Ильнар Хидиятов: «Наша главная задача сегодня — это подготовка ребенка к взрослой жизни» Ильнар Хидиятов: «Наша главная задача сегодня — это подготовка ребенка к взрослой жизни» Фото: Ирина Ерохина

«САМЫЙ БОЛЬШОЙ КУСОК БЮДЖЕТА ГОРОДА ПРИХОДИТСЯ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ»

— Ильнар Рузалович, современную российскую систему образования не критикует только ленивый. А вы лично как ее оцениваете? На ваш взгляд, что в ней надо менять, что оставить без изменения, а что убрать вообще? Об этом спрашивает наш читатель Нурия.

— Мы все работаем в рамках государственных образовательных стандартов, которые приняты практически 10 лет назад. И наша главная задача сегодня — это подготовка ребенка к взрослой жизни. Да, наша система образования, возможно, имеет какие-то изъяны, но в большей степени, я считаю, нам сегодня важнее работать именно с отстающей категорией детей. Если ребенок в силу каких-то обстоятельств не может выполнить те задания, которые даются всем ученикам, у него должны быть какие-то скидочные системы. Важно, чтобы ребенок поверил в себя.

— Не «забивать» его двойками?

— Не «забивать» его двойками, не «забивать» его вот этим отношением, которое для всех одинаково. Недавно в Казани был Шалва Александрович Амонашвили, известный педагог, который обосновал теорию гуманной педагогики и который об этом и говорит: нужно уметь находить в каждом ребенке талант. Действительно, нам этого не хватает сегодня. Возможно, этого не хватает из-за того, что у нас массовая школа достаточно переукомплектована, там очень много детей, педагогу просто не хватает ни сил, ни времени на индивидуальный подход. Но я думаю, главное, что нужно изменить в нашей системе образования, — отношение к отстающим.

Мы очень много говорим об одаренных детях, о тех, кто по итогам ЕГЭ получает 100 баллов. Это хорошо, что у нас есть такие дети, но важно понимать и помнить про ту категорию, которая находится на грани порога. Главная задача учителя — подтянуть эту нижнюю часть. Здесь необходим индивидуальный подход, нужно понять психологию ребенка, развивать его талант в том направлении, в котором он больше всего проявляется.

— Что для этого необходимо? Чтобы совсем маленькие классы были? Чтобы школ больше было? Просто уговорами учителей это же не получится.

— Да, просто уговорами учителей это не получится сделать. Для этого действительно нужен другой подход к организации учебно-воспитательного процесса, надо, возможно, делать поменьше и школы, и классы. Необходимо подкреплять учителей в плане дополнительного образования. То есть функция дополнительного образования не должна ограничиваться изучением песен или рукоделием, а должна проникать именно в предметную область — и в математику, и в русский язык, и в другие предметы. И за счет этого мы как раз сможем максимально индивидуально подойти к ребенку.

— А плюсы есть у современной системы образования?

— Да, и об этом говорят международные исследования, которые проводятся ежегодно, — это и PISA, и TIMSS. Кстати, Татарстан отдельно участвует в них наряду с другими странами. Это нужно для того, чтобы понять уровень развития образования республики. Международной организацией проводится выборочное тестирование школ, а его результаты показывают уровень на фоне других стран. И мы видим Республику Татарстан в сравнении, например, с Финляндией, Германией, Великобританией. К сожалению, там невозможно выделить отдельные результаты Казани или отдельных учреждений, такой анализ не делается. Там дается показатель Татарстана и показатель Российской Федерации, но мы можем увидеть, где мы проседаем, а где лучше выступаем. В целом по России особенно начальная школа очень сильная и выступает достаточно конкурентно. И мы все прекрасно знаем задачу, которую поставил перед нами президент страны, — наша система должна быть в десятке лучших мировых систем образования. Мы к этому стремимся.

— Какой бюджет у системы образования Казани? Как распределяются средства между школами и детсадами? Какой в среднем бюджет одного учреждения образования?

