
- Решение о платности дороги принимает государство. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» я изучил вдоль и поперек и считаю, что комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям под руководством Мартина Люциановича Шаккума разработал идеальный закон. В его рамках можно строить частную платную дорогу федерального значения без проблем – закон разрешает. Но у меня нет денег на завершение дороги…
- Но, наверное, в планах-то есть, где их взять?
- Есть. В Транспортной стратегии РФ до 2030 года предусмотрено бюджетное финансирование дороги с 2013 года, т.е. в бюджете уже прописывается весь маршрут Европа – Западный Китай, который стыкуется с подобной казахстанской программой. И на это планируется бюджетное финансирование.
- И Вы в этот бюджет встраиваетесь?
- Это же 2000 километров – куда деньги дадут в первую очередь? В Оренбург? Есть обход «Вологда», есть отрезок Шали – Сорочьи Горы… Но в программе есть пункт, где прописано, что надо обеспечить финансирование строительства Алексеевско-Альметьевского отрезка дороги, где уже ведутся работы. Надеюсь, что деньги в первую очередь придут на этот, уже готовый, участок. Изначально Президент РТ поддержал идею подготовить территорию под строительство дороги. Я взялся за это с условием, что должно быть специальное постановление Правительства республики. По указанию Рустама Нургалиевича, он тогда был Премьером, такое постановление очень быстро было подготовлено. И вот работа ведется.
ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ДОРОГ – ОТ НАРУШЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
- Когда научимся строить нормальные дороги, качественные? Вы умеете это делать?
(Авесалом).
- Никакой проблемы нет! Если сегодня татарстанцы строят дорогу Чита-Хабаровск, куда пригласили Владимира Александровича Швецова (бывший министр транспорта и дорожного строительства РТ – ред.). И Владимир Владимирович Путин проехал по этой дороге. А сделали это татарстанцы – Камдорстрой и другие компании. На вечной мерзлоте, в сложнейших условиях построили хорошую дорогу.
Я никаких преград для строительства дорог не вижу! Прогресс нельзя остановить! Идут годы, проходят эпохи, меняются люди… А дороги остаются! Когда у меня спрашивают, когда дорога будет, я отвечаю – поймите меня правильно, если бы у меня было три млрд. долларов, я в течение трех лет дорогу сдал бы. Я знаю, как это делать и могу организовать. А вопрос денег должен быть решен на уровне государства. Иностранцы строить нам дороги не будут, если нет выгоды. А заботиться о русских, которые располагают огромным национальным богатством, ни у арабов, ни у европейцев нет никакого желания.
Если соблюдать все технологии, качество обеспечится. Все проблемы дорог – от нарушения технологии.
- А нарушают для чего? Чтобы больше своровать?
- И даже не чтобы своровать, а чтобы соответствовать. Дешевых дорог не бывает! Когда мне говорят, что дорого, я спрашиваю, на какой машине Вы ездите? Обычно называют иномарку. А что же не на Жигулях – очень дешево?! Просто надо платить! Есть разные категории дороги и соответственно этому надо платить за ее строительство, а не по среднему. Есть толщина дорожной одежды, есть осевая нагрузка, рельеф разный, климатические условия разные. Например, по Ромашкинскому месторождению только на перенос коммуникаций – ЛЭП, скважин - нужно 3 млрд.рублей. Мы там не смогли найти свободную 200-метровую полосу для дороги…
-Была информация, что во время строительства используются некие нанотехнологии, так ли это? ( Жанна).
- Это арматура – продукт базальтовых волокон, пропитанных наноструктурированным клеем. У нас понимание – арматура – это железное. Это уже совсем другие свойства – долговечность, эластичность, прочностные характеристики меняются. Мы это использовали на водопропускной трубе – сделали арматуру из этих материалов и залили бетоном – получилась армированная сетка по новой технологии.
- Чья это разработка – отечественная или зарубежная?
