Яков Геллер: «Наши возможности расширяются, увеличивается комплекс услуг, и площадка Агентства становится значительным предприятием — одним из восьми крупнейших площадок в стране»

90 ПРОЦЕНТОВ ПОСТАВЩИКОВ НА БИРЖЕ — МАЛЫЙ БИЗНЕС

— Яков Вениаминович, прошло два года, как вы открыли биржу по продаже продуктов питания в бюджетные учреждения и материалов на объекты Госжилфонда. Что изменилось за это время, наполнилась ли биржа новыми резидентами, направлениями?

— Биржевая площадка bp.zakazrf.ru — это только закупочный модуль целой системы обеспечения поставок качественной продукции. Кстати, точно такие же площадки мы создали на Сахалине, в Республике Тыва и Дагестане.

До того как биржа была запущена, большой командой профильных организаций республики был определен каталог потребностей — условно говоря, перечень продуктов, которые должны закупать разные бюджетные учреждения. Есть пять категорий учреждений: садики, школы, больницы, дома престарелых, спортивные лагеря. Каждый из них имеет свой набор продуктов. К примеру, красная икра в детский сад не поставляется, а в спортивный лагерь или школу олимпийского резерва покупают и красную икру, и красную рыбу. Все эти продукты мы идентифицировали 14-значным кодом, который подробным образом описывает-«расшифровывает» продукт. Мы ввели название тикер — это идентифицированная продукция с подтвержденной валидностью (качеством). Кстати, действующий ОКПД-2 — общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности — имеет всего девятизначный код идентификации. Но мы добавили еще пять знаков, которые прописывают отличительные характеристики каждого продукта. К примеру, не просто рыба речная, а щука без головы или, условно, окунь с головой. И у каждой из них разная цена, разное назначение. И сегодня только по продуктам питания расписано более тысячи тикеров! Заказчику даже не надо прописывать техническое задание — ему достаточно указать номер тикера продукта и его количество. Кроме продуктов, у нас появились еще два направления — «медикаменты» и «прочие товары»: мебель, канцелярия и так далее, все, что вмещается в рамки поставок на сумму 100–400 тысяч рублей. Система хорошо себя показала в республиканских учреждениях, а с 25 июля текущего года все муниципальные закупки до 100 тысяч и 400 тысяч рублей также будут проходить через нашу биржу. Кстати, за полгода мы сэкономили бюджету 22 процента, или 150 миллионов рублей. И это исключительно за счет конкуренции между участниками аукционов. Причем сегодня ни один заказчик не может сказать, что ему продали плохой товар дешево, потому что качество товара подтверждается тикером, а точка ответственности за качество сместилась к условному «завхозу» — работнику покупателя, который принимает товар.

— Сколько всего резидентов на бирже сегодня?

— По продуктам питания — 361 поставщик, по прочим товарам — 540, по медикаментам — 173. Из них 90 процентов — малый бизнес.

«Даже удивительно, почему они не покупают на bp.zakazrf.ru — там, где дешевле. По сути, это ресурс для зарабатывания денег для обеих сторон: как заказчика, так и поставщика»

— А как же строительный сектор? Вы не работаете с поставщиками стройматериалов?

— Два года назад мы начинали работать и в этой отрасли, но в силу ряда объективных причин на время приостановили деятельность. Сейчас мы возвращаемся к данной теме: вместе с Талгатом Абдуллиным начинаем работать с поставщиками через биржу. И предлагаем всем участникам рынка воспользоваться этим инструментом.

— Какие преимущества дает участие в торгах на бирже предпринимателям?

— Приведу пример с поставщиками продуктов. Когда мы начинали направление по продуктам питания, наши сельхозпроизводители, фермеры не знали, как эта система работает. Не поверите, поставщиков соленых огурцов не могли найти! Мы провели огромную работу, собирали людей, разъясняли, показывали. Сейчас такой проблемы нет: по 40–50 поставщиков на каждый тикер. Люди поняли, что торговать на бирже выгодно. Теперь открыли нишу для продажи стройматериалов: продавайте арматуру, цемент, шифер, трубы… Да что угодно, лишь бы товар был валидным: имел сертификат, декларацию качества или техусловия производителя. Приходите! У нас мало тикеродержателей на стройматериалы. Хотя это проще, чем с продуктами: у стройматериалов ведь нет сроков хранения. А что самое важное для бизнеса? Вы скажете: «Прибыль!» И будете не совсем правы. Главное — увеличение количества клиентов, а от этого производная — увеличение прибыли. Мы создали огромную нишу: не стойте на рынке, не ждите, пока мимо вашей палатки пройдет кто-то, кто купит выключатель, а идите на биржу, предлагайте качественный товар, правильную цену и реализуйте. Мы открыли доступ к закупкам регулируемого заказчика — строителя. Сегодня на бирже пять крупных подрядчиков в качестве заказчиков и их подведомственные субподрядчики. Но их количество растет.