— Всегда самый большой кусок бюджета города — более 60 процентов — приходится на систему образования. В 2018 году наш бюджет составил чуть более 15 миллиардов рублей. Как же он распределяется? Все зависит от количества детей в школе или детском саду. У нас нормативно-подушевое финансирование. Стоимость обучения одного ребенка в школе составляет для бюджета 52 тысячи рублей в год, содержания в детском саду — 98 тысяч рублей, в учреждении дополнительного образования — чуть более 15 тысяч.

— Почему в детском саду дороже? За счет питания?

— И за счет питания, и за счет того, что у нас в детсаду профильных специалистов больше. К примеру, в детском саду на одного педагогического работника приходится 11 детей, в школе этот показатель — более 16 учащихся. Кроме того, детсады по количеству детей намного меньше, чем школы, а это отражается на стоимости содержания имущества, например детсад на 200 мест, а школа — на тысячу. Исходя из этого, стоимость обучения одного ребенка в школе обходится дешевле. Сегодня совершенно невыгодно ни школе, ни детсаду иметь у себя маленькое количество детей, потому что бюджет зависит от контингента.

При малом количестве учеников школа становится дотационной — ей всегда на что-то не хватает денег, и мы вынуждены искать дополнительные источники финансирования. Но практически в городе таких маленьких школ — на 200–300 человек — нет. Единственное, это могут быть отдаленные школы в поселках города. Средняя наполняемость школ города — это 600–700 человек, максимальная — 2 тысячи.

— За детские сады родители платят. Почему же из бюджета туда идет больше?

— Бюджет формируется из разных источников. Первый — бюджет республики, который обеспечивает реализацию государственного стандарта образования: это зарплата педагогов и учебные расходы. Второй источник — городской бюджет, который направляется на содержание имущества учреждения: коммунальные платежи, текущий ремонт, текущее содержание зданий. Третий источник — родительская плата, которая направляется на оплату услуг, связанных с осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками. Это заработная плата работников, которые осуществляют присмотр и уход за детьми (няни), расходы на питание и мягкий инвентарь (одеяла, матрасы, подушки и прочее), хозяйственные расходы. Из 98 тысяч рублей содержания ребенка в детском саду порядка 40 тысяч — родительская плата.

— А дополнительные занятия для неуспевающих бесплатно или на платной основе должны быть? Платное репетиторство теми же учителями приветствуется или нет?

  — Со своими учениками платно проводить какие-то занятия мы учителям запрещаем, тем более по тем образовательным программам, которые они должны давать в рамках бесплатных уроков. Но учителя могут предоставлять дополнительно платные образовательные услуги на дому другим детям.

«У нас один из главных показателей — это результат ЕГЭ. Верх шкалы — школа, которая дала лучший результат ЕГЭ по обязательным предметам, а низ — школа с самым низким результатом» «У нас один из главных показателей — это результат ЕГЭ. Верх шкалы — школа, которая дала лучший результат ЕГЭ по обязательным предметам, а низ — школа с самым низким результатом» Фото: ©Денис Абрамов, РИА «Новости»

КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ РЕЙТИНГ ШКОЛ?

— Есть отстающие ученики, а есть отстающие школы. Это как раз деятельность управления образования. Как эта работа проводится?

— Это одна из приоритетных задач нашего управления, в целом системы образования города — больше работать с теми учреждениями, которые находятся в нижнем сегменте качества оказываемых услуг.

— По каким причинам они там оказались?

— Есть разные причины: социального характера, проблемы определенного микрорайона, где-то исторически так сложилось. Последние два года методическая служба города очень много внимания уделяет этим школам. Мы регулярно проводим мероприятия, семинары, тренинги с педагогами данных учреждений. Помимо этого, мы максимально к ним подтянули учреждения дополнительного образования, силами которых организовываются дополнительные занятия, кружки. Я сейчас не имею в виду исключительно образовательные результаты — мы говорим в целом о социализации этого контингента детей, школ. Наша главная задача — чтобы эти дети стали успешными на своем уровне, чтобы они были воспитаны на гражданско-патриотических чувствах, чтобы состоялись как личность, чтобы каждый ребенок в дальнейшем смог получить любую профессию в том направлении, которое ему интересно, в том числе рабочую. Ведь необязательно всем ученикам поступать в вуз и получать высшее образование.

