Театр «Ключ», 8 лет располагавшийся в общежитии педуниверситета, оказался без своего угла. Режиссер театра утверждает, что произошло это в результате «мягкой тактики стальной руки» руководства вуза. В то же время и. о. ректора НГПУ опровергает факт изгнания театра. Тем временем в исполкоме утверждают, что проблема «Ключа» будет решена к новому театральному сезону, — как вариант рассматривается площадка МЦ «Нур».
Софью Федекину попросили самолично избавиться от надписи «Ключ» на окнах, чего она делать принципиально не стала
«ЭТО КАКАЯ-ТО ЗОНА МОЛЧАНИЯ»
Любительский театр «Ключ», который не так давно попросил у мэра автограда Наиля Магдеева здание, вынужденно покинул помещение в общежитии Набережночелнинского педагогического университета. Переезд с привычного места «в никуда» состоялся в минувшую субботу. Как сообщила режиссер Софья Федекина, причиной спешного ухода стала «мягкая тактика стальной руки» нового руководства вуза в лице экс-начальника управления финансов исполкома Альфинур Галиакберовой.
«У нового руководства другие цели. Фраза прозвучала: „Мне богадельня не нужна“», — заявила Федекина.
Галиакберова стала ректором в феврале, сменив на посту Файрузу Мустафину, нынешнего советника мэра по вопросам образования. Именно Мустафина в свое время приютила театр на территории общежития и на протяжении 8 лет оказывала ему поддержку. До этого «Ключ» располагался в детском центре «Огниво» — когда актерам стало больше 18 лет, студия перестала туда «вписываться».
«Файруза Зуфаровна, конечно, человек необыкновенно творческий, — вспоминает Федекина. — Ей хотелось не просто давать студентам определенные знания, у нее была целая история, что студенты будут заниматься хореографией, театром, вокалом... условно говоря, чтобы эта часть души была занята. И это была очень сильная поддержка. Когда мы сюда пришли, тоже было странно, возникали вопросы: „Зачем они здесь нужны?“ Но Файруза Зуфаровна сказала: „Театр будет здесь, он под моей защитой“. Ее незримая поддержка всегда чувствовалась. Много было всяких конфронтаций, на стенах писали: „Убирайтесь отсюда, вы секта“. Чего только не было. Она сказала: „Нет, если кто-то еще что-то скажет, я этого студента выгоню“. Потом мы как-то все подружились, начали общаться, все стало хорошо».
Софья Федекина: «Я вообще ничего не знаю. Это какая-то зона молчания. Единственное, что я знаю, — надо репетировать спектакли, восстанавливать репертуар»
Новое же руководство вуза, по всей видимости, оказалось не так лояльно к искусству. Как утверждает Федекина, в последнее время на «Ключ» оказывали сильное давление: заставляли зрителей предъявлять паспорта при входе в общежитие, постоянно намекали на переезд и даже грозились закрыть туалеты. Вернуть потребовали всю использованную университетскую мебель вплоть до стареньких стульев, которые служат в качестве реквизита. Кроме того, художественного руководителя студии попросили самолично избавиться от надписи «Ключ» на окнах, чего она делать принципиально не стала. Театру дали срок — освободить помещение до 20 июня. Однако, по словам актеров, на прошлой неделе им намекнули, что с переездом лучше не затягивать, отыграть последние спектакли и уехать. Сама же Федекина, состоявшая в вузе в должности штатного режиссера, попала под сокращение.
«Я вообще ничего не знаю, — ответила режиссер на вопрос, что будет дальше с театром. — Это какая-то зона молчания. Единственное, что я знаю, — надо репетировать спектакли, восстанавливать репертуар, потому что, как бы там ни было, если мы сейчас этого не сделаем, то сорвем следующий сезон. Сейчас у нас нет площадки. Вернее, она будет — когда-то, где-то, возможно. Спасибо большое, но я пока не знаю куда....»
Театр «Ключ» существует в Челнах с 2003 года и за это время успел поставить более 30 репертуарных спектаклей
«ТЕАТР ВЕДЬ НЕ СТУДЕНЧЕСКИЙ — ТАМ СТУДЕНТОВ НЕТ»
Театр «Ключ» существует в Челнах с 2003 года и за это время успел поставить более 30 репертуарных спектаклей, 12 спектаклей в сотрудничестве с Органным залом, несколько творческих проектов с оркестром Игоря Лермана и проект с филармонией им. Тукая города Казани. «Ключ» является организатором международного театрального фестиваля «Действующие лица», который проходит в городе каждый год, и «Лаборатории современной драматургии». На сегодняшний день в репертуаре театра 8 спектаклей, в составе — 15 актеров. После выезда из общежития НГПУ «Ключ» частично разместил реквизит на культурно-образовательной платформе «Метро», частично — развез по квартирам и гаражам знакомых.
Альфинур Галиакберова: «Если есть юридический статус, то это уже самостоятельный театр. Не в структуре университета»
В интервью «БИЗНЕС Online», которое новый ректор НГПУ дала после своего назначения, она сказала, что «уровень университета должен быть намного выше» и «во главу угла должна быть поставлена образовательная и научная деятельность». «В вузе хорошо развита система дополнительных культурно-массовых мероприятий. В этом направлении большая работа проводилась прежним руководителем Файрузой Зуфаровной», — вскользь отметила Галиакберова.
Разобраться, что же на самом деле произошло в стенах вуза, оказалось задачей не из легких. Так, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» ректор поведала историю, почти полностью противоположную той, что рассказали в «Ключе». По ее словам, инициатива переезда исходила от самого театра, так как помещение в общежитии не приспособлено для его нужд.
