Ситуацию неопределенности с казанским художественным училищем им. Фешина, которое уже через две недели рисковало остаться без аккредитации из-за аварийного состояния здания, разрешил Рустам Минниханов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ДАЛ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ПОРУЧЕНИЯ»

Ситуацию неопределенности с казанским художественным училищем им. Фешина (КХУ), которое уже через две недели рисковало остаться без аккредитации из-за аварийного состояния здания, прояснил сегодня твит пресс-секретаря президента РТ Эдуарда Хайруллина. В нем приведены слова Рустама Минниханова: «Здание художественного училища — уникальный архитектурный и исторический объект, знаковое здание для Казани, оно будет бережно восстановлено. Я дал правительству все необходимые поручения». 

Чуть позже стало известно, что реконструкция КХУ, которая, как выяснилось, будет проводиться без остановки учебного процесса, будет частью большой программы комплексного капитального ремонта ряда объектов культурного назначения в Казани.  Она затронет, например, ДК им. Саид-Галиева в Дербышках — объект наследия эпохи сталинского ампира 1959 года постройки и ДК «Железнодорожников» в Юдино. Вместе с тем планируется завершить ранее начатые строительные работы в здании культурного центра «Чулпан», где базируется ансамбль танца «Казань».

Напомним, о серьезных проблемах в училище стало известно на прошлой неделе. В четверг, 8 февраля, директор Ольга Гильмутдинова объявила родительскому комитету, что 2 марта заканчивается аккредитация КХУ, а новую получить не удается. Без аккредитации работать образовательному заведению можно, доучивать студентов можно, но вот выдавать дипломы государственного образца и набирать новых учеников уже не получится. Причем версия училища и министерства образования по этому вопросу резко разошлась: если Гильмутдинова заявила, что ее заявление на аккредитацию не принимают, то в минобре говорят, что никакого заявления, которое должно проходить через департамент надзора и контроля в сфере образования, они не видели. «На данный момент от КХУ им. Фешина заявление о государственной аккредитации в департамент не поступало. В течение месяца будет проведена проверка учреждения», — сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь департамента надзора и контроля в сфере образования Альбина Батыршина. А агентству «Татар-информ» в минобре и вовсе заявили, что скандал надуман и заявления КХУ — это, по всей видимости, «манипуляция». 

С самой Гильмутдиновой сегодня связаться и прояснить ситуацию не удалось. «С Ольгой Александровной сегодня поговорить не получится, — сообщили „БИЗНЕС Online“ в приемной директора. – Она бегает из одного министерства в другое, занимается вопросами аккредитации. Но вроде да, у нас все получилось!»

То, что училищу теперь ничего не угрожает, «БИЗНЕС Online» подтвердила также и помощник президента РТ Олеся Балтусова. Она рассказала, что сейчас определяются сроки реставрационных работ. «Речь идет о поэтапном ремонте, сколько это займет времени, пока непонятно. Работы начнутся в ближайшее время, но это небыстрый процесс», — сказала Балтусова, подтвердив, что «училище без аккредитации не останется». Помощник президента РТ также уточнила, что здание находится в республиканской собственности, так что и восстанавливаться будет на средства татарстанского бюджета. Напомним, стоимость работ оценивалась примерно в 300 млн рублей, проект готов и, по словам Гильмутдиновой, был согласован во всех ведомствах.

8 февраля Ольга Гильмутдинова объявила родительскому комитету, что 2 марта заканчивается аккредитация КХУ, а новую получить не удается Фото: kpfu.ru

 «ИСТОРИЯ О СПАСЕНИИ МЕЧТЫ»

Спасению училища обрадовались и пользователи соцсетей, заменив хештеги #КХУ_живи на #спасибо_что_КХУ. «Ура! Получилось! Училище будет жить!», «Внимание обращено, теперь мы очень-очень надеемся, что училище останется жить, воспитывать художников и дизайнеров, с продленной аккредитацией. И конечно же, хочется увидеть здание училища на Карла Маркса 70 в восстановленном виде, соответствующем центру будущих художников», — такие комментарии постепенно сменяют трагичные посты о грядущем обрушении здания прямо в центре Казани.

