Сегодня в России отмечают День предпринимателя. Посоветовали ли бы вы молодым людям в современной России открывать свое дело? И что бы назвали проблемой номер один для отечественного бизнесмена? «БИЗНЕС Online» отвечают Вячеслав Зубарев, Дмитрий Потапенко, Сергей Акульчев, Иван Казанков, Флун Гумеров, Шамиль Агеев и другие.
Сегодня в России отмечают День предпринимателя. Посоветовали ли бы вы молодым людям в современной России открывать свое дело? И что бы назвали проблемой номер один для отечественного бизнесмена?
«ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО БЫ КОРРЕКТНО ОТКОЛЕБАТЬСЯ ОТ ТОГО, ЧТОБЫ НАЗЫВАТЬ НАС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ»
Дмитрий Потапенко — управляющий партнер компании Management Development Group Inc.:
— Проблема номер один в том, что то, что мы ошибочно называем государством, должно бы корректно отколебаться от того, чтобы называть нас предпринимателями. Это единственная и неповторимая проблема предпринимательства в последние 20 лет. Посоветовал бы я молодым людям в современной России открывать свое дело? Видите ли, это не совсем корректный вопрос. Предприниматель — это стиль жизни. А когда вырастает здоровый лоб, а ему говорят «пойди и стань коммерсантом или предпринимателем», — это бред. Все равно, что человек до 18 лет объедался пончиками, а потом решил позаниматься балетом. Есть ли у него шансы? Теоретически есть и, возможно, лет через 20 он станет балеруном. Но если мальчику или девочке в школе не прививали соответствующих навыков, то это не будет иметь эффекта, потому что, повторю, предпринимательство — это стиль жизни.
Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис»:
— Я бы назвал ряд причин: неуверенность в завтрашнем дне, опасения, что экономика не будет развиваться, что условия банковского кредитования ухудшатся, что повлечет за собой падение покупательской способности и так далее. Если выделить из этого проблему номер один, тогда я назвал бы проблему медленного развития экономики. Тем не менее, конечно, я бы посоветовал современной молодежи пробовать свои силы в предпринимательстве. Надо пробовать, рисковать, а как же. Рискованно, да, но мы же работаем. Другое дело, что необходимо подготовиться к этому, просчитать риски, а не просто открыть свой бизнес и думать, что с этим делать.
Иван Казанков — председатель СПК «Звениговский», первый секретарь марийского рескома КПРФ:
— Я совершенно другую систему хочу, а не так, когда каждый сам выживает. Поэтому так говорить, чтобы они пошли предпринимателями, — это не по мне. Чтобы они были спокойны в завтрашнем дне. Я никому ничего не советую, когда ко мне приходят за советом, говорю: «Я не могу советовать». Я могу работу делать, а советовать... Мое дело не советы давать, а организовать работу. Потому что у каждого свой характер, и организовать производство — это не так-то просто.
В первую очередь считаю, что правительство российское должно быть заинтересовано в развитии предпринимательства не просто на словах. Говорят, что предпринимателей не трогать, не кошмарить, а фактически у нас не бывает и дня, чтобы не проверяли. И все что-то ищут, раз пришли, как будто от их штрафов что-то улучшится. Поэтому в нашей стране работать, бизнес делать практически невозможно. Вот банковские дела, бумаги с места на место перекладывать и прибыли делать — вот это у нас получается. Даже кредиты берут, государство закрывает долги перед банками и хитро все поставлено, что именно все деньги возвращаются опять государству. Якобы помогают производителю — это все ложь.
Елена Кофонова — основатель кафе «Кыстыбый – tatar-food»:
— У меня трое детей, и я понимаю, что не каждому дано быть предпринимателем, но то, что мы воспитываем другое отношение к деньгам, — это однозначно. Это далеко не так, как наши родители воспитывали. Хочу ли я, чтобы они стали предпринимателями? Есть одна гениальная книга, там говорится про четыре поколения: первое поколение — те, кто сажают рис; потом второе, которое начинает перепродавать; третье поколение — это когда у родителей уже все есть, и дети не хотят ничего делать, они транжирят эти деньги, теряют их; затем приходит четвертое поколение, которое начинает все заново. Самое крутое, когда второе поколение задерживается и дети продолжают дело своих родителей.
