«Не нужно зацикливаться на одном зерновом хозяйстве, вы правы», — заявил, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов. По его мнению, избавиться от ценовой зависимости на зерно поможет переход на глубокую переработку зерна. В числе потенциальных инвесторов таких производств названы ТАИФ и «Татнефть». Также корреспондент нашего издания узнал о том, почему ни одна корова в Татарстане пока не пала под ножом мясника из-за молочного кризиса.
Марат Ахметов
«НАМ НАДО УСПЕТЬ НАКРЫТЬСЯ «ЗЕЛЕНЫМ КОВРОМ»
Брифинг по итогам посевной кампании сегодня в кабмине РТ министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов начал, скромно предположив, что данные по посевам могут быть малоинтересны журналистам. «Тема такая простая, неинтересная, но земная», — явно кокетничал министр, к выступлениям которого всегда большой интерес не только у представителей СМИ, но и у читателей «БИЗНЕС Online».
«Весенняя посевная кампания успешно завершена, работа проведена качественная, хотя мы приступили значительно позже, чем обычно», — начал Марат Готович уже по заявленной тематике. Как гласит пресс-релиз, посевная в этом году была проведена в рекордные сроки — всего за 28 дней, общая площадь посеянных сельскохозяйственных культур равна 2,8 млн га, из них зерновые и зернобобовые составили 1,5 млн га, технические — 330 тыс. га, кормовые — около 920 тыс. га, картофель и овощи — 7,9 тыс. гектаров.
Доволен министр Ахметов и увлажненностью почвы, и дружными всходами. И даже прохладная весна с сюрпризами в виде снега в конце мая не вызывает у министра негативных эмоций. «Погода хотя и ветреная, но не так сильно изымается влага из продуктивного слоя», — пояснял он причину своего оптимизма, добавляя, что сегодняшний дождь также послужит на пользу будущему урожаю.
«Во второй половине июня ожидается погода сухая и жаркая, 30 и более градусов, — прогнозировал Марат Готович. — Нам надо успеть накрыться –зеленым ковром“, чтобы больше сохранить влаги в почве». Лето в целом также ожидается жарким и сухим, но Ахметов скептически относится к прогнозам: мол, прогнозы на май уже не оправдались, и что будет дальше, тем более неясно. Прогнозы урожая зерна он также давать отказался, пообещав рассказать об этом уже по факту в сентябре.
«ТАКИЕ НЕПОНЯТНЫЕ БЕШЕНЫЕ ЦЕНЫ НА ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО!»
На обеспечения посевной татарстанские аграрии привлекли 11 млрд рублей кредитов. Министр отметил, что некоторые банки профинансировали самых проверенных заемщиков под 2,5-3% годовых, при максимальной планке в 5% (с учетом субсидий). Общая стоимость посевной названа не была, но по опыту прошлых лет она составляет порядка 20–22 млрд рублей.
Косвенно большую поддержку сельским труженикам оказывают топливные компании — «ТАИФ» и «Татнефть». Дизельное топливо для посевной поставляется по льготной фиксированной цене 41 рубль за кг. При этом разница с розничной ценой превышает 10 рублей.
«Такие непонятные бешеные цены. С завода отпускают уже по цене 51–54 рублей за кг. А мы, включая транспортные затраты и услуги нефтебаз, отпускаем по 41 рублю», — заявил Ахметов.
Обе компании в равных долях по 70 тыс. тонн поставляют сельхозпроизводителям 140 тыс. тонн льготного ДТ. Всего в год агропромышленный комплекс РТ потребляет порядка 200 тыс. тонн дизельного топлива.
«Этот объем (140 тыс. тонн ДТ — прим. авт.) распределен по месяцам, с учетом сезонности работ. Сельхозтоваропроизводителям лимит доводится с учетом обрабатываемых площадей. Топливо отпускается только по предоплате, — пояснил министр и добавил. — Конечно, у наших компаний горячего желания отпускать топливо по льготным тарифам нет. Это делается с учетом просьбы президента Рустама Минниханова». И действительно, это стало уже практикой, когда на итоговой коллегии минсельхоза президент просит у нефтяников о помощи при закупке ДТ и еще ни разу не получал отказов.
И это понятно. Несложно подсчитывать, что при разнице в 10 рублей недополученная прибыль двух компаний составит в общей сложности 1,4 млрд рублей. Для сравнения, в прошлом году косвенная поддержка производителей за счет льготной цены на топливо составила 800 млн рублей.
