Бизнесмен Руслан Абдулнасыров, еще недавно преследуемый кредиторами в суде, неожиданно захватил крупный плацдарм в Закамье. Бенефициар компании, ворвавшейся в топ-10 в стране по объему продаж автомобилей с пробегом, выкупил бывшие владения империи «Сапсан» и заявляет о планах серьезно потеснить «ТрансТехСервис» в его исконной вотчине. Эксперты, однако, считают, что местный рынок уже перенасыщен, и гадают, на чьи деньги банкет.
За приобретенный комплекс, общая площадь которого составляет без малого 5 тыс. кв. м, Руслан Абдулнасыров заплатил 150 млн рублей
«У НАС С ТТС ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ»
Крупная сделка произошла на авторынке Челнов. Казанский бизнесмен Руслан Абдулнасыров приобрел у ООО «Банковский долговой центр» (БДЦ, структура, близкая к Ак Барс Банку) автомобильный комплекс на проспекте Хасана Туфана, который строил в середине 90-х годов Ильдар Зиннуров — основатель крупнейшей некогда в Закамье автомобильной группы «Сапсан». С 2013 года, когда автоимперия Зиннурова была признана судом банкротом, три челнинских автосалона перешли к ГК «Прогресс», тесно связанной с компаний «АКОС» Александра Старикова. До того момента, как у самого «Прогресса» возникли финансовые трудности и имущество отошло к БДЦ, компания представляла на этой локации бренды Volvo, LADA и УАЗ. Также работал единый участок по кузовному ремонту. Общая сервисная мощность комплекса рассчитана на единовременный прием 28 автомобилей.
За приобретенный комплекс, общая площадь которого составляет без малого 5 тыс. кв. м, как сообщил нам один из участников рынка, Абдулнасыров заплатил порядка 150 млн рублей. По другим данным, общая стоимость автоцентров составила 160 млн рублей, из которых 30 млн — это собственные средства компании, а остальное — кредит от Энергобанка (принадлежит братьям Айрату и Илшату Хайруллиным).
Сам Абдулнасыров завершение сделки с БДЦ в своем аккаунте в «Фейсбуке» сопроводил комментарием (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.): «Все друзья, мы закрыли Закамский регион в Татарстане! 10 июля открыли большой автомобильный комплекс в Набережных Челнах! Поздравляйте нас, мы это заслужили! Теперь мы работаем в четырех городах нашего региона Казань, Нижнекамск, Альметьевск и наконец-то Челны! Пока здесь будет работать бизнес по продаже автомобилей с пробегом, дальше будет видно, либо все так останется или оформим на это место дилерство. Ребята у нас какие молодцы, все на подъеме, заряженные переть в гору. Сейчас наше время! Надо этим пользоваться! Поздравляю своих коллег с этим знаменательным открытием. Заезжайте в гости по адресу: проспект Хасана Туфана, 3А».
Сам Абдулнасыров завершение сделки с БДЦ в своем аккаунте в «Фейсбуке» сопроводил комментарием «Сейчас наше время! Надо этим пользоваться!»
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он подтвердил, что автосалон по продаже подержанных автомобилей уже открыл свои двери для покупателей с 10 июля, но раскрывать сумму сделки не стал, сославшись на коммерческую тайну. «Наша картинка такая — так как там расположено три шоу-рума и три сервисные зоны, мы планируем разместить официальных дилеров трех популярных брендов, о которых я сейчас просто говорить не могу, — поделился планами Абдулнасыров. — Думаю, что в этом случае сразу же активизируется компания „ТрансТехСервис“ (ТТС) и начнет предпринимать определенные усилия, чтобы нам помешать. У нас в любом случае с ними есть определенные разногласия. Думаю, что им, как и мне самому, тоже не понравилось бы, если бы рядом с моими шоу-румами появилось бы три шоу-рума конкурента».
Напомним, ранее ТТС выкупил у структур предправления Акибанка Ильдара Галяутдинова три автосалона по этому же адресу, в которых были представлены бренды Volkswagen, Škoda и Audi. Более того, фольксвагеновский салон компания успела уже переформатировать под стандарты KIA. А сам автосалон Volkswagen при этом заехал на площади, где раньше продавались автомобили с пробегом.
«Полагаю, что с нашим приходом в Набережные Челны „ТрансТехСервис“ будет считать, что кто-то явился на их историческую родину и пытается там проводить какие-то активности, — продолжает тему соперничества Абдулнасыров. — Если уж называть вещи своими именами, то до последнего времени практически весь автобизнес Набережных Челнов был в руках одной компании — „ТрансТехСервиса“. У других компаний не было таких возможностей для развития. И естественно, у клиентов в этом смысле тоже возможности были ограничены. Если челнинец решал себе покупать автомобиль, то путь у него был только один — в компанию „ТрансТехСервис“».