Я не могу сказать, будут ли мои дети предпринимателями, но с психологической точки зрения сделаю все возможное для этого. Я бы советовала уже на стадии образования самому человеку определиться. Неправильная система отношения к малому бизнесу — проблема номер один для бизнесмена, я с этим сама сталкивалась. Россия, как страна, — это убыточный бизнес, для нас отличный пример. Я бы, наверное, сама много чего упразднила бы, если бы могла влиять, и сделала бы из страны хорошую бизнес-модель, которая с нереально крутым потенциалом людей может прогрессировать.
«Я БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ В ШКОЛАХ ПРЕПОДАВАЛИСЬ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВМЕСТО ОСНОВ РЕЛИГИИ»
Сергей Акульчев — предприниматель:
— Проблема номер один? Честно говоря, никаких проблем... Недостаток образования — и все. Нужно больше учиться, выходить на зарубежные рынки активнее. А так я не могу сказать, не могу пожаловаться, что напряжно у нас, сложно. Нет,все идет по плану. И, конечно, я бы посоветовал молодым людям сейчас открывать свое дело, у нас для этого есть все условия, все замечательно. Не вижу никаких проблем — иди и работай. И я был бы не против, если бы мои дети стали заниматься своим делом, мне было бы приятно.
Флун Гумеров — президент ювелирной компании «Алмаз-Холдинг»:
— Слава богу, дети уже пошли по моим стопам. Признаться честно, я не представляю, что они занялись бы чем-то другим, ведь я хотел, чтобы они были только предпринимателями. У нас семейный бизнес, и каждый ведет свое направление. Кто-то занимается гостиничным бизнесом, недвижимостью, кто-то — ювелирным производством. И я обязательно советую попробовать свои силы в бизнесе, причем не только молодым людям. Вообще, я бы хотел, чтобы наша власть больше обращала внимание на эту тему, чтобы даже в школах, хотя бы в последних классах, преподавались основы предпринимательства вместо основ религии. Потому что мы понимаем, что современную экономику, экономику знаний, создадут только предприимчивые люди, предприниматели.
Ну а основная проблема для отечественного бизнесмена сейчас — отсутствие условий для развития, отсутствие нормативно-правовой базы со стороны государства для развития честной конкуренции во всех, причем это не только в предпринимательстве, а во всех сферах жизни. От развитых стран мы отстаем почти в два раза, это могут исправить, повторю, предприимчивые люди. И бизнес не должен развиваться по принципу того, у кого какой имеется административный ресурс или кто имеет к нему доступ.
Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:
— Знаете, не могу сказать про то, стали бы мои дети или внуки предпринимателями. А все потому, что предприниматель — это особый дар. И я не знаю, есть у них этот дар или нет. Предпринимательство — это не то, чему можно научиться. Из 100 человек только один или два могут ими стать. Поэтому не знаю, смогут ли они быть предпринимателями в нынешних условиях. Думаю, таким талантом они пока не обладают. Что же в принципе до молодежи, то если есть умение, навык, знание и твердая устойчивость, то тогда можно открывать им свое дело. Только тогда можно будет молодежи получить удовлетворение от свободного труда, свободного творчества.
Главное в этом деле — профессионализм и ответственность, то есть умение и ответственность. Обладая только одним из качеств, ничего не получится. Два этих фактора вместе — краеугольные камни. Что же до внешних условий, то, знаете, иногда многие вещи делаются просто вопреки. В любых условиях и системах предпринимательство было и существовало. В разных формах, но оно существовало.