— Да, такой перекос в сторону высшего образования у нас есть.

— К сожалению. У нас в городе очень много учреждений среднего профессионального образования, предоставляющих широкий спектр направлений, которые дети могли бы выбрать для себя. Главная задача школ в данном случае — обеспечить социализацию этих детей и правильно сориентировать их в направлении дальнейшей работы и учебы.

— Какие есть результаты у вашей работы с «отстающими» школами?

— У нас один из главных показателей — это результат ЕГЭ. Верх шкалы — школа, которая дала лучший результат ЕГЭ по обязательным предметам, а низ — школа с самым низким результатом. Этот разрыв в течение 10 лет до 2016 года расширялся. Но с 2016-го эта пропасть постепенно начала сокращаться. Последние два года мы как раз наблюдаем, что школы со сложным контингентом начинают подтягиваться к тем школам, которые тоже, кстати, из года в год свои результаты улучшают. И школы, которые в нижнем сегменте, повышают свои показатели намного стремительнее.

— Вы проанализировали, за счет чего это произошло?

— В большей степени за счет дополнительных услуг. И не только за счет кружков. За счет того, что мы детей больше занимаем на территории образовательного учреждения, то есть создаем для них максимальные условия, чтобы они с утра до вечера оказались в этой образовательной среде.

— Чтобы по улицам не бегали, чтоб уроки делали и втянулись в учебу?

— Или уроки делали, или занимаются чем-то другим полезным. У них появляется осознание, что школа им даст намного больше, чем улица. Рейтинг образовательных учреждений мы делаем не только по качеству образования, но и по охвату детей дополнительным образованием. Важный фактор — это как раз возможность привлечь ребенка к получению качественного образования. За счет того, что мы закладываем убеждение, что нужно учиться, стараться чего-то добиваться, ребенок начинает формировать свою гражданскую позицию и осознавать, что будет лучше для него и всех, если он будет в каком-то направлении успешно развиваться.

— Как составляется рейтинг школ?

— Рейтинг составляется из разных параметров и среди разных образовательных учреждений. По сути, у нас не один, а четыре рейтинга: обычные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии/лицеи и нетиповые образовательные учреждения, куда дети поступают по конкурсу. Если мы возьмем последние три года, лучшим в 2016-м среди нетиповых образовательных учреждений, которых у нас в городе 8, был лицей №131, в 2017-м — IT-лицей, в 2018-м — лицей-интернат №2 Московского района. У 131-го лицея из года в год самое большое количество детей, которые занимают призовые места на олимпиадах, но это один из показателей, причем не основной. Рейтинг образовательных учреждений опубликован на нашем сайте. Родители могут по интересам выбирать любое образовательное учреждение, которое им больше подходит.

«В 2017 году мы открыли две новые школы почти на 2,5 тысячи мест. В 2018 году 1 сентября открыты три новые школы более чем на 3 тысячи мест» «В 2017 году мы открыли две новые школы почти на 2,5 тысячи мест. В 2018 году 1 сентября открыты три новые школы более чем на 3 тысячи мест» Фото: kzn.ru

«ПРИЕМ ДЕТЕЙ В 1-Й КЛАСС ПО МИКРОРАЙОНУ НАЧИНАЕТСЯ С 1 ФЕВРАЛЯ»

— Поступить можно в любую школу, независимо от прописки?

— Конечно. Есть такое понятие, как закрепление микрорайонов за образовательным учреждением. Сегодня, когда у нас в 1-й класс из года в год идет все больше детей и школы практически переполнены, есть, конечно, такая угроза, что, если ты своевременно не напишешь заявление в ту школу, к которой прикреплен по микрорайону, ты можешь остаться без места. Понятно, что мы в любом случае найдем место каждому ребенку, но это может оказаться не та школа, которую хотят родители.

