ЧТОБЫ ДОВЕЗТИ ГРУЗ В 20 ТОНН ОТ НИЖНЕКАМСКА ДО МОСКВЫ, НУЖНО ВЫЛОЖИТЬ МЗДУ БОЛЕЕ ЧЕМ  В 1 МЛН. РУБЛЕЙ, УТВЕРЖДАЮТ ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКИ РТ

Вчера в Торгово-промышленной палате РТ Логистическая ассоциация Татарстана обсуждала ключевые проблемы грузоперевозок. К ним, по их словам, относятся многочисленные – законные и незаконные - поборы с перевозчиков, старение кадров, недоступность кредитных ресурсов. Заботами предпринимателей проникался корреспондент «БИЗНЕС Online».

С БИЗНЕСОМ - КАК С ОГОРОДОМ: ПОКА НЕ ВЛОЖИШЬ СРЕДСТВА -
НИЧЕГО НЕ ВЫРАСТИШЬ

В торгово-промышленной палате РТ на собрание логистической ассоциации Татарстана (ЛАТ) собрались вчера не только сами грузоперевозчики, но и представители татарстанской власти - от аппарата президента, от Госсовета РТ, от минтранса, от комитета по малому и среднему предпринимательству…

С отчетным докладом выступил президент ЛАТ, председатель правления группы компаний «Кама-Тракс», гендиректор ООО ТКФ «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг. Сначала он напомнил, что ЛАТ - организация солидная: в ассоциацию входят более 400 компаний, причем большинство, свыше 85% из них, - это предприятия малого и среднего бизнеса. Те самые, о поддержке которых столько говорят на всех уровнях власти - и которые в этом году попали под тяжелейший пресс увеличения налоговых сборов и повышения цен на всё и вся…

- Государство много говорит о поддержке малого и среднего бизнеса, - напомнил Штейнберг. - Но реальной программы, в частности, затрагивающей интересы грузовых автоперевозчиков, у нас так и нет… А с бизнесом - как с огородом: пока не вложишь средства - ничего не вырастишь.

Президент ЛАТ также заметил, что государство сегодня поддерживает только автопроизводителей:

-  Необходимо обратить внимание и на острые нужды тех, кто использует их продукцию. Наверное, необходимо, чтобы средства, которые даются автомобилестроению, в каком-то процентном соотношении шли и грузовым автоперевозчикам…

СВЕРХУ ПОКА НАМ НИЧЕГО НЕ УПАДЕТ

Штейнберг говорил также, что «необходимо создать такие условия автоперевозчикам, которые бы способствовали их развитию, зарабатыванию средств и соответственно приобретению новых основных средств для работы на российском и международном рынке. Оборудованные заправки, станции технического обслуживания, стоянки, пункты питания - далеко не полный перечень необходимого набора условия для серьезной работы по перевозкам груза».

- Понимая, что сверху пока нам ничего не упадет, мы решили начать решать кое-какие проблемы своими силами, - заявил докладчик.

Он сообщил, что сегодня у членов ассоциации значительный парк подвижного состава - более 3500 автомобилей: «Но, по нашим подсчетам, для выполнения перевозок для предприятий в Казани, в Набережных Челнах, Нижнекамска не хватает примерно тысячи автопоездов».

В этом, а также в обновлении автохозяйства ассоциации взялся помочь Автоградбанк. Штейнберг сообщил, что целых полгода шла совместная проработка программ по выделению быстрых кредитов членам ЛАТ - и сегодня эти программы успешно действуют. Что интересно, процентные ставки зависят от стажа работы в сфере автоперевозок…

- Члены ассоциации сегодня имеют возможность в течение одной недели получить кредиты под 12 - 19 процентов годовых, - сказал докладчик.

На собрании ЛАТ, кстати сказать, был подписан и договор о сотрудничества ассоциации со Сбербанком…

ИНАЧЕ ЗА РУЛЬ НАШИХ АВТО СЯДУТ КИТАЙЦЫ

И в докладе, и в выступлениях много говорилось о море проблем, которые есть у автоперевозчиков.

Так, проблема - и даже не только Татарстана, а всей страны - водительские кадры. Средний возраст в водителей ЛАТ - 45-48 лет. Штейнберг предложил вернуться к обучению вождению в школах, а для этого даже раздать им несколько десятков тысяч авто. И пригрозил: если сами не будем обучать водителей, вскоре за руль наших авто сядут китайцы.

