Дмитрий Хайбуллин подал в суд на одну из структур олигарха Игоря Зюзина. Основание — долг всего-то в 5 млн рублей Дмитрий Хайбуллин подал в суд на одну из структур олигарха Игоря Зюзина. Основание — долг всего-то в 5 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

130 НЕОПЛАЧЕННЫХ РЕЙСОВ

Казанская транспортная компания «АС-Трак», которой владеет бывший гендиректор «Нэфис Косметикс» Дмитрий Хайбуллин, собралась вступить в судебную схватку с одной из структур олигарха Игоря Зюзина.

Основанием стали долги одной из дочерних компаний «Мечела» по оплате транспортных услуг, которые достигли 5,2 млн рублей. Забавно, что ПАО «Мечел» с годовой выручкой в 299 млрд рублей занимает 24-ю строчку в рейтинге крупнейших частных компаний России от журнала Forbes. Тем не менее «Мечел Транс Авто», с которой у казанской компании заключен договор, не спешит погашать задолженность.

По словам Хайбуллина, с «внучкой» «Мечела» его компания начала работать в прошлом году: договор на транспортно-экспедиционное обслуживание был подписан 24 апреля.  

Казанцы возили для зюзинской структуры грузы из Челябинска и Энгельса, где у металлургического гиганта есть подразделения. На первых порах никаких серьезных проблем с оплатой не возникало.

Хайбуллин был в курсе некоторой задержки в исполнении обязательств со стороны «Мечел-Транс-Авто», но полагал, что 600–700 тысяч рублей — «это терпимо». С учетом отсрочки оплаты фактическая сумма долга была минимальна. И вдруг как гром среди ясного неба: долг достиг 5,2 млн рублей. Общее количество неоплаченных рейсов увеличилось до 130. Первый из них датирован 25 августа прошлого года.

По словам владельца «АС-Трак», долги начали копиться еще раньше. Ситуация складывалась следующим образом. «Условно говоря, мы вывозим их товара на 200 тысяч рублей, они оплачивают нам только 100 тысяч. Снова поставка на 200 тысяч и снова оплачена лишь половина суммы счета», — рассказывает Хайбуллин.  

Затем стало и того хуже: «АС-Трак» развез по пунктам доставки продукции на 200 тысяч, ей оплатили всего 50 тысяч. Долг за транспортные услуги начал стремительно расти. В ответ на вопросы казанская компания слышала одни обещания: «Все оплатим». И фуры «АС-Трак» снова колесили по дорогам России, развозя грузы «Мечела». В ответ на очередной счет на 200 тыс. рублей поступили уже только 25 тысяч. Затем «Мечел-Транс-Авто» вообще перестал платить.

Казанцы возили для зюзинской структуры грузы из Челябинска и Энгельса, где у металлургического гиганта есть подразделенияФото: «БИЗНЕС Online»

«жалуюсь шохину на зюзина, а он ему же мою жалобу и отправляет»  

«Клиент крупный, поэтому стараемся идти ему навстречу», — говорит Хайбуллин. Когда подконтрольная «Мечелу» фирма стала совсем уж неаккуратно исполнять свои финансовые обязательства, казанская компания отправила к заказчику своего менеджера: «Мечел-Транс-Авто» базируется в Челябинске. 

По словам Хайбуллина, его в «Мечеле» кормили завтраками, говорили: «Все будет нормально, не переживайте». На запрос «БИЗНЕС Online», почему возникла задолженность, в пресс службе ПАО «Мечел» также сообщили, что она «будет погашена» — без уточнения, когда именно это будет сделано.

В конце концов в ответ на вопрос «Почему не платите?» гендиректор «Мечел-Транс-Авто» Алексей Сибирцев сослался на управляющую компанию (ООО «Мечел-Транс», «дочка» ПАО «Мечел»): мол, она не выделяет средств. И, дабы решить вопрос, посоветовал подать на нее в суд. Казалось бы, цивилизованный способ урегулирования отношений. Все бы хорошо, если бы Сибирцев якобы не добавил: «Через два года выиграете, и мы с вами расплатимся».

Тем не менее «АС-Трак» ничего не осталось, как последовать его совету. 22 ноября она  направила клиенту претензию (попытка досудебного урегулирования спора обязательна). Никакой реакции на нее не последовало. Через месяц, как и положено, был подан сам иск (по договору споры подсудны Арбитражному суду Челябинской области), который был зарегистрирован судом 9 января.

