Закрытый клуб существует уже год. По словам организаторов, в нем состоят около 300 предпринимателей Челнов и других городов Закамья

«ОДИН СОВРЕМЕННЫЙ СТАНОК СТÓИТ КАК РЕСТОРАН»

Приглашенным гостем закрытого клуба владельцев бизнеса стал Динар Садриев, руководитель компаний «Камская механика» и «ГЛАВтекстиль». Очередное заседание предпринимателей состоялось в челнинском отеле Kama Rooms. Представляя Садриева, основатель клуба Илья Трубин (владелец юридической компании «Трубин и партнеры» прим. ред.) заметил, что у этого бизнесмена можно почерпнуть «позитивный опыт позитивного предпринимательства; не критиковать кого-то, а своим примером показывать, что чего-то можно добиться, находить плюсы во взаимодействии, в том числе, например, и с государственными органами».

Напомним, что закрытый клуб существует уже год. По словам организаторов (помимо Трубина, им является и владелец компании «Промвест» Андрей Балта), в нем состоят около 300 предпринимателей Челнов и других городов Закамья. Все они условно разделены на три группы по количеству работающих сотрудников — до 5, от 5 до 50 и свыше 50. На заседания любой из них, как правило, приглашается гость из более тяжелой «весовой категории». Для предпринимателей 5+ и был приглашен Садриев.

Для начала он рассказал о том, как начинал бизнес. Мужчина получил два высших образования — по специальностям «организация перевозок и управления на транспорте» и «юриспруденция». Во второй вуз, кстати, пошел потому, что хотел работать в прокуратуре, но уже на последней стадии его отговорил товарищ, сам работающий в правоохранительных органах. К тому моменту Садриев и сам уже сомневался в правильности выбора, потому что решил: лучше заниматься тем, что интересно. 

Так в 2004 году появилась на свет компания «Камская механика». Моторно-технический центр за время своей работы охватил практически весь спектр услуг по механообработке и ремонту деталей любых двигателей внутреннего сгорания авто-, мото- и сельхозтехники. Параллельно с этим компания занимается капитальным ремонтом моторов. «Камская механика» является лидером в Поволжье в области мехобработки деталей двигателей внутреннего сгорания, таких как блоки цилиндров, головки блоков цилиндров, коленчатые и распределительные валы, шатуны и т. д.

«Мы очень активно развиваемся, — рассказал Садриев. — Практически все, что мы зарабатываем, инвестируем в это производство. Но масштабирование дается тяжело, очень медленно происходит. Если, допустим, ты юрист, у тебя только кабинет, печать и бумажки. Масштабироваться можно бесконечно. В любом городе офис открыл —  и все. В нашем случае все гораздо сложнее. У нас один современный станок стоит 6–7 миллионов — как ресторан. То есть открыть еще где-то такой же завод — это очень проблематично. Но на сегодня у нас площади закончились, 1,3 тысячи „квадратов“ почти. Это предел, развиваться нам уже некуда, поэтому сейчас думаем либо о покупке здания, либо о строительстве своего».


По словам бизнесмена, на сегодняшний день технический центр оснащен по последнему слову техники. Станки в основном американские, итальянские, словенские, польские, но есть и советские. Как говорит Садриев, они, несмотря на то что были изготовлены десятилетия назад, являются очень точными. «В „Камской механике“ у нас во многом производство эксклюзивное, — констатирует предприниматель. — Есть многие вещи, которые делают одна-две компании в России, поэтому у нас нет проблем с клиентами — очередь постоянно на месяц вперед. Это, конечно, плохо, потому что некоторые заказы долго выполняются. Потому мы и занимаемся постоянно развитием, хотя масштабироваться сложно».