«Этим компаниям приходится отдавать топливо [по льготной цене] за счет собственных прибылей. Это символ уважения к труду земледельцев», — философски заметил министр сельского хозяйства РТ.
Подорожавшее ДТ особенно болезненно для аграриев на фоне резкого снижения закупочных цен на сырое молоко. Традиционно в прежние годы выручка от реализации молока поддерживала сельхозпроизводителей оборотными средствами в затратный период посевной кампании.
«МАЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ЕЖЕДНЕВНЫМ РОСТОМ ЦЕНЫ НА ЗЕРНО»
Больше поводов для оптимизма дает зерновой рынок. Если осенью и зимой закупочные цены топтались на уровне себестоимости или даже ниже ее (5–6 рублей за килограмм), то сегодня они скакнули вверх до 9 рублей. «Май отличается ежедневным ростом цены на зерно: третий класс пшеницы доходит до 9 рублей за килограмм, пшеница четвертого класса — 8 рублей, фуражная пшеница — 7,7 рубля. Этого не было с прошлого лета!» — восхищался министр. Он объяснил рост цены тем, что Россия много зерна поставила на экспорт, что хорошо расчистило российские житницы от залежавшегося в них большого урожая 2017 года и потянуло цены вверх.
«Мы к новой уборке перейдем с наименьшими запасами „переходящего“ зерна. Надеемся, что к началу уборки рынок товарного зерна будет более благоприятен, чем в прошлом году», — обнадеживал Ахметов. Из-за низких цен на зерно производители недополучили денежной выручки в 3 млрд рублей.
С учетом уроков прошлого сезона «БИЗНЕС Online» поинтересовался, нужно ли Татарстану столько зерна, не пора ли сокращать посевные площади или же переходить на высокомаржинальные культуры. «Татарстан располагает 3,3 миллиона гектаров пашни, и она, конечно, должна быть загружена. Но не нужно зацикливаться на одном зерновом хозяйстве, вы правы. Учитывая сегодняшнюю проблему, куда девать зерно и как, так как от экспорта мы очень далеки», — согласился с посылом корреспондента нашего издания Ахметов. Поэтому, как считает министр, для Татарстана неизбежный путь — в сторону увеличения площади посевов других культур, хотя и они не панацея.
«С учетом семи прошедших засушливых лет мы говорили, что Татарстан стал южнее на 250 километров — мы стали увлекаться высокомаржинальными культурами. Да, у них экономика неплохая, если ты успеваешь очень рано посеять и если эти культуры (подсолнечник и кукуруза на зерно) успевает созревать», — говорит Ахметов. Однако в последние два года весна запаздывала, как результат — культуры не успевали созревать, так что нередкой стала картинка неубранной кукурузы или подсолнечника на занесенных снегом полях. В 2017 году 19 тыс. га подсолнечника было оставлено на полях, общая площадь посевов этой культуры при этом составляла 120 тыс. гектаров.
«НА ГЛУБОКУЮ ПЕРЕРАБОТКУ У НАС НЕТ ТАКОГО КРУПНОГО ИНВЕСТОРА»
Второй рецепт от Ахметова — это переход на глубокую переработку зерна. Учитывая, что Татарстану на внутреннюю потребность (животноводство, производство спирта, хлебопечение) требуется 3,5 млн тонн зерна, остальное вполне можно было бы перерабатывать. «Свободными» у Татарстана остается порядка 1 млн т зерна, их и нужно удачно куда-то пристроить. С этим расчетом и закладывается пашня, но, к сожалению, не все проекты в итоге «выстреливают».
«На глубокую переработку у нас нет такого крупного инвестора, готового вложить 12–15 миллиардов рублей», — развел руками министр. Он перечислил ряд проектов, которые по тем или иным причинам были заморожены в РТ — это вторая очередь «Камского бекона», вторая очередь «Челны-бройлера». «Если бы эти проекты были бы реализованы, если бы не было конфликта с населением, они были бы уже близки к завершению. А это сразу 400 тысяч тонн дополнительной потребности зерна. Но случилось то, что случилось, я не осуждаю никого», — говорит глава минсельхоза. Пока что заглох и совместный проект казанца Нияза Хисметова с китайскими партнерами — на 300 тыс. тонн глубокой переработки пшеницы.
Впрочем, еще живы два крупных проекта у ГК «ТАИФ» и «Татнефти» — по производству биоэтанола, технического спирта. Это министр пояснил уже после брифинга. Ранее «Татнефть» заявляла, что разрабатывает проект по переработке зерна в топливный этанол для использования в производстве бензина — мощностью 90 тыс. тонн зерна в год и ориентировочным сроком реализации в 2020 году. О переработке 1 млн тонн зерна в биоэтанол заговаривали и на ТАИФе. Однако Ахметов сообщил, что на данный момент нет ни сметной стоимости этих проектов, ни выбранной площадки для реализации.
