Главная интрига этого года — в Свияжске работают участники Rimini Protokoll — знаменитой театральной компании, чьи документальные проекты известны по всему миру Главная интрига этого года — в Свияжске работают участники Rimini Protokoll — знаменитой театральной компании, чьи документальные проекты известны по всему миру Фото предоставлено фондом «Живой город»

«БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ПРОЕКТУ МЫ ХОТЕЛИ БЫ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ ЛЮДЕЙ ВНУТРИ ПРАВОСЛАВНОЙ СФЕРЫ»

«Честно говоря, мы сами удивлены, что удалось с ними договориться. Причем сам проект Rimini Protokoll в Свияжске будет уникален для российской театральной жизни, как мы надеемся», — рассказывал весной в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» директор Свияжского музея-заповедника и один из руководителей фонда поддержки современного искусства «Живой город» Артем Силкин. Новость о том, что всемирно известная швейцарская компания приедет на ежегодную театральную лабораторию на острове-граде, сама по себе тянула на сенсацию. До того Rimini Protokoll в России показывал свои работы только в двух главных столицах, а также на самых важных и крупных фестивалях отечественной провинции — Дягилевском в Перми и Платоновском в Воронеже.

Однако, когда стали понятны контуры проекта швейцарцев в Свияжске, интрига еще больше усилилась. Как оказалось, Rimini Protokoll собирается заниматься здесь осмыслением христианской веры, что вполне логично, учитывая, что лаборатория «Свияжск АРТель» проходит на территории главного форпоста православия в Татарстане. Но, кроме того, действующими лицами проекта станут священнослужители и семинаристы.

«Свияжск АРТель» уже стартовала, а сами показы в рамках лаборатории запланированы на субботу и воскресенье (4 и 5 августа). Всех карт вокруг того, что же из себя будет представлять проект Rimini Protokoll, авторы пока не раскрывают. «У нас есть художественная команда, которую собрали швейцарцы, есть церковная команда — семинаристы Казанской православной духовной семинарии, а также есть четко очерченный круг вопросов, которые можно задавать духовенству. Видимо, заключительный показ и будет состоять из ответов на эти вопросы. В каком виде это осуществится, я пока не знаю», — говорит директор «Живого города», уже хорошо известный театральной России продюсер Инна Яркова. К выходным здесь точно высадится целый десант известных российских критиков, поскольку участие знаменитых швейцарцев уже обеспечивает детищу казанского фонда едва ли не статус главного события российского театрального межсезонья.

Штефан Кэги (второй справа) Штефан Кэги (второй справа) Фото предоставлено фондом «Живой город»

Еще месяц назад участники Rimini Protokoll Штефан Кэги и Каролин Барно объявили набор в команду своего проекта, предлагая подавать заявки режиссерам, художникам, историкам, журналистам и т. д. Теперь эта команда отобрана, в ней, к примеру, известный питерский режиссер Дмитрий Волкострелов и казанский театральный художник Ксения Шачнева, а на прошлой неделе Кэги и Барно приступили к репетициям в Свияжске.

Перед началом работы один из основателей Rimini Protokoll, Кэги, так прокомментировал для «БИЗНЕС Online» суть будущего проекта: «Мы верим, что театр способен объединять людей, которые обычно далеки друг от друга. Многие в мире искусства в некотором роде отдалены от религии. В Свияжске мы уже немного ближе к православному миру через здания/строения острова. И священники на самом деле тоже близки театру в некотором роде, поскольку их церемонии — это живые ритуалы со встроенными кодами и знаками среди увлекательных (обворожительных, завораживающих, пленительных) икон. Благодаря этому проекту мы хотели бы лучше понять людей внутри православной сферы, людей, которые проводят большую часть своей жизни с религией».

По его словам, у Rimini Protokoll уже есть опыт взаимодействия с религиозными институтами. «Мы работали с церковью: использовали для своих постановок храмовое пространство и также время от времени взаимодействовали со священниками. Нет причин бояться друг друга. Мы считаем, что у церкви множество важных для общества функций и что иногда она недостаточно видна части молодого поколения», — заключает Кэги.

Игумен Евфимий курирует свияжский проект со стороны Татарстанской митрополии Игумен Евфимий курирует свияжский проект со стороны Татарстанской митрополии Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ НАМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАССКАЗАТЬ О СВОИХ ВЗГЛЯДАХ НА МИР, ТО ПОЧЕМУ НЕТ?»

«БИЗНЕС Online» побеседовал с первым проректором Казанской духовной семинарии игуменом Евфимием, курирующим свияжский проект со стороны Татарстанской митрополии.

— Отец Евфимий, какова была ваша реакция, когда фонд «Живой город» предложил создать некое театральное действо с участием представителей церкви?

— У меня не было какой-то негативной реакции. Тем более, как выяснилось, это не первый случай нашего взаимодействия с «Живым городом». В 2015 году, когда вышел наш короткометражный фильм «Братство», одна из его презентаций была в творческой лаборатории «Угол» — это площадка «Живого города». Собственно, даже по этому фильму, думаю, уже можно сделать вывод: мы не против подобного взаимодействия.

