«БИЗНЕС Online» вместе с Банком Казани объявляет конкурс прогнозов, принять участие в котором можно буквально в пару кликовФото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

КАК ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ ПРОГНОЗОМ?

Конкурс прогнозов валют проходит на площадке социальной сети «ВКонтакте». Чтобы принять участие в интерактиве, достаточно подписаться на страницу «БИЗНЕС Online» во «ВКонтакте», сделать репост записи о конкурсе и не удалять его до 25 декабря, а в комментариях под этим постом написать ожидаемый курс доллара, который установит ЦБ РФ на эту дату. Чтобы ни у кого не было преимуществ вне зависимости от времени участия, прогнозы принимаются до 10 декабря.

Если правильных ответов будет несколько, победителем станет тот, кто оставил комментарий с точным прогнозом первым, так что есть смысл поторопиться. Итоги станут известны 26 числа – победителю вручим новенький iPhone XS! Кроме того, 31 октября и 30 ноября среди всех участников конкурса мы разыграем наушники AirPods.

Партнером проекта выступил Банк Казани, который, судя по информации агрегаторов, традиционно поддерживает один из самых выгодных обменных курсов в Татарстане. «Безусловно, спрогнозировать и тем более угадать курс валюты на конец года очень сложно! – говорит предправления банка Олег Бачурин. – Но как раз в этом изюминка нашего совместного конкурса с «БИЗНЕС Online». Могу лишь посоветовать участникам конкурса обратить внимание на тенденцию к сохранению того коридора, в котором сейчас торгуются доллар и евро. Аналитики нашего банка прогнозируют некоторое (1–2 рубля) снижение курса валюты в ближайшее время. Большего сказать не могу! По условиям конкурса я, к сожалению, не имею права участвовать и влиять на решение».

Напомним, рублю в этом году пришлось непросто. 9 августа он упал до минимума 2016 года на новостях о санкциях США – они взвинтили курс доллара выше 69 рублей. Потом рубль отыгрался немного, но ненадолго: уже 10 сентября американская валюта дважды пробивает психологическую отметку в 70 рублей, а евро перевалил за 81. Сейчас поддержку курсу оказывают стабильно высокие цены на нефть: сегодня они превышают отметку $80 за баррель, но кто знает, что будет дальше. С другой стороны, неизвестно, какие еще санкции придумают американцы и европейцы. Эксперты, опрошенные нашей газетой, давали самые разные варианты развития ситуации: известный биржевой аналитик Михаил Осадчий допускал даже взлет до 200 рублей за доллар, если будет введен запрет на операции с валютными активами для госбанков. Рассмотрение пакета «адских санкций», напомним, намечено на ноябрь, после выборов в американский Конгресс. Напомним также еще один немаловажный фактор: ЦБ пообещал воздержаться от закупки валюты для нужд минфина, но только до конца года. Ближе к окончанию срока нервозность на рынке вновь может усилиться – по закону, правительство обязано отправлять в резерв все нефтяные доходы, полученные при цене барреля выше $40.

«Безусловно, спрогнозировать и тем более угадать курс валюты на конец года очень сложно! – говорит предправления банка Олег Бачурин. – Но как раз в этом изюминка нашего совместного конкурса с «БИЗНЕС Online»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОСЛАБЛЕНИЕ КУРСА БУДЕТ ОБУСЛОВЛЕНО РАЗНИЦЕЙ В ТЕМПАХ РОСТА ЦЕН В РОССИИ И США»

А каковы официальные прогнозы? Согласно ожиданиям минэкономразвития, никакой серьезной турбулентности в ближайшие два-три года не предвидится. «Фундаментальные факторы, определяющие курс рубля к иностранным валютам (значительное положительное сальдо текущего счета, устойчивые показатели государственных финансов, экономический рост), остаются благоприятными.

В этих условиях минэкономразвития России ожидает возвращения обменного курса рубля к уровням 64–65 рублей за доллар в октябре-декабре 2018 года», – говорится в прогнозе социально-экономического развития РФ, опубликованном 1 октября. В сентябре министерство ожидало курс в ноябре–декабре на уровне приблизительно 63,9 рубля. Согласно этому прогнозу, на конец 2019 года американская валюта будет стоить 63,8 рубля, к концу 2020 года вырастет до 64,1 рубля, а в 2021 году вернется к значению 63,9 рубля.

