Официальное постановление госкомитета по тарифам о повышении стоимости проезда в общественном транспорте Казани опубликовано накануне. Опрошенные «БИЗНЕС Online» казанские перевозчики, чье беспокойство нарастало в последнее время, вздохнули с облегчением. Они объясняют на пальцах, почему найденный компромисс не решает проблем, и советуют властям республики тоже перенимать опыт Самары — в части компенсации за проезд льготников.
Цена билета на любой вид городского транспорта при оплате наличными в салоне или кассе составит 27 рублей, при оплате транспортной картой — 25 рублей, при оплате билетом длительного пользования на 100 поездок в месяц — 18 рублей
ПО НОВЫМ ТАРИФАМ — С 3 ФЕВРАЛЯ: ПРОКУРАТУРА ПОДАРИЛА КАЗАНЦАМ ДВА ДНЯ ЕЗДЫ ПО СТАРОЙ ЦЕНЕ
Официальный портал правовой информации РТ накануне опубликовал постановление госкомитета по тарифам, которое устанавливает предельный размер цен на проезд в городском общественном транспорте.
Как пояснила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь ведомства Гульзада Кычакова, документ вступает в силу через 10 дней со дня опубликования, то есть 3 февраля. Логика постановления — в том, что установлены предельные тарифы на проезд. «Перевозчики вправе установить цену ниже. Главное, чтобы не выше объявленных цифр», — отметила она. Исходя из приложения к документу, цена билета на любой вид городского транспорта при оплате наличными в салоне или кассе составит 27 рублей, при оплате транспортной картой — 25 рублей, при оплате билетом длительного пользования на 100 поездок в месяц — 18 рублей.
Получается, что казанцам подарили радость ездить по прежней цене в течение еще пары суток. Задержка связана с тем, что постановление проходит проверку законности в прокуратуре, регистрируется в минюсте и затем публикуется. В последние дни казанские перевозчики были сильно обеспокоены зависшими в прокуратуре документами: пошли слухи, что введение новых тарифов отложат еще на месяц, что лишь ухудшит их финансовое положение на фоне роста цен на топливо. Но обошлось.
В надзорном ведомстве подчеркивают, что связывать сроки вступления в силу постановления о повышении тарифов на проезд с действиями прокуратуры некорректно. «Порядок предварительного изучения надзорным ведомством нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти не регламентирован каким-либо законом, а осуществляется в рамках соглашения с региональным минюстом, — заметил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. — Эта процедура носит сугубо рекомендательный характер и необходима прежде всего инициаторам решений, так как помогает им заручиться „поддержкой“ прокуратуры и избежать последующего опротестования».
Галиев заметил, что республиканский комитет по тарифам самостоятелен в принятии решений и де-юре не связан с мнением надзорного ведомства по тому или иному вопросу. «В любом случае за прокуратурой сохранятся право оспаривания незаконных нормативных правовых актов органов власти в установленном законом порядке», — добавил собеседник издания.
Изначально перевозчики просили установить цену проезда за наличку на уровне 32–33 рублей и отменить проездные по 750 рублей на 50 поездок
СТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА В КАЗАНИ НИЖЕ, ЧЕМ В САМАРЕ, ЕКАТЕРИНБУРГЕ И НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ
Напомним, что изначально перевозчики просили установить цену проезда за наличку на уровне 32–33 рублей и отменить проездные по 750 рублей на 50 поездок. В своем обращении транспортники привели следующее обоснование. За три года с момента последнего повышения тарифа в апреле 2016 года общий процент инфляции в экономике составил 11,4%. Значительно выросли цены на ГСМ (дизельное топливо) — на 27%. Отмечены высокие темпы роста цен на запасные части (до 80%), тарифов на электроэнергию (27%) и коммунальные платежи (10%). Стоит отметить, что повышение стоимости проезда на 2 рубля составит лишь 8%. Однако консолидированное предложение, с которым исполком Казани и перевозчики вышли в госкомитет по тарифам, было на уровне 28 рублей. К этому пришли в результате того, что бюджет все-таки увеличит компенсацию за проезд льготников с 15 до 18 рублей, которая не пересматривалась 6 лет, а вместо проездных по 750 рублей предложили билеты по 1800, но на 100 поездок.
В результате анализа госкомитета выяснилось, что ряд расходов перевозчики сейчас еще не несут. Прямых убытков отрасль (не каждое конкретное предприятие, а в целом) не имеет, потому принято решение «срезать» тариф еще ниже: до 27 рублей. Однако глава ведомства Александр Груничев заметил, что обсуждать тарифы необходимо не так, как раньше — раз в два-три года, а ежегодно.
Там же выяснилось, что соседние регионы давно подняли цену проезда: Нижний Новгород и Екатеринбург ездят по 28 рублей, а Самара ввела такой тариф с 1 января. Самару же поставили в пример как образец на коллегии по безопасности дорожного движения под председательством президента РТ Рустама Минниханова, хотя статистика автобусных ДТП там далека от корректности — это выяснили побывавшие в Самаре представители казанского комитета по транспорту.
Руслан Юсупов: «Мы не сможем улучшить качество обслуживания, новый тариф позволит сохранить все по-старому, а с лета ситуация будет ухудшаться»
«СРЕДНИЙ ТАРИФ У НАС НЕ 27 РУБЛЕЙ. МАКСИМУМ НА ВСЕХ — 22–23 РУБЛЯ!»
