. «Бизнес у нас как обычно, стиснув зубы, отреагировал», — охарактеризовал на брифинге трудности перехода на онлайн-кассы Тимур Нагуманов

«Я ТАК ПОНИМАЮ, ЧТО ОНИ ОТКЛАДЫВАЮТ ВСЕ ДО ПОСЛЕДНЕГО МОМЕНТА. МЫ С НЕТЕРПЕНИЕМ ИХ ЖДЕМ»

Меньше двух недель осталось до завершения второго этапа перехода предпринимателей на онлайн-кассы. С 1 июля этого года на новую систему должны будут окончательно перейти, по сути, вся розница и общепит, имеющие нанятый персонал. Измерить пульс по животрепещущему для татарстанских бизнесменов вопросу собрались накануне на брифинге в «Татмедиа» все заинтересованные стороны — от налоговой до представителей самих предпринимателей.

Массовый переход на онлайн-кассы в стране начался с 2016 года с внесения в ФЗ-54 соответствующих изменений. Основная их суть в том, что теперь все контрольно-кассовые аппараты должны быть подключены к интернету, чтобы в режиме реального времени выдавать покупателям не только чеки об оплате, но и отправлять сразу же отчеты в налоговую. «Для чего это было сделано? Ранее действовал затратный порядок, который подразумевал постоянный контроль. Информацию мы получали только после проведения контрольных мероприятий. Было решено опробовать систему быстрой передачи таких данных в ФНС», — рассказал на брифинге начальник контрольного отдела ФНС РТ Андрей Алешин. Тестировать систему начали с 200 татарстанских налогоплательщиков, которые использовали порядка 2000 новых кассовых аппаратов. Они, вместе с другими предпринимателями в Москве, Московской области и Калуге, доказали, что использование онлайн-касс возможно, и продемонстрировали, как это сильно упрощает жизнь налоговикам. Прежде всего, как отметил Алешин, это касается резкого сокращения выездных проверок ФНС — благодаря онлайн-кассам навещать будут только нарушителей, например тех, кто банально не используют эти самые аппараты. Особо Алешин подчеркнул, что с новыми кассами появляются и новые проверяющие — сами потребители, на которых спикер возложил особую ответственность проверять чеки и докладывать в ФНС о тех, что были выписаны не через онлайн-кассу.

«На сегодня вопреки мнению многих скептиков, которые говорили, что такая техника работать не будет, она уже работает! У нас уже больше 50 тысяч кассовой техники зарегистрировано, и где-то 48 тысяч кассовых аппаратов у нас работает», — заявил начальник контрольного отдела ФНС РТ. Ему вторил и замминистра промышленности и торговли РТ Герман Лернер: «С 1 июля 2018 года еще около 13 тысяч налогоплательщиков республики должны перейти на онлайн-кассы».

Герман Лернер и Тимур Нагуманов Герман Лернер давил на автоматизацию процесса и свободу от лишней налоговой волокиты, что повлечет за собой легализацию значительной части серого рынка

Первая волна перехода на онлайн-кассы прошла 1 июля 2017 года, когда к новым аппаратам должны были перейти большие супермаркеты и торговые сети. Сейчас же на новую контрольно-кассовую технику должны перейти организации и ИП, плательщики единого налога на вмененный доход, участники патентной системы, которые имеют наемную рабочую силу и занимаются розницей, оказывают услуги общепита, а также вендинговые бизнесмены, если у них есть наемная рабочая сила. Все остальные предприниматели должны будут перейти на онлайн-кассы уже со следующей волной — с 1 июля 2019 года. «В настоящий момент из тех, кто должен перейти на новую систему онлайн-касс, уже порядка 40 процентов у нас подключились, приобрели кассы, зарегистрировали их и передают уже данные. Остальных мы ждем. Я так понимаю, что они откладывают все до последнего момента. Мы с нетерпением их ждем», — отметил Алешин. Правда, он заверил, что слишком уж строго к нерадивым предпринимателям подходить не будут — на первых порах остановятся на предупреждениях и только потом перейдут к штрафам. Суммы штрафных санкций за игнорирование онлайн-касс составляют от 2 до 10 тыс. рублей.

Говорили чиновники и о преимуществах использования новых аппаратов для самих бизнесменов. Например, Алешин доказывал, что онлайн-кассы позволят предпринимателям в режиме реального времени получать ключевые экономические показатели, что даст им очень серьезный инструмент для развития своих бизнесов. Лернер давил на автоматизацию процесса и свободу от лишней налоговой волокиты, что повлечет за собой легализацию значительной части серого рынка.

Альберт Мухаметов Альберт Мухаметов единственный представитель бизнеса на брифинге

«ЛЮБАЯ ОНЛАЙН-КАССА — ЭТО НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕСА...»