Минфин пошел дальше и 29 сентября дал прогноз сразу на 17 лет вперед до 2035 года. Согласно ему, номинальный курс доллара в 2017−2020 годах составит 61,9 рубля, в 2021–2025-м — 66,4 рубля, в 2026–2030 годах — 71,1 рубля, а в 2031–2035-м — 73,9 рубля. При этом ведомство отмечает, что реальный эффективный курс рубля (с учетом изменений курсов валют стран – торговых партнеров РФ) будет стабильным. Таким образом, ослабление номинального курса будет во многом обусловлено разницей в темпах роста цен в России и США.

Словом, курс на 25 декабря – уравнение со многими неизвестными. Разгадать его с выгодой для себя предлагаем нашим читателям.

Михаил Делягин: «Я ожидал бы 75 рублей за доллар, то есть на 10 рублей дороже, чем сейчас»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСТЬ ДВА ФАКТОРА: ОДИН ДАВИТ ВВЕРХ, ДРУГОЙ – ВНИЗ»

Мы опросили экспертов-экономистов и финансовых аналитиков и попросили их оценить, какие факторы могут повлиять на курс валют к концу года.

Михаил Делягин  российский экономист, публицист и политик:

– Я ожидал бы 75 рублей за доллар, то есть на 10 рублей дороже, чем сейчас. С одной стороны, макроэкономическая ситуация идеальна, потому что Россия зарабатывает очень много благодаря дорогой нефти и положительное сальдо текущих операций торгового баланса будет беспрецедентно большим, порядка 6 процентов ВВП. С этой точки зрения рубль должен укрепиться.

Но, к сожалению, курс национальной валюты – это не производная того, сколько в стране денег, это производная в первую очередь от качества государственного управления. Качество госуправления у нас в области экономики остается чудовищно низким, при этом главный регулятор валютного рынка, Банк России, занимается не столько поддержанием национальной экономики, которой сейчас выгоден крепкий рубль (кроме продажи сырья, мы еще и много покупаем очень важных вещей, и для наших производств нужен крепкий рубль, чтобы соблюсти издержки), но ориентированием на спекулянтов, которым нужно плавное ослабление рубля.

При этом управляющая система болезненно реагирует не то что на американские санкции, но даже на их заявления, а Банк России не предпринимает никаких усилий для исполнения своих конституционных обязанностей по поддержке валюты. Поэтому я бы стал ожидать дальнейшего ослабления рубля. Неадекватность социально-экономического блока правительства и Банка России переламывает самые благополучные внешние обстоятельства.

Александр Виноградов  ведущий экономист «Научно-исследовательского центра Олега Григорьева «Неокономика»:

– Здесь довольно широкое поле вероятностей, каждая из которых может отыграть, а может и не отыграть с разной амплитудой. Первое, что влияет на ситуацию с рублем, – это стоимость барреля нефти. Она достаточно высокая, уровень добычи тоже достаточно высокий, все это оказывает поддержку рублю. В значительной степени рост нефти за 80 отработал в снижении курса, который достигал 70 рублей, а потом откатывался к 65. Этот фактор может получить поддержку в силу сложной ситуации с Ираном. Вполне возможно усиление давления на него. Санкции, военные действия маловероятны, но все-таки. Выход с рынка иранских объемов повысит цену на нефть и улучшит ситуацию с рублем.

С другой стороны, после выборов в конгресс американская администрация вернется к вопросу антироссийских санкций. Предполагалось, что второй раунд будет вводиться как раз в начале октября, но они не успели, разбежались на каникулы и готовятся к перевыборам. Непонятно, насколько изменится распределение мест в конгрессе между демократами и республиканцами – от этого тоже будет многое зависеть. Скорее всего, санкции какие-то будут введены, но, насколько серьезные, сказать невозможно.

