Вчера три известных российских ритейлера: сети продовольственных магазинов «Дикси», «Бристоль» и «Красное и белое» — заявили о слиянии бизнеса Вчера три известных российских ретейлера — сети продовольственных магазинов «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» — заявили о слиянии бизнеса Фото: «БИЗНЕС Online»

СТУДЕННИКОВ БЕЗ КОНТРОЛЬНОГО ПАКЕТА

Вчера три известных российских ретейлера — сети продовольственных магазинов «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» — заявили о слиянии бизнеса. Как сообщило несколько федеральных СМИ со ссылкой на совместное сообщение компаний, Игорь Кесаев и Сергей Кациев, бенефициары группы компаний «Дикси» и фирмы «Альбион-2002» («Бристоль»), и Сергей Студенников, владелец «К & Б», договорились создать розничного ретейлера, который станет третьим в России по объему выручки после X5 Retail Group и «Магнита». Под торговыми марками «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» в России работает более 13 тыс. магазинов.

В объединенном бизнесе Кесаеву и Кациеву станет принадлежать 51%, а Студенникову — 49%. «В процессе паритетного объединения активов будут использованы денежные инструменты, которые позволят уровнять активы при объединении», — отмечают бизнесмены.

Как сообщает «Коммерсантъ», инициаторами слияния выступили Кесаев и Кациев, а переговоры шли больше года. Сейчас партнеры готовят заявление в федеральную антимонопольную службу России, которая должна дать разрешение на объединение долей: по закону в конечном итоге ретейлер не должен охватить более 25% рынка.

В объединенном бизнесе Кесаеву и Кациеву будет принадлежать 51%, а Сергею Студенникову (на фото) — 49% В объединенном бизнесе Кесаеву и Кациеву будет принадлежать 51%, а Сергею Студенникову (на фото) — 49% Фото: president.tatar.ru

Все три сети относятся к формату дискаунтеров, магазинов «у дома». «Дикси» — продуктовая сеть, а «Бристоль» и «Красное & Белое» специализируются на продаже алкоголя. По данным на 2017 год, у «Дикси» было 2,3 тыс. магазинов в крупных и небольших городах Центрального, Северо-Западного, Уральского и Приволжского федеральных округов, у «Бристоля» в 2018 году было 2,7 тыс. магазинов. Наконец, наибольшее число магазинов — у сети «Красное & Белое»: на сентябрь 2018-го она насчитывала 6683 точки в 56 регионах России. Тогда же Bloomberg включил Студенникова в список долларовых миллиардеров: в 2017 году продажи ретейлера выросли на 50% до 215 млрд рублей, в 2018-м — еще на 40%. 

Поэтому ожидается, что «К & Б» станет платформой объединения. Но пока не сообщается, под какой маркой станет работать новоиспеченный ретейлер и будут ли ликвидированы какие-либо из брендов. Также непонятно, каков будет ассортимент — сохранится ли формат алкомаркетов или, скажем, «Дикси» перестанет быть продуктовым.

Добровольность союза вызывает сомнения. О слиянии бизнесов объявлено после громких обысков с участием представителей ФНС, ФСБ, Росалкогольрегулирования и ОМОНа, произошедших в офисах и на складах «Красное & Белое» 26 декабря 2018 года. Обыски прошли сразу в нескольких городах России, в том числе в Челябинске, Москве, Екатеринбурге, Самаре, Уфе и Воронеже. Компания заявила, что ее работа была парализована на сутки. Сообщалось, что обыски связаны с подозрениями в распространении контрафактного спиртного и уходе от уплаты налогов, однако в итоге никаких претензий сеть «Красное & Белое» не получила, а ее магазины продолжили работать в штатном режиме. 

Интересно, что буквально за день до обысков в «Красное & Белое» был объявлен в международный розыск экс-глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян. Он обвиняется в злоупотреблении полномочиями и, по некоторым данным, может быть замешан в махинациях на алкогольном рынке. В том числе речь могла идти и о покровительстве сети Студенникова. Впрочем, пока эти подозрения ничем не подтверждены. 

Взять комментарий о будущем формате магазинов, ассортименте и едином бренде у федеральных сетей не удалось. В «Бристоле» на горячей линии сообщили, что пресс-службы у компании вообще нет, а все вопросы рассматриваются только по электронной почте. Отделы развития и координаторов оказались недоступны по телефону. В сети «Красное & Белое» пресс-секретарь на запрос «БИЗНЕС Online» ответила: «В ближайшие дни не ждите ответов на вопросы. Все, что можно было, [есть] в официальном заявлении». Вежливо свернул общение и представитель «К & Б» в Татарстане Михаил Захаров, сказав «До свидания» на попытку задать вопрос.