К слову, аграрии вскоре могут лишиться традиционной поддержки на закупку удобрений в объеме 2 млрд рублей ежегодно. В минсельхозе подумывают направить эти ресурсы на обновление транспортного парка, который сильно отстает сегодня по энерговооруженности от западных ферм. «У нас парк несколько омолодился за последние годы, но нам ежегодно надо обновляться на 10 миллиардов рублей. К сожалению, даже в прошлом году мы закупили техники на 6,5 миллиарда рублей», — говорит Ахметов. Однако тормозит дело не пролонгированная на этот год программа софинансирования закупки сельхозтехники (40% — бюджет РФ, 60% — хозяйства), которая в прошлом году давала 1,7 млрд рублей. В нефтяных районах РТ решение найдено совместно с нефтяниками — субсидировать покупку сельхозмашин будут они.
«ЛАЗЕР САМ НАХОДИТ ВЫМЯ... ПОТОМ ЕЩЕ ВАЗЕЛИНОМ НАМАЗЫВАЕТ»
Не мог не отметить министр и результаты оказываемой в РТ поддержки производителей молока на селе — ни одна корова пока не пострадала из-за низких закупочных цен на «белое золото». «Много было переживаний по сохранению дойного стада, и в сельхозпредприятиях и в личных подсобных хозяйствах. Могу доложить, что с начала года мы количество дойного стада не сократили!» — радостно сообщил спикер брифинга.
Он подсчитал, что общая сумма господдержки в РТ составит в этом году 2,3 млрд рублей. «Помогла республиканская поддержка — 3–4 тысячи рублей на дойную корову личным подсобным хозяйствам. При этом мы продолжаем субсидировать по три рубля на каждый литр молока из республиканского бюджета», — перечислял он меры поддержки.
По данным главы минсельхоза, в среднем разница с ценой прошлого года на сырое молоко составляет 3,16 рубля за литр. «Считаем, что мы тремя рублями субсидий эту разницу фактически компенсируем, — констатировал Ахметов. — Да, в начале года, в феврале и марте была наиболее острая: разница закупочных цен доходила до 5–8 рублей».
Однако в июле выплаты субсидий прекратятся, и что будет дальше — неизвестно. Но, как считают в минсельхозе, цены на молоко должны поползти вверх, помочь этому должны и ограничения на поставку белорусского молочного сырья. За первые четыре месяца 2018 года из-за низких цен на молоко производители недополучили 2 млрд рублей выручки, но при этом реализовали молока на 3% больше.
Несмотря на «невкусные» цены на молоко, в РТ готовится 12 новых проектов создания животноводческих молочных хозяйств — в Алексеевском районе («Хузангаево»), в Лениногорском («Спартак»), в Бугульминском («Эко-Нива»), в Балтасинском («Кызыл Юл», «Исмаиль»), Апастовской районе («Ак Барс Холдинг»), в Атнинском, Актанышском районах. Ахметов пояснил интерес инвесторов — до 2020 года минсельхоз РФ финансирует 30% стоимости строительства. В дополнение к этому минсельхоз РТ готов помочь им с закупкой молочных роботов и доильных залов. Но пока инвесторов останавливают снижающиеся закупочные цены на молоко.
По просьбе «БИЗНЕС Online» министр пояснил, что стоимость таких роботов составляет 15 млн рублей, — недешево, зато там нет «человеческого фактора». «Это станок, система добровольного доения. Коровы, когда у них появляется желание выдоиться, подходят к этому станку. Лазер сам находит вымя, хорошо моет его, первые струи выбрасывает, с массажем выдаивает молоко, потом еще вазелином намазывает и отпускает корову. Через пару тройку дней коровы сами начинают в очередь выстраиваться!» — говорит Ахметов. Один робот способен обслуживать 60–80 коров в день.
Министр вспомнил, что в РТ робот-доильщик был закуплен для хозяйства СХП им. Рахимова в Апастовском районе. «Они провалили проект, кредитную нагрузку не смогли выдержать», — с сожалением отметил Ахметов, но говорит, что сегодня роботы работают в хозяйстве Сабинского района.
«Там, где роботы работают, Рабига-апа без работы остается», — метко заметил один из журналистов. На что министр ответил, что задача минсельхоза будет найти работу дояркам, которые будут смещены с рынка труда «железными альтернативами».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.