В России может появиться термин «деперсонализированные данные», которые граждане смогут предлагать бизнесу за вознаграждение. С соответствующей инициативой выступил фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), передает «Коммерсантъ».

В ФРИИ отметили, что сейчас в законе нет однозначного ответа о том, кому принадлежат персональные данные, поэтому некоторые операторы свободно распространяют их на коммерческой основе без согласия владельца, а другие, наоборот, боятся ими «торговать». Поправки, подготовленные ФРИИ в закон «Об информации», обеспечивают свободно обращение таких данных на рынке. При этом гражданин, которому принадлежат данные, сможет продавать их на определенные сроки и с определенной целью. Бизнес, в свою очередь, сможет отчислять в пользу гражданина, чьи данные покупает, процент от сделки. Если граждане не хотят, чтобы их данные были в обороте, они просто могут не давать согласие на продажу.

Авторы инициативы отмечают, что в таком случае каждый россиянин сможет заработать от 15 тыс. до 60 тыс. рублей в год. Это позволит принести в бюджет несколько миллиардов рублей от физлиц и налоги от юрлиц, участвующих в обороте данных, отмечают в ФРИИ. Кроме того, бизнес сможет легально обмениваться данными и получит дополнительный доход, что ускорит рост рынка и ликвидирует в нем «теневую экономику», добавляют авторы.

Эксперты к инициативе отнеслись с сомнением, отметив, что оценка доходов в 15−60 тыс. рублей на человека в год завышена. При этом они отмечают, что весь рекламный рынок, то есть потенциально основной потребитель таких данных, оценивается в 450 млрд рублей. Более того, законопроект в текущем виде легализует действия, которые сегодня незаконны, а также в нем видна «откровенная выгода российских держателей big data» — банков, операторов связи и крупных интернет-сервисов. В Роскомнадзоре комментария не предоставили.