Мария Горшунова — гендиректор производственно-коммерческой фирмы «Майдан»:
— Если открывать свое дело, то делать это нужно в молодости, когда еще не страшно ошибаться, делать какие-то неверные шаги, когда еще все можно исправить. Этот период, по моему, где-то до 35 лет. В принципе, предпринимательство в любой стране — это умение выжить в условиях конкуренции. А в России за последние 10 лет конкуренция возросла очень сильно. Поэтому, чтобы пойти в предпринимательство, нужно иметь либо хорошую идею плюс крепкие нервы и стартовый капитал, либо уметь противостоять конкурентной среде и делать продукт лучше, чем у конкурентов. Если такие идеи у кого-то есть, то тогда, безусловно, есть смысл идти в предпринимательство. Но нужно быть всегда готовым к тому, что предпринимательство — это не работа. Это стиль жизни. Себя нужно посвятить предпринимательству до такой степени, чтобы не обращать внимание даже на семью, если дело требует этого. И это не всем под силу и не все это могут выдержать продолжительное время. Если молодой человек обладает такими чертами характера, то тогда ему есть смысл идти в предприниматели.
В нашей стране в последнее время государство начинает поворачиваться лицом к предпринимательству. Есть, конечно, определенные всплески в виде постоянно меняющегося налогообложения. Нет неких правил игры, которые бы были более длительными и понятными, чтобы можно было выстроить бизнес и иметь от него какую-то прибыль, маржинальность. Но постоянные призывы нашего президента к тому, чтобы оставить бизнес в покое, помочь ему, возымели определенный успех, сейчас это чувствуется. Я думаю, если дело пойдет так и дальше, то в скором времени вести бизнес в России станет не так сложно.
«ПРОБЛЕМА НОМЕР ОДИН — НЕДОСТАТОЧНАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ НЕ ХВАТАЕТ. ХОТЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — ЭТО ЖЕ БЛАГОЕ ДЕЛО»
Ирек Сулейманов — исполнительный директор транспортной компании «КазаньАвтоТранс»:
— Да, хотел бы, чтобы мои дети стали предпринимателями. Это же интересно, много возможностей для людей открывается! Это возможности для творчества, самореализации. И их намного больше, чем если бы человек работал в бюджетной сфере или где-нибудь еще. Даже художник или композитор — творческие люди, тоже своего рода являются предпринимателями. Хотя если художник работает на кого-то, то это одно, а если человек работает для себя — это тоже определенный вид предпринимательской деятельности. Каждому, конечно, свое. Я делаю свое, мои дети будут делать что-то свое. Это своего рода самореализация. Я бы всем советовал открывать свое дело, ниш сегодня достаточно.
Знаете, самая главная проблема в сегодняшнем предпринимательстве — наличие силы духа у человека. Вся предпринимательская деятельность — это борьба, преодоление, учеба постоянная, работа над собой. Надо всегда следить за трендами, постоянно быть в этом информационном потоке. И нужно держать себя в руках. Нужно находить какие-то силы для себя, чтобы каждое утро вставать и продолжать то, что ты делаешь. Современной молодежи пожелаю не отступать и не сдаваться. Если человек сдается, то это много о нем что говорит. Предприниматель — это такой человек: если он по духу предприниматель, то он должен быть отважным и сильным.
Фарид Мифтахов — руководитель казанского отделения всемирного конгресса татар, директор ООО «Булгар Синтез»:
— Хотел бы, ведь предпринимательство — это интересная работа, есть возможность реализоваться, реализовать свои идеи и быть полезным обществу и государству, ведь малый и средний бизнес — это работодатели. Если дети будут заниматься предпринимательством, правильным предпринимательством, помогая другим, — это было бы хорошим, интересным делом. Молодым людям я бы советовал открыть свое дело, но ведь для этого все-таки нужен опыт, да и призвание. Важно, в какой семье он воспитывался, какая среда его окружала, когда родился. Ведь рожденные в 50–60-е годы — это одно поколение, в 90-е — уже совсем другое, значит, и подход к предпринимательству в корне отличается. Хоть у предпринимателей из 90-х опыта побольше, но современная молодежь технически более грамотная. А проблема номер один для отечественного бизнесмена — это деньги. Сейчас они очень дорогие, если кредит, ссуду, займы брать, а без денег тяжело.
