Пленарное заседание Госдумы накануне началось с «правительственного часа», на котором впервые выступил министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев Пленарное заседание Госдумы накануне началось с правительственного часа, на котором впервые выступил министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев Фото: duma.gov.ru

ЧЕЧЕНСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ: МИНСТРОЙ РОССИИ ПРИЗЫВАЕТ НЕ ДОПУСТИТЬ ХАОСА И ОПАСАЕТСЯ ЗА ПЛАТЕЖНУЮ ДИСЦИПЛИНУ

Пленарное заседание Госдумы накануне началось с правительственного часа, на котором впервые выступил министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев. Он рассказывал о ходе реализации государственной политики в сфере строительства, перспективах, проблемах отрасли, а также ответил на ряд вопросов депутатов. Один из них касался и списания долга жителей Чечни перед ООО «Газпром межрегионгаз Грозный».

«Я думаю, вышестоящая инстанция четко ответит, было это решение законным или незаконным», — сдержанно ответил Якушев по поводу решения чеченского суда о списании долга.

Напомним, 17 января суд в Чечне обязал ООО «Газпром межрегионгаз Грозный» списать долг жителей республики, чтобы снизить социальную напряженность, которая могла повлечь протесты. Руководство республики назвало это решение справедливым и объяснило его «спецификой региона». Отмечалось, что долги возникли из-за войны, но в «Газпроме» придерживаются иного мнения — долг возник из-за низкой платежной дисциплины. Иск о списании долга в суд подала прокуратура Чечни. Генпрокуратура РФ, впрочем, признала требования регионального ведомства необоснованными и начала собственную проверку. История в Чечне подстегнула другие регионы к просьбам о списании долгов населения по примеру Чечни. Депутат от фракции КПРФ Ольга Алимова поинтересовалась, одобряет ли министерство подобные предложения целого ряда регионов по списанию безнадежных долгов по ЖКУ, а также идеи по заморозке роста тарифов на ближайшие три года для граждан и реального сектора экономики.

«Прежде чем принимать эмоциональное решение „давайте сегодня все упростим“, мы сразу натыкаемся на несколько моментов, — сказал Якушев. —  В целом, что касается платежей, нам бы не допустить хаоса, когда мы начнем обсуждать этот вопрос. У нас платежная дисциплина начнет стремиться к нулю! Если граждане не будут платить коммунальные платежи, давайте определим источники финансирования. Мы сегодня не готовы предложить конкретные решения. Я бы просил очень сбалансированно относиться к данной истории. Как только профессионально это обсудят и мы будем готовы кардинально поменять всю политику уплаты за услуги жилищно-коммунального хозяйства в стране, вот после того можно делать какие-то политические заявления».

По данным минстроя РФ, сейчас по всей стране коммунальные долги составляют 1 трлн рублей. Из них примерно 600 млрд — долги управляющих компаний и жителей. «Когда делаются политические заявления о списании долгов, надо учитывать, что в следующем году эта сумма может быть уже не 600 миллиардов, а 1,3 триллиона рублей!» — сказал Якушев.

ДО 2024 ГОДА В РОССИИ ПЕРЕСЕЛЯТ 660 ТЫС. АВАРИЙЩИКОВ ЗА 500 МЛРД РУБЛЕЙ, А ПОКА ПОИЩУТ СПОСОБЫ ПОВЫСИТЬ ГАЗОВУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

По словам Якушева, к 2018 году основным инструментом приобретения жилья стала ипотека: в кредит берется каждая вторая квартира в России. А снижение процентных ставок за 2 года с 12–13% до 9,5% было самым масштабным за всю историю ипотеки. Но в ближайшее время такого счастья не будет: тренд сменился. 

«С учетом наблюдаемой волатильности на финансовых рынках потенциал снижения ставок в краткосрочной перспективе исчерпан», — заявил министр.

Зато он анонсировал программу по расселению аварийного жилья на 2019–2024 годы. На эти цели планируется направить более 500 млрд рублей, расселить свыше 660 тыс. человек. То есть федеральный центр будет участвовать в софинансировании региональных программ сноса «аварийки». В частности, глава фонда реформирования ЖКХ Константин Цицин на итоговой коллегии минстроя РТ сообщил, что фонд возьмет на себя более 80% средств, которые будут выделены на программу до 2021 года. Затем вступят в силу другие механизмы. 