Главный конкурент алкомаркетов «К& Б» и «Бристоля» в республике — это татарстанская сеть «Арыш мае», близкая «Татспиртпрому» Главный конкурент алкомаркетов «К & Б» и «Бристоля» в республике — это татарстанская сеть «Арыш мае», близкая «Татспиртпрому» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАТСПИРТПРОМ» НЕ ПРОТИВ

Что касается Татарстана, то, вероятнее всего, слияние сетей коснется прежде всего алкогольного рынка, ведь «Дикси» в регионе не представлен — здесь работают только «Бристоль» и «К & Б». В Татарстане функционирует 94 магазина сети «Красное & Белое», а также крупный склад в селе Столбище — распределительный центр для всего Поволжья. Несколько десятков магазинов здесь у «Бристоля» — только в Казани их насчитывается 27, а сеть, судя по сайту компании, присутствует и в крупных, и в мелких городах республики.

Татарстанские локации «К & Б» декабрьские обыски силовых структур обошли. Единственное, 29 декабря приостановилась работа лаишевского склада, однако причина оказалась не связана с действиями правоохранительных органов — якобы помешал сбой госреестра алкогольных лицензий.

Главный конкурент алкомаркетов «К & Б» и «Бристоля» в республике — это татарстанская сеть «Арыш мае», близкая «Татспиртпрому». Во всех районах РТ работают как крупные, так и мелкие магазины — еще в 2016 году структура «Арыш мае» преодолела отметку в тысячу торговых точек. Она плотно захватила рынок мелких сельских поселений, а вот в городах ей приходится серьезно конкурировать с федералами.

Однако в «Татспиртпроме» совершенно спокойно восприняли новость о появлении нового ретейлера. «Все эти сети являются нашими партнерами, с которыми мы очень активно взаимодействуем, во всех представлена наша продукция — как ликеро-водочная, так и пиво, производство которого началось летом этого года. Сотрудничество с ними будет осуществляться в штатном режиме», — сообщили нам в пресс-службе «Татспиртпрома».

Жаудат Ахметханов: «Одно скажу — мы ко всем игрокам относимся одинаково. Наш подход не меняется» Жаудат Ахметханов: «Одно скажу — мы ко всем игрокам относимся одинаково. Наш подход не меняется» Фото: mendeleevsk.tatarstan.ru

Руководитель Госалкогольинспекции РТ Жаудат Ахметханов в общении с «БИЗНЕС Online» пока не стал комментировать информацию о слиянии компаний, предложив дождаться официального подтверждения. «Одно скажу — мы ко всем игрокам относимся одинаково. Наш подход не меняется», — сказал Ахметханов. Напомним, что «К & Б» в Татарстане упрекают за большое число нарушений: так, за 11 месяцев 2018 года на границе РТ по разным причинам забраковали 11% всей алкогольной продукции, поставляемой в «Красное & Белое». Это, согласно данным Госалкогольинспекции, больше среднего показателя — за 11 месяцев у других поставщиков крепких напитков в Татарстане в среднем браковали 3% от всей завозимой на территорию республики продукции.

Руководитель алкогольной ассоциации Татарстана Лейсан Шишкина и глава пивной ассоциации РТ Ринат Акчурин отказались давать какие-либо комментарии относительно слияния сетей.

Но известно, что в алкогольной ассоциации РТ давно переживают по поводу захвата рынка алкомаркетов федеральными сетями. Как рассказывали нам дистрибьюторы алкоголя, входящие в республиканскую алкогольную ассоциацию, приход федеральных игроков разрушает устоявшийся рынок небольших местных ретейлеров. «На данный момент (2016 год прим. ред.) объем продаж алкоголя через федеральные сети на рынке РТ колеблется от 60 до 80 процентов. Федеральные сети стабильно демонстрируют увеличение своей доли на рынке Татарстана. Местные производители оказываются в условиях, неподъемных для них, по данным критериям проходят только крупнейшие производители, которые в связи с большим объемом производства имеют возможность работать с минимальной рентабельностью. При повышении объемов производства снижается качество продукции», — утверждали в ассоциации. 

