Владелец компании «Камская механика» Динар Садриев стал очередным гостем челнинского закрытого клуба предпринимателей. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший на встрече, узнал, чем отличается масштабирование юридического бизнеса от промышленного, как дозвониться до замминистра и чем хороши советские станки.
«ОДИН СОВРЕМЕННЫЙ СТАНОК СТÓИТ КАК РЕСТОРАН»
Приглашенным гостем закрытого клуба владельцев бизнеса стал Динар Садриев, руководитель компаний «Камская механика» и «ГЛАВтекстиль». Очередное заседание предпринимателей состоялось в челнинском отеле Kama Rooms. Представляя Садриева, основатель клуба Илья Трубин (владелец юридической компании «Трубин и партнеры» — прим. ред.) заметил, что у этого бизнесмена можно почерпнуть «позитивный опыт позитивного предпринимательства; не критиковать кого-то, а своим примером показывать, что чего-то можно добиться, находить плюсы во взаимодействии, в том числе, например, и с государственными органами».
Напомним, что закрытый клуб существует уже год. По словам организаторов (помимо Трубина, им является и владелец компании «Промвест» Андрей Балта), в нем состоят около 300 предпринимателей Челнов и других городов Закамья. Все они условно разделены на три группы по количеству работающих сотрудников — до 5, от 5 до 50 и свыше 50. На заседания любой из них, как правило, приглашается гость из более тяжелой «весовой категории». Для предпринимателей 5+ и был приглашен Садриев.
Для начала он рассказал о том, как начинал бизнес. Мужчина получил два высших образования — по специальностям «организация перевозок и управления на транспорте» и «юриспруденция». Во второй вуз, кстати, пошел потому, что хотел работать в прокуратуре, но уже на последней стадии его отговорил товарищ, сам работающий в правоохранительных органах. К тому моменту Садриев и сам уже сомневался в правильности выбора, потому что решил: лучше заниматься тем, что интересно.
Так в 2004 году появилась на свет компания «Камская механика». Моторно-технический центр за время своей работы охватил практически весь спектр услуг по механообработке и ремонту деталей любых двигателей внутреннего сгорания авто-, мото- и сельхозтехники. Параллельно с этим компания занимается капитальным ремонтом моторов. «Камская механика» является лидером в Поволжье в области мехобработки деталей двигателей внутреннего сгорания, таких как блоки цилиндров, головки блоков цилиндров, коленчатые и распределительные валы, шатуны и т. д.
«Мы очень активно развиваемся, — рассказал Садриев. — Практически все, что мы зарабатываем, инвестируем в это производство. Но масштабирование дается тяжело, очень медленно происходит. Если, допустим, ты юрист, у тебя только кабинет, печать и бумажки. Масштабироваться можно бесконечно. В любом городе офис открыл — и все. В нашем случае все гораздо сложнее. У нас один современный станок стоит 6–7 миллионов — как ресторан. То есть открыть еще где-то такой же завод — это очень проблематично. Но на сегодня у нас площади закончились, 1,3 тысячи „квадратов“ почти. Это предел, развиваться нам уже некуда, поэтому сейчас думаем либо о покупке здания, либо о строительстве своего».
По словам бизнесмена, на сегодняшний день технический центр оснащен по последнему слову техники. Станки в основном американские, итальянские, словенские, польские, но есть и советские. Как говорит Садриев, они, несмотря на то что были изготовлены десятилетия назад, являются очень точными. «В „Камской механике“ у нас во многом производство эксклюзивное, — констатирует предприниматель. — Есть многие вещи, которые делают одна-две компании в России, поэтому у нас нет проблем с клиентами — очередь постоянно на месяц вперед. Это, конечно, плохо, потому что некоторые заказы долго выполняются. Потому мы и занимаемся постоянно развитием, хотя масштабироваться сложно».
