Десятки предпринимателей из автограда попались на удочку неизвестных, которые, представляясь сотрудниками МЧС, настойчиво предлагали им приобрести специальную литературу. Комплект из пяти книг по пожарной безопасности, по утверждениям мошенников, необходим, чтобы во всеоружии встретить экстренную проверку и избежать штрафов.
Директор клиники Айдар Зарипов (на фото) написал заявление в полицию, однако пока дело не возбуждено. По его словам, мошенником оказался житель Набережных Челнов с поддельным удостоверением ветерана ФСБ
САМ СЕБЕ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Если в 2017 году по Набережным Челнам прокатилась волна звонков от лжепредставителей Роспотребнадзора, которые предлагали предпринимателям приобрести некую методическую литературу, то в 2018-м им на смену пришли липовые «сотрудники МЧС». Ежедневно они звонят по десяткам номеров, многие бизнесмены воспринимает их всерьез и соглашаются на сделку.
Один из пострадавших — директор стоматологической клиники «Эксперт» Айдар Зарипов. Он провел собственное расследование и на финальном этапе обратился к участковому, который и задержал предполагаемого злоумышленника. Директор клиники написал заявление в полицию, однако пока дело не возбуждено. Как рассказал Зарипов корреспонденту «БИЗНЕС Online», мошенником оказался житель Набережных Челнов с поддельным удостоверением ветерана ФСБ. «Спецагент» работал курьером и распространял литературу противопожарной тематики среди бизнесменов, которых обзванивали его работодатели из Москвы. Комплект из пяти брошюр себестоимостью максимум в 100 рублей продавали за 2 тысячи. Себе курьер оставлял 300. Деньги небольшие, но Зарипов решил пойти на принцип. Кстати, литературу он так и не купил.
Первым делом он созвонился с «эмчеэсниками» и записал разговор:
— МЧС, старший инспектор Амина Абдрахманова. Изменилась 25 статья в Федеральном законе. Новое требование при проверке, которая будет завтра, чтобы на видном месте висел информационный уголок пожарной безопасности, укомплектованный всеми книгами. Уголок так и называется — «Пожарная безопасность». Размером 30×60, утвержденный ГОСТом. В него входят пять книг по пожарной безопасности, перечень действий работников при пожаре. Он должен висеть возле плана эвакуации или уголка потребителя на видном, доступном месте для посетителей.
— А какие книги там должны быть?
— 25-ю статью открывайте, читайте. Идите в книжные магазины или, если хотите, курьерской службой доставят.
— В какую цену это обойдется?
— У курьеров 2 тысячи рублей комплект. Наличный расчет. Выдается квитанция.
«Спецагент» распространял литературу противопожарной тематики среди бизнесменов. Комплект из пяти брошюр себестоимостью в 100 рублей продавали за 2 тысячи
МЧС НИ ПРИ ЧЕМ
Только в Набережных Челнах согласившихся приобрести данные книги набралось около 30 человек. В большинстве своем это представители достаточно известных в городе кафе и ресторанов. Согласно переписке курьера и его работодателей, в день им удавалось распространить от 4 до 10 комплектов литературы, получая на руки от 8 тыс. до 20 тыс. рублей, и это только в Челнах. Нижнекамск и Елабугу решили не трогать пока не закончат с автоградом. Чуть позже обзванивать стали в том числе салоны красоты, стоматологические клиники и продуктовые магазины. Кто-то, по сообщениям курьера, жаловался и отказывался платить. Но, судя по всему, таких было меньшинство.
Изменения в 25-й статье федерального закона «О пожарной безопасности», на которые ссылаются звонившие, действительно есть. Начало действия новой редакции датировано 11 ноября 2018 года. Но изменения в статье сугубо формальные — термин «работники организаций» заменен на «лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях». В целом же статья посвящена противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности. О том, что предпринимателям необходимо оборудовать пожарные уголки и приобретать книги, в ней нет ни слова.
По словам начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному району Набережных Челнов Рената Бадретдинова, к ним с жалобами на инспекторов, торгующих противопожарной литературой, не обращались. Что касается предупреждений о плановых проверках, то о них официально сообщают за три дня. Хотя план проверок бывает готов уже в начале года, и он находится в общем доступе на сайте МЧС.
«У нас все проверки проводятся по так называемым чек-листам, — рассказал Бадретдинов. — С 13 ноября для каждой категории объектов свой чек-лист. Все зависит от спецификации объектов: для парикмахерских одни требования, для садиков и школ — другие, для больниц — третьи и так далее. Объектам с малым пребыванием людей необходимо иметь стенды, на которых указывается порядок действий при пожаре, номера телефонов и прочее. По поводу каких-либо книжек в правилах вообще слова нет».
Что касается предупреждений о плановых проверках, то о них официально сообщают за три дня. Хотя план проверок бывает готов уже в начале года и он находится в общем доступе на сайте МЧС
ЧТО ИЗВЕСТНО ОБ «ЭМЧЕЭСНИКАХ»?
