О попытках «продать копию протоколов УИКов» пишут представители Ксении Собчак в соцсетях, недовольные тем, что не получили гонорара за свои труды на выборах. Однако в казанском штабе кандидата уверены, что это чистой воды провокация, так как оплачивать расходы можно только из бюджета избирательной кампании, а договоры с членами и наблюдателями не заключались. Впрочем, на сайтах объявлений о работе такого рода вакансии — обычное дело.
Члены УИКов от кандидата в президенты Ксении Собчак ожидали денег за свою работу на выборах, но были разочарованы / Фото: «БИЗНЕС Online»
«СОБЧАК НУЖНО ПОДУМАТЬ, КАК ОНА ВЫБИРАЕТ СЕБЕ СОРАТНИКОВ И ПОМОЩНИКОВ»
На второй день после выборов в публичное пространство выплеснулась интересная информация. Оказалось, что члены УИКов от кандидата в президенты Ксении Собчак ожидали денег за свою работу на выборах, но были разочарованы. Эту информацию в соцсети опубликовала один из членов УИКа — Евгения Кузнецова из Набережных Челнов. Девушка выложила скрин переписки наблюдателей, которые завели спор на тему того, должны ли в казанском штабе оплатить работу членов комиссий.
«Свои же „соратники“ развернули борьбу с сотрудниками штаба Ксении Анатольевны в попытке продать копию итогового протокола со своих УИКов», — сообщила Кузнецова на странице в соцсети.
На скринах видно, как желающие получить «зарплату» утверждают, что «всем на наблюдениях платят от 1 000 до 3 000 рублей — всегда так было». Другие заявляют, что обычно членам УИКов «платят не за наблюдения, а за протокол». То есть оплата по типу «утром деньги, вечером стулья». Есть и третий аргумент — это оплата расходов членов комиссий. «Извините, но потраченные деньги на проезд такси из своего кармана кто должен оплачивать?» — пишет другой член комиссии.
Тем временем в казанском штабе платить не намерены. «Мы при привлечении людей в качестве членов избирательных комиссий, в качестве наблюдателей оговаривали, что работа осуществляется на безвозмездной основе, потому что у нас был принцип, что люди должны наблюдать не ради денег, а ради честных выборов», — пояснила координатор штаба Эльза Нисанбекова в комментарии «БИЗНЕС Online». По ее словам, всех заранее предупреждали, что работа оплачиваться не будет. Как пояснили в штабе, если планируется оплата, то с таким работником заключается договор на оказание платных услуг. Например, иногда платят сборщикам подписей, но к наблюдателям и членам комиссий это не относится.
Однако не все добровольцы работают на выборах за деньги. Та же Кузнецова пишет: «На мой взгляд, если хочешь подзаработать, надо оговаривать это сразу. Лично я зарабатываю деньги в другом месте, и для меня стало сюрпризом, что можно „поднять бабла“ таким вот образом».
Наблюдателями от Собчак в Татарстане работали в Казани и Набережных Челнах от 70 до 100 человек. Все они трудились бесплатно, не оплачивался ни проезд, ни питание. «Мы с ними это заранее обговаривали, у нас на это бюджета нет, — пояснила Нисанбекова. — Видимо, другие кандидаты платят, либо на других выборах люди получали оплату — я никому ее не обещала. Может, они хотят скомпрометировать нас. Может, в дальнейшем, если они вынудят нас оплатить, будут говорить об оплате не из избирательного фонда. Я считаю, что это чистой воды провокация».
По нашей информации, в штаб на Московской наблюдатели наносили визиты с требованием денег. Координатор штаба сообщает, что конфликт улажен: «Мы с наблюдателями обсудили этот момент и вроде поняли друг друга».