В 2012 году Садриев открыл второе направление — производство трикотажных рабочих перчаток. До недавнего времени на предприятии работало 170 станков, объемы составляли порядка 1,3 млн пар в месяц. При этом «ГЛАВтекстиль» и еще одна компания являлись практически монополистами в Поволжье. В сезон — с конца марта до начала декабря — своих объемов предприятию даже не хватало. Порядка 500–600 тыс. пар компания закупала в других регионах и продавала в Татарстане. Обороты составляли порядка 8 млн рублей, чистая прибыль — 2–2,2 миллиона. Несколько лет «ГЛАВтекстиль» отработал с такими параметрами, а затем на рынок пришли игроки из Москвы, Подмосковья, Нижнего Новгорода и т. д. «Перчатки — это же не уникальный продукт, — поясняет Садриев. — Отличиться от конкурентов нечем. И основной аргумент в конкуренции — цена. Пришедшие на рынок компании стали демпинговать. Это привело к тому, что у нас при тех же объемах на 8 миллионов чистыми стали оставаться 400–500 тысяч рублей. Я посчитал экономику: 50 человек работают, еще несколько обслуживают станки, платится аренда, энергия сжигается… И от 8 миллионов остается 5 процентов — это смешно. И мы приняли решение производство закрыть. Сейчас мы эти перчатки просто покупаем. Самое интересное, что валовый объем продаж упал, а прибыль осталась та же. У меня сейчас сидит отдел продаж, есть транспорт, грузчики — и практически всё, а деньги те же, поэтому в таких случаях надо всегда считать экономику».
Помимо этого, Садриев по контракту работает с пятью фабриками, которые занимаются пошивом спецодежды, изготовлением средств индивидуальной защиты и т. д. Сам же бизнесмен взял на себя реализацию данной продукции в нашем регионе. В перспективе у него еще два направления — дилерство по Поволжью крупного поставщика запчастей для легковых и грузовых иномарок, спецтехники, сельхозтехники, мотоциклов и т. д., а также по поставкам кирпича. Общий оборот компаний Садриева — порядка 200–220 млн рублей в год, маржинальность, в зависимости от направления, — 50–52% и 15–17%. Бизнес, как правило, обходится без заемных средств. По крайней мере, предприниматель старается использовать только деньги своих компаний.
ПРИ ЛИЧНЫХ ВСТРЕЧАХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ 30–40% СДЕЛОК, ПРИ «ХОЛОДНЫХ ЗВОНКАХ» — 5%
У Садриева поинтересовались, как он решает проблему кадрового дефицита, все-таки Челны — это не Москва и даже не Казань. Это там дашь объявление — и наутро у офиса очередь стоит, а в автограде «три звонка, из которых один — „может быть, приду“». Гость клуба ответил, что один из способов поиска работников, конечно, хедхантинг. Кроме того, по его мнению, проблему можно решить постоянным наймом. «Я недавно общался с генеральным директором „ЗЯБ-конструкции“ Раушаном Харисовым, — рассказывает Садриев. — И он мне сказал: „Динар, не бойся нанимать людей. Нанимай и нанимай. Чтобы менеджеры, которые у тебя работают, видели, что у тебя очередь стоит, постоянно народ приходит, что они не незаменимы. И не бойся, что люди уйдут“. И я теперь реально не боюсь. Если, конечно, это не какой-то ключевой работник, от которого полпроизводства зависит. С такими людьми уже отдельный диалог ведешь. А рядовой менеджер… пришел – ушел. Постоянно нужно вести набор. Пусть записная книжка наполняется контактами. Если кто-то ушел, тут же открыл ее и позвонил другому».
«Но где-то полгода назад я пришел к тому, что на любом предприятии, где работают больше трех человек, должен быть эйчар, — высказывает бизнесмен свое мнение. — Мы взяли девушку на аутсорсинг. Она в эйчарстве собаку съела. У нее своя огромная база — по каждому направлению есть выбор. Она иногда на собеседованиях задает претендентам очень неожиданные, нестандартные вопросы и на основе ответов составляет полный психологический портрет на каждого с учетом того, на какую должность кого можно взять. И не раз бывало, что наши мнения сильно расходились. Например, искали человека на должность руководителя отдела продаж, мне один понравился, а она заявила, что он вообще никакой, нельзя его ставить. И наоборот: о том, который на меня не произвел впечатления, она сказал, что он именно тот, кто нужен. Мы его взяли — и нормально человек работает».