- Это российская фирма, которая предложила нам использовать в качестве эксперимента. Но проект сертифицирован, есть заключение институтов, это не эксперимент на людях! Ведь дорога – это сложнейшее инженерное сооружение, где рисковать нельзя, там должны быть четкий расчет и проверенный материал.
- А в Казани можно сделать нормальные дороги?
- Можно. Должен быть Генплан и неукоснительное его выполнение. Нужно понимать, что пробки будут еще 10 лет, но двухуровневые развязки по элементной базе уже должны расставляться. А если бюджет – «кот наплакал», то и ставят заплатки…
-А то, что Вы в Госдуме РФ являетесь заместителем председателя комитета по транспорту, имеет к дороге отношение?
- Совершенно верно – это и есть цель моей работы в Думе и партийное поручение. Когда Минтимер Шарипович напутствовал меня, я сказал, что для успешного лоббирования нужна должность. Он ответил, что постарается, и это получилось. Все эти действия направлены на ускорение реализации и ввода в эксплуатацию этой дороги!
Но я выполняю и поручения от «Татнефти», были поручения по льготам малым нефтяным компаниям, от Госсовета РТ по ТСЖ. Но главное – это дорога. Я занимаюсь теми вопросами, в которых разбираюсь. У нас довольно профессиональный депутатский корпус для решения остальных проблем.
В ЛЕГПРОМЕ С КИТАЕМ КОНКУРИРОВАТЬ МОЖНО!
-В составе вашей группы есть трикотажная фабрика «Алсу». В связи с этим хотелось бы услышать Ваше экспертное мнение: почему в Татарстане практически нет крупного текстильного производства? (Мы даже носки закупаем чебоксарские)…. И как на этом фоне выглядит Ваше предприятие? (экономические показатели, объемы выпуска, выручка и т.п.). (Камиль).
- Почему я занялся легкой промышленностью? Когда я уходил с должности главы администрации Альметьевска, я попросил Минтимера Шариповича назначить меня директором фабрики, гарантируя, что фабрика будет работать. Он посмеялся и предложил продать ее мне за рубль, поверив мне. Я купил фабрику «Алсу» за 16 млн. рублей. Купили новое оборудование – сегодня работает 300 новых станков, все старые сохранены, но выведены из эксплуатации. Если не ошибусь, за прошлый год фабрика имеет более 100 млн. рублей чистой прибыли. А в 2009 году – порядка 70 млн. руб. Рентабельность по прошлому году составила около 15%. Вот вам ответ!
-Значит, поднять легкую промышленность возможно. А чего не хватает другим – руководителей?
- Да! Все задачи в этом мире решаемы! Только вопрос цены и времени. Энергичных, талантливых людей много, просто они не реализовываются – или есть какие-то барьеры, или нет стимулирования инициативы людей. Я бывал в Китае – там девочки работают по 12 часов, живут в комнатах по 20 человек, зарплата в то время – чуть больше 100 долларов. Говорят, что с Китаем невозможно конкурировать, но ведь мы конкурируем! Зарплата у них тоже растет, станки, хлопок, сырье они покупают по такой же цене, да у них еще транспортные расходы больше! Наша продукция конкурентоспособна, ее покупает Хабаровский край, Амурская область, все вплоть до Владивостока и китайской границы. И востребовано!
-Легкая промышленность может жить в России, даже если за спиной нет нефтяной компании?
- Если нефтяная компания будет национализирована, я носками буду торговать и жить припеваючи!..
РЕНТАБЕЛЬНОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО – ЭТО НОНСЕНС!
-Фоат Фагимович, в Вашем холдинге есть и сельскохозяйственное предприятие. В связи с этим такой вопрос: в Татарстане попробовали разные модели ведения сельского хозяйства – и фермерство, и крупные агрохолдинги, но у всех есть проблемы. У Вас есть свой рецепт, как надо вести сельское хозяйство?
- Рецепта нет, по образованию я - математик. Но во всем мире сельское хозяйство дотационное. Рентабельное сельское хозяйство – это нонсенс, это не реально! Единственное рентабельное сельское хозяйство – в Новой Зеландии, где природные условия позволяют эффективно вести овцеводство.