На брифинг пригласили также и представителей операторов фискальных данных — проводников внедрения онлайн-касс в России. Они, разумеется, тоже расхваливали новую систему. «Любая онлайн-касса — это необходимое условие для автоматизации бизнеса. А любая автоматизация бизнеса — это повышение рентабельности вашего бизнеса», — заявил приглашенный эксперт центра технического обслуживания «Статус К» Альберт Мухаметов. Он рассказал историю об одном сельском магазине, который с появлением планшетного кассового аппарата выявил ежемесячную недостачу более 300 тыс. рублей. Его коллега, эксперт оператора фискальных данных «Платформа ОФД» Марат Гарифуллин, указал также на то, что операторы ОФД не просто предоставляют новые кассовые аппараты, но еще и программное обеспечение к ним. Например, у предпринимателей есть возможность интегрировать все чеки с реализации товаров или услуг прямиком в 1С, чтобы в дальнейшем работать с ними и совершенствовать свое предприятие. Если что-то сломается, то есть и заводская гарантия, и обслуживание новой техники операторами с выездами «на дом». Все это регулируется отдельными тарифами — чем дороже, тем больше сервисов и возможностей подключат.

Базовый же тариф, по словам Гарифуллина, обойдется предпринимателю в среднем 3 тыс. рублей в год, у кого сезонный бизнес — и того меньше. Правда, за эти деньги только настроят функцию передачи чеков в ФНС, остальное — за отдельную плату. Минимальная цена самой онлайн-кассы сегодня составляет 13 тыс. рублей, выезды ремонтников «на дом» стоят примерно 1,5 тыс. рублей и так далее. Минимальный пакет подключения онлайн-кассы, как отметили эксперты, не превышает 18 тыс. рублей. А это, к слову, как раз-таки размер налоговых вычетов, которые ФНС обещала всем переходящим на новую контрольно-кассовую технику. Сначала подразумевалось, что эти их предприниматели смогут получить только до 1 июля 2018 года. Но потом льготу продлили до следующего года, отметил Алешин.

Марат Гарифуллин Базовый тариф, по словам Марата Гарифуллина, обойдется предпринимателю в среднем 3 тыс. рублей в год

«ЭТО ТЕМА, КОТОРАЯ УЖЕ БОЛЬШЕ ГОДА НЕ ДАЕТ ПОКОЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ НЕ ТОЛЬКО В ТАТАРСТАНЕ, НО И ПО ВСЕЙ СТРАНЕ»

Примечательно, но ни чиновники, ни представители ОФД практически не обмолвились о минусах и недостатках системы. Разве что Лернер вскользь упомянул о «сложностях прошлогоднего перехода». Они проявились в том, что для бизнеса переход на онлайн-кассы оказался весьма затратным удовольствием, о чем те не раз жаловались. То у предпринимателей не было финансовых возможностей покупки допоборудования, ПО, самих аппаратов с СИМ-картами, то не было возможности подключиться к интернету, то сами новые кассы подвисали — в общем, проблем была куча. «Затраты для малого и среднего бизнеса существенные», — констатировал замминистра промышленности и торговли РТ.

«Онлайн-кассы — это такая тема, которая уже больше года не дает покоя предпринимателям не только в Татарстане, но и по всей стране. Где-то было принято решение, что надо их внедрять. Нам очень много говорили об их преимуществах и плюсах внедрения данной системы. Вам честно скажу: я пока ни одного предпринимателя не встречал, который бы сказал, что онлайн-касса ему в чем-то помогла», — заявил на брифинге уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов. По его словам, крупный бизнес свою торговлю выстроил уже так эффективно, что в дальнейшей автоматизации он и не нуждается. А вот в мелкой рознице, конечно, картина обратная. По личному опыту бизнес-омбудсмен рассказал, что большинство малых и микробизнесов до сих пор весь свой бухгалтерский учет ведут «по старинке» в голове или на тетрадном листке. «Тебе это просто не нужно. Купил в соседней деревне 20 черенков для лопаты, поставил их на прилавок и продаешь. Тебе не нужно иметь систему, которая бы учитывала, сколько ты сегодня продал, а сколько вечера. Поэтому ни одного бизнесмена, который сказал бы, что эта система ему хоть в чем-то помогла, мы пока не видим», — повторил Нагуманов.

Бизнес-омбудсмен также напомнил, как во время своих районных турне по республике в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» натерпелся от местных предпринимателей жалоб. А криков было много, о чем не раз писал и «БИЗНЕС Online». «Это была очень серьезная проблематика, которой мы занимались в прошлом году и даже специальный штаб создали. Многие просто свыклись. Самая главная проблема — потратить деньги на покупку и научиться с системой работать. Сейчас новая волна, которая мягче проходит. Пока мы не слышим и не видим каких-либо нареканий по поводу наличия контрольно-кассовой техники», — отметил бизнес-омбудсмен.