То есть мы видим тут два фактора: один давит вверх, другой – вниз. Они оба имеют серьезное значение: один экономический, а второй скорее настроенческий. Тут можно вспомнить апрельскую историю, когда введение санкций в отношении Дерипаски обвалило рубль почти на 10 процентов. С точки зрения экономики страны ужаса не произошло, но продолжающееся психологическое давление сильно влияет на настроения. Чуть что не так, тут же начинается беготня, выход из российских активов, перевод накоплений в доллары и так далее. Как оно может отработать – очень сложный вопрос.

Но в целом я до конца года ужаса и ада не жду. Я не думаю, что даже в случае снижения курса рубля он выйдет за границы 70–71 рубля за доллар. Этот уровень уже был протестирован, он был признан нормальным

Александр Виноградов: «Первое, что влияет на ситуацию с рублем, – это стоимость барреля нефти»Фото: «БИЗНЕС Online»

Ярослав Лисоволик  программный директор международного клуба «Валдай»:

– Позитивный фактор укрепления рубля – это цены на нефть, которые достаточно высокие и комфортные для бюджета, экономики и рубля. И эти нефтяные цены в значительной степени не дали должного импульса для укрепления рубля – есть пространство для дальнейшего его укрепления.

Но есть и негативные факторы, связанные как с санкциями, так и с нестабильностью на развивающихся рынках. Эта нестабильность передается в том числе и рублю. Она во многом связана с повышением ключевой ставки ФРС США.

Учитывая баланс всех этих факторов, я думаю, что рубль к концу года будет находиться примерно на текущем уровне. Возможно небольшое укрепление, но в целом прогноз около 65 рублей за доллар в конце года выглядит наиболее вероятным.

Сергей Дубинин – экономист, экс-председатель ЦБ РФ, председатель набсовета ОАО «Банк ВТБ», член совета директоров «ВТБ Капитал»:

– Курс рубля зависит прежде всего от состояния платежного баланса. При сегодняшних тенденциях роста спроса на наши основные экспортные товары по состоянию платежного баланса можно прогнозировать достаточно крупное превышение экспорта над импортом. В этих условиях фундаментальные факторы состояния курса валют создают тенденцию к повышению курса.

Повлиять отрицательно могут текущие конъюнктурные события, повышенная чувствительность российских как рядовых граждан, так и менеджеров компаний к различным политическим событиям. Прежде всего в этом ряду стоит упомянуть возможное введение новых санкций США против российских финансовых институтов. Это может привести к определенному ожиданию ухудшения общей финансовой ситуации и определенной панической реакции. Но она носит конъюнктурный, краткосрочный характер. Привести к падению курса больше, чем в половину, как это было в декабре 2014 года, она не может, но то, что эта конъюнктура, санкции всерьез и надолго, мы уже выяснили. Их воздействие на рынок учитывают сегодня, но завтра они никуда не денутся.

Еще один фактор – это элементарный цикл уплаты налогов. В этом цикле компании обычно продают валютную выручку, чтобы расплатиться рублями с налоговой службой. Это работает на повышение курса. Вот основные факторы, и в ближайшем квартале мы увидим, как они взаимно переплетаются и что окажется сильнее.

«Мы находимся в условиях высокой неопределенности и непредсказуемости изменения валют»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОКА ЕСТЬ ПРИВЯЗКА К ЗОЛОТОВАЛЮТНОМУ ЗАПАСУ, КУРС БУДЕТ НЕПРЕДСКАЗУЕМ»

Елена Румянцева – руководитель центра экономической политики и бизнеса, автор «Новой экономической энциклопедии»:

– К сожалению, мы находимся в условиях высокой неопределенности и непредсказуемости изменения валют. Министр финансов Антон Силуанов тоже утверждает, что курс национальной валюты невозможно предугадать. Из-за рассмотрения важности разных факторов, которые влияют на курс рубля по отношению к доллару и евро, прогнозы валютного курса, в которых задействовано большое количество аналитиков, зачастую прямо противоположны: одни предрекают рост курса валют, а другие – его падение.