Автосалон «Апельсин» был основан в 2004 году в Казани. Это была одна из первых компаний на казанском рынке, которая попыталась придать процессу покупки-продажи подержанных автомобилей хоть сколько-нибудь цивилизованный вид
Вложить в реконструкцию и оборудование автоцентров, а также в благоустройство прилегающей территории Абдулнасыров, по его собственным словам, планирует от 70 до 85 млн рублей. Он уверен, что в долгосрочной перспективе вложения окупятся. «Мы играем вдолгую, потому что мы себе это можем позволить. Даже если что-то пойдет не так, у нас же работающий бизнес, он же не заложенный», — заявил он, однако источника средств для сделки не раскрыл.
Отметим, что один из участников рынка, с которым побеседовал корреспондент нашего издания, предположил, что сделка могла быть совершена в интересах Александра Колесова — главного бенефициара компании «КАН-Авто». Таким образом, мол, казанская компания пытается «максимально тихо и бесконфликтно» войти на историческую родину ТТС. «Дружба там однозначно есть, такая хорошая, долгая дружба. Не знаю, на чем она основана, я в эти вещи не вникал, но дружба есть», — заключил эксперт. Сам Абдулнасыров участие «КАН-Авто» отрицает. «При чем тут вообще Колесов? У Александра свой бизнес, у меня свой!» — заявил бизнесмен газете «БИЗНЕС Online».
«Полагаю, что с нашим приходом в Набережные Челны «ТрансТехСервис» будет считать, что кто-то явился на их историческую родину и пытается там проводить какие-то активности» (на фото — Вячеслав Зубарев)
«МЫ УЖЕ НАУЧЕНЫ ГОРЬКИМ ОПЫТОМ»
Противоречия с ТТС, о которых говорил Абдулнасыров, ярко проявились не сегодня, а еще в январе этого года, когда было объявлено о создании ассоциации автомобильных дилеров Республики Татарстан. Инициатором и, соответственно, президентом объединения выступил Абдулнасыров. Среди татарстанских дилеров, пополнивших ряды некоммерческой организации, вместе с «Апельсином» оказались «Авто-1», АКОС, «Альтернатива», «Барс Авто», «Интер» и «КАН-Авто». В «ТрансТехСервисе» тогда заявили, что их в ассоциацию даже не пригласили. «Я не вижу в этой структуре ничего, кроме желания создать информационный повод. Если бы мне предложили в нее вступить, я бы задал вопрос: зачем мне это?» — давал оценку инициативе председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев.
С тех пор у Абдулнасырова добавился еще один повод недолюбливать конкурента. По его словам, компания ранее рассматривала вопрос о приобретении всех 7 автосалонов, расположившихся на Хасана Туфана. «Когда нам стало известно, что автосалоны выставлены на продажу, мы начали переговоры с собственником самых интересных активов — тех самых, что купила в итоге компания „ТрансТехСервис“, — автосалоны компании „Гранд Авто“. Мы не раз встречались с председателем правления Акибанка Галяутдиновым — и в Казани, и в Челнах, — говорит он. — Сначала договаривались по стоимости, потом о схеме передачи, потому что это был действующий бизнес — склады, машины, запчасти, дебиторская задолженность. Затем подписали соглашение, которое все раскладывало по этапам. И в какой-то момент Галяутдинов перестал брать трубку. И потом уже мне позвонил директор „Гранд Авто“ и сообщил, что их продали „ТрансТехСервису“. Я тогда сказал: „Все понятно, ребята, но так дела не делаются. Мы же с Галяутдиновым уже и по рукам ударили, и на бумаге договоренность была закреплена“. И у меня в голове вообще тогда не укладывалось, что кто-то будет отказываться от сделки. Мы же молодые, жизнь нас как-то должна же учить! Вот она нас учит и воспитывает. Но мы после этой ситуации нос не повесили, решили: раз не удалось купить первые три автосалона, значит, купим следующие три. Поехали к компании „Прогресс“ — хозяину следующих трех автоцентров. Они уже находились в процедуре переоформления имущества. В итоге пришли, ударили по рукам, я, наученный горьким опытом, сразу же отдал аванс. Сейчас уже все оформили», — рассказал бизнесмен.