-И в Татарстане сельское хозяйство дотационное – все наши олигархи получают дотации из бюджета… А частное подворье, Вы считаете, не может быть рентабельным?
- Не важно, кто этим занимается, производство сельскохозяйственной продукции должно быть дотационно со стороны государства. Это закон природы!
- Паритет цен в современном обществе таков, что искусственно реальные ценности стоят копейки, например, качественная еда, а на фиктивные вещи, на нефть в том числе, цена многократно вздута…
- Реальная цена нефти – 15 долларов за баррель, т.е. на рынке нефть должна стоить максимум 25-30 долларов.
-Из-за такой диспропорции цен приходится помогать, чтобы люди выращивали продукты питания…
- Да, происходит искусственное сдерживание цен на сельхозпродукцию. Иначе люди не смогут их приобретать. Производить пищу никакой проблемы не составляет - как и в легкой промышленности. Просто должна быть расчетливая организация производства. Земля способна десятки миллиардов людей прокормить!
-Земля-то способна, но в России получается как и с авиастроением – можем, но почему-то не делаем… Где гарантия, что не победят лоббисты, которые захотят сыграть на голоде?!
- В арабском мире попытались, и мы видим, что получилось! Ни одна диктатура не способна удержать власть, если возмущение народа достигнет предела. А в России это будет беспощадный кровавый бунт! У нас так – сначала все разрушат, до основания…
-Вы верите, что в арабских странах это народные бунты, а не искусственные цветные революции?
- Но в этом процессе участвуют люди! Срабатывает эффект толпы, люди поддаются стадному чувству и выходят на улицы. Конечно, все это организовано, как и развал Советского Союза…
В ТАТАРСТАНЕ СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА УЩЕМЛЯЕТСЯ
-Наверное, сегодня Вам с высоты Госдумы что-то в Татарстане видится по-другому…Что Вы считаете приоритетом для развития республики?
- Приоритеты республики – это высокотехнологичная продукция. То, что сегодня не используется авиационная тематика – это большой минус не только для республики, но для всей России. Мы предаем забвению наработанный опыт поколений, наработанные технологии, рабочие кадры, способные создавать авиационную технику. Это, конечно, катастрофа! Я первое время отвечал за авиационную тематику, мы пытались будировать на уровне России, но безуспешно. Я не могу объяснить, почему у нас в стране такое отношение к авиастроению. Как так можно – не производить самолеты, которые мы можем производить?! Например, Ил-96 – прекрасный самолет, ни чем не хуже Боинга или Аэробуса! Для меня это необъяснимо!
-Как Вы оцениваете Татарстан в сравнении с другими регионами, Вы ведь много где бываете. По экономическому потенциалу и уровню жизни можно сравнить?
- Думаю, у нас, по сравнению с некоторыми другими регионами, свобода предпринимательства ущемляется промышленно-финансовыми группами и административным ресурсом. В других регионах предпринимательству проще развиваться.
-А у Вас есть рецепт, что нужно сделать для развития малого и среднего бизнеса?
- Уникальность республики как раз, наверное, в том, что здесь начато именно с крупного бизнеса, который является фундаментом развития для всего остального. Единственно, можно было бы ослабить администрирование малого бизнеса. Но это невозможно, как говорится, «нельзя запрячь в одну упряжку коня и трепетную лань». Сразу развивать и крупный бизнес, и предпринимательство невозможно, так как крупный бизнес стремится все собрать в одну кучу, а малый бизнес хочет быть самостоятельным.
-А, например, КАМАЗ и КИП «Мастер», не могут быть примером мирного взаимовыгодного сотрудничества?
- В КИП «Мастере» работают только те, которые работают на условиях КАМАЗа. Это карманный малый бизнес. Это в рамках промышленного агломерата.
-А в Альметьевске все подчинено «Татнефти»?
