«Профессия фотожурналиста отходит, а жалко», — считает легенда челнинской фотожурналистики Николай Туганов. За всю свою жизнь он прогнал через свои фотоаппараты 20 км пленки. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, почему раньше в фокусе у фотографа был человек, а не строения и как за три дня смог переписать дипломную работу по теме «Подвиг на Каме».
Николай Туганов: «Мне очень жаль, что пропал весь тот старый фотографический архив. Когда сгорел завод двигателей, фотолаборатория переезжала с место на место, столько кадров утеряно»
«И МЕНЯ ОН ГОНЯЛ КАК СОБАКУ ПО ФОТОДЕЛУ»
— Николай Петрович, расскажите, с чего начался ваш творческий путь как фотожурналиста?
— Все началось еще со школы, там я посещал кружок по фотоделу. И вот тогда я впервые познакомился с такой тяжелой и сложной техникой, как фотоаппарат. Потом я поступил в Тетюшское педагогическое училище, где готовили учителей начальных классов. А по той системе — да и сейчас так — учитель начальных классов должен уметь и знать абсолютно все. И даже танцевать, петь, мастерить, шить и сочинять. Я хорошо знал физику и математику. Поэтому после училища меня по распределению отправили в Спасский район, где я преподавал эти точные науки в школе. Потом меня призвали в ряды Советской армии.
— А в училище был курс по фотоделу?
— Да. И вот как раз именно проходя этот курс, в мои руки случайно попала книга «В фокусе репортера» известных советских фотокорреспондентов Льва Шерстенникова и Геннадия Копосова, они оба работали в журнале «Огонек». Как же они хорошо ее написали, удивительно проиллюстрировали, что я просто «заразился» искусством фотографии! Заниматься фотографий всю жизнь — это совсем другое дело. Одно дело любить, а другое — посвятить этому жизнь.
— Вы не остановились на одном только училище и поступили на журфак в КФУ?
— Да, продолжил свое обучение я уже в вузе. Там, конечно же, тоже обучали фотоделу, но совсем на другом уровне, профессионально. Раньше как было: журналисту на мероприятии необходимо было не только писать, но и снимать. Предмет вел уникальнейший человек старой закалки Джавид Галимович Акчурин, который проработал в КФУ более 45 лет. И меня он гонял как собаку по фотоделу. Даже когда я уже вышел на защиту диплома, а тема у меня была творческая — «Подвиг на Каме», про великую стройку автогиганта. Работа состояла из 25 страниц текста и 25 страниц, проиллюстрированных своими работами. Когда он взял в руки мою уже готовую дипломную работу, раскритиковал ее вдрызг. А до защиты оставалось лишь три дня. Тогда у меня случился цейтнот. Надо внести все правки в работу, а это значит заново все распечатать и сшить переплет. И тогда я кинулся в редакции газет «Знамя коммунизма», «Камские зори» и «Светлый путь». Они мне печатали работу по частям в один и тот же день. А редакция «Знамя коммунизма», которая сейчас называется «Челнинские известия», находилась в здании типографии. Девочки за ночь все распечатали, красиво сформировали работу.
— Вы успели переделать диплом до защиты? Защитились успешно?
— Успел каким-то чудом. У меня как раз до этого проходила моя первая фотовыставка в кинотеатре «Батыр». Работы оттуда я забрал, потому что они мне нужны для защиты диплома. Далее, вооружившись стопками своих работ с выставки и дипломной работой на руках, отправился в Казань на суд аттестационной комиссии. По приезду все свои фотоработы аккуратно выставил, диплом защитил и получил «отлично». Джавид Галимович остался доволен мной.
«Все на глазах строилось. Тогда никакого транспорта до завода не было, поручат тебе задание — и пешком с ЗЯБи до самого автомобильного завода»
«НЕ ТОЛЬКО ПОСЕЛИЛИ, НО И СРАЗУ ИЗБРАЛИ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ОБЩЕЖИТИЯ!»
— А дальше началась насыщенная жизнь фотокорра длиной в целую жизнь?
— В 1976 году я переехал в Челны. Фотокорреспондент газеты «Знамя коммунизма» был переведен в газету Тукаевского района, и для меня освободилось место в городской. Я успешно прошел конкурс и приступил к работе. Как интересно было здесь! Такой город! Такая красота… Я молодой и энергичный. Все на глазах строилось. Тогда никакого транспорта до завода не было, поручат тебе задание — и пешком с ЗЯБи до самого автомобильного завода.
— Наверняка вам и общежитие сразу предоставили, раз вы по распределению приехали в Челны?