Еще одна чрезвычайно большая проблема - естественно, состояние российских дорог. Она усугубляется еще и ограничениями движения по дорогам грузовых авто свыше определенного веса. Президент ЛАТ с горечью воскликнул: кто-нибудь подсчитал, сколько республика сберегает, закрывая дороги, - сколько теряет… И еще ехидно поинтересовался: кто для кого создан: дороги для нас или мы для дорог?! А один из выступавших почти всерьез заверял: ну нет у нас цели - уничтожить дороги, они самим нужны! Грузоперевозчики такие запреты считают сознательным ограничением поступления живых денег в республику.

Болезненная для перевозчиков проблема - пункты взвешивания, на которых, по словам президента ЛАТ, в последнее время количество безобразий снизилось, но все равно остается очень серьезным…

И вообще, просто сесть за руль и довести татарстанский груз до места назначения - не получится. Платить приходится чуть ли не на каждом повороте…

Штейнберг привел поражающие цифры:

- Для перевозки грузов из города Нижнекамска в Москву 20 тонн… надо заплатить - кому, неизвестно, где, неизвестно - в зависимости от марки автотягача от миллиона 62 тысяч до миллиона 239 тысяч… Чтобы проехать с Нижнекамска до Нурлат - это уже наши местные фантазеры - надо заплатить 50 тысяч рублей. От Нижнекамска до Набережных Челнов - 9 тысяч рублей. Я думаю, наш президент РТ должен вмешаться - и этому беспределу будет положен конец.

«ЭТО ФАКТИЧЕСКИ ЗАПРЕТ НА ПРОФЕССИЮ

Выступающих было немало. Так, отлично вписались в канву собрания свежие - январские - итоги исследования челнинского бизнеса, о которых рассказала директор камского центра бизнес-технологий «Развитие» Елена Машкова. Она говорила о проблемах малого и среднего бизнеса в НабережныхЧелнах. Одна из главных, например, - кредиты, то есть невозможность их получения. Предприниматели жалуются на высокий банковский процент, на невозможность предоставить обеспечение кредита - в том виде, в каком его требуют кредитные учреждения, на слишком сложное оформление документов…

Особенно горячо встретил зал выступление перевозчика (он уточнил - с 1995 года) Владислава Абрамова. Он говорил о том, что проблемы автоперевозчиков общеизвестны: дороговизна техники и невозможность приобрести новые современные авто, высокие процентные ставки кредитов, дорогие запчасти и ГСМ, «качество которых очень сомнительно», низкое качество дорог и сервиса на дорогах, высокие налоги, «берущиеся за одно и то же по нескольку раз», то, что в 2011-м в 2,5 раза увеличились социальные налоги (страховые взносы)...

Отдельно остановился выступающий на весеннем - с 15 апреля по 14 мая - ограничение проезда по дорогам большегрузов, заявив: «Для нас это фактически означает запрет на профессию»…

- Давайте представим гипотетическую ситуацию, - предложил Абрамов. - Все грузоотправители и перевозчики, проявив гражданскую ответственность, перестали в этот период перевозить грузы. Наступивший коллапс, я думаю, трудно представить даже в страшном сне…

И добавил:

- Водитель, находясь в рейсе, не располагает такой суммой денег, чтобы в законном порядке оплатить проезд по удельным княжествам нашей необъятной Родины. Уверяю вас, при отсутствии возможности договориться на месте, очереди из грузовиков выстроятся на многие и многие километры…

Как один из вариантов решения больной проблемы перегруза,  Абрамов предложил «перенести ответственность за перегруз с перевозчика на грузоотправителя» и «прекратить взимание наличных денег за перегруз на месте - а ограничиваться составлением акта» -  с возможностью оспорить результаты взвешивания.

На высказанные автоперевозчиками претензии к власти взялся ответить присутствовавший на собрании ЛАТ советник президента РТ Анатолий Краснов. Впрочем, сначала он сообщил, что в этой аудитории - не совсем уж посторонний: в 1992 1997 годах был предпринимателем и в своем бизнесе имел пять "КАМАЗов": «Так что ваши проблемы мне близки и понятны».

Краснов согласился с тем, что нужна учебы и качественная  подготовка водителей. Поспорил насчет качества и цены дизтоплива, одновременно предложив попробовать  ЛАТ найти общий язык с Татнефтью - так же, как ассоциация нашла поле взаимовыгодного сотрудничества с банками. Сообщил, что ТАНЕКО будет выпускать очень (очень!) хорошее топливо. А еще пообещал, что все вопросы и предложения, поднятые на собрании ЛАТ, обязательно передаст президенту РТ.

На финише собрания его участники проголосовали за смену организационно-правовой формы ассоциации - теперь это будет некоммерческое партнерство «ЛАТ», а не в столь отдаленном будем - саморегулируемая организация.

Елена Чернобровкина
Фото и видео Ильи Лавриненко