— Каков объем строительной ниши на бирже?

— Свободная ниша — 364 наименования стройматериалов. Ознакомиться с нишами можно просто по ссылке на главной странице сайта биржевой площадки bp.zakazrf.ru: там размещен большой баннер «Потребности в стройматериалах». Там же и инструкции по регистрации и участию. Регистрация для участия очень простая, нет никаких затрат: услуги биржи бесплатны. Единственное — берется комиссионный сбор с победителя торгов в размере 1,18 процента от стартовой цены. Специалисты контакт-центра Агентства готовы оказать любую помощь по телефону 8 (843) 212-24-91 либо по эл. адресу bp@mail.zakazrf.ru.

— Могут ли в качестве заказчика зарегистрироваться коммерческие компании?

— Конечно, даже удивительно, почему они не покупают на бирже — там, где дешевле. По сути, это ресурс для зарабатывания денег для обеих сторон: как заказчика, так и поставщика.

«На покупку имущества Татфондбанка зарегистрировались 178 покупателей. Что удивительно — только 24 из них из Татарстана»

В КОНКУРСНОЙ МАССЕ ЕСТЬ НЕ ТОЛЬКО ОЧЕНЬ ЛИКВИДНЫЕ ЛОТЫ, НО И ВЕСЬМА ЛЮБОПЫТНЫЕ

— В мае Агентство по госзаказу было утверждено оператором банкротных торгов Татфондбанка. На каком этапе сегодня находится реализация конкурсного имущества?

— На сегодняшний день по Татфондбанку размещено 6 аукционов на 133 лота, все — открытый аукцион с закрытой формой предложений по цене на повышение. По ИнтехБанку размещено 1169 лотов: один аукцион на 1168 лотов и конкурс на один лот.

Хочу напомнить, что есть несколько способов закупок: открытый аукцион, конкурс, открытый аукцион с открытой формой подачи ценовых предложений и открытый аукцион с закрытой формой подачи ценовых предложений. Последние два отличаются тем, что с открытой формой подачи — это аукцион, где у участников торгов есть возможность делать шаги. С закрытой формой каждый может сделать только одно предложение. Но АСВ практически всегда делает аукционы с закрытой формой ценовых предложений. В целом схема такая: проводится аукцион, если он не состоялся, как правило, проводится повторно с понижением стартовой цены. Если же опять не состоялся, то продажи уходят на публичные предложения. В этом случае на стартовую цену устанавливается период предложений, шаг предложений. Условно говоря, в течение недели висит цена на предложение в сто рублей, семь дней прошло — цена снижается, и так до цены отсечения, ниже которой нельзя продавать. Сейчас принимаем заявки на участие в торгах.

— Есть уже желающие приобрести имущество банкротных банков? И определена ли дата первых торгов?

— На покупку имущества Татфондбанка зарегистрировались 178 покупателей. Что удивительно — только 24 из них из Татарстана, а в конкурсной массе есть не только очень ликвидные лоты, но и весьма любопытные, я бы даже сказал, вещи с историей.

— Совсем недавно, буквально две недели назад, правительство РФ утвердило перечень 8 операторов электронных площадок, в него вошло и Агентство по госзаказу. Что это означает для вас?

— Вы посмотрите, кто фигурирует в этом перечне. Площадки крупнейших банков — Сбербанка, ВТБ, ММББ, Совкомбанка, Газпромбанка — все московские. И среди них единственная региональная площадка — Агентство по госзаказу Республики Татарстан. Достаточно сказать, что площадка РЖД в этот перечень не попала. До 1 октября все эти площадки, и наша в том числе, должны пройти процедур аудита. Ну а далее, после подтверждения нашей компетенции, мы сможем реализовать все четыре формы закупок: не только аукцион в электронной форме, но еще и открытый конкурс, запрос котировок и запрос предложений. Иными словами, наши возможности расширяются, увеличивается комплекс услуг, и площадка Агентства становится значительным предприятием — одним из восьми крупнейших площадок в стране.