Впрочем, в расселении нуждаются не 660 тыс. человек, а в 12 раз больше — 7 миллионов! С таким посылом министра атаковала председатель думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Эти люди на протяжении 20–30 лет стоят в жилищных очередях. В качестве инструментов улучшения жилищных условий россиян она назвала социальное жилье, кооперативы, приведя в пример опыт зарубежных стран, а строительство арендного жилья предложила предусмотреть в национальных проектах. «Законодательство есть, но ничего не сделано», — сказала Хованская о строительстве арендного жилья, называя его наемным. По ее оценкам, с момента принятия закона в РФ построили десяток домов — и все, в то время как за рубежом (в Нидерландах, Австрии, Швеции) процент социального жилья в 3–4 раза превышает российский уровень. Правда, пока арендное жилье в российских условиях просто «кирпич бездоходности» для застройщиков. Соответствующий опыт есть у Госжилфонда в Иннополисе: помнится, одной из претензий, предъявленных в публичном пространстве экс-главе фонда Талгату Абдуллину, стало желание резко поднять арендные ставки жителям города. Но ведь не от хорошей же жизни ГЖФ резко запросил за «однушку» не 10, а 16,7 тыс. рублей? Окупаемость строительства таких домов из-за низкой платежеспособности арендаторов сейчас, увы, ниже плинтуса, и, как с этим бороться, Хованская сегодня не поясняла. 

В расселении нуждаются не 660 тысяч человек, а в 12 раз больше — 7 миллионов! С таким посылом министра атаковала Галина Хованская (слева) В расселении нуждаются не 660 тыс. человек, а в 12 раз больше — 7 миллионов! С таким посылом министра атаковала Галина Хованская (слева) Фото: duma.gov.ru

Озвучил министр и предложения по усилению газовой безопасности. Всего ведомство внесло в правительство три предложения. По словам Якушева, есть идея перейти на единый договор по содержанию внутридомовых газовых сетей и всего газового оборудования, которое находится внутри квартиры. Закон по данной инициативе уже принят в первом чтении. Второе предложение — увеличение содержания одорантов в газе. «Кто родом из Советского Союза, помнит, как сильно пах газ, когда где-то происходила утечка. К этому необходимо вернуться, потому что это самое дешевое, простое, но очень эффективное решение», — сказал Якушев. Эксперты, впрочем, парируют: даже к приличной вони со временем привыкаешь… Третье предложение по установке в домах газоанализаторов — спецприборов для подачи сигнала при утечке газа. В некоторых домах ГЖФ такие, кстати, установлены: они не просто сигнализируют, а сразу перекрывают подачу газа.  

«Все это просчитано, есть конкретные предложения, они находятся на площадке правительства, — сказал Якушев. — Все это, конечно, стоит определенных денег. Поэтому нужно принять решение, по какому направлению двигаться, оценить наши финансовые возможности. Я думаю, что в ближайшее время правительство выйдет с консолидированной позицией по этому вопросу».

Проблемы с попаданием в квартиры, где есть подозрения на несоответствие всем необходимым стандартам безопасности, министр предлагает решить ускоренным порядком прохождения судебной процедуры. Сегодня стандартная процедура попадания в подозрительную квартиру составляет 6 месяцев — за это время может произойти что угодно… 

ПРОБЛЕМЫ ЭСКРОУ, ВЗГЛЯД МИНИСТРА НА ЛИМИТЫ ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ И ПЕРЕХОД НА НОВЫЕ СМЕТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Еще одна злободневная тема — «жесткий переход» на эскроу-счета с 1 июля 2019 года для тех, кто сейчас строит по долевому принципу. Сами застройщики, рассчитывавшие на продажи по старым правилам для домов, разрешение на возведение которых получено до 1 июля 2018 года, считают эту смену ударом по стройкомплексу страны. Но в правительстве объясняют: уж слишком много было взято «портфельных» разрешений — и ради борьбы с гидрой обманутых дольщиков пришло время рубить сплеча. 

«Средства на счетах эскроу станут основным источником фондирования проектного финансирования и практически полностью закроют потребности банков в ликвидности», — заявил Якушев, рассчитывая на то, что в долгосрочной перспективе переход на эскроу приведет к устойчивой и эффективной строительной отрасли, которая вернет доверие людей.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин также обратил внимание на проблему обманутых дольщиков, рассчитывая на то, что за счет принятых Госдумой законов в будущем новых обманутых дольщиков просто не должно быть. А вот первый зампред комитета по транспорту и строительству Михаил Авдеев был не столь оптимистичен, заявив, что строительная отрасль в стране не готова к переходу на проектное финансирование.

Вячеслав Володин обратил внимание на проблему обманутых дольщиков, рассчитывая на то, что за счет принятых Госдумой законов в будущем «новых обманутых дольщиков у нас просто не должно быть» Вячеслав Володин обратил внимание на проблему обманутых дольщиков, рассчитывая на то, что за счет принятых Госдумой законов в будущем новых обманутых дольщиков просто не должно быть Фото: duma.gov.ru

«Строители, особенно в регионах, отдаленных от Москвы и Санкт-Петербурга, не понимают, кто именно и на каких условиях будет кредитовать [строительство], — сказал Авдеев. — Ввиду того, что жилищное строительство финансировалось преимущественно из средств дольщиков, большинство застройщиков имеют минимальный доступный объем собственных средств. Им будет крайне сложно получить необходимое кредитное обеспечение». 

