Софью Федекину попросили самолично избавиться от надписи «Ключ» на окнах, чего она делать принципиально не стала Софью Федекину попросили самолично избавиться от надписи «Ключ» на окнах, чего она делать принципиально не стала Фото: Олег Спиридонов

«ЭТО КАКАЯ-ТО ЗОНА МОЛЧАНИЯ»

Любительский театр «Ключ», который не так давно попросил у мэра автограда Наиля Магдеева здание, вынужденно покинул помещение в общежитии Набережночелнинского педагогического университета. Переезд с привычного места «в никуда» состоялся в минувшую субботу. Как сообщила режиссер Софья Федекина, причиной спешного ухода стала «мягкая тактика стальной руки» нового руководства вуза в лице экс-начальника управления финансов исполкома Альфинур Галиакберовой.

«У нового руководства другие цели. Фраза прозвучала: „Мне богадельня не нужна“», — заявила Федекина.

Галиакберова стала ректором в феврале, сменив на посту Файрузу Мустафину, нынешнего советника мэра по вопросам образования. Именно Мустафина в свое время приютила театр на территории общежития и на протяжении 8 лет оказывала ему поддержку. До этого «Ключ» располагался в детском центре «Огниво» — когда актерам стало больше 18 лет, студия перестала туда «вписываться».

«Файруза Зуфаровна, конечно, человек необыкновенно творческий, — вспоминает Федекина. — Ей хотелось не просто давать студентам определенные знания, у нее была целая история, что студенты будут заниматься хореографией, театром, вокалом... условно говоря, чтобы эта часть души была занята. И это была очень сильная поддержка. Когда мы сюда пришли, тоже было странно, возникали вопросы: „Зачем они здесь нужны?“ Но Файруза Зуфаровна сказала: „Театр будет здесь, он под моей защитой“. Ее незримая поддержка всегда чувствовалась. Много было всяких конфронтаций, на стенах писали: „Убирайтесь отсюда, вы секта“. Чего только не было. Она сказала: „Нет, если кто-то еще что-то скажет, я этого студента выгоню“. Потом мы как-то все подружились, начали общаться, все стало хорошо». 

Софья Федекина Софья Федекина: «Я вообще ничего не знаю. Это какая-то зона молчания. Единственное, что я знаю, — надо репетировать спектакли, восстанавливать репертуар» Фото: Олег Спиридонов

Новое же руководство вуза, по всей видимости, оказалось не так лояльно к искусству. Как утверждает Федекина, в последнее время на «Ключ» оказывали сильное давление: заставляли зрителей предъявлять паспорта при входе в общежитие, постоянно намекали на переезд и даже грозились закрыть туалеты. Вернуть потребовали всю использованную университетскую мебель вплоть до стареньких стульев, которые служат в качестве реквизита. Кроме того, художественного руководителя студии попросили самолично избавиться от надписи «Ключ» на окнах, чего она делать принципиально не стала. Театру дали срок — освободить помещение до 20 июня. Однако, по словам актеров, на прошлой неделе им намекнули, что с переездом лучше не затягивать, отыграть последние спектакли и уехать. Сама же Федекина, состоявшая в вузе в должности штатного режиссера, попала под сокращение.

«Я вообще ничего не знаю, — ответила режиссер на вопрос, что будет дальше с театром. — Это какая-то зона молчания. Единственное, что я знаю, — надо репетировать спектакли, восстанавливать репертуар, потому что, как бы там ни было, если мы сейчас этого не сделаем, то сорвем следующий сезон. Сейчас у нас нет площадки. Вернее, она будет — когда-то, где-то, возможно. Спасибо большое, но я пока не знаю куда....»

... Театр «Ключ» существует в Челнах с 2003 года и за это время успел поставить более 30 репертуарных спектаклей Фото: Олег Спиридонов

«ТЕАТР ВЕДЬ НЕ СТУДЕНЧЕСКИЙ — ТАМ СТУДЕНТОВ НЕТ»

Театр «Ключ» существует в Челнах с 2003 года и за это время успел поставить более 30 репертуарных спектаклей, 12 спектаклей в сотрудничестве с Органным залом, несколько творческих проектов с оркестром Игоря Лермана и проект с филармонией им. Тукая города Казани. «Ключ» является организатором международного театрального фестиваля «Действующие лица», который проходит в городе каждый год, и «Лаборатории современной драматургии». На сегодняшний день в репертуаре театра 8 спектаклей, в составе — 15 актеров. После выезда из общежития НГПУ «Ключ» частично разместил реквизит на культурно-образовательной платформе «Метро», частично — развез по квартирам и гаражам знакомых. 

Альфинур Галиакберова Альфинур Галиакберова: «Если есть юридический статус, то это уже самостоятельный театр. Не в структуре университета» Фото: Олег Спиридонов

В интервью «БИЗНЕС Online», которое новый ректор НГПУ дала после своего назначения, она сказала, что «уровень университета должен быть намного выше» и «во главу угла должна быть поставлена образовательная и научная деятельность». «В вузе хорошо развита система дополнительных культурно-массовых мероприятий. В этом направлении большая работа проводилась прежним руководителем Файрузой Зуфаровной», — вскользь отметила Галиакберова.