«Эта история про спасение Мечты! Мечты юных ребят, которые готовы не есть и не спать, создавая пока свои еще такие наивные, но любимые Картины. Готовых отдать последние деньги на холст, краски, кисти, кожу... Готовых часами переделывать неподдающиеся эскизы и искренне рыдать над испорченным рисунком. История про ребят, которые выбрали сложный, долгий путь творческого человека, с его метаниями, непониманием окружающими, часто непризнанного и еще чаще бедного. Не о карьере думают они, а о том, как прекрасен мир и что его можно и нужно делать еще красивее..., — пишет казанский фотограф и дизайнер Тимур Биктимеров, создавший целую серию постеров об училище. — Они стремились поступить именно в Казанское училище, проваливаясь на экзаменах, готовились и снова приходили поступать. Они выдержали конкурс, какого не встретишь нынче во многих институтах. Их сверстники гуляют и развлекаются, а они старательно постигают сложную науку красоты. Они мечтают быть новыми Пикассо и Да Винчи, Матиссами и Врубелями, Васнецовыми и Поленовыми... Они любят, мечтают и надеются... И мы должны оправдать их надежды, мы должны сохранить их Мечту!»

Интересно, что после того как трудности училища стали известны за пределами чиновничьих кабинетов, студенты устроили целый флешмоб с хештегом, который за несколько дней собрал около 300 публикаций, а в понедельник на сайте Change.org появилась петиция с требованием спасти училище. «Мы потеряем единственное академическое художественное учебное учреждение мирового уровня в Татарстане,если Рособрнадзор не продлит аккредитацию», — говорится в публичном обращении, написанном выпускницей КХУ Людмилой Гурьяновой. Петиция, адресованная самому Минниханову, министру культуры РТ Айрату Сибагатуллину, министру строительства Иреку Файзуллину, и министру финансов РТ Радику Гайзатуллину набрала уже более 1,5 тыс подписей.

Училище названо именем Николая Фешина, работавшего в этом здании в первой четверти ХХ векаФото: «БИЗНЕС Online»

ИСТОРИЯ ОТ МЮФКЕ ДО МЕДВЕДЕЙ ПАНДА

У здания училища, выполненного в русском стиле, сочетающем элементы классицизма и эклектики, история богатая и непростая. Оно было возведено под руководством известного архитектора Карла Мюфке специально для организованной в 1895 году Казанской художественной школы. Строительство было завершено уже в конце 1903 года, но 2 декабря у школы сгорела крыша актового зала и был разрушен ее верх, так что пришлось еще два года дорабатывать и достраивать здание. В результате каждое помещение было заточено под обучение искусству: здесь оказалось продуманное наклонное освещение для рассеивания прямого попадания солнечных лучей, были специальные актовый и выставочный залы, а третий этаж был полностью остеклен под мастерские. Но уже в 1926 году здание занял индустриальный техникум повышенного типа, в 1930–1941 годах — институт инженеров коммунального строительства.

А следующие 62 года здание функционировало как второй корпус нынешнего КНИТУ-КАИ. В это время здесь была проведена радикальная перепланировка: западный шатер на крыше снесли, наклонная стеклянная стена третьего этажа была заменена на вертикальное остекление. В училище поговаривают, что именно в этот момент время было безвозвратно упущено, так как институт готовился к переезду в новое здание в Ново-Савиновском районе и не особенно заботился о сохранности архитектурного памятника. В 2004 году здание было снова передано художественному училищу. В 2005 году главный фасад дома был отреставрирован, но основные проблемы остались. Художественное училище занимает два здания, оба — памятники архитектуры федерального значения, но в угрожающе аварийном состоянии находится главный корпус — на Карла Маркса, 70. Его фасад отреставрировали совсем недавно, так что снаружи оно, кажется, в идеальном состоянии. Но внутри ситуация совсем другая — ободранные стены со следами гвоздей, на которых когда-то висели картины, обшарпанные потолки с плесенью и подтеками, разрушающиеся на глазах подоконники и выключатели из прошлого века. Но это не скрывает изначальную красоту интерьеров с изящной лепниной, витражами, арочными сводами.