При этом Садриев указывает, что подбор персонала все-таки очень важный аспект бизнеса. «Каждый неправильно взятый менеджер отдаляет тебя от прибыли на четыре месяца. Пока ты найдешь нового, пока обучишь, пока он начнет давать результат — столько времени и пройдет», — аргументирует он. Кроме того, бизнесмен указывает, что необходимо заставлять сотрудников работать, что называется, «в полях». По его наблюдениям, при личных встречах заключается порядка 30–40% сделок, в то время как «холодные звонки» бывают эффективны лишь в 5% случаев.
«А ЧТО, МОЖНО БЫЛО, ЧТО ЛИ?»
Садриев рассказал собравшимся и о своем опыте сотрудничества с государством. Начал с известного анекдота, когда Емеля поймал волшебную щуку и загадал три идиотских желания. А когда рыба спросила у него, почему не попросил дом, машину и т. д., Емеля удивился: «А что, можно было, что ли?» «Мы думаем так: правительство, министерство — это где-то далеко, — перешел бизнесмен к сути вопроса. — Ну куда я там из Челнов буду кому-то звонить и что-то предлагать? Но как-то руководитель отдела продаж „Камской механики“ предложил-таки связаться с минсельхозом. Нашли телефон замминистра в 2ГИС, набрали Талгата Галимзяновича (Талгат Тагирзянов — замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ — прим. ред.). Нас не сразу, но соединили. Мой сотрудник представился, предложил встретиться, чтобы мы рассказали о себе. Чиновник согласился и сразу назначил дату и время визита. Я сижу и думаю: „А что, можно было вот так запросто позвонить?“ Но на первой встрече было видно: наши предложения не особо интересны. Но тем не менее он выслушал». По словам Садриева, через минсельхоз «Камская механика» хотела продвинуть свою технологию восстановления любых транспортных валов — коленчатого, распределительного и т. д. Оборудование для этого искали по всей Европе. Существовали неплохие образцы, но у всех были и минусы: то поверхность после восстановления становилась хрупкой, то твердости ей не хватало и пр. В итоге нашли… в России. Оказалось, что еще во времена СССР такое оборудование было разработано нашими учеными. А в нынешние времена в Новосибирском академгородке его усовершенствовали, довели до ума и после продолжительных испытаний запустили в серию. Четыре года назад его и приобрела «Камская механика».
«Талгат Галимзянович в числе прочего отвечает за механизацию и ремонт сельхозтехники, — продолжает рассказ предприниматель. — Он нас выслушал, пообещал приехать и посмотреть наше производство... После этого прошло два года. И в прошлом году мы участвовали в международном агропромышленном форуме в Казани. Замминистра сам к нам подошел, вспомнил, что мы к нему приезжали, опять пригласил к себе. И в этот раз он нас слушал уже очень заинтересованно. Дело в том, что ежегодно выделяются субсидии в размере 5 миллиардов рублей на покупку сельхозтехники, столько же — на запчасти. А поскольку доллар сильно подскочил, комплектующие стали очень дорогими. Мы рассказали про нашу технологию по восстановлению различных валов. Талгат Галимзянович очень заинтересовался. Его же задача как замминистра — сэкономить деньги бюджета, а тут получается, что можно восстановить деталь, а не покупать новую. Это гораздо выгоднее. Например, американский коленчатый вал от трактора стоит 260 тысяч рублей, а у нас восстановить одну шейку вала можно за 10–12 тысяч. У него глаза загорелись. Уже буквально через неделю Тагирзянов приехал к нам, мы провели экскурсию по производству, он был впечатлен — говорит, что таких станков никогда даже не видел. И еще через две недели собрал зональный семинар-совещание, на который пригласил около 8 самых крупных агрохолдингов республики. Я там выступил, все рассказал. У нас и до этого была очередь из клиентов, а после того семинара нас буквально разорвали. То есть сотрудничество с гоорганами — это тоже один из каналов продвижения компании. Но есть обязательное условие — наличие качественного продукта».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.