В 2012 году Садриев открыл второе направление — производство трикотажных рабочих перчаток. До недавнего времени на предприятии работало 170 станков, объемы составляли порядка 1,3 млн пар в месяц. При этом «ГЛАВтекстиль» и еще одна компания являлись практически монополистами в Поволжье. В сезон — с конца марта до начала декабря — своих объемов предприятию даже не хватало. Порядка 500–600 тыс. пар компания закупала в других регионах и продавала в Татарстане. Обороты составляли порядка 8 млн рублей, чистая прибыль — 2–2,2 миллиона. Несколько лет «ГЛАВтекстиль» отработал с такими параметрами, а затем на рынок пришли игроки из Москвы, Подмосковья, Нижнего Новгорода и т. д. «Перчатки — это же не уникальный продукт, — поясняет Садриев. — Отличиться от конкурентов нечем. И основной аргумент в конкуренции — цена. Пришедшие на рынок компании стали демпинговать. Это привело к тому, что у нас при тех же объемах на 8 миллионов чистыми стали оставаться 400–500 тысяч рублей. Я посчитал экономику: 50 человек работают, еще несколько обслуживают станки, платится аренда, энергия сжигается… И от 8 миллионов остается 5 процентов — это смешно. И мы приняли решение производство закрыть. Сейчас мы эти перчатки просто покупаем. Самое интересное, что валовый объем продаж упал, а прибыль осталась та же. У меня сейчас сидит отдел продаж, есть транспорт, грузчики — и практически всё, а деньги те же, поэтому в таких случаях надо всегда считать экономику».

Помимо этого, Садриев по контракту работает с пятью фабриками, которые занимаются пошивом спецодежды, изготовлением средств индивидуальной защиты и т. д. Сам же бизнесмен взял на себя реализацию данной продукции в нашем регионе. В перспективе у него еще два направления — дилерство по Поволжью крупного поставщика запчастей для легковых и грузовых иномарок, спецтехники, сельхозтехники, мотоциклов и т. д., а также по поставкам кирпича. Общий оборот компаний Садриева — порядка 200–220 млн рублей в год, маржинальность, в зависимости от направления, — 50–52% и 15–17%. Бизнес, как правило, обходится без заемных средств. По крайней мере, предприниматель старается использовать только деньги своих компаний.

ПРИ ЛИЧНЫХ ВСТРЕЧАХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ 30–40% СДЕЛОК, ПРИ «ХОЛОДНЫХ ЗВОНКАХ» — 5%

У Садриева поинтересовались, как он решает проблему кадрового дефицита, все-таки Челны — это не Москва и даже не Казань. Это там дашь объявление — и наутро у офиса очередь стоит, а в автограде «три звонка, из которых один — „может быть, приду“». Гость клуба ответил, что один из способов поиска работников, конечно, хедхантинг. Кроме того, по его мнению, проблему можно решить постоянным наймом. «Я недавно общался с генеральным директором „ЗЯБ-конструкции“ Раушаном Харисовым, — рассказывает Садриев. — И он мне сказал: „Динар, не бойся нанимать людей. Нанимай и нанимай. Чтобы менеджеры, которые у тебя работают, видели, что у тебя очередь стоит, постоянно народ приходит, что они не незаменимы. И не бойся, что люди уйдут“. И я теперь реально не боюсь. Если, конечно, это не какой-то ключевой работник, от которого полпроизводства зависит. С такими людьми уже отдельный диалог ведешь. А рядовой менеджер… пришел – ушел. Постоянно нужно вести набор. Пусть записная книжка наполняется контактами. Если кто-то ушел, тут же открыл ее и позвонил другому».

«Но где-то полгода назад я пришел к тому, что на любом предприятии, где работают больше трех человек, должен быть эйчар, — высказывает бизнесмен свое мнение. — Мы взяли девушку на аутсорсинг. Она в эйчарстве собаку съела. У нее своя огромная база — по каждому направлению есть выбор. Она иногда на собеседованиях задает претендентам очень неожиданные, нестандартные вопросы и на основе ответов составляет полный психологический портрет на каждого с учетом того, на какую должность кого можно взять. И не раз бывало, что наши мнения сильно расходились. Например, искали человека на должность руководителя отдела продаж, мне один понравился, а она заявила, что он вообще никакой, нельзя его ставить. И наоборот: о том, который на меня не произвел впечатления, она сказал, что он именно тот, кто нужен. Мы его взяли — и нормально человек работает».