Итогом прошлогодних недовольств стало издание с подачи президента РТ Рустама Минниханова специального постановления правительства РТ. Документом разрешили мелким предпринимателям в республике в поселках до тысячи жителей (а это порядка 3 тыс. населенных пунктов по Татарстануприм. ред.) не подключать онлайн-кассы в течение ближайших трех лет. Исключением стали только микропредприятия, торгующие на селе подакцизными товарами — алкоголем и табаком. Но такая инициатива, пролоббированная Нагумановым, в целом была встречена бизнесом на ура. «В прошлом году нас в некоторых районах на куски рвали по поводу онлайн-касс. Требовали от нас ответов, почему это так происходит, как предприниматели с этим могут жить. Сегодня нам не просто есть, что им ответить, у нас даже вопросов таких мало стало», — заключил Нагуманов. По его словам, сегодня с онлайн-кассами большого ажиотажа нет, но руку на пульсе держать надо.

Галина Шарафутдинова Единственный представитель бизнеса на брифинге Галина Шарафутдинова выступила в роли оппозиции

«ОНЛАЙН-КАССА НЕ ДАЛА НАМ НИКАКИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ!»

«На самом деле все, что касается изменений ФЗ-54, мы прошли еще год назад. В этом законе указано, что предприятия, которые реализуют подакцизные товары, обязаны были перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. То есть старт в нашей отрасли на самом деле произошел год назад», — рассказала единственный представитель бизнеса на брифинге, исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров РТ Галина Шарафутдинова. Она выступила в роли оппозиции. «Год назад, когда мы переходили и проходили этот тяжелый период, цен таких не было вообще! Самая дешевая онлайн-касса стоила 30 тысяч рублей. И был сумасшедший ажиотаж! Люди за полгода подавали заявки. Не было на рынке в достаточном количестве онлайн-касс. Все происходило в последний момент», — напомнила Шарафутдинова.

Глава ассоциации рестораторов и отельеров РТ пожаловалась, что ее отрасли постоянно надо мириться с какими-то нововведениями — то это был ЕГАИС, то сейчас онлайн-кассы, а скоро и переход на электронную сертификацию для продукции животного происхождения. Постоянное совершенствование гостиничной сферы или отрасли общепита уж слишком больно бьет по кошелькам компаний. Оказалось, что о компенсациях ФНС и налоговых вычетах в 18 тыс. рублей рестораторы и отельеры извещены не были вовсе.

Оставляет желать лучшего и система новых расходов с приходом онлайн-касс. Например, ко всем уже озвученным издержкам добавился рост затрат на кассовую ленту — аж в три раза! Дело в том, что онлайн-кассы выписывают довольно-таки объемные чеки с большим набором данных. «У нас ребята замеряли один такой получившийся чек — вышел на 50 сантиметров!» — заявила Шарафутдинова. Все эти расходы, разумеется, ложатся на плечи предпринимателей. Да и автоматизацией и грамотным бизнес-учетом рестораторов тоже не удивили — мол, любое уважающее себя заведение уже давно эффективно управляется. «Онлайн-касса не дала нам никаких дополнительных преимуществ!» — подчеркнула глава ассоциации рестораторов и отельеров РТ.

В довесок ко всему этому добавилась проблема, что существующее в гостиницах и кафе ПО не стыкуются с дешевыми онлайн-кассами за 13 тыс. рублей. Приходится раскошеливаться на более дорогие, а когда начинаешь их интегрировать с имеющимся в заведении ПО, то постоянно случаются сбои. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», как часто они происходят, Нагуманов дал несколько неожиданный ответ.

Андрей Алешин Андрей Алешин доказывал, что онлайн-кассы позволят предпринимателям в режиме реального времени получать ключевые экономические показатели

«На самом деле мы тоже пытаемся получить эту статистику, — признался бизнес-омбудсмен. — Но знаю точно, что сети как минимум один раз столкнулись с глобальным блэкаутом. Об этом никто особо не писал и не говорил, не комментировал, но проблема была. Резко перестало работать оборудование. Люди не могли отпустить товар, стояли очереди на кассах. Об этом говорили с самого начала, что невозможно обеспечить 100-процентную надежность работы системы. Сейчас частично эту проблему на аппаратном уровне решают. Хотя изначально говорилось: „Предусмотрите что-нибудь на такой случай“. Нам говорили: „Нет! Такого не будет!“ Но случилось. Сети, наверное, миллиардные убытки понесли по всей стране (называлась „незначительная“ сумма в 10 млрд рублейприм.  ред.). Бизнес у нас как обычно, стиснув зубы, отреагировал. Он не привык предъявлять претензии к регуляторам, государству. Но, слава богу, эту систему сейчас отработали. Она может какое-то время работать и оффлайн. Статистики сбоев, к сожалению, в открытых источниках мы не нашли. Не могу сказать, что ее скрывают. Но ее нет». Как выяснилось, онлайн-кассы могут в течение 30 суток работать и без интернета, сохраняя все данные.

— Сказать, что это прямо нам дало зеленый свет, я не могу. Я понимаю наше правительство, которое хочет контролировать наличное обращение. Наверное, весь мир к этому перешел? — поинтересовалась Шарафутдинова.

— Нет. Мы впереди планеты всей, — пожал плечами Нагуманов.

— В Сингапуре есть... — добавил Алешин.

— Понятно. Закон принят, исполнять его — наша обязанность. Другой вопрос — как мы будем на это реагировать и какие мы будем комментарии давать.