«Думаю, сразу же активизируется компания „ТрансТехСервис“ и начнет предпринимать определенные усилия, чтобы нам помешать»
«ВСЕ БРЕНДЫ ЗДЕСЬ УЖЕ ЕСТЬ»
Участники рынка оценивают перспективы нового игрока осторожно. «На мой взгляд, все бренды, которые были бы интересны Набережным Челнам, здесь уже есть, — считает Азамат Джантаев, руководитель сети автосалонов „Германика Авто“. — Все, что людям нужно, они могут купить не выезжая за пределы города. Разве что нет Volvo и Porsche. Поэтому было бы логичнее, если бы речь зашла не об одном дилерском центре масс-бренда на город, а о двух. У ТТС, например, был один центр KIA, теперь их уже два. Нужно, чтобы был не один центр Renault, а два, не один центр Hyundai, а два. Эти бренды входят в топ-5 на российском рынке по объемам продаж. Ну и естественно, чтобы была здоровая конкуренция, собственники у автоцентров должны быть разные. Полагаю, что и Renault, и Hyundai, и KIA для такого шага уже созрели. А по остальным брендам пока что не такие объемы продаж, чтобы открывать вторые дилерские центры. У кого-то автоцентр будет в старой части города, у кого-то — в новой. Клиент сможет выбрать лучший сервис, кто-то будет исходить из того, куда ближе ехать. В одном автоцентре такая акция, в другом — другая».
Азамат Джантаев: «Было бы логичнее, если бы речь зашла не об одном дилерском центре масс-бренда на город, а о двух»
Александр Поваров, руководитель отдела продаж ООО «Камавтокомплект» (экс-руководитель департамента Trade-in компании «ТрансТехСервис»), считает, что в Набережных Челнах наблюдается переизбыток брендов. «Представлены практически все, ТТС все заполнил! — говорит он. — Если реально рассуждать, то сейчас у нас только китайские марки еще недостаточно широко представлены. Но ими уже активно занимаются и „Германика Авто“, и „Диалог-Авто“. Корейцы все есть. Японцы какие угодно! Люксовые бренды? Пожалуйста — Audi, Mercedes, BMW, Jaguar, Range Rover. А все, что дороже, думаю, в Челнах просто не купят. Поэтому, считаю, было бы логично, если бы у наиболее популярных брендов появилось бы в городе не по одному, а по два дилера. Работают же два дилера Mercedes в полумиллионном городе — и всем хватает клиентов. Машин по 20 в месяц каждый из них продает. Компания „ТрансТехСервис“ в последнее время на очень серьезный уровень подняла продажи и подержанных автомобилей, войдя в тройку лучших по стране, так что каким-то новым игрокам развить это направление в городе будет очень непросто».
По мнению еще одного участника рынка, высказавшегося на условиях анонимности, Абдулнасыров вполне мог бы открыть в челнинских шоу-румах дилерство Renault или Hyundai. Дистрибьютор, по его словам, смотрит не столько на цифры по продажам по конкретному городу, сколько на продажи в целом по Татарстану. «Если говорить о Renault, ТТС дошел до критичной цифры в 10 процентов. Он даже перевалил за 11 процентов доли общероссийской! Для любого дистрибьютора это критичные цифры. 10 процентов у них край, и им в любом случае надо „разбавлять“ этого дилера. Такая политика существует уже достаточно давно, поэтому, раз отдавать дилерство в Казани им по большому счету было больше некому, они отдали его Колесову. Допускаю, что такой вариант возможен и в Закамье, поэтому Renault в Челнах может появиться легко. С Hyundai немного сложнее, но, думаю, и эта марка может появиться на Хасана Туфана», — заключил эксперт.
По мнению участника рынка, Абдулнасыров вполне мог бы открыть в челнинских шоу-румах дилерство Renault или Hyundai
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ БАНКРОТСТВА
Напомним, автосалон «Апельсин» был основан в 2004 году в Казани. Это была одна из первых компаний на казанском рынке, которая попыталась придать процессу покупки-продажи подержанных автомобилей хоть сколько-нибудь цивилизованный вид. До этого практически все покупки такого плана совершались на авторынке, а в «Апельсине» неискушенному тогда еще покупателю предоставлялась гарантия на купленные автомобили и предлагались на выбор различные кредитные программы. Однако в финансовый кризис 2008–2009 годов компания вошла излишне закредитованной.
Автосалону пришлось пройти через процедуру банкротства. Причем заявление в Арбитражный суд о признании фирмы банкротом Абдулнасыров подал сам, не став ждать, когда этого потребуют кредиторы. Тогда же он заявил, что намерен сохранить присутствие на рынке и провести оптимизацию бизнеса. Бизнесмен закрыл представительства своих компаний в Татарстане и за его пределами (работать тогда осталось лишь два автосалона компании в Казани), сократил персонал на 40% и отказался от планов развития дилерской сети.
Лишь 5 октября 2016 года Арбитражный суд РТ завершил процедуру личного банкротства в отношении самого Абдулнасырова. Среди кредиторов были «Спурт» и «Тимер Банк», в совокупности требовавшие более 13 млн рублей. Однако финансовый управляющий Марат Шарипов пришел к выводу, что у должника ничего нет — невозможно наскрести даже на его собственное вознаграждение. В итоге банкротство закрыли, «добыв» лишь 10 тыс. рублей.