Единственное, мы, конечно, всегда говорим о том, что для нас важно нравственное измерение творческого процесса, потому что церковь без этого не может существовать. Если с этим все в порядке и мы видим, что у нас есть взаимопонимание, тогда дальше можно обсуждать детали — здесь вопросов нет, в этом плане мы открыты к сотрудничеству.

При первой же встрече с Ярковой мы обнаружили много точек соприкосновения, в частности, были едины в том, что в XXI веке в сознании церковных людей отношение к искусству во многом изменилось. Актеры, режиссеры, деятели культуры уже давно не воспринимаются, скажем так, как люди недостойных профессий — более того, именно они зачастую являются сегодня лидерами общественного мнения, на которых ориентируются другие люди. Мы видим, что если, например, тот или иной артист или художник позиционирует себя как верующий человек, то к нему многие прислушиваются, задумываются под его влиянием о вопросах веры.


— Но одно дело, когда средствами театра публику знакомят с какими-то религиозными текстами, здесь же речь идет о современном искусстве, в основе которого изначально заложена определенная смелость, а в некоторых случаях даже провокативность. На первый взгляд кажется, что здесь у церкви и искусства не так много точек соприкосновения.

— Если смелость не понимается как сознательное глумление над христианской нравственностью, то такая смелость нас не пугает. Другое дело, что, конечно, не все художественные методы, допустимые в современном искусстве, церковь должна адаптировать или тем более благословлять. Нужно понимать, что задача церкви — показать конкретный путь ко спасению человека на основе Евангелия, указать идеал духовного совершенства на примере святых людей, а современное искусство как раз всячески воздерживается от того, чтобы человеку советовать что-то конкретное, поскольку одним из основополагающих принципов современного общества является неприкосновенность частной жизни. Но в то же время искусство заставляет задуматься о смысле жизни, часто используя при этом метод «от противного», то есть показывая жизнь в самых неприглядных ее проявлениях, чтобы человек, что называется, пробив дно, мог получить импульс к новой жизни.

Тех, кто особо интересуется вопросом взаимовлияния культуры и религии, могу отослать к работе замечательного мыслителя — священника Павла Флоренского — «Иконостас», где он теоретически разрабатывает вопрос о взаимосвязи культуры и культа. Флоренский убедительно показывает, что светская культура восходит к религиозной, а та, в свою очередь, вытекает из религиозного культа. Собственно говоря, и театральные постановки, и разного рода артистические действа уходят своими корнями в богослужение. Это хорошо известно всем специалистам — историкам не только церкви, но и театра, искусства. Эта связь прослеживается со всей очевидностью.

— А как быть с тем, что многие святые отцы церкви осуждали театр?

— Да, действительно, в древности, в эпоху становления церкви, у большинства церковных иерархов преобладало негативное отношение к театральному искусству во многом потому, что оно воспринималось как часть дохристианской, языческой культуры. Но сейчас, особенно после тяжелого и богоборческого ХХ века, когда именно светская культура — литература, театр, кинематограф, изобразительное искусство — сохранила для нашего общества его духовную идентичность, надеюсь, что взаимные упреки и обиды остались в прошлом. Мы понимаем, что перед всеми нами стоит немало нравственных проблем и вызовов. Именно вопросы нравственности являются точкой соприкосновения всех здоровых сил общества, а, соответственно, решение этих вопросов — предметом взаимодействия.

Как мы уже говорили, сейчас многое изменилось в отношениях церкви и общества, в их взаимном восприятии. В общественной жизни нашей страны за последние 30 лет произошла серьезная трансформация — мы прошли сложный путь от советского общества к светскому. При этом если советское общество по сути своей было безрелигиозным, то в обществе светском интерес к вопросам духовной жизни возрос многократно. Это связано с тем, что именно религия является важнейшим средством самоидентификации человека, потому что вопрос моей веры — это вопрос моего внутреннего мира. То есть мое вероисповедание — это то, что в наибольшей степени говорит внешнему миру о моем внутреннем состоянии: кто я такой и чего от меня можно ждать.

— Насколько в вашей работе со студентами-семинаристами важна тема искусства?

— Вообще жизнь церкви неразрывно связана с культурой, с искусством. Если вы придете в храм, то соприкоснетесь со многими видами искусства — с архитектурой, музыкой, иконописью, наконец, с ораторским искусством, церковной литературой. Мы уже говорили сегодня о том, что культура восходит к религиозной традиции, неразрывно связана с религией, это совершенно очевидно. Другое дело, что давно уже появилось искусство светское, но, что весьма характерно (и это в том числе доказывает проект Rimini Protokoll), в последнее время у него вновь просыпается интерес к религиозной теме, к духовным вопросам.

Конечно, наши студенты интересуются не только собственно церковным искусством. Это уже люди современные, которые и смотрят кино, и слушают музыку, то есть они достаточно органично включены в общекультурный контекст сегодняшнего общества.

— Как вы вообще видите участие в проекте Rimini Protokoll семинаристов?