«Театр ведь не студенческий — там студентов нет, это люди совершенно со стороны, — сказала она. — У нее (Софьи Федекиной — прим. ред.) тоже был вопрос, в каком статусе и качестве она будет, — мы с ней разговаривали достаточно хорошо. У нее есть понимание, что она взяла определенную планку и что это театр уже не студенческий, а больше, так скажем, любительский. Она открыла АНО — автономное некоммерческое объединение. Юридический статус уже есть. Поэтому логично, что она определилась и сама выходит из университета... Никто ее не заставлял уходить, она понимает, что уровень уже другой. Если есть юридический статус, то это уже самостоятельный театр. Не в структуре университета».
Галиакберова добавила, что не говорила ничего плохого о деятельности театра и, в частности, никогда не называла его «богадельней».
«Эта фраза никогда мной не произносилась, — сказала она. — Я не имею права оценивать деятельность той структуры, внутри которой я не варилась, потому это не моя фраза, я не знаю, кто ее озвучил. Я такие опрометчивые выражения вообще не говорю».
После выезда из общежития НГПУ «Ключ» частично разместил реквизит на культурно-образовательной платформе «Метро», частично — развез по квартирам и гаражам знакомых
«ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ — ЭТО ВСЕГДА ИМПУЛЬСИВНЫЕ ЛЮДИ»
Новое помещение «Ключ» и правда начал искать еще до конфликта с руководством вуза, но делал это не спеша, не предвидя грядущих перемен в вузе. В качестве подходящей для себя площадки театр видел объект, расположенный на улице Центральной, — здание раньше принадлежало филиалу Нижегородского государственного лингвистического университета. Коллектив предлагал предоставить помещение по договору социальной аренды. Однако, как вскоре стало понятно, местные власти смотрят на этот вариант скептически: здание находится в федеральной собственности, на его передачу муниципалитету уйдет несколько лет.
«Мы играем наши спектакли каждую субботу на камерной сцене, расположенной в корпусе общежития Набережночелнинского государственного педагогического университета, — говорилось в тексте январской петиции на имя мэра. — Каждую субботу мы собираем полный зрительный зал (50 мест), а в последние несколько лет количество желающих попасть на наши спектакли значительно превышает вместимость зала. <...> Отсутствие собственной площадки негативно влияет на имидж не только театра, но и города. Со стороны челнинцев — несоответствие площадки высокому уровню предлагаемых спектаклей вызывает недоумение у зрителей. Как следствие, наш театр более известен в других городах и странах, чем в Набережных Челнах. Со стороны международного сообщества складывается впечатление, что город не проявляет должного внимания к развитию и поддержке собственной культурной сферы».
В театре отмечали, что в новом помещении обязательно наличие грамотно организованных сцены, зрительного зала и фойе со всеми удобствами. После появления петиция разошлась по челнинским соцсетям, за чем последовало несколько встреч театра с руководством города. Быстрого решения найти не удалось, поэтому «Ключу» предложили «подождать». И все бы ничего, но в вузе стали поторапливать с переездом, отчего коллектив начал спешно искать варианты. И нашел — предложение разместиться на муниципальных площадях поступило от директора МЦ «Нур» Полины Тряниной. К слову, в «Нуре» уже располагается автономная культурно-образовательная площадка «Метро», так что успешный опыт «принятия» у центра есть. Поступок Тряниной, однако, вызвал недоумение и возмущение в администрации города — по мнению властей, такие решения должны приниматься коллегиально. Накануне Дня Победы «Ключ» вызвали на серьезный разговор с замруководителя исполкома Рамилем Халимовым.
«Встреча с Рамилем Марвановичем состоялась накануне 9 Мая, когда эта тема была совсем не вовремя, — прокомментировала начальник управления культуры Эльвира Ногманова. — Директор „Нура“ совершила ошибку — когда принимается какое-то решение, нужно собраться всем вместе, чтобы выслушать все стороны. Я и Софье Юрьевне, и Полине Михайловне сказала: „Давайте не эмоционально, а рационально рассуждать. Сядем и определим, сколько квадратных метров нужно, по плану БСИ посмотрим...“ Творческие работники — это всегда импульсивные люди. Они считают так: если я захотел, оно сейчас решится. На самом деле это не так, потому что здесь юридические моменты, которые любят точность, а не эмоции. Ситуация будет решаться, и она решится к началу театрального сезона — они („Ключ“ — прим. ред.) его точно отметят в каком-то помещении. Сейчас у них каникулы».
Как уточнила Ногманова, самый реальный вариант для «Ключа» — это все тот же «Нур». Раньше для этих целей рассматривали одно из помещений в бывшем РК «Колизей», где после реконструкции должен разместиться татарский драмтеатр, но сошлись во мнении, что ждать его реконструкции слишком долго. Расположиться в «Нуре» без арендных платежей театру поможет статус некоммерческой организации, который у него теперь есть.
«Творческие люди — они эмоциональные, — заключила Ногманова. — „Ключ“ сам придумал и сам решил, а документально все это делается постановлением. Для того чтобы вышло постановление, нужно время. Сегодня как раз идет то время, документы готовятся».
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145369.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145371.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145372.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145370.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145357.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145345.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145351.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145353.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145348.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145346.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145349.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145347.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145350.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145352.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145355.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145354.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145356.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145359.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145358.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145362.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145361.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145367.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145365.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145366.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145360.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145368.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145363.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145375.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/382081/145373.jpg)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.