- Конечно, по-другому невозможно! Когда я был главой Альметьевска, мне сказали: «Ты глава!» Я ответил: «Я просто администратор, прораб у Шафагата Фахразовича по благоустройству города Альметьевска! (Ш.Ф.Тахаутдинов, генеральный директор ОАО «Татнефть» - ред.).
-Это хорошо или плохо?
- Для Альметьевска это дало эффект, плюс есть. Это горожанам оценивать надо. Но просто сидеть там, задрав нос, и говорить, что я глава, и управлять ситуацией – это же смешно! Если возникнет конфликт между генеральным директором и главой Альметьевска, Президент РТ кого выберет? Ответ же ясен!
- Вы и поэтому в том числе ушли с этого поста? Или Вас ушли? Бывает, чтобы уходили сами, но очень редко…
- Первое время пытались по-разному интерпретировать, но когда увидели, что Минтимер Шарипович со мной тепло общается, все вопросы были сняты. Шафагат Фахразович меня представлял к государственной награде – к медали ордена «За заслуги перед Отечеством», в депутаты я пошел по квоте «Татнефти», чтобы представлять интересы нефтяников. Иногда в каких-то вопросах у нас разногласия были, но при всем этом я с уважением к нему отношусь, и он меня поддерживает во всех вопросах.
НА ЧЬИХ ПЛЕЧАХ РАСЦВЕТ ТАТАРСТАНА?
-Как Вы считаете, есть ли смысл крупным предпринимателям избираться в Госдуму? Может, лучше делом заниматься?
- Бизнес должен участвовать в такой работе, потому что там есть информационное поле. Оптимальная структура – это наш Госсовет, где на освобожденной основе работает 20 человек, остальные 80 на не освобожденной. И овцы целы, и волки сыты!.. Депутаты Госсовета РТ ведь зарплату не получают, но они принимают участие в заседаниях, они информированы, они голосуют, имеют юридическое право на воздействие… Если бы Госдума РФ была сформирована по такому же принципу, было бы гораздо эффективнее.
-А какая разница? И там, и там сидят крупные бизнесмены и лоббируют интересы своих компаний. Остальное же общество не имеет своей квоты – крестьяне, рабочие, интеллигенция… Предприниматели тоже должны быть, но не доминировать же!
- Я полгода назад собственными руками разобрал двигатель трактора Т-170. Я лично могу управлять автомобилем, работать на экскаваторе, я служил в армии, у меня доходов – миллиарды! Так чем я не угоден обществу?! Я депутат, я могу предметно разговаривать на любую тему – легкая промышленность, сельское хозяйство, дорожное строительство…
Я даю продукт! Любой продукт могу дать. Грубо говоря, поставьте меня руководить роддомом, я рождаемость повышу, уменьшу смертность в этом роддоме.
-Предприниматели доминируют в Госдуме! Депутаты от Татарстана – это богатые люди, у которых свои интересы в жизни. Они нужны нам, но они не могут представлять всю республику. Или нет?
- Руководитель российской лизинговой компании сказал, что молочная ферма, которую создал Губайдуллин, - это высшее достижение в России. Другой такой фермы нет!
-А в чем уникальность? То, что на деньги Ак Барс Банка купил иностранное оборудование и привез сюда?
- Тогда почему другие не привозят? У нас в России 1300 других банков…
- Вы знаете, что скоро у него эту ферму за долги отнимут?
- Ну и что! Человек создал уникальное молочное производство. Я лет 7-8 назад ездил с Губайдуллиным по его полям. Это новейшие технологии, без которых нельзя развивать сельское хозяйство. На старом оборудовании никогда не создашь эффективное современное производство.
-Уважаемый Фоат Фагимович, как совмещается ведение бизнеса с выполнением должностных обязанностей высокопоставленного чиновника? Проносит ли данное совмещение свои дивиденды? (Комаров Евгений Вячеславович).
Я одного не понимаю, как Депутат Госдумы занимается бизнесом – он же госслужащий, а еще какой! (Гадел).
- На меня жалобу Грызлову написали, что я чулочно-носочной фабрикой занимаюсь… Я говорю – пожалуйста, я фабрику закрою, и пусть тысяча женщин останется без работы!