— Не только поселили, но и сразу избрали заместителем председателя совета общежития! Как же это почетно было то время! В Челнах тогда был сухой закон. Всесоюзная стройка была без спиртного. А водку и вино доставали из других районов. Спекуляция тогда страшная началась во всех общежитиях. Приезжала машина и из-под полы продавала алкоголь. Общежития просто гудели, а строители в общежитии — все из разных областей и даже стран. Как весело мы все жили. Кто с Сахалина, кто из Иркутска, Украины, Армении. И строили!
— В чем была сложность работы фотокорра тогда?
— Разрешение фотографии было катастрофически ужасное. Чтобы человек на снимке был узнаваемым, необходимо было фотографировать его одного и как можно ближе. Если сфотографировать компанию из трех человек, лица уже будет видно совсем плохо. Вот и привычка у меня еще с тех времен осталась снимать «в упор» (смеется).
— А как же тогда получали качественные снимки?
— Ездили за ними в Казань. Был «Дом печати» на улице Декабристов, где были редакции и типографический комплекс. Отвозили снимки туда, и потом эти цинкографии очень долго ждали. Представьте, туда съезжались журналисты городских газет из всех районов республики. Через месяц где-то приходило клише, такая металлическая пластинка. А надо же проверять еще снимки, но это не всегда успевали сделать. Случаи были, когда поставишь чье-нибудь фото на первую полосу, а человека-то уже не стало, пока снимки готовились. Вот демонстрации фотографировать было одно удовольствие. Клише готовились и лежали, дожидались своего часа до следующей демонстрации, не было гонки со снимками. Однажды поставили мы подобное прошлогоднее клише на первую полосу газеты, а на фото был изображен мужчина, который утонул около года назад... Вот нам хвосты-то накрутили тогда!
«Профессия фотожурналиста отходит, а жалко. Сейчас фотографов уйма, а толковых снимков-то мало, чтобы хоть за какой-то увиденный снимок глаз зацепился»
«НАЧИНАЛ ФОТОГРАФИРОВАТЬ Я, КАК ЛЮБОЙ ЖИТЕЛЬ ДЕРЕВНИ, НА «СМЕНУ-6», ЗА 14 РУБЛЕЙ»
— В век цифровых технологий работа фотожурналиста стала проще?
— Помню, как-то приехал в Челны со своими спектаклем драматург Туфан Миннуллин. А Раис Беляев, который тогда уже был первым секретарем челнинского горкома, для приезжих гостей города из культурной сферы готов был сделать все от «а» до «я». Передо мной тогда редактор поставил цель: сделать кадры со спектакля сегодня, но он, естественно, проходил в вечернее время, а проявить и напечатать снимки нужно было к следующему дню. Хорошо, что тогда у меня уже была домашняя фотолаборатория. К утру все было готово. Отправился в Казань делать цинкографии для типографии, с которых печаталась газета. В типографии ждали снимки. Успели. Редактор потом с гордостью вручил газету Раису Киямовичу.
Доставали пленки раньше на казанском производстве «ТАСМА». Это была авиационная кинопленка для съемок наземных объектов, с высокой разрешающей способностью и высокой чувствительностью от 500 или 700 единиц. Так вот в течение года я снимал до 1 километра пленки. За всю свою работу с пленочным фотоаппаратом я снял 20 с лишним километров пленки — прогнал через свои фотоаппараты. А потом начали появляться первые цифровые фотоаппараты. Ломались они быстро. Первый мой цифровик был на 2,5 мегапикселя.
— А какой марки был ваш первый фотоаппарат?
— Начинал фотографировать я, как любой житель деревни, на «Смену-6», за 14 рублей. Какой хороший был аппарат! Чем он мне нравился — там была бленда, она плотно закручивалась, и пыль не попадала в объектив фотоаппарата. А потом уже пошли «ФЭДы», «Зениты» разных модификаций.
— Наверняка в Челнах у вас было много товарищей-фотографов?
— Ну да, у нас был клуб фотолюбителей «Челны». Наши встречи проходили в лаборатории. Клуб просуществовал несколько лет. Первую совместную фотовыставку мы провели в ДК «Энергетик». Потом в 1986 году выставку «Рефлексия» провели в кинотеатре «Батыр». И на всех других городских праздниках выставлялись. Снимков было очень много: раньше была такая установка, что на КАМАЗе фотографировать нужно было каждый миг, связанный с ходом стройки. Поэтому работали две мощные городских лаборатории. В кинофотолабораторию «КамГЭСэнергостроя» входили фотографы, кинооператоры, лаборанты, монтажеры. Она находилась на ГЭСе на месте бывшего загса. По такому же принципу работала кинофотослужба КАМАЗа, которая базировалась в новом городе по адресу 1/06. Привлечены были лучшие специалисты, фанаты своего дела. Одним из них был Камиль Ситдиков, снявший первый камень на закладке КАМАЗа.