«Как это повлияет на региональные сети? Все зависит от того, что будет стратегией новой сети: дальнейшее развитие и увеличение числа магазинов или просто зарабатывание денег» «Как это повлияет на региональные сети? Все зависит от того, что будет стратегией новой сети: дальнейшее развитие и увеличение числа магазинов или просто зарабатывание денег» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗАДАВЯТ МЕЛКИЕ БРЕНДЫ ТИПА «АРЫШ МАЕ»

О вариантах развития третьего крупнейшего ретейлера в России и вероятном переделе алкорынка Татарстана рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online».

Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА):

— У нас до сих пор было два крупнейших оператора — «Магнит» и Х5. Это массовый, самый большой сектор продажи алкоголя, прежде всего в сфере экономсегмента. Эти сети — «Бристоль», «Дикси» — уступали, но в результате у нас сейчас создается монстр, который будет тягаться точно на равных с «Магнитом» по продаже алкоголя. Если слияние действительно произойдет, там будет 13 тысяч магазинов.

Но оно случится, если государство разрешит: на такое слияние должна дать разрешение ФАС. Не знаю, даст ли. Аргументы для слияния перед Новым годом для сети «Красное & Белое» были убедительными, когда ее пытались прикрыть на какое-то время. Видимо, другого выхода у сети нет. Тут несколько моментов. Во-первых, у нас «Магнит» уже контролируется государством: оно вошло в сеть в лице Банка ВТБ. Перед Новым годом ходили слухи, что Альфа-Банк будет продан какому-то государственному банку. Альфа-Банк контролирует сеть Х5, значит, Х5 перешла бы тоже под крыло государства. В этом случае государству разрешать слияние этих трех сетей в лице частного конкурента... не знаю. Не исключаю, что после слияния государство каким-то образом постарается оказать свое влияние и на этого нового оператора, реализуя идею не  тотальной госмонополии, а частичной — в секторе экономсегмента.

Второй вопрос, причем самый интересный, — что вообще будет за новая сеть. Вряд ли она будет под единым брендом, скорее всего, останутся бренды этих сетей: они популярны, известны, отменять их нет смысла. Будет ли у них единая система закупки — не знаю, возможно. Будет ли единый ассортимент — вряд ли. Все сети, скорее всего, останутся в рамках своих стратегий, единственное, «Красное & Белое» точно поменяет ценовую стратегию. Она больше не будет компанией по продаже самой дешевой продукции в России, скорее всего, ее цены поднимут до «Бристоля». Потребитель слияния не заметит, кроме роста цен в «К & Б».

Как это повлияет на региональные сети? Все зависит от того, что будет стратегией новой сети: дальнейшее развитие и увеличение числа магазинов или просто зарабатывание денег. У них 13 тысяч магазинов — этого в принципе вполне достаточно, чтобы спокойно сидеть и не устраивать агрессивную политику занятия рынка. Думаю, что новая тройная сеть не окажет более сильного влияния на региональную розницу, чем сегодня.

Ришат Хабибуллин  — генеральный директор ООО «ТД Агат»:

— Мое мнение, что «К & Б» и «Бристоль» займутся регулированием рынка и упорядочиванием магазинов, чтобы не было так, как сейчас, — «дверь в дверь». После объединения не ожидаю как-то потрясений в плане цен и ассортимента: цены останутся устойчивыми, а рынок — более-менее управляемым. Возможно, после объединения сохранят бренды «К & Б» и «Бристоль», не создавая какой-то одной вывески. Но навскидку мне больше по нраву единый бренд «Бристоль», который ведет себя на рынке более-менее адекватно.

Игорь Шевелев — экс-директор по маркетингу группы компаний «Корзинка»:

— После объединения на узком сегменте рынка появится новый игрок. Новый бренд будет противостоять крупным игрокам — «Магниту» и X5 Retail Group. После объединения сети задавят мелкие бренды типа «Арыш мае». Хотя нам и говорят, что региональный бренд развивается, но это движение видно именно со стороны «К & Б», «Дикси» и «Бристоля».

В первую очередь в ассортименте нового бренда будут алкоголь и сигареты. Об этом говорит и формат магазинов всех участников объединения — мизерные площади, на которых будет сложно разместить широкую линейку товаров. Тем более что у сети «Красное & Белое» есть собственное производство: она ввозит в Россию алкоголь в больших емкостях и разливает уже здесь, поэтому у нее и был представлен альтернативный выбор алкоголя, который не содержал стандартный для всех других сетей набор брендов. Возможно, «Дикси» куда-то зайдет.

Очень важно, кто из группы брендов окажется у руля. От этого будет зависеть развитие нового игрока.