Когда был главой администрации города, меня обвиняли в том, что я захожу в свою компанию. Я два года туда не ходил – там 100 миллионов денег потеряли! Вот я был бизнесменом, стал депутатом – так ведь не отключишься! Я стратегией занимаюсь. А когда депутатство заканчивается, куда я пойду? Разве мне даются какие-то гарантии трудоустройства?
Бизнес - это как продолжение человека. Я не могу от него отказаться, даже если я стал депутатом. Если человек стал депутатом, он что – не имеет корней, не имеет продолжения? Так не бывает, он каким-то образом все равно связан с тем продуктом, который создал. Отказаться от того, что было, нереально!
-Значит, закон, запрещающий совмещать бизнес и госслужбу, лукавый? Ведь общество думает, что 90% времени депутаты занимаются своим бизнесом, а 10% - лоббируют его же интересы.
- Лукавый, конечно! Журналисты обвиняют бизнес, что он социально не значим… Ну давайте уберем Губайдуллина, Хайруллина, а на что тогда будут жить сельчане? Я бывал в Тверской, Курганской областях – там нет сельского хозяйства, все поля лесом заросли, фермы разрушены, людям жить не на что, процветает пьянство и наркомания! В районном центре – по колено грязи…
Расцвет Татарстана – на плечах инициативных ребят! Они лоббируют не личные интересы, хотя, может быть, внешне выглядит так, что он гребет под себя…
-Вы как-то в кулуарах заметили, что Медведев и Путин между собой хорошо ладят. У Вас сохранилось это мнение? Есть некоторые высказывания, что между ними появилось противостояние.
- Короля играет свита. И противостояние не между ними, а между командами. Просто каждый хочет сохранить себя, поэтому идет спектакль, игра. Скоро выборы в Госдуму, а потом Президента. Тандем у них нарушен не будет. Доверие было, есть и сохранено. А окружение пытается столкнуть их лбами. Западный мир, Америка не хочет во власти Владимира Владимировича Путина, потому что он сегодня обладает колоссальным опытом и влиянием. Он будет ставить задачи, не оглядываясь на мнение Америки и Европы. Они согласованно будут работать.
-То есть Путин патриот России, Вы так оцениваете?
- Да! Лучшей кандидатуры нет!
ЗА ПРЕДЕЛАМИ НАШЕЙ РОДИНЫ НЕТ НИ РУБЛЯ МОЕГО КАПИТАЛА!
-Каковы самые запоминающиеся годы в становлении Вашего бизнеса? С чем Вам пришлось столкнуться в лихих 90-х? Самый сложный момент и как его решили, нашли выход? В каком наиболее прорывном проекте Татарстана планируете участвовать? И может Вам надо возглавить комитет по поддержке малого и среднего предпринимательства РТ – вот это будет прорыв для всего бизнеса республики… В какой самый отстающий сектор экономики РТ Вы бы вложили 50% вашего капитала? (Ильдар Галиакберов).
В бизнесе нельзя предугадать все ситуации, но если брать 90-е годы, то это 1998 год, когда генеральный директор сказал мне: «Компания - банкрот». Тогда процветала система бартера - пока деньги проходили весь путь, 40-50% терялось. И в конечном итоге получилось самопроедание, т.е. компания съедала наработанное за предыдущие годы. В 1998 году за лето компания выдала всего два раза зарплату – на сабантуй и на день строителя. На день строителя я занял у друзей доллары и раздавал их, иначе невозможно – люди полгода не получали зарплату… Это была катастрофичная ситуация, но люди выдержали. Все люди, которые, пережив 1998 год, сегодня работают, находятся под моим пристальным вниманием. Ведь на плечах этих людей компания выжила!
Что касается прорывных и сложных проектов, то, думаю, тяжелее, чем в легкой промышленности и сельском хозяйстве, ситуации нет. Но в этих отраслях у нас уже есть компании… Школа у нас тоже есть под патронатом. За 10 с лишним лет в строительство и реконструкцию шести школ вложено 380 миллионов рублей. Что еще? Медицина?..