Разобраться, что же на самом деле произошло в стенах вуза, оказалось задачей не из легких. Так, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» ректор поведала историю, почти полностью противоположную той, что рассказали в «Ключе». По ее словам, инициатива переезда исходила от самого театра, так как помещение в общежитии не приспособлено для его нужд. 

«Театр ведь не студенческий — там студентов нет, это люди совершенно со стороны, — сказала она. — У нее (Софьи Федекиной прим. ред.) тоже был вопрос, в каком статусе и качестве она будет, — мы с ней разговаривали достаточно хорошо. У нее есть понимание, что она взяла определенную планку и что это театр уже не студенческий, а больше, так скажем, любительский. Она открыла АНО — автономное некоммерческое объединение. Юридический статус уже есть. Поэтому логично, что она определилась и сама выходит из университета... Никто ее не заставлял уходить, она понимает, что уровень уже другой. Если есть юридический статус, то это уже самостоятельный театр. Не в структуре университета». 

Галиакберова добавила, что не говорила ничего плохого о деятельности театра и, в частности, никогда не называла его «богадельней».

«Эта фраза никогда мной не произносилась, — сказала она. — Я не имею права оценивать деятельность той структуры, внутри которой я не варилась, потому это не моя фраза, я не знаю, кто ее озвучил. Я такие опрометчивые выражения вообще не говорю». 

... После выезда из общежития НГПУ «Ключ» частично разместил реквизит на культурно-образовательной платформе «Метро», частично — развез по квартирам и гаражам знакомых Фото: Олег Спиридонов

«ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ — ЭТО ВСЕГДА ИМПУЛЬСИВНЫЕ ЛЮДИ»

Новое помещение «Ключ» и правда начал искать еще до конфликта с руководством вуза, но делал это не спеша, не предвидя грядущих перемен в вузе. В качестве подходящей для себя площадки театр видел объект, расположенный на улице Центральной, — здание раньше принадлежало филиалу Нижегородского государственного лингвистического университета. Коллектив предлагал предоставить помещение по договору социальной аренды. Однако, как вскоре стало понятно, местные власти смотрят на этот вариант скептически: здание находится в федеральной собственности, на его передачу муниципалитету уйдет несколько лет. 

«Мы играем наши спектакли каждую субботу на камерной сцене, расположенной в корпусе общежития Набережночелнинского государственного педагогического университета, — говорилось в тексте январской петиции на имя мэра. — Каждую субботу мы собираем полный зрительный зал (50 мест), а в последние несколько лет количество желающих попасть на наши спектакли значительно превышает вместимость зала. <...> Отсутствие собственной площадки негативно влияет на имидж не только театра, но и города. Со стороны челнинцев — несоответствие площадки высокому уровню предлагаемых спектаклей вызывает недоумение у зрителей. Как следствие, наш театр более известен в других городах и странах, чем в Набережных Челнах. Со стороны международного сообщества складывается впечатление, что город не проявляет должного внимания к развитию и поддержке собственной культурной сферы».

В театре отмечали, что в новом помещении обязательно наличие грамотно организованных сцены, зрительного зала и фойе со всеми удобствами. После появления петиция разошлась по челнинским соцсетям, за чем последовало несколько встреч театра с руководством города. Быстрого решения найти не удалось, поэтому «Ключу» предложили «подождать». И все бы ничего, но в вузе стали поторапливать с переездом, отчего коллектив начал спешно искать варианты. И нашел — предложение разместиться на муниципальных площадях поступило от директора МЦ «Нур» Полины Тряниной. К слову, в «Нуре» уже располагается автономная культурно-образовательная площадка «Метро», так что успешный опыт «принятия» у центра есть. Поступок Тряниной, однако, вызвал недоумение и возмущение в администрации города — по мнению властей, такие решения должны приниматься коллегиально. Накануне Дня Победы «Ключ» вызвали на серьезный разговор с замруководителя исполкома Рамилем Халимовым.


«Встреча с Рамилем Марвановичем состоялась накануне 9 Мая, когда эта тема была совсем не вовремя, — прокомментировала начальник управления культуры Эльвира Ногманова. — Директор „Нура“ совершила ошибку — когда принимается какое-то решение, нужно собраться всем вместе, чтобы выслушать все стороны. Я и Софье Юрьевне, и Полине Михайловне сказала: „Давайте не эмоционально, а рационально рассуждать. Сядем и определим, сколько квадратных метров нужно, по плану БСИ посмотрим...“ Творческие работники — это всегда импульсивные люди. Они считают так: если я захотел, оно сейчас решится. На самом деле это не так, потому что здесь юридические моменты, которые любят точность, а не эмоции. Ситуация будет решаться, и она решится к началу театрального сезона — они („Ключ“прим. ред.) его точно отметят в каком-то помещении. Сейчас у них каникулы». 

Как уточнила Ногманова, самый реальный вариант для «Ключа» — это все тот же «Нур». Раньше для этих целей рассматривали одно из помещений в бывшем РК «Колизей», где после реконструкции должен разместиться татарский драмтеатр, но сошлись во мнении, что ждать его реконструкции слишком долго. Расположиться в «Нуре» без арендных платежей театру поможет статус некоммерческой организации, который у него теперь есть.

«Творческие люди — они эмоциональные, — заключила Ногманова. — „Ключ“ сам придумал и сам решил, а документально все это делается постановлением. Для того чтобы вышло постановление, нужно время. Сегодня как раз идет то время, документы готовятся».