Прием детей в 1-й класс по микрорайону начинается с 1 февраля. Если родителей не устраивает эта школа, то прием в другую, не по месту жительства, начинается только с 1 июля, если там останутся свободные места после приема прикрепленных детей. К сожалению, в густонаселенных микрорайонах бывает и так, что всех детей микрорайона школа принять не смогла. Например, она набирает четыре 1-х класса — 100 детей, а в микрорайоне проживают 130. В данном случае учреждение образования имеет право отказывать, оно зачисляет к себе в образовательное учреждение первых 100 человек, которые раньше обратились. Остальных детей районные отделы образования будут распределять по другим школам. Возможно, эта же школа примет за счет уплотнения, то есть не 25 будет человек в классе, как общепринято, а 30–35.

— Как в Казани решается вопрос со строительством новых школ? Сейчас во многих районах города создается парадоксальная ситуация: сдаются многочисленные жилые комплексы, а школ вблизи них больше не становится. (Елена)

— Последние два года у нас произошел достаточно серьезный положительный сдвиг по строительству новых школ. В 2017-м мы открыли две новые школы почти на 2,5 тысячи мест. В 2018 году 1 сентября открыто три новые школы более чем на 3 тысячи мест. 5 тысяч детей пошли в действующую сеть за счет уплотнения. В настоящее время строится еще две школы, которые планируется открыть к 1 сентября 2019 года: в жилом микрорайоне «Весна» — на 1,5 тысячи мест, на улице Рауиса Гареева — более чем на 1,2 тысячи мест. Но проблема остается. К 2025 году численность школьников увеличится до 195 тысяч. Это достаточно серьезно. Могу привести статистику: у нас в прошлом учебном году в школах обучались 120 тысяч детей, в этом году — уже 128 тысяч. В школы пошло поколение беби-бума.

— А «Салават Купере» как обеспечен школами?

— В 2018 году мы там открыли одну школу, но она уже полностью укомплектована, хотя еще не переполнена, учатся пока в одну смену. Но по проектной мощности там должно быть пять 1-х классов, а сейчас их там уже 10. И с вводом новых домов там детей будет еще больше.

— Планируете строить еще школу?

— Запроектировано сдать там еще одну школу в 2020 или 2021 году, но пока решение о строительстве не принято.

— Насколько сегодня школы города обеспечены учебниками и техническими средствами обучения? Чего не хватает? Удается ли, что называется, идти в ногу со временем в этих вопросах, хватает ли средств? (Иван Павлович)

— Прошло 8 лет после принятия новых образовательных стандартов, по ним у нас сегодня обучаются дети с 1-го по 8-й класс. За это время все 8 классов полностью были обеспечены учебниками по новым образовательным стандартам. Но закупка учебников проходит раз в пять лет, а за это время контингент учащихся стал больше. За счет этого где-то нехватка возникала. На сегодня эта проблема снята. Могу сегодня с уверенностью сказать, что на 100 процентов все школы оснащены учебниками. Что касается технических средств обучения, мы все прекрасно помним, что несколько лет назад была поставка компьютерной техники в образовательные учреждения. Сейчас постепенно начинается уже процесс обновления.

— Электронные доски — это актуально или уже пройденный этап?

— Действительно, лет 10 назад интерактивная доска — что-то невероятное для образовательного учреждения. Сейчас это уже обыденная картина, практически во всех учебных кабинетах интерактивное оборудование имеется. В рамках программного обеспечения это оборудование используется, так скажем, в новых форматах.

— Интересно узнать ваше отношение к этим техническим средствам. Настолько ли это большое значение имеет для процесса образования?

— Технические средства обучения, конечно, никогда не заменят учителя. Это исключительно вспомогательный инструмент, чтобы можно было проще и удобнее объяснить детям учебный материал. Мы еще должны учитывать, что у нас дети очень продвинутые. Если в школах не будет технического оснащения, детям станет неинтересно учиться. Нам важно занять детей именно в том формате, который привычен им. Конечно, учитель должен быть в тренде, он не должен знать меньше, чем его ученики. И владеть этими техническими средствами обучения должен лучше, чем ученики.


УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН СДАТЬ ПОДАРОК В ФОНД ШКОЛЫ

— Из чего складывается зарплата рядового учителя? После всех надбавок сколько получается в среднем? Когда-то говорили: «Повысили, уже хватит». А может, уже так давно повысили, что мало сейчас?

— Мы с сентября 2018 года перешли на новую систему оплаты труда, изменилась сама структура зарплаты. Если раньше окладная часть зарплаты учителя составляла 49 процентов, а 51 процент — различные доплаты и надбавки, то сейчас 73 процента — окладная часть, 27 — часть надбавок, то есть 73 процента — это обеспеченное. Надбавки даются в зависимости от стажа, категории, качества выполняемой работы, за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом или учебными мастерскими, за специфику образовательной программы, молодым специалистам и так далее. Но у кого-то они есть, у кого-то нет — в зависимости от квалификации, опыта, стажа и от всех остальных показателей.

На сегодня средняя зарплата учителя составляет чуть более 36 тысяч рублей. Здесь мы должны учитывать, что это средняя зарплата на среднюю нагрузку 25 часов в неделю. Если переформатируем на одну ставку (18 часов), цифра чуть снизится — это порядка 23 тысяч рублей. Что касается повышения зарплаты учителей, она ежегодно индексируется. С 1 января 2019 года у нас уже запланировано повышение зарплаты педагогических работников на 4,3 процента. Ежегодно с учетом уровня инфляции это повышение происходит.

— Какая разница между зарплатой директора школы и средней по педагогам? Кто ее устанавливает?

— По новой системе оплаты труда зарплата директора зависит только от количества детей. Диапазон зарплаты директоров составляет от 20 до 50 тысяч рублей. При этом здесь не учтена внебюджетная часть зарплаты. Если интересует конкретная школа, информацию можно увидеть на сайте управления образования на портале kzn.ru. Мы ежегодно публикуем среднюю годовую зарплату директоров и заместителей директоров учреждений образования с учетом и бюджета, и внебюджета. В СМИ, насколько мне известно, эту тему обсуждают.

— В конце ноября в Госдуму был внесен законопроект. Если он будет принят, то наряду с федеральными служащими антикоррупционные стандарты распространятся на работников здравоохранения и образования, со всеми вытекающими последствиями. Как считаете, это своевременное и необходимое дополнение закона? Часто ли приходится разбирать коррупционные вопросы? Какой средний «чек» взятки? (Илья Романов)

— Я не думаю, что в этом законопроекте есть что-то такое сверхъестественное. В системе образования Казани на протяжении последних лет внедряем и регулярно обсуждаем вопросы антикоррупционных стандартов: конфликт интересов, работа родственников в образовательных учреждениях, дополнительный заработок учителей, директоров, административного персонала. Ежеквартально управление образования проводит заседание антикоррупционной комиссии с рассмотрением вопросов соблюдения антикоррупционного законодательства.

Наша задача — заранее предупреждать и руководителя, и работников образовательного учреждения о строгом соблюдении действующего законодательства о противодействии коррупции. Мы ежегодно направляем инструктивные письма в образовательные учреждения с предупреждением о том, как они должны действовать в случаях возникновения коррупционных проявлений и куда они должны сообщать. Если кто-то пытается склонять руководителя или педагога к какому-то коррупционному проявлению, необходимо своевременно реагировать, то есть действовать в соответствии с утвержденным порядком.

— Например, учителю родители принесли подарок на 8 Марта. Что делать?

— По сути, они должны сообщать об этом своему руководителю, подарок должен быть сдан в фонд школы. В образовательных учреждениях создана и работает комиссия по противодействию коррупции, на которой они должны данные вопросы рассматривать. Но мы сейчас не говорим про цветы или открытки. Это все-таки признание учителя, его труда.