Например, эксперты Bloomberg считают ситуацию с долларом взрывоопасной именно из-за сильной зависимости экономик многих стран мира, включая Россию, от доллара и ситуации, когда международные инвесторы стремительно сбрасывают недолларовые активы, а американский рынок труда показывает улучшение статистических показателей. Силуанов указывает на прямую зависимость курса рубля от цен на нефть – при цене на нефть в 100 долларов за баррель курс рубля составлял чуть больше 30 рублей за  доллар, что, по его мнению, уже не повторится в случае такого же радужного роста мировых цен на нефть.

Если мы посмотрим на многолетнюю динамику курса рубля к доллару, то можно выделить три больших периода с конца 1990-х: это 1999–2008 годы с колебаниями стоимости доллара от 23 до 31 рублей с небольшим, с 2009 по 2014 год с колебаниями от 29 до 36 рублей с небольшим за доллар и с конца 2014 года по настоящее время с колебаниями с 50 до 77 рублей за 1 доллар. Сейчас мы наблюдаем благоприятную мировую конъюнктуру, при которой нефть стоит более 80 долларов за баррель, а курс доллара в то же время продолжает оставаться на достаточно высоком уровне – чуть более 66 рублей. То есть по отношению к рублю никаких серьезных его укреплений не происходит. По нефти, как и по валютному курсу, прогнозируют как снижение цен до 60 долларов за баррель в связи с надвигающимся кризисом (например министр энергетики Александр Новак), так и повышение до 100 долларов (напримерThe Wall Street Journal)

Российское правительство много говорит о проведении масштабных структурных изменений с созданием новых рабочих мест, сокращении разрыва по уровню производительности труда, преодолении технологической отсталости экономики России и проведении системы мер, направленных на дедолларизацию российской экономики. Но, вероятно, именно из-за коррупции – ее бездеятельности – за период с 1999-го по настоящее время наблюдаем только рост курса доллара и увеличение амплитуды его колебаний, даже в период высоких цен на нефть он существенно не снизился. Думаю, что сейчас, во время благоприятной конъюнктуры нефтяного рынка, курс доллара существенно не снизится. Но от кризиса он не защищен ничем.

Анатолий Вассерман – интеллектуал, публицист, политолог:

– Если я начну перечислять факторы, способные повлиять на курс рубля, это займет несколько дней. Самый основополагающий фактор – это уровень зашоренности экономического блока правительства РФ. Дело в том, что в рамках тех экономических и политических теорий, которым руководствуется этот блок, единственный допустимый способ поддержки местных производителей – снижение курса валюты. Это же единственный возможный, по тем же теориям, способ наполнения бюджета. Думать о собственном производстве, его развитии и эффективности эта теория запрещает. Соответственно, у нас буквально на глазах происходит борьба между производственниками, прекрасно знающими десятки способов собственного развития, и торговцами, в интересах которых и работает, по сути, экономический блок правительства. Производственники вынуждены группироваться вокруг силового блока. Искусственное снижение курса рубля – отголосок этой самой борьбы.

Что касается конкретно курса рубля, я считаю принципиально порочной саму идею привязывать курс валюты к накоплению золотовалютных запасов, потому что они накапливаются, по сути, на основе разницы между экспортом и импортом. Но экспорт и импорт вместе взятые – как правило, только небольшая часть хозяйственной жизни страны в целом. Только в очень маленьких странах и при этом совершенно несамостоятельных, полностью подчиненных интересам кого-нибудь зарубежного, экспорт и импорт могут составлять значительную долю хозяйства. Поэтому получается, что курс местной валюты зависит от разницы между двумя небольшими числами. А, как известно из математики, разница между двумя небольшими числами колеблется всегда намного сильней, чем каждое из этих чисел.

То есть мы заявляем, что привязали рубль к золотовалютным запасам других валют, чтобы повысить стабильность рынка. Но на практике эта привязка понижает стабильность. Потому что даже при очень небольших колебаниях экспорта и импорта объем золотовалютных запасов меняется всегда резко, и, соответственно, колеблется курс валюты, а он влияет уже на всю экономику.

Таким образом, я не могу предсказать, как будет меняться соотношение экспорта и импорта в нашей стране. Я только совершенно уверен, что привязка рубля к золотовалютному запасу – принципиальная стратегическая ошибка. И до тех пор, пока такая привязка есть, курс рубля будет совершенно непредсказуем и экономику РФ будет постоянно лихорадить.