Тахир Давлетшин — экономист, автор проекта «Обходная железная дорога Казани»:
— Конечно, хотел бы, чтобы мои дети и внуки пошли по моим стопам! Это сегодня наиболее свободная профессия из всех возможных. Если человек удался в бизнесе, то это очень хорошо. Современным молодым людям сложновато будет открывать свое дело. Например, я начинал бизнес где-то в начале 90-х. Там все ниши были свободны. И человек, необремененный связями, мог легко открыть свое дело и встать быстро на ноги. Сейчас такой возможности уже нет, слишком большая конкуренция. Мне кажется, только в области инноваций молодежь сможет себя найти. Там надо развивать высокотехнологичный бизнес. Если есть какие-то свои или привозные хорошие разработки, то надо в них искать себя.
Вот сейчас много разговоров по поводу поддержки малого и среднего бизнеса. У меня есть к этому обоснованная претензия — деньги вкладывают не туда. Нельзя вкладывать деньги в производство окон, дверей, бетона и литье железа. Минэкономики, минпромторгу и республиканским властям надо серьезно заняться инновациями. Только там можно добиться успеха. Там как раз можно производить и импортозамещение, и экспортную продукцию, пусть немного, но можно. Для начинающего предпринимателя самая главная проблема — это деньги, конечно, первоначальный капитал. А следующая проблема — это налогообложение. У нас налоговая система так устроена, что, работая в рамках закона, нельзя разбогатеть, можно только утонуть, обанкротиться. Надо бы этот вопрос решать, пока власти немного усилий прилагают. То есть существуют две тормозящие бизнес проблемы — кредитование и налоги.
Радик Абдрахманов — совладелец и управляющий ресторанного комплекса «Туган авылым»:
— Мое мнение таковое: у каждого человека свое предназначение. Если у моего ребенка душа лежит стать предпринимателем, то, конечно, я поддержу его. Он будет получать определенное образование и идти по этому пути, но если же у него будет предрасположенность и желание стать хорошим врачом, инженером, учителем или космонавтом, то конечно же. Не всем же становиться предпринимателями. Нужно ведь кому-то людей лечить и корабли конструировать. Я думаю, что они сами выберут, кем им становиться: что у них будет лучше получаться, туда надо и двигаться. Я бы посоветовал молодым людям открыть свое дело, только сейчас много различных школ, институтов, которые учат предпринимательству, главное, чтобы люди не совершали ошибки на начальном этапе и не разочаровывались в своих идеях, своих проектах, начинаниях. Поэтому у моего партнера Айдара Булатова есть своя «Фабрика предпринимательства», где этому учат, и люди, пройдя «Фабрику», понимают, нужно ли им становится предпринимателями или же идти в другом направлении.
Проблема номер один — недостаточная поддержка государства, ее не хватает. Хотя предпринимательство — это же благое дело: мы и платим налоги, и создаем рабочие места, и благотворительностью занимаемся, а со стороны государства нет должной поддержки и в плане налогообложения, и в плане различных преференций и возможностей.
Ленар Салахутдинов — директор многопрофильной клиники «Медел»:
— Конечно, я посоветовал бы молодым людям идти в предприниматели. Но только при одном условии: сделать это только тогда, когда коррупция в России будет реально наказываться. Сейчас борьба с коррупцией у нас в стране — иллюзия. И это как раз-таки и является проблемой номер один для бизнеса в России. Потому что при выявлении фактов коррупции виновного чиновника просто смещают с поста, этим все и кончается. Если же это касается предпринимателя, то возбуждается реальное уголовное дело. А когда борьба с коррупцией у нас в стране начнется реально — не могу сказать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.