Депутат тут же заявил, что есть риск получить большое количество недостроев, и предложил еще раз обратить внимание на зарубежный опыт поэтапного раскрытия эскроу-счетов и обсудить этот вопрос на площадке комитета с привлечением всех заинтересованных сторон и экспертов. В самом деле, как говорили опять-таки на коллегии минстроя РТ, по всей стране могут появиться примерно 140 тыс. обманутых дольщиков, а минимум 35% компаний не смогут получить финансирования в кредитных организациях. Ведь банк-то тоже будет смотреть: стоит ли ему связываться с конкретной стройфирмой, если есть другие варианты?

Но это не все. В РФ грядет переход стройки на ресурсный метод сметной стоимости строительства. Сейчас для расчета стоимости строительства в России используются промежуточные индексы, умножаемые на цены 2001 года. Ресурсный метод — это форма расчета возведения объектов, зданий и сооружений с учетом текущих цен на строительные материалы, использование техники и труда рабочих. «Для того чтобы отрасль не находилась в таком шоковом состоянии, у нас есть предложение разморозить базисно-индексный метод и постепенно двигаться к ресурсному», — сказал Якушев. Но точных сроков он, впрочем, не назвал. 

Министр строительства и ЖКХ в ходе заседания также заявил, что не поддерживает введение в России лимитов потребления электроэнергии. «Позиция минстроя больше „нет“, чем „да“. И с этой позицией мы сегодня принимаем участие на всех консультационных площадках», — сказал Якушев.

Напомним, что о планах ввода социальной нормы энергопотребления для населения стало известно в октябре прошлого года. Минэкономразвития предлагало ввести тарификацию, при которой при потреблении до 300 кВт в час в месяц электричество будет оплачиваться по базовому тарифу. Все, что свыше этой нормы, — по повышенному, а более 500 кВт в час в месяц — по экономически обоснованному. Кроме того, минэкономразвития РФ намерено до 2033 года плавно сократить льготы для пользующихся электроплитами горожан, а также сельского населения. Глава минстроя заявил, что сталкивался с вопросом введения дифференцированных тарифов будучи губернатором Тюменской области. Тогда регион отказался от участия в эксперименте по введению лимитов потребления электроэнергии. По словам Якушева, результаты того эксперимента по стране оказались несколько противоречивыми.

Юрий Росляк: «Имеющийся дефицит должен быть покрыт регионами, обеспечен обязательно твердыми источниками финансирования» Юрий Росляк: «Имеющийся дефицит должен быть покрыт регионами, обеспечен обязательно твердыми источниками финансирования» Фото: duma.gov.ru

«ПЛАН ПУТИНА» ПО 120 МЛН «КВАДРАТОВ» ЖИЛЬЯ ПОД УГРОЗОЙ СРЫВА: ДЕНЕГ У ЛЮДЕЙ НЕТ, МЕСТ ПОД СТРОЙКИ НЕТ, ИНФРАСТРУКТУРЫ НЕТ

Наконец, министр усомнился в возможности страны увеличить объемы ввода жилья до тех цифр, что озвучил Владимир Путин. Президент РФ, напомним, ставит цель строить не 70–80 млн кв. м в год, как сейчас, а не менее 120 миллионов. На такой объем необходимо выйти к 2024 году. Но минстрой РФ провел работу с регионами — выяснилось, что есть риски срыва выполнения указа. Во-первых, покупательная способность населения, мягко говоря, не растет. Во-вторых, нет свободных площадок для дополнительного ввода жилья. В-третьих, на имеющихся территориях нет средств на строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры. 

Добавим, что уже сверстанный нацпроект «Жилье и городская среда» оценивается в 1 трлн рублей, из которых 891 млрд рублей выделяется из федерального бюджета.

Аудитор Счетной палаты Юрий Росляк добавил, что уже сейчас стоит необходимость включения в госпрограмму расходов по модернизации и строительству новой инфраструктуры (сетей тепло-, водоснабжения, канализации и т. д.). Для выполнения указа требуется и модернизация предприятий стройиндустрии. По оценкам Счетной палаты, для обеспечения земельных участков сетями и выполнения указа требуется 400 млрд рублей, а регионам дают только 184 млрд рублей.

«Имеющийся дефицит должен быть покрыт регионами, обеспечен обязательно твердыми источниками финансирования», — сказал Росляк. Впрочем, где брать деньги регионам, аудитор не уточнил, зато рассказал, что действующий механизм предоставления помощи практически не востребован застройщиками. Это влечет за собой необходимость изменения действующих правил предоставления субсидий в части уточнения направления их возможного использования — сейчас средства в основном на социальную инфраструктуру, а не на инженерные коммуникации.