-Уважаемый Фоат Фагимович! Бесспорно, что Вы талантливый бизнесмен и порядочный человек. Это видно по результатам в бизнесе и хорошим отзывам о Вас ваших сотрудников. Татарстану везет на талантливых руководителей республики, бизнесменов, что есть нефть, а что делать другим регионам? Не хотите ли Вы помочь какой-нибудь области РФ, например, поднять фабрику? (А.К.Ж).
- Я могу с гордостью сказать: за пределами нашей Родины ни рубля капитала, ни имущества, ни квадратного метра, ни недвижимости – ничего не имею. Все находится в России.
Если бы я в других регионах России не работал, я давно бы уже дорогу построил! Я зарекся и сказал: лучше уж я в Татарстане буду бесплатно работать, чем за ее пределами. Мы выгоды не получили – ни в Уренгое, ни во Владимирской области, ни в Казахстане. Если бы потенциал и энергия по дорожному строительству сразу были бы вложены в территорию Татарстана, думаю, результат кратно был бы больше.
-Несколько лет назад, в разгар последнего кризиса, была информация, что «СМП-Нефтегаз» хочет продать свои месторождения нефти. Еще не продали?
- Нет, но мы и сегодня хотим продать, но по нормальной цене – расчетная стоимость была 4,5 млрд. рублей. Туда ведь вложены определенные ресурсы, есть достаточные запасы нефти – 5 миллионов тонн доказанных и извлекаемых. Если сегодня поступит предложение, я готов продать. Компания рентабельна, в прошлом году добыла 120 тысяч тонн нефти, принесла более 200 миллионов рублей прибыли.
-А почему никто не покупает при таких-то ценах на нефть?
- Все хотят дешево. Ведь как думают – раз продает, значит, есть проблемы. А наша проблема в одном – у нас не хватает ресурсов, чтобы реализовывать проект дороги.
Я БОГАТ, НО НЕ НАСТОЛЬКО!..
-По декларации Вы один из лидеров в Госдуме и вообще в России по доходам – 700 миллионов рублей. И заплатили огромный подоходный налог…
- Если бы у меня были бы такие деньги, я бы дорогу строил!.. Это просто в декларацию включили оборот денег на рынке ценных бумаг – 618 миллионов рублей, а из них доход составил порядка 18 миллионов.
- Что за ценные бумаги? Вы играли на них?
- Я называю это работой. Играть – это как в казино. А работать – значит надо зарабатывать, серьезно относиться к этому делу. В принципе, я этим предметно не занимался, поэтому моими деньгами играли управляющие, и много потеряно… Сам виноват – заниматься надо было!
-А какой тогда реальный Ваш личный доход за прошлый год?
- Свыше 100 миллионов рублей. Было продано имущество, акции…
-А оборот Вашей бизнес-группы?
- Девять миллиардов рублей. Поэтому и строим дорогу – не было бы денег, не строили бы!
БИЗНЕС – ЭТО КОГДА ВОПРЕКИ: ЕГО НЕ ЛЮБЯТ, ОБВИНЯЮТ, А ОН ИДЕТ!
-Добрый день уважаемый Фоат Фагимович! Какие, на Ваше усмотрение, ключевые факторы успеха помогли Вам добиться таких превосходных результатов в самореализации себя как бизнесмена и политика? Что, прежде всего, Вы требуете и ожидаете от своего менеджерского состава, и какие методы социальной корпоративной ответственности Вы применяете в группе компаний «СМП-Нефтегаз»? (Елисеев Дмитрий Владимирович).
- Это не только роль личности. А принцип отношения к бизнесу. Проблема бизнеса состоит в том, что на первом месте стоит потребление. Если человек во главу угла ставит потребление, то у него перспектив нет. Если человек создает фундамент будущего и думает о завтрашнем дне, тогда проблем никаких нет – он целеустремленно создает основы, и при любых катаклизмах и катастрофах хоть часть и теряется, но фундамент остается – он просто по-новому базируется и дальше продолжает жить. Если предприниматель первую полученную прибыль тратит на машину, квартиру, туристическую поездку, то у этого бизнесмена перспективы нет, он рано или поздно сам себя съест в трудную минуту.