Сравнение же с Самарой по цене проезда вообще не выдерживает критики, считает директор ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов. «Смотрите: в Самаре примерно 400 автобусов — так называемых муниципальных, которые возят льготников, — рассказал он. — И еще 800 частных автобусов средней и малой вместимости, которые ездят по 30 рублей и льготников не возят. Дотация Самары не идет ни в какое сравнение с Казанью. Там тем, кто возит льготников, компенсируют не до 18 рублей, как это будет у нас, а до 29 рублей».
Если частные перевозчики в Казани, согласно контракту с исполкомом, обязаны закупать большие автобусы — в Самаре такое отсутствует напрочь. Ей достаточно «фордиков» и пазиков, а они существенно дешевле. Плюс само отношение властей региона к собственным льготникам — как к полноценным пассажирам, которые оплачены полностью. В Казани же льготник на 9–10 рублей дешевле — нормально ли это?
Поэтому установленные в столице РТ 27 рублей за проезд — это «поддержание штанов» и ничего больше. «Мы не сможем улучшить качество обслуживания, новый тариф позволит сохранить все по-старому, а с лета ситуация будет ухудшаться, потому что мы обязаны устанавливать тахографы и принимать новых водителей, — обрисовал ситуацию Юсупов. — Кроме того, доход перевозчиков — это не 27 рублей с пассажира. Тут надо считать, сколько людей ездит за наличку, сколько — по транспортной карте за 25 рублей, сколько льготников по 18… Средний доход будет… ну максимум 22–23 рубля!».
«Если частные перевозчики в Казани, согласно контракту с исполкомом, обязаны закупать большие автобусы — в Самаре такое отсутствует напрочь. Им достаточно «фордиков» и пазиков, а они существенно дешевле»
Как ранее говорили газете «БИЗНЕС Online» руководители крупных МУПов, контролирующих примерно 70% перевозок, новый тариф позволит перевозчикам не утонуть, но и только. Они сейчас берут кредиты на зарплату — в частности, МУП «ПАТП-2» только за счет заемных денег может выплачивать зарплаты в январе. Такое положение дел, по их мнению, ненормально в любом бизнесе. Полностью укомплектовать штат водителей, что необходимо при вводе тахографов (2,2 водителя на автобус), невозможно. Так же невозможно закрыть и все вакансии кондукторов — они тоже необходимы в штате с лета.
«Скорее всего, нам придется уже летом вернуться к вопросу тарифов», — полагает Юсупов. Власти региона намерены улучшить качество обслуживания — отказаться от привязки работы водителей к выручке. Но бесплатно возить невозможно: там, где бал правит график движения, бюджет дотирует полностью, заказывая число кругорейсов и позволяя ездить даже с пустым салоном. В Казани же система заточена не на нормативный расчет затрат, а на фактический. Сэкономил на резине — молодец, вычтем из тарифа. Не взял на работу водителей, сократив график движения, — отлично, еще снизим тариф…
Кроме того, перевозчики не отказались от мысли создать свою ассоциацию — иных путей доносить свои нужды до властей они не видят. А вот мысль о переезде на работу в другой город отошла на второй план. Главное, что договариваться в Казани удается, работать хочется у себя дома, а не изображать из себя варягов. «Если будут, как обещали, каждый год индексировать, выслушают нас, помогут — почему бы не попробовать?» — говорят перевозчики.
Асфан Галявов: «Для нас было бы желательно каждый год повышать проезд в общественном транспорте — не надо на 2–3 рубля, хотя бы на рубль»
«ПОЧЕМУ БЫ НЕ ПЕРЕНЯТЬ САМАРСКИЙ ОПЫТ ПО ОПЛАТЕ? МЫ БЫ ЗАМОЛЧАЛИ ЛЕТ НА ПЯТЬ!»
Директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов также считает, что повышение тарифа на 2 рубля не спасает положение для участников рынка, а дает им возможность только «чуть-чуть дышать».
«Для нас было бы желательно каждый год повышать проезд в общественном транспорте — не надо на 2–3 рубля, хотя бы на рубль, — говорит Галявов. — Почему в ЖКХ на газ или воду каждый год поднимают тариф, а сферу пассажирского транспорта игнорируют? Мы точно такая же сфера обслуживания населения, а про нас почему-то забывают. Все считают, что мы и так как-то выживем, но год от года выживать нам становится все труднее».
По мнению директора МУП «Метроэлектротранс», в 2019 году повышения тарифа уже не предвидится. Но он рассчитывает на увеличение стоимости проезда в следующем году. «Что касается перевозчиков, которые смотрят на другие регионы… Каждый должен для себя решить, идти ему куда-то или оставаться, — рассудил собеседник издания. — Правительству виднее, насколько поднять тариф. Мы же будем просить и дальше его увеличивать».
С Галявовым согласен директор КПАТП-7 Ильдар Мухаметов. Новый тариф — временная мера, но хотя бы на время она даст перевозчикам отдышаться и расплатиться с долгами. «Вчера пытались сосчитать солярку — нам исполком начал говорить: „У вас там солярки не так уж и много поднялось“. Но ведь даже если брать рост цены на топливо с конца 2017 года, то на сегодняшний день это уже 6–7 рублей!» — говорит перевозчик. А цена топлива — львиная доля в затратах. «Не получилось бы так, что эти вот 2 рубля в цене билета нам компенсировали только солярку… Как в итоге сложится экономика, еще надо посмотреть. Сколько пассажиров перейдут на проездной по 100 поездок, какой в итоге получится средняя цена проезда — мы не можем сейчас понять!» — рассуждает он.
Опыт самарских коллег перевозчики продолжают изучать. «Нас же постановлением обязали изучить самарский опыт… Почему бы постановлением не принять тогда самарский опыт по оплате проезда льготников из регионального бюджета? Мы бы тогда сразу лет на пять замолчали», — признается Мухаметов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 265
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.