— Rimini Protokoll — это чисто светский проект, который делают светские люди, но им интересно миросозерцание религиозного человека. Кто такой священник, монах или семинарист в современном обществе? Дело в том, что сейчас тип религиозной личности — не просто крещеного или обрезанного человека, а именно личности, имеющей в основе своих поступков религиозную мотивацию, скажем мягко, не очень сильно распространен. Религиозная мотивация, в основе которой лежат принципы самоограничения, аскетики, предполагающие отказ от мирских благ и удовольствий, многим непонятна, а все, что неясно, как известно, привлекает внимание.

Так что если нам предоставляется возможность еще раз засвидетельствовать свою веру, рассказать о своих убеждениях, взглядах на мир, то грешно было бы упустить такую возможность.

— Вы будете агитировать потенциальных участников проекта?

— Насколько я понимаю, проект Rimini Protokoll — это все-таки не митинг и не политическая акция. В любом случае агитация — это не наш метод. Церковь никогда не стремилась завербовать максимальное количество последователей. Другое дело, что каждый христианин должен помнить слова апостола Павла, который говорил: «Горе мне, если не благовествую». Он использовал малейшую возможность, чтобы засвидетельствовать о своей вере. Шел в ареопаг — аналог нынешнего парламента, ходил в разные города, совершал немало миссионерских путешествий, говорил, что «был всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых». С эллином был как эллин, с иудеями — как иудей. Свидетельство, кстати, не всегда и не для всех предполагает словесное убеждение, более действенным, как показывает опыт, оказывается именно свидетельство жизнью — своими делами и поступками. Призывы и запреты уже давно не работают, но, может быть, это и к лучшему.

Само по себе тесное взаимодействие церкви с миром не является чем-то новаторским — вообще-то церковь живет в состоянии этого взаимодействия уже более 2 тысяч лет. Почитайте книгу «Деяния апостолов», посмотрите, как вообще христианская вера распространялась по миру. Если бы апостолы говорили, что не поедут в другой город, пока община не предоставит им содержание, дом, повозку с лучшими лошадями, христианство осталось бы религией небольшой группы людей. Но сначала апостолы, а потом и многие простые христиане, в том числе и не облеченные саном и не имеющие отношения к церковной иерархии, включая и женщин, шли, проповедовали, вступали в споры, гибли за свою веру, за свои убеждения, принимали мученическую кончину. Благодаря этому христианство состоялось как мировая религия. Между прочим, как впоследствии и ислам. В данном случае важен некий внутренний порыв, готовность отдать жизнь за свою веру, за свои убеждения, взгляды. В общем-то, сейчас, в XXI веке, это не менее важно, чем в I веке или в любом другом, так что в данном случае мало что изменилось.


КТО ТАКИЕ RIMINI PROTOKOLL?

Кто же такие Rimini Protokoll? Эта театральная компания была создана в начале 2000-х годов, а количество реализованных проектов Кэги и Ко уже перевалило за сотню. У Rimini Protokoll нет своего здания (только офис в Берлине), а его спектакли показывают на главных мировых форумах искусства вроде Венецианской биеннале или Авиньонского фестиваля. Швейцарцев называют самым «нетеатральным театром» мира, а также «лидерами театральной документалистики». Еще сами создатели компании признаются, что даже не знают, какое количество их проектов одновременно идет по всему миру.

Организация Rimini Protokoll показывает свои проекты в строго нетеатральных пространствах, работает с повседневной жизнью человека и такими категориями, как «память» и «история». В России наиболее известен ее пешеходный аудиоквест Remote X, реализованный практически во всех главных мегаполисах мира. Это полуторачасовая прогулка по городу в компании людей с включенными наушниками (в Москве, кстати, участники заглядывают в один из монастырей в центре столицы и участвуют в скромной трапезе).

Перечислять проекты швейцарцев можно бесконечно. Это и «Проба грунта в Казахстане» о судьбе этнических немцев в Казахстане, вернувшихся на родину в Германию в начале 90-х годов, казахов, переехавших в Германию в поисках лучшей доли, а также немецких нефтяников, прибывших работать в среднеазиатскую республику. Или «Капитал: Карл Маркс, том 1», где старые коммунисты читали Маркса и делились сокровенными воспоминаниями. Кстати, 1 августа состоялся public talk с Кэги, где тот рассказал о главных проектах Rimini Protokoll публике в Свияжске: оказалось, что некоторые из присутствующих были свидетелями разных проектов швейцарцев, причем не только в России.


«Во-первых, это возможность сформулировать, что диалог между современным искусством и церковью возможен. Во-вторых, для людей, далеких от религии, это возможность посмотреть на мир с ранее недоступной, иначе выстроенной оптикой, но при этом понять, что мы все, на самом деле, существуем в одном культурном поле», — так в один голос говорят о свияжском проекте Rimini Protokoll создатели «Живого города» Яркова и Диана Сафарова, подчеркивая, что это уникальный для России опыт участия церкви в театральном проекте. Отсюда и естественное волнение всех его участников.