Памятуя о том, что председатель совета директоров «Мечела» Зюзин является еще и заместителем Александра Шохина в российском союзе промышленников и предпринимателей, Хайбуллин написал последнему письмо. «По телефону в приемной Шохина мне сказали, что письмо передано самому Зюзину. Я жалуюсь Шохину на его зама, а он ему же мою жалобу и отправляет. Как так?!» — недоумевает он.

Forbes называет «Мечел» Игоря Зюзина (на фото) одной из самых закредитованных российских компаний Forbes называет «Мечел» Игоря Зюзина (на фото) одной из самых закредитованных российских компаний Фото: ©Валерий Мельников, РИА «Новости»

«кто мог подумать, что у «мечела» нет 5 мИЛЛИОНОВ рублей?!»

«Мы типичные представители малого и среднего бизнеса», — поясняет владелец «АС-Трак». Компания оказывает услуги по транспортировке и перевозке грузов по всей России. В ее автопарке 68 фур-большегрузов, штат составляет около 150 человек. «На всех уровнях призывают инвестировать в российскую экономику. Малый бизнес делает это в том числе. Мы, например, пополняем свой автопарк за счет грузовиков Mercedes, которые производятся на КАМАЗе», — поясняет Хайбуллин. 

У «АС-Трак» несколько десятков клиентов. Оборот в 2018 году составил 400 млн рублей. По словам ее владельца, в Татарстане наберется штук 10 компаний подобного уровня. Есть такие, у кого под сотню машин или даже тысячу. И самые крупные транспортники находятся даже не в Казани, а в Челнах. К примеру, «Лидер-Транс».

Хайбуллин отметил работу с иностранными компаниями. «АС-Трак» развозит продукцию производителей стройматериалов Kronospan, Bergauf, Кnauf с их заводов в Подмосковье и Уфе по магазинам по всей стране. И «это очень большие объемы». Кроме того, упомянул про крупную компанию «Полипластик», которая покупает в Казани полиэтилен и производит из него трубы, а большегрузы «АС-Трак» доставляют их клиентам «Полипластика» по всей России. Под такие перевозки машины были даже специально оборудованы.

По словам Хайбуллина, «Мечел» был достаточно крупным заказчиком, но не основным.  На эту компанию приходилось 5–7% общего оборота. Заключая договор, казанская компания не могла и предположить подобного развития событий. «„Мечел“ — это большая сырьевая компания, раскрученный бренд. Кто мог подумать, что у корпорации, которой принадлежат угольные разрезы Кузбасса, нет денег, чтобы выплатить транспортной компании какие-то 5 миллионов рублей!» — возмущается владелец казанской компании. 

А как же пресловутая проверка контрагента перед заключением договора? В «АС-Трак» уверяют, что проверяют. У перевозчиков есть своя база данных. Напротив списка компаний-заказчиков стоят звезды. Если у них есть судебные процессы, если они плохо рассчитываются со своими контрагентами, эти звезды закрашивают. Это значит, у компании есть какая-то негативная предыстория. Хотя, с другой стороны, у любой организации, которая определенное время присутствует на рынке, есть судебные процессы. Сама «АС-Трак», как признает ее собственник, тоже судится по разным причинам. Поэтому казанцев ничто и не насторожило в случае с «Мечелом».

Долг достиг 5,2 млн рублей. Общее количество неоплаченных рейсов увеличилось до 130 Долг достиг 5,2 млн рублей. Общее количество неоплаченных рейсов увеличилось до 130 Фото: «БИЗНЕС Online»

 «МОДЕЛЬ БИЗНЕСА зюзина СОЦИАЛЬНО ОПАСНА»

Что для собственника «АС-Трак» означают 130 неоплаченных рейсов? Он заправил машины, выплатил зарплату водителям, логистам, менеджерам. «Я понес колоссальные затраты. Маржинальность в этом бизнесе невысокая, а тут еще банально не платят за работу», — говорит Хайбуллин.

Но, судя по всему, для «Мечела» такой стиль взаимоотношений привычен. Об этом свидетельствует база данных Арбитражного суда Челябинской области. Согласно ей, к «Мечел-Транс-Авто» в 2017–2019 годах было подано не менее десятка исков по взысканию задолженности.

К примеру, компания «Акватаун» (к слову, тоже из Казани!) 7 декабря 2017 года потребовала от «внучки» «Мечела» погашения 6,78 млн рублей задолженности опять же за транспортно-экспедиционное обслуживание — право требования долга ей уступила транспортная компания «Экспа» из нашего же города. «Экспа» перевезла грузов на 13 млн рублей, но счет ей оплатили только наполовину.