Номер телефона, с которого звонят торговцы книгами, зарегистрирован в Краснодарском крае. На одном из интернет-сервисов по проверке номеров об этом абоненте отзываются далеко не лестно.
«Звонила некая Галина Андреевна, — говорится в одном из отзывов. — Типа из МЧС, по поводу проверки пожарной безопасности. Оставила этот +7999656хххх телефон для связи с ней. Возникает вопрос, с какого перепуга МЧС Москвы использует мобильного оператора Краснодарского края для звонков по Москве? И да, с какого перепуга оставляется для связи мобильный, а не городской телефон?»
На звонки по этому номеру действительно отвечает женщина. Нашему корреспонденту она представилась как та самая Амина Абдрахманова, сотрудница МЧС из… Владикавказа. Поняв, что общается с журналистом, она прервала разговор. Позже мы дозвонились до нее еще раз, но женщина все так же не захотела отвечать на наши вопросы, сославшись на коммерческую тайну.
А скрывать, судя по всему, есть что. Сообщения о том, что некие неустановленные лица представляются сотрудниками МЧС, при этом грозят проверками и предлагают приобрести различные методические материалы, всплывают во всех регионах России. В Тамбовской области такие звонки были в июле. В Новосибирской области в октябре, так же как и на Ямале. До Удмуртии, Чувашии и Питера добрались в ноябре. Если за неделю работы только по одним Набережным Челнам «лжеэмчеэсники» смогли заработать около 60 тыс. рублей, то в целом по России их ежемесячный доход может составлять миллионы рублей.
Кстати, представляются звонящие не только сотрудниками МЧС, под ударом оказались и инспекторы Роспотребнадзора. Обзвон от имени последних в Челнах был в прошлом году. В этом году в поле их интересов оказались Волгоград, Алтай и другие. Судя по всему, масштабы довольны значительны, раз руководству федерального ведомства пришлось разослать памятки всем территориальным органам Роспотребнадзора. Примечательно, что в письме также фигурируют номера на +7999х.
Приводим письмо полностью:
«Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует о непрекращающихся случаях мошеннических действий.
Так, неустановленные лица представляются сотрудниками якобы подведомственного Роспотребнадзору учреждения ФГУП „Центр защиты прав потребителей“, звонят с телефонов 8 999 444 49 09, 8 999 314 87 46, 8 999 314 87 48, 8 999 555 48 39, уведомляя о проведении в отношении юридического лица проверки, предлагают получить юридическую консультацию и приобрести нормативные документы для „уголка потребителя“ стоимостью 2000 рублей. При этом в случае приобретения указанных документов гарантируется выдача „сертификата соответствия и положительные результаты при выезде инспектора“.
В связи с изложенным, Роспотребнадзор обращает внимание на усиление разъяснительной работы о возможных мошеннических действиях в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
25-я статья посвящена противопожарной пропаганде. О том, что предпринимателям необходимо оборудовать пожарные уголки и приобретать книги, в ней нет ни слова
Кроме того, учитывая, что провокационные действия направлены на подрыв авторитета федеральных органов исполнительной власти, необходимо проявлять бдительность, а также незамедлительно информировать о возникновении подобных ситуаций правоохранительные органы и Роспотребнадзор».
Несмотря на «подрыв авторитета», сотрудники правоохранительных органов за такие дела берутся неохотно. Довольно трудно доказать, что мошенничество имело место. Условные пострадавшие в конце концов лишь сильно переплачивают за ненужные книги, но сам то товар у них остается на руках. Можно, конечно, попытаться возбудить дело по статье «Вымогательство», но и прямых угроз от злоумышленников не поступает. Кроме того, для большинства предпринимателей сумма в 2 тыс. рублей незначительна, так что редко кто из них идет на принцип и обращается в полицию.
«МАНИПУЛЯЦИЯ ЧИСТОЙ ВОДЫ»
Если оставить в стороне законность используемых методов, то с точки зрения специалистов по продажам действия «лжеэмчеэсников» довольно эффективны. По словам бизнес-тренера Елены Зубаревой, это «продажи через боль», через эксплуатацию проблемной точки.
«По сути дела, любая школа бизнеса по продаже различных тренингов, семинаров, вебинаров — допустим, по налогам — делает тоже самое, — говорит Зубарева. — Они начинают драматургию наводить по поводу того, что „вот, если вы не легализуете свое налогообложение в 2019 году, то вы умрете, вашу компанию закроют“ и прочее, прочее. То есть это манипуляция чистой воды. И если человек ведется на такую манипуляцию, то он прямым текстом соглашается с тем, что у него в данном функционале бизнеса не все в порядке. Они умеют вычленять боль покупателя и умеют строить свою презентацию на ней. Они попали. Но мошенничество идет на первом этапе, и за это хвалить уже нельзя».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.