«Все эти поправки — это реакция на сигналы с мест», — так объяснили депутаты Госдумы одобрение законопроекта, позволяющего регионам на год отсрочить «мусорную» реформу в случае отсутствия регоператора. Также до 2023 года разрешили свозить отходы на действующие полигоны, не имеющие лицензии. Это может оказаться полезным для Татарстана, где тарифы только согласуются, а социальные последствия реформы вызывают опасения у самих чиновников.
Госдума РФ приняла законопроект, позволяющий отсрочить реформу обращения с отходами
«ФАКТИЧЕСКИ РЕФОРМА СНОВА ЗАБУКСОВАЛА»
Вчера Госдума России приняла законопроект, позволяющий отсрочить реформу обращения с отходами. Три города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — получают возможность повременить с системой на три года, до 2022-го, а еще 85 регионов могут отложить нововведения на один год при определенных обстоятельствах. До этого, согласно действующему законодательству, вся страна должна была перейти в новую «мусорную» реальность с 1 января 2019 года.
Согласно принятому документу, если выбранный по конкурсу региональный оператор после 1 января 2019 года по каким‑либо причинам откажется от исполнения контракта, субъект России сможет без проведения конкурсных процедур на один год выбрать другого оператора на своей или соседней территории или возложить обязанности оператора на действующие унитарные предприятия, имеющие лицензию на обращение с отходами. Ну а если ни один из перечисленных вариантов невозможен, регион вправе временно продолжить работу с мусором в действующем формате весь 2019 год.
Кроме того, до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (то есть не включенные в государственный реестр объектов размещения отходов — прим. ред.), все же могут быть использованы для размещения ТКО. Такие свалки регион сможет включить в территориальную схему и специальный перечень после одобрения минприроды РФ.
Представляя закон на пленарном заседании, председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов заявил, что речь не идет о переносе реформы и тем более об ее отмене. «Основные положения реформы обращения с отходами вступают в силу с 1 января, и никто от этого отступать не собирается», — попытался уверить депутат. По его словам, региональные операторы практически во всех регионах выбраны, а тарифы установлены. А принятый закон — это страховка, «причем не для губернаторов, а для граждан, потому что люди не должны становиться заложниками возможного „мусорного“ коллапса, который мог бы случиться в нескольких регионах страны, если бы мы с вами не подготовили данный закон».
Владимир Бурматов (справа) заявил, что речь не идет о переносе реформы и тем более об ее отмене
Вице-спикер Ольга Тимофеева рассказала, что фактически реформа снова забуксовала. «Государственной Думе пришлось вводить переходные положения для неготовых к реформе регионов. Просто потому, что есть риск, что в ряде территорий в январе произойдет „мусорный“ коллапс: никто не приедет и не вывезет мусорные баки. Все эти поправки — это реакция на сигналы с мест. Но хочется задать другой вопрос: почему одни регионы готовы, а другие в очередной раз рассказывают о сложностях и пугают высокими тарифами?»
А МОЖЕТ, ПОВРЕМЕНИТЬ?
Несмотря на все эти оговорки, и Татарстану есть смысл подумать: а не воспользоваться ли лазейкой? В республике территориальная схема принята, операторы определены, но вот тарифы устанавливаются буквально в текущие дни, уже ясно, что радости населению они не доставят.
В августе УК «ПЖКХ» («дочка» ООО «РТ-Инвест Финанс») выиграла конкурс по выполнению функций регионального оператора по обращению с отходами в Казанской агломерации, в ноябре с этой компанией минстрой РТ заключил соглашение, после этого фирма «ПЖКХ» подала первые документы в госкомитет. Чуть раньше в аналогичном конкурсе по выбору регоператора Закамья победила «Гринта». Заявку на тарифы ПЖКХ комитет по тарифам рассмотрел буквально вчера, по «Гринте» вопрос решится сегодня. Тарифы должны вступить в силу до начала 2019 года. Для Западной зоны, куда входит Казань, тариф предложен на уровне 568 рублей за кубометр, а сейчас, по словам гендиректора ПЖКХ Сергея Богатова, бытовой мусор вывозится по 297 рублей за «куб», а крупногабаритный — по 341 рублю.
Ирек Файзуллин предупредил, что единый тариф для того же Закамья может достигнуть 104 рублей с каждого человека в месяц
Рост объясняется несколькими причинами. По новым правилам тариф на «свалку» и на доставку мусора должен быть единым для каждой зоны. Также территориальная схема предусматривает масштабное развитие инфраструктуры по обращению с отходами, а на это нужны миллиарды. Деньги требуются и на новые межмуниципальные полигоны, и на то, чтобы возить к ним отходы за сотни километров. Изначально предполагалась федеральная поддержка — средства должны были поступать за счет введения утилизационного сбора с производителей продукции. Однако на фоне введения санкций и контрсанкций этот сбор в Москве тормознули, заморозив как минимум на ближайший, 2019 год.
В итоге фактически речь идет об увеличении платы в два и более раз. Правда, населению ее будут выставлять по-новому — не с квадратного метра, а в расчете на каждого проживающего человека. Впрочем, вряд ли это поможет скрыть подорожание. С шокирующими прогнозами выступил в сентябре министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, сообщив, что единый тариф для того же Закамья достигнет 104 рублей с каждого человека в месяц. Сейчас платежи ниже где-то в 1,5, а где-то и в 4 раза. Например, в Дрожжановском районе просят по 20 рублей с человека, в Камско-Устьинском — около 30. А где-то, например в Кайбицах, Актаныше, на Высокой Горе, тарифа вообще нет, местный исполком его даже не устанавливал. Насколько остро люди отреагируют на новые счета, предсказать никто не берется. Но понятно, что сильный удар будет нанесен, к примеру, по многодетным семьям, которым придется платить по 500–600 рублей в месяц… Отсрочка помогла бы продумать хотя бы меры социальной поддержки.
Плохо готовы и сами регоператоры. Договоров с перевозчиками мусора у них нет; куда везти мусор, не до конца понятно. Дезориентирован и бизнес, который сейчас занимается вторсырьем: куда девать те же сетки для сбора ПЭТ во дворах? За год можно было бы проработать всю логистику, закупить, если надо, необходимую технику, контейнеры, расширить поле раздельного сбора отходов…
Что касается использования действующих полигонов, не имеющих лицензии, хотя бы в течение года, то здесь тоже есть смысл подумать. В Татарстане 53 действующих полигона для размещения твердых коммунальных отходов — такие данные приводятся в территориальной схеме. Четыре из них не внесены в госреестр объектов размещения отходов. Однако лишь четыре полигона можно эксплуатировать еще 5–10 лет, а большинство должно быть закрыто уже в ближайшую пятилетку. Как раз им, по всей видимости, можно будет спокойно продлить срок жизни — пока не вступят в силу новые мощности по сжиганию, переработке и захоронению мусора.
Как пояснили в пресс-службе минстроя РТ, пока специалисты изучают последствия закона, которому еще предстоит пройти утверждение в Совете Федерации и уйти на подпись президента РФ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.