Предварительное заседание по иску «Акватауна» было назначено на 1 февраля прошлого года. Требования были полностью удовлетворены судом первой инстанции лишь 17 мая, поданная оппонентом апелляционная жалоба была отклонена 3 сентября, а 25 декабря 2017 года кассационная инстанция оставила решения нижестоящих в силе. Понадобился ровно год! Хотя, казалось бы, вот все документы: сколько рейсов и куда было сделано. Что еще нужно для того, чтобы принять решение? Теперь «Акватаун» пытается взыскать со своего должника и оппонента судебные расходы.

В этом случае речь идет хотя бы о миллионах рублей. А вот ООО «Дентро» из Мордовии 12 ноября прошлого года вынуждено было обратиться в суд, чтобы заставить «Мечел-Транс-Авто» выплатить ей… 220,9 тыс. рублей. Это был тоже долг за перевозки. Предварительное судебное заседание по делу назначено на 25  февраля.

5 октября прошлого года компания «ВС-Авто» из Новосибирска потребовала близкую к задолженности перед «АС-Трак» сумму: 4,8 млн рублей. Судебное разбирательство еще впереди.

Воронежское ООО «Альянс-Профи» 13 июля прошлого года предъявило уже известной нам компании иск всего лишь на 50 тыс. рублей. Впрочем, затем воронежцы увеличили свои требования до 2,8 млн, из которых 1,26 млн составил штраф.

У «АС-Трак» несколько десятков клиентов. Оборот в 2018 году составил 400 млн рублейФото: «БИЗНЕС Online»

«АС-Трак», конечно же, направит своего представителя на судебные заседания в Челябинск. Но небольшие компании даже не могут содержать в штате юриста, уже не говоря о том, чтобы командировать его в суд в другой город. Услуги более-менее квалифицированного специалиста стоят денег. Плюс затраты на билеты, гостиницы…

Еще одна сложность: суды проходят на домашнем поле «Мечела» — в Челябинске. Если должник проиграет, он будет вынужден заплатить. Но сколько воды за это время утечет! Многие контрагенты металлургического гиганта могут не выдержать такого испытания. Возможно, на это и рассчитаны задержки с выплатами.

Известно, что в кризис 2008–2009 годов у «Мечела» были большие проблемы с банками. Только Сбербанку, по некоторым данным, компания Зюзина была должна около 290 млрд рублей. Forbes и сейчас называет «Мечел» одной из самых закредитованных российских компаний. Издание отмечает, что она потратила миллиарды заемных долларов на покупку металлургических и угольных активов и в результате ей грозила продажа по частям. Но Зюзину удалось договориться с кредиторами: Газпромбанком, ВТБ, Сбербанком и ВЭБом. Чистый долг «Мечела» к концу второго квартала 2018 года составил 431 млрд рублей…

«Выходит, этот гигант решает свои проблемы в том числе за счет предприятий малого и среднего бизнеса, — делает вывод Хайбуллин. — Моя компания устойчива, а взять более мелкого перевозчика, у которого 5–7 машин? Его же такое затягивание с оплатой услуг просто-напросто уничтожит».

Хайбуллин на конкретном примере объясняет возможный механизм разорения небольшой компании в случае отказа промышленного гиганта платить по счетам. «Перед Новым годом с учетом того, что банки будут на каникулах, а машинам предстояло уходить в рейсы 3–4 января, я должен был заплатить за топливо „Лукойлу“ и „Газпрому“ вперед. Кроме того, заблаговременно внести лизинговые платежи», — говорит владелец «АС-Трак». 

«Пока владельцы крупных компаний проводят такую политику, они оставят без инвестиций десятки мелких и средних предпринимателей, если вообще не приведут их к краху. Вот в чем социальная опасность модели бизнеса Игоря Зюзина», — отмечает Хайбуллин.   

Отдавая отчет в том, что эта тяжба для огромной корпорации — что для слона дробина, собственник «АС-Трак» тем не менее намерен идти до конца. Он не исключает подачи заявления о банкротстве партнерской структуры сырьевого гиганта. Но сделать это можно только после того, как на руках будет судебное решение, подтверждающее задолженность. И, само собой, оно должно вступить в законную силу, то есть пройти все судебные инстанции. «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием ситуации.