Корреспондент «БИЗНЕС Online» созвонился с одним из членов комиссии, которая в общем чате наблюдателей высказывалась за оплату работы на выборах. Впрочем, женщина не стала комментировать ситуацию, заявив, что вопрос оплаты касается только ее и штаба. «Ксении Собчак нужно выбирать достойных. Я не считаю, что Собчак набрала именно достойных — не было достойной работы. Я думаю, что ей нужно подумать, как она выбирает себе соратников и помощников. Результаты выборов говорят сами за себя», — заметила женщина во время короткого разговора.
Эльза Нисанбекова: «Мы при привлечении людей в качестве членов избирательных комиссий, в качестве наблюдателей оговаривали, что работа осуществляется на безвозмездной основе» / Фото: «БИЗНЕС Online»
СКОЛЬКО МОГЛИ И СКОЛЬКО ПОЛУЧИЛИ НАБЛЮДАТЕЛИ И ЧЛЕНЫ УИКОВ В ТАТАРСТАНЕ?
Судя по информации в интернете, работа наблюдателем или членом комиссии действительно часто рассматривается как способ заработать. Например, на сайте mjobs.ru в разделе «Работа на выборах в 2018 году» указываются цены за услуги агитаторов, участников митингов, наблюдателей и членов избирательных комиссий.
Так, например, агитатор, который раздает листовки на улице и рассказывает прохожим о том, как хорош его кандидат, может получить от 1,5 тыс. рублей до 5 тыс. рублей за сутки. Причем размер оплаты зависит от размера кошелька кандидата. Например, агитатор, судя по информации на сайте, может получить до 15 тыс. рублей «за обработку жителей выделенного территориального участка, в среднем это порядка 1500 квартир».
Участник митинга, «человек, просто создающий эффект присутствия на уличном мероприятии, в среднем зарабатывает 500–600 рублей за пару часов работы», сообщает сайт.
А вот что касается члена избирательной комиссии, то здесь указываются цифры от 500 до 3 тыс. рублей. В принципе, в границах, заявленных татарстанскими соратниками Собчак. Председатель избирательной комиссии в зависимости от региона может заработать от 20 до 30 тыс. рублей за всю избирательную кампанию (это три-четыре выхода на дежурство плюс день выборов). А наблюдатель может рассчитывать на сумму от 1,8 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей.
Судя по информации в интернете, работа наблюдателем или членом комиссии действительно часто рассматривается как способ заработать
«БИЗНЕС Online» опросил руководителей штабов и доверенных лиц кандидатов на тему о том, сколько те платят своим помощникам. Доверенное лицо экс-кандидата в президенты РФ Бориса Титова в Татарстане Александра Юманова рассказала «БИЗНЕС Online», что также ничего не платила волонтерам, работавшим на выборах. «Из жадности, — пошутила она, а потом уже серьезно добавила. — Мы не оплачивали ничего, у нас все добровольно работали — и на сборе подписей, и во время работы наблюдателями, членами избирательных комиссий». В день выборов от Титова в Казани в общей сложности работали 7 человек, в других городах РТ представителей не было.
Безвозмездно работала по всей территории республики и 5-тысячная армия наблюдателей от партии «Коммунисты России». Руководитель штаба Максима Сурайкина в Татарстане Альфред Валиев рассказал «БИЗНЕС Online», что практически все волонтеры и наблюдатели — это члены партии, поэтому работали за идею. «Оплаты не было, из федерального штаба нам ничего не высылали, мы бесплатно работали. Партия у нас бедная, денег нет практически», — честно признался Валиев. Вместе с тем глава штаба остался очень доволен работой своих бесплатных помощников. «В Татарстане наша партия набрала больше всех — 1,68 процента голосов (по сравнению с голосованием за Сурайкина в других регионах — прим. ред.), по количеству — 33 тысячи проголосовали за Сурайкина, это лучший результат в рамках партии», — порадовался Валиев.
Пресс-секретарь «Единой России» Наталья Лукина сообщила, что наблюдатели от штаба Путина в Татарстане были на каждом избирательном участке. Также из 400 претендентов были отобраны 75 волонтеров, которые работали бесплатно. Они трудились как в штабе, так и на участках.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.