«За последние 7 лет мы смогли отремонтировать 139 школ» «За последние 7 лет мы смогли отремонтировать 139 школ» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДОБИЛИСЬ, ЧТОБЫ РОДИТЕЛЕЙ НЕ ОБЯЗЫВАЛИ ПЛАТИТЬ ЗА ОХРАНУ»

— Сегодня не слышно о жалобах на поборы в школах. Или я ошибаюсь? Неужели стало хватать на текущий ремонт, охрану и прочие необходимые каждый день траты? (Мухаметшин)

— Есть два важных момента. Первый: в Казани активно обновляются школы. В 2017 году по программе капитального ремонта отремонтировано 13 школ, в 2018-м — еще пять. За последние 7 лет мы смогли отремонтировать 139 школ. А если из окна не дует, если классы в хорошем состоянии, если с потолка не льется вода и дети могут заниматься в нормальных условиях, то и денег с родителей на эти нужды просить не будут. Сейчас в Казани идет программа капитального ремонта уже детских садов. Понятно, что возникают вопросы текущего ремонта. Мы от такого не застрахованы. Но это уже не глобальная проблема. И даже ее мы стараемся решать не за счет родителей, а ориентируем школы по данным вопросам обращаться к нам, а мы — в исполком, в министерство образования.

Второй момент: если родители посчитали нужным дополнительные затраты — что-то докупить в класс, оплатить поездку на каникулах или дополнительные услуги, то только безналичный расчет. С полным и прозрачным отчетом можно ознакомиться на сайте образовательного учреждения. В течение последних лет мы работали над тем, чтобы не было наличного оборота денежных средств за те или иные оказанные услуги. Тогда это и прозрачно, и понятно для родителей.

— А по поводу охраны учреждений?

— Все школы оснащены необходимым минимумом — кнопкой тревожного сигнала, камерами видеонаблюдения по периметру территорий, металлодетекторами, то есть технические средства все есть, а вот вопрос с физической охраной пока не решен. Из 514 образовательных учреждений — школ и детских садов — на сегодня 178 охраняется частными охранными предприятиями, в остальных охрану в дневное время осуществляют вахтеры. По современным требованиям и реалиям, наверное, это не совсем правильно. Ни из бюджета республики, ни из городского бюджета средств на охрану в рамках нормативов не предусмотрено. Образовательное учреждение выходит из данной ситуации своими силами: где-то обращается к родителям за целевыми взносами, где-то решает проблему за счет своих внебюджетных источников. При этом мы добились того, чтобы родителей не обязывали платить за охрану.

— Чтобы дети не проносили в школу ножи и другое оружие, как считаете, всех надо обыскивать при входе? (Королев)

— Это достаточно тонкий момент. Через личный досмотр пропускать детей в образовательное учреждение невозможно. Если в школе обучаются порядка тысячи детей и мы их всех пропускаем через личный досмотр, это можно будет полдня в школу проходить. Поэтому в данном случае нам в помощь приходят технические средства.

«Казанский федеральный университет, в принципе, никогда не переставал готовить педагогов» «Казанский федеральный университет, в принципе, никогда не переставал готовить педагогов» Фото: «БИЗНЕС Online»

НАЧАЛОСЬ ЦЕЛЕВОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ В КФУ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ

— Казанские школы испытывают дефицит учителей — каких именно? Что делается управлением образования для восполнения пробелов? Мужчин-учителей в школах по-прежнему мало? (Дарья П.)

— Летний период у нас всегда достаточно напряженный — идет своего рода ротация кадров: кто-то переходит из одной школы в другую, а на его место еще не пришел новый учитель. Но данный вопрос мы решаем. В этом году в конце августа все вакансии были уже закрыты. В большей степени мы испытываем трудности с учителями начальных классов, математики и физики. Эта проблема существовала к началу текущего учебного года, но на сегодня вопрос закрыт. Он вновь поднимется следующим летом, потому что из года в год детей в школах становится больше, соответственно, нагрузка на учителей возрастает. Что же касается учителей-мужчин, в целом в Казани сейчас работают порядка 10 процентов. При этом среди учителей до 35 лет мужчин около 15 процентов. Это говорит о том, что у нас молодые мужчины идут работать в школы.

— Среди победителей конкурса «Учитель года» каждый год у нас мужчины. Вы специально их как-то продвигаете или они оказываются в конкурсе объективно сильнее?