— Вас и Камиля Ситдикова смело можно считать ведущими фотографами города по тем временам…
— Да, было, кстати, четкое распределение задач. Например, Салих Фаткуллин снимал культуру, Камиль снимал все то, что было связно с отъездом и приездом людей, а точнее. он был фотографом Беляева. Дмитрий Ушаков снимал строительные объекты. Каждый выполнял свою работу. Хотя по тем временам, фотографы назывались «подснежниками». Не положено было фотографом быть, если только ты не работаешь в редакции газеты, например. А они числились строителями пятой категории, например, какого-нибудь монтажного треста. И зарплаты они получали там. Вот такая была хитрая система.
— А какой оклад у вас был в те годы?
— 90 рублей. Плюсом были гонорары за публикации. Присылали извещения по почте, когда можно получить гонорар. Я, кстати, корешки от платежек не выбрасывал, а складывал их в мешок. Ох как раньше любил надо мной поиздеваться ответственный секретарь Игорь Кузнецов! В моей платежке подписывал ноль в конце и получалось, что написанная сумма возрастала в десять раз. Я беру в руки платежку, удивляюсь, какой большой пришел гонорар. Бегу на почту получать — а там все девчонки смеются потом как над дурачком. Весело жили.
«Раньше мы фотографировали именно людей, ловили их эмоции, повороты, взгляды»
«СНИМКИ 90-Х — НА ВЕС ЗОЛОТА»
— А чем отличаются фотографии того времени от нынешних?
— Духовностью и внутренней энергией снимков.
— Вы же какое-то время преподавали фотодело студентам челнинского филиала КФУ. Как вы туда попали?
— Да, они искали себе толкового городского фотографа на кафедру журналистики. Но вот какая дилемма возникла: фотографов-то много, а с образованием журналистским оказался только я, поэтому меня и пригласили. Долго они искали кандидатуру, около двух лет. Вот таким образом я стал преподавателем. Потом все преподавание сошло на нет, журфак наш уже развалился за ненадобностью. Профессия фотожурналиста отходит, а жаль. Сейчас фотографов уйма, а толковых снимков-то мало, чтобы хоть за какой-то увиденный снимок глаз зацепился. Если сделать эксперимент, отправить начинающих фотографов на городскую фотосъемку с заданием сделать кадры увиденного, 99,9 процента запечатлеют парки, площади, фонари, остановки, памятники и так далее. Но никто не сделает снимки людей, а самое-то главное в городе — это люди. Раньше мы фотографировали именно людей, ловили их эмоции, повороты, взгляды. А сейчас что? Я же педагогический заканчивал. и по предмету «психология» мы изучали наблюдение. Надо наблюдать, а если ты еще знаешь технологию фотографии — вот тогда тебе цены нет. Сейчас фото превратилось в ширпотреб. Сейчас фотографы — это обслуживающий персонал. А раньше фотограф был уважаемой личностью.
— С каждым годом все больше ужесточают закон об авторском праве. Ваши снимки наверняка растаскивают направо и налево без указания вашего авторства?
— Сейчас тенденция: снимок используют, а подписи не делают. Единственное — начали вставлять ссылку на сайт, с которого и взяли фото. Особенно болезненно относился к нарушению авторского права Камиль Ситдиков. Однажды, на одну из наших фотовыставок пришла мать Камиля. А я забыл в общем тексте к выставке указать, что помимо прочих здесь представлены фотографии Камиля. Вот какой разгон мне тогда устроила его мать, аж до сих пор вспоминается!
«Снимков 90-х годов сохранилось совсем мало. Хотя на КАМАЗе с большим успехом освоили оцифровку уцелевших фотографий и негативов об истории города и КАМАЗа»
— В социальной сети «ВКонтакте» есть группа «Набережные Челны. История. Фото и Кинохроника», в который выкладывают фотографии старых Челнов. Отчасти благодаря вашим фото нынешнее поколение видит, каким был город, в котором они живут…
— Да, идейный вдохновитель и создатель этой группы является мой товарищ Олег Смирнов. Создана она для тех, кто интересуется историей Набережных Челнов. Стоит отметить, она довольно популярна, на мой взгляд, в ней около 600 подписчиков. Мне очень жаль, что пропал весь тот старый фотографический архив. Когда сгорел завод двигателей, фотолаборатория переезжала с место на место, столько кадров утеряно. Мы переезжали как погорельцы по всему КАМАЗу. Не знали, куда деть мешки со снимками. В музей хотели отдать, а им тоже хранить негде. Бывало, принесешь тысячу снимков, а возьмут только пару, остальные в утиль. А пленки тоже растерялись. Получается, снимков 90-х годов сохранилось совсем мало, они на вес золота. Хотя на КАМАЗе с большим успехом освоили оцифровку уцелевших фотографий и негативов об истории города и КАМАЗа.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.