Кажется, последний раз, когда здание на Карла Маркса, 70 привлекло к себе внимание, было связано с театральной постановкой. В колорите неотремонтированного третьего этажа в 2015 году здесь показали эскиз спектакля «История медведей панда...», который срежиссировала звезда сериала «Екатерина» Юлия Ауг. Сыграли в нем известный актер ТЮЗа Роман Ерыгин и выпускница ГИТИСа Диана Сафарова. Тогда две сотни зрителей, втиснувшихся в небольшое пространство КХУ, были обрадованы такой креативной театральной площадкой, но не скрывали своего удивления относительно того, что целый этаж здания художественного училища представляет собой пустое пространство с голыми обшарпанными стенами.

В колорите неотремонтированного третьего этажа КХУ в 2015 году показали эскиз спектакля «История медведей панда...», который срежиссировала Юлия Ауг (в центре) Фото: «БИЗНЕС Online»

«СО СТОРОНЫ УЛИЦЫ ГОРЬКОГО ПОСТРОИЛИ НОВОЕ ЗДАНИЕ — КХУ, ВИДИМО, СРЕАГИРОВАЛО И НЕМНОГО СТАЛО ТРЕЩАТЬ»

По просьбе «БИЗНЕС Online» объем работ в здании КХУ им. Фешина оценили архитекторы и реставраторы.

Рания Раимова — главный архитектор Татарского специального научно-реставрационного управления:

— Скорее всего, здание придется укреплять. Со стороны улицы Горького построили новое здание — КХУ, видимо, среагировало и немного стало трещать. Внутри уникальные интерьеры, Мюфке ведь сам был ректором, ему было безумно интересно. Поэтому много уникальных вещей! Потолок с деревянным сводом, на деревянных кронштейнах, стянутый металлическими тяжами уникален. В Казани я такого не видела. Он треснул и сейчас в аварийном состоянии. Угловая башня, деревянный шатер утрачены полностью. Без него здание будто незаконченное, вызывает диссонанс эта асимметрия. Аудитория с наклонным остеклением уникальная, на всех исторических фото изображена была. Специфических элементов много. Мюфке душу вкладывал в здание, деньги свои. Новые материалы идут в конце XIX – начале XX века. Например, в качестве утеплителя в оконных заполнениях была использована пробка.

Здание полно уникальных элементов как с исследовательской точки зрения, так и с точки зрения восстановления. Поскольку оно нетиповое, нужно очень бережно к нему отнестись. В коридорах мы нашли расписанные пояса. Студенты тоже участвовали в его оформлении. Говорят, металлическую ограду на служебной лестнице с драконами студенты сделали на мастерской. Фонарь был в фойе центральном, открывалось двусветное пространство, балкон...

Все зависит от финансирования. Я, например, не очень люблю, когда деньги дают в большом количестве, а сроки нереально короткие...

Степан Новиков — архитектор-реставратор, преподаватель КГАСУ:

— Начну с того, что объект для Казани уникальный и относится к началу ХХ века. Ценен тем, что внутри интерьер старинный. Но при этом здание общественное, достаточно все утилитарно и способно принять нагрузки на сегодняшний день. Изначально оно строилось под художественное училище, частично перестраивалось, имею в виду, верхний этаж. Кроме того, на последнем этаже были световые фонари, как раз предусматривались занятия рисунком. Утрачен высокий шатер с правого крыла, его нужно будет восстанавливать. Помню, что реставрация здания КХУ им. Фешина уже начиналась перед тысячелетием, когда оно передавалось училищу от КАИ. Фасад точно реставрировали.

Внешних повреждений, на мой взгляд, у здания нет. Строилось все-таки в начале XX века, когда применялись прочные материалы. Перекрытия частично сделаны из бетона. Своды кирпичные, насколько помню, модернового характера. Внутри есть витражи. Все здание выполнено в неорусском стиле, стилизовано под русский стиль Мюфке, таковых в Казани у нас очень мало.