— В последние три года у нас абсолютными победителями стали мужчины, но до этого в конкурсе победителем была женщина. Как правило, в конкурсе «Учитель года» участвуют педагоги до 40 лет, то есть это как раз тот возраст, когда они хотят себя показать, хотят быть успешными.

— Кстати, о тех, кому за 40. Да, опыт добавляется, но и усталость жмет. Как повышается квалификация и обращают ли внимание именно на учителей, которым за 40?

— У нас каждый учитель раз в три года обязательно проходит курсы повышения квалификации. Эти курсы учитель выбирает самостоятельно из того перечня, который предложен министерством образования. Это обязательная процедура. Кроме того, раз в пять лет каждый учитель должен или подтверждать свою квалификацию, или пройти заново аттестацию на более высокую квалификационную категорию. Поэтому говорить о том, что после 40 лет у нас учителя перестают развиваться, совсем неправильно. Если они не участвуют в конкурсе «Учитель года», это не говорит о том, что они плохие учителя и что они не занимаются саморазвитием. Учитель — одна из немногих профессий, где человек постоянно находится в поиске, потому что он готовится к каждому уроку, иначе детям будет неинтересно изучать школьные предметы.

— Раньше у нас был самостоятельный педагогический институт, который готовил кадры в соответствии с названием. Сегодня он входит в «холдинг» КФУ. Ощущается ли на практике снижение педагогической составляющей в подготовке кадров для школы? (Мавлютов)

— Казанский федеральный университет, в принципе, никогда не переставал готовить педагогов. Университет не выдает диплом о том, что данный человек является учителем, он выдает диплом специалиста, но при этом, например, физик, который обучается в КФУ и который получает диплом физика, изучает и педагогику, и психологию, и методику преподавания предмета.

— Важно то, в каком объеме. Может быть, это по остаточному принципу дается?

— Я бы не сказал. Те специалисты — физики, математики, биологи, химики, географы, которые заканчивали КФУ, — так же владеют технологиями обучения детей и успешно работают в наших учреждениях. И я уже сказал о том, что раз в три года учитель проходит обучение по методике, по своему курсу — как сделать красивее, лучше, интереснее свой урок. В рамках федерального вуза готовятся и учителя начальных классов, и педагоги дошкольного образования. В Институте филологии и межкультурной коммуникации готовятся учителя-словесники. Физики, химики, географы тоже готовятся в КФУ. Они приходят в наши школы и работают учителями. С этого года начался новый проект — целевого поступления в КФУ на педагогические направленности.

— Что значит «целевое»? Обязательно примут, с любыми результатами ЕГЭ?

— Нет, не с любыми результатами ЕГЭ. Это мы, муниципалитеты, заказываем федеральному университету подготовку тех или иных кадров. Отбор у них происходит таким же образом — по лучшим результатам ЕГЭ. Таким студентам Татарстан за счет бюджета республики выплачивает стипендию.

— Они обязаны потом отработать какое-то время?

— Они обязаны пять лет работать в школе. Сейчас заключается трехсторонний договор: муниципалитет, федеральный университет и студент. Если «целевик» не станет работать, то обязан будет вернуть эти деньги. В настоящее время в рамках стипендиальной целевой подготовки обучаются 52 студента, в том числе 38 студентов поступили в текущем году — это математики, биологи, химики, физики, историки, учителя музыки и начальных классов. На следующий год хотим заявить именно физиков, математиков и информатиков, которых на сегодня нам не хватает.

«С этого года начался новый проект — целевого поступления в КФУ на педагогические направленности» «С этого года начался новый проект — целевого поступления в КФУ на педагогические направленности» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАЗАНЬ ЛУЧШЕ ПИТЕРА, ПО МАТЕМАТИКЕ ОБОШЛА И МОСКВУ, И ПИТЕР»

— Где-то прочитал, что у учителей-предметников плохие результаты по ЕГЭ, который сдают ученики. Такие слабые знания у учителей или экзамен слишком «суровый»? (Валерий)