При этом Садриев указывает, что подбор персонала все-таки очень важный аспект бизнеса. «Каждый неправильно взятый менеджер отдаляет тебя от прибыли на четыре месяца. Пока ты найдешь нового, пока обучишь, пока он начнет давать результат — столько времени и пройдет», — аргументирует он. Кроме того, бизнесмен указывает, что необходимо заставлять сотрудников работать, что называется, «в полях». По его наблюдениям, при личных встречах заключается порядка 30–40% сделок, в то время как «холодные звонки» бывают эффективны лишь в 5% случаев.


«А ЧТО, МОЖНО БЫЛО, ЧТО ЛИ?»

Садриев рассказал собравшимся и о своем опыте сотрудничества с государством. Начал с известного анекдота, когда Емеля поймал волшебную щуку и загадал три идиотских желания. А когда рыба спросила у него, почему не попросил дом, машину и т. д., Емеля удивился: «А что, можно было, что ли?» «Мы думаем так: правительство, министерство — это где-то далеко, — перешел бизнесмен к сути вопроса. — Ну куда я там из Челнов буду кому-то звонить и что-то предлагать? Но как-то руководитель отдела продаж „Камской механики“ предложил-таки связаться с минсельхозом. Нашли телефон замминистра в 2ГИС, набрали Талгата Галимзяновича (Талгат Тагирзянов — замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ — прим. ред.). Нас не сразу, но соединили. Мой сотрудник представился, предложил встретиться, чтобы мы рассказали о себе. Чиновник согласился и сразу назначил дату и время визита. Я сижу и думаю: „А что, можно было вот так запросто позвонить?“ Но на первой встрече было видно: наши предложения не особо интересны. Но тем не менее он выслушал». По словам Садриева, через минсельхоз «Камская механика» хотела продвинуть свою технологию восстановления любых транспортных валов — коленчатого, распределительного и т. д. Оборудование для этого искали по всей Европе. Существовали неплохие образцы, но у всех были и минусы: то поверхность после восстановления становилась хрупкой, то твердости ей не хватало и пр. В итоге нашли… в России. Оказалось, что еще во времена СССР такое оборудование было разработано нашими учеными. А в нынешние времена в Новосибирском академгородке его усовершенствовали, довели до ума и после продолжительных испытаний запустили в серию. Четыре года назад его и приобрела «Камская механика».

«Талгат Галимзянович в числе прочего отвечает за механизацию и ремонт сельхозтехники, — продолжает рассказ предприниматель. — Он нас выслушал, пообещал приехать и посмотреть наше производство... После этого прошло два года. И в прошлом году мы участвовали в международном агропромышленном форуме в Казани. Замминистра сам к нам подошел, вспомнил, что мы к нему приезжали, опять пригласил к себе. И в этот раз он нас слушал уже очень заинтересованно. Дело в том, что ежегодно выделяются субсидии в размере 5 миллиардов рублей на покупку сельхозтехники, столько же — на запчасти. А поскольку доллар сильно подскочил, комплектующие стали очень дорогими. Мы рассказали про нашу технологию по восстановлению различных валов. Талгат Галимзянович очень заинтересовался. Его же задача как замминистра — сэкономить деньги бюджета, а тут получается, что можно восстановить деталь, а не покупать новую. Это гораздо выгоднее. Например, американский коленчатый вал от трактора стоит 260 тысяч рублей, а у нас восстановить одну шейку вала можно за 10–12 тысяч. У него глаза загорелись. Уже буквально через неделю Тагирзянов приехал к нам, мы провели экскурсию по производству, он был впечатлен — говорит, что таких станков никогда даже не видел. И еще через две недели собрал зональный семинар-совещание, на который пригласил около 8 самых крупных агрохолдингов республики. Я там выступил, все рассказал. У нас и до этого была очередь из клиентов, а после того семинара нас буквально разорвали. То есть сотрудничество с гоорганами — это тоже один из каналов продвижения компании. Но есть обязательное условие — наличие качественного продукта».