Вторая проблема – в конъюнктурности. Каждый человек старается приспособиться под ситуацию как хамелеон. Это принцип выживаемости, но на нем бизнес нельзя базировать. Бизнес – это когда вопреки: его не любят, обвиняют, а он идет! Тогда он жизнеспособный. Потому что он нарушает логические цепочки, разрушает стереотипы. Если ты уверен и двигаешься без оглядки, то проблем нет. Не оглядывайся! Вышел на дорогу – иди! Боишься – не выходи на дорогу…
А в команде каждый человек выполняет свою функцию. Мне говорят, что я часто генеральных директоров меняю. Поймите правильно, каждому директору я благодарен – каждый из них выполнил свою функцию. Каждый человек обладает индивидуальным потенциалом – вот этот индивидуальный потенциал я из него и выжимаю. Есть директор, который говорит - ты из меня стаканами кровь пьешь… Да, я выжму все, что смогу! Потому что я знаю твой потенциал. А когда я тебя исчерпаю, будет другой директор. А ты, пожалуйста, напиши заявление…
МОЙ ПРИНЦИП БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ - Я ВСЕ ДЕЛАЮ ДЛЯ СЕБЯ!
-Фоат Фагимович! За весь период трудовой биографии Вам удалось поработать на различных руководящих должностях в совершенно разное время – Советское, постсоветское и настоящее. Из них более 10 лет Вы являетесь народным избранником, где Вам так или иначе приходится сталкиваться и решать вопросы населения. До этого, проработав всего 1,5 года Главой района, Вы надолго запомнились учителям, медработникам и остальным бюджетникам доплатами, которые в народе так и называли «комаровские», а также благотворительными (не всегда публичными) акциями. Надо сказать, что даже не будучи Главой, эти доплаты из Вашей фирмы еще некоторое время так и поступали на радость бюджетников. В связи с этим вопросы: Скажите, пожалуйста, в какой период развития нашей страны (конец 1980 гг. по н.вр.) социальные проблемы были более сложными в решении, изменился ли характер обращений граждан, назовите Ваш лучший реализованный социальный проект, что бы Вы хотели изменить в социальной политике государства, республики или района? Идеальное социально-направленное государство – это, по Вашему мнению, какое? Как бы Вы хотели изменить жизнь отдельных категорий граждан: учителей, медработников, пенсионеров и т.д.? (Руслан).
- 380 миллионов рублей вложено в школы, посажено 1800 гектаров леса на 50 миллионов рублей. Всего более 500 миллионов рублей за 12 лет! Мало кто это делает! Даже по Государственному жилищному фонду деньги я перечислил. Хотя ГЖФ я воспринимаю по-другому – мы построили дом и отдали квартиру вязальщице, у которой ребенок инвалид и зарплата 8 тысяч рублей. Она никогда по социальной ипотеке не получит жилье – она в ее рамки не вписывается! Я не противник ГЖФ, просто у меня другой принцип обеспечения жильем! И по качеству такой дом, как в Альметьевске, ГЖФ никогда не будет строить.
-А какой у Вас принцип?
- Все делать для себя! Школу я построил для своих детей, дорогу я строю для своих детей, лес сажаю для себя – хочу в старости там ходить. Я все делаю для себя!
- Как же тут вписывается вязальщица?
- А вязальщица – чтобы она в меня не плюнула, когда мимо пройдет…Я боюсь ее плевка, поэтому стараюсь, чтобы она была удовлетворена жизнью.
-Вы давно занимаетесь социальными вопросами, встречаетесь с населением, вот и сегодня вели прием граждан. Проблемы с течением времени изменились?