В настоящее время практически все юрлица, где бизнесмен был учредителем или директором, ликвидированы, в том числе ООО «Апельсин», ООО «Апельсин-Авто-Казань», ООО «Афоня». Действующими остаются лишь та самая ассоциация «Автодилеры РТ» и АНО «Федерация парусного спорта, виндсерфинга и кайтинга Республики Татарстан». И то не совсем понятно, как это возможно, ведь по закону лицо, признанное банкротом, три года не имеет права учреждать юрлица и занимать руководящие должности.
У «Апельсина» есть два действующих автоцентра в Нижнекамске, два автосалона в Альметьевске
Тем не менее сейчас у «Апельсина», помимо челнинских салонов, есть два действующих автоцентра в Нижнекамске, где компания на правах официального дилера реализует автомобили LADA и KIA, два автосалона в Альметьевске — автомобили KIA и Ford. В Нижнекамске юрлицо автосалона ООО «Апельсин-Авто» принадлежит Тимуру Абдулнасырову (судя по всему, брату), в Альметьевске — ООО «Армада» некоего Леонида Киселева (ранее Тимур Абдулнасыров был там гендиректором).
Кроме того, в последние годы Руслан Абдулнасыров активно развивал проект «Автосеть.рф» (права на торговый знак принадлежат ООО «Форум» некоего Романа Нахаева), растущий в основном за счет франчайзи. Согласно данным «АвтоБизнесРевю», в 2016 году сеть франчайзи вошла в топ-10 дилеров в стране по объему продаж автомобилей с пробегом. Отметим, что тройку лидеров этого рынка в стране замыкала компания «ТрансТехСервис», нарастившая в тот год продажи на 77% до 9,3 тыс. автомобилей. А вот наилучшую динамику роста показала как раз-таки «Автосеть.рф», у которой реализация подержанных машин за год выросла более чем вдвое. При этом доля автомобилей с пробегом от общего объема продаж превышала 76%, что стало лучшим результатом по рейтингу в целом. В 2017 году компания увеличила продажи новых автомобилей на 56% (до 3,7 тыс. штук), с пробегом — на 113% (до 13,8 тыс. штук). Выручка достигла 6,27 млрд рублей (плюс 99%).
Проект, помимо Казани, представлен еще в 12 городах России — Альметьевске, Буинске, Батайске, Бугульме, Набережных Челнах, Стерлитамаке, Перми, Омске, Чехове, Екатеринбурге, Ижевске, Нижнекамске. Причем в некоторых городах у компании не по одному, а по паре партнеров.
По мнению нашего источника на рынке, после банкротства компания Абдулнасырова смогла подняться опять же благодаря дружбе с «КАН-Авто». «Инициированное Абдулнасыровым в 2009 году банкротство — это был просто маневр. Плюс ни для кого не секрет, по крайней мере на казанском рынке, что Руслан очень сильно дружит с КАНом [„КАН-Авто“], точнее, с его руководителем Александром Колесовым, — утверждает наш источник. — Соответственно, у „КАН-Авто“ был период, когда у них не было еще автосалона по продаже автомобилей с пробегом „КАН-Авто Эксперт“, а trade-in был, и автомобили с пробегом Абдулнасыров покупал у них очень выгодно, перепродавая затем в своих автосалонах. Практически весь trade-in, который был в „КАН-Авто“, забирал Абдулнасыров. Плюс 2 процента — и вперед. А наценка на бывшие в употреблении автомобили доходила затем у него до 20–30 процентов, а то и больше. Если же речь шла об отечественных автомобилях, то и до 100 процентов доходила».
Одним словом, на челнинский рынок пришел игрок с опытом и бескрайними амбициями. Чего только стоят посты Абдулнасырова в социальных сетях (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.): «Палю контору с потрохами! Кто-то в мае маялся, а мы росли! В мае компания АВТОСЕТЬ.РФ продала 1169 автомобилей! Представляете, одну тысячу сто шестьдесят девять автомобилей! Это на 5% лучше апреля. Маржинальный доход составил 54 681 387 рублей. +8% относительно результатов апреля. Выручка компании составила 362 774 491 рублей. Прибавили 6%. Скоро точно станем миллиардерами! Все что с нами происходит, мне напоминает всплытие из-под воды. Каждый рывок это подъем вверх! У нас появилась жажда достичь своей цели-стать компанией НОМЕР ОДИН в России по продаже автомобилей с пробегом. С каждым махом сил только прибавляется. Болейте за нас и молитесь, пусть у нас все получится!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 165
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.