- Изменились. Началось исчезать потребительское отношение – дескать, государство обязано. Они понимают, что государство должно способствовать, но уже не на уровне «я на работу хожу, и мне государство обязано»… Такое отношение уже резко снизилось.
- Сегодня благотворительность стала государственной политикой у нас в республике. Как считаете, можно или нужно заставлять творить добро?
- Пример есть – ГЖФ. Это благотворительность по принуждению. Работает же!
-А Ваше-то отношение к этому?
- Когда я был главой администрации, точно так же говорил: если киоск хочешь поставить, плати 20 тысяч в фонд финансовых ресурсов города. Он говорит – «не дам!» Тогда городу твой киоск не нужен! Эти деньги не мне – городу нужны – учителям, врачам…
Предприниматель обладает потенциалом решать социальные проблемы. Но так как человеческая сущность такова, что «жаба давит», он совершает ошибку – жалуется. По сути, во всех религиях написано: долю своей прибыли отдай! И это правильно, это же природное явление! Если человек обладает потенциалом, он должен поддержать тех людей, у которых этого нет.
Но благотворительность, конечно, должна идти от души. Тем людям, которые не понимают этого, нужно помочь осознать. И ни какой проблемы я в этом не вижу.
ДРУЖБА И РАБОТА – ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ
-У Вас пятеро детей. Вы говорите, что хотите шестого. Вам еще зачем?
- Счастливая старость.
-Но ведь счастливая старость не столько от количества детей зависит, сколько от их качества… Вы как своих детей воспитываете? Есть на это время?
- Я всегда относился и сейчас отношусь к своим детям как ко взрослым людям. Я их воспринимаю как состоявшихся людей. Может быть, детям нужно больше нежности и внимания, но я не могу себя переделать – такой человек.
-А Вы довольны детьми? Они самостоятельные?
- Старшего сына в МГИМО «поступил» я, закончил он сам. Женился. Сначала я его не мог сагитировать к активной работе. Сегодня он работает в РГТИ, депутат, строит школу в деревне, ходит с милицией в рейды против наркотиков. То есть он активен. Средний сын отслужил в армии, сейчас строит дорогу, спит в вагончике. Дочь самостоятельно Москву покинула, переехала в Казань, в университете учится на экономическом факультете, сама поступила. Вызывает восхищение, хотя по другим вопросам я ее тоже ругаю…
- Младшего балуете?
- Ну, как… Если что-то неправильно – затрещина! Зато с шести лет со мной на охоту ходит, с девяти лет стреляет из ружья без промаха. Он приспособлен к жизни, он активный, он самоорганизован, хочет поступить в МГУ, занимается. У него есть цели, ориентиры, он достигает их. А младшая дочь – мамина подружка.
- К Вам через нашу газету обратилось несколько Ваших друзей с мехмата. А вообще как по жизни сложилось – есть давнишние друзья?
- Друзья есть. Но есть и такие, которые на ниве бизнеса потеряны из-за того, что вместе работали. Правда, те, кто в свое время ушел, возвращаются…
У меня друг – это когда дома. На работе я другу говорю – ты мой первый враг, ты мой подчиненный, ты должен работать, а не в дружбе класться. Ты покажи своим результатом, что-то сделай! Друг ты мне дома, за столом… Дружба и работа – это разные вещи. Я должен знать, что он меня не подведет, не предаст.
-Ваш однокурсник спрашивает, как Вам в жизни пригодился диплом мехмата?
- Я всем говорю – я математик, у меня дважды два – четыре и параллельные не пересекается. Хотя могу доказать, что дважды два - пять. Все задачи решаются, и даже параллельные пересекаются…
-Один из сокурсников пишет Вам письмо из Мексики, где сейчас работает…
- Значит он востребован…
…Это значит, он в Мексике читает нашу газету! А Вы с компьютером, Интернетом в ладах? Может, бизнес хотите открыть в этой сфере?
- Бизнесов я больше открывать не буду, но моя голубая мечта – подружиться с компьютером.
Татьяна Завалишина
Фото Ильи Лавриненко
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.