— Вероятно, разговор идет об экспериментальном тестировании, которое проводилось в этом году федеральным министерством. В нескольких регионах 22 тысячи преподавателей разных предметов проходили данное тестирование по желанию. До этого такого тестирования на уровне России не было, а в Татарстане пять лет назад все это начали, мы уже пять лет проводим тестирование учителей. Нельзя проводить параллель между ЕГЭ учеников и тестированием учителей. Это немного другое тестирование — именно направленное на профессиональное мастерство, на оценку профессионального уровня педагога. Да, там есть предметная область, но там не менее важная часть — умение преподавать свой предмет. Поэтому говорить о том, что учителя не сдали данное тестирование на 100 баллов, а ученики должны сдавать именно на 100 баллов, не совсем корректно.

— Татарстанские результаты каковы, именно в федеральном масштабе?

— Пока мы результаты не получили, но важно понимать, что тестирование проводилось не для того, чтобы поставить оценку преподавателям и пристыдить их, а для того, чтобы понять уровень учителей, сделать выводы и, исходя из этих результатов, переосмыслить аттестацию педагогов по всей России.                                        

— Есть ли шанс, что отменят ЕГЭ в ближайшем обозримом будущем? (Игорь, 10-й класс) 

— (Смеется.) Большой привет Игорю! ЕГЭ — это же форма государственной итоговой аттестации, она всегда была и будет в том или ином виде. ЕГЭ — это ныне существующая и единая форма для всей России, а будет ли она единой завтра, через год или в другом формате, неизвестно. Да, из года в год формат ЕГЭ меняется, вносятся какие-то коррективы, дополнения. ЕГЭ сегодня кардинально отличается от того, что было раньше: если 10 лет назад это был тест с четырьмя вариантами ответов, то сегодня ЕГЭ — это совершено другой материал, где ученику нужно не просто выбирать варианты ответа, а подключать образное мышление, творческие способности.

— Еще сложнее стало?

— Стало больше творчества для ребенка, чтобы он самостоятельно принимал какие-то решения, а не просто выбирал вариант ответа. Изменения есть, на сайтах данная информация размещается, специально для родителей проводим единый день ЕГЭ. Подобное делается для того, чтобы родители сами понимали, что это такое, и в рамках психологической подготовки ребенка к ЕГЭ тоже могли внести свою лепту и помочь в морально-психологическом плане. Сейчас много страстей вокруг ЕГЭ — накручиваем детей. Да, есть, наверное, определенные моменты, когда учителя хотят, чтобы каждый ребенок хорошо сдал ЕГЭ, и для этого натаскивают его.

— Нас тоже натаскивали, когда экзамены по билетам сдавали. Но чем сложнее ЕГЭ? Сейчас в чужую школу приди, кругом камеры, шпору не вытащи, учителя не подскажут… Вот это пугает.

— Здесь важно, чтобы ребенок психологически был подготовлен к данной процедуре. Когда мы впервые приходим туда, где множество камер, где все чужие люди, для нас подобное действительно некомфортно, но дети это проходят в рамках тренировочных тестирований много раз — и на базе своей школы, и на базе других учреждений, чтобы привыкнуть к такой обстановке. Для нас все-таки важнее, чтобы все дети были в одной конкурентной среде, чтобы не было предвзятого отношения к ребенку, чтобы все они в одинаковых условиях сдавали ЕГЭ. Главное — их нужно к этому подготовить и психологически, и, конечно же, в плане качества знаний.

— Как Казань выглядит среди городов и районов республики по качеству школьного обучения? (Жарова Е.П.)

— В этом году ни среди школ республики, ни среди муниципалитетов рейтинг не выстраивался. Республика этого не делала намеренно, выполняя поручения со стороны Рособрнадзора (это в большей степени было связано с результатами ЕГЭ), чтобы мы не сравнивали себя с другими регионами. Такое указание было, потому что результаты ЕГЭ — это все-таки индивидуальные результаты ребенка, а не системы.

— А для чего школа работает? Для того, чтобы у каждого ребенка были хорошие результаты.

— Хорошие результаты — это не только единый государственный экзамен. По ЕГЭ общероссийских рейтингов не было, но в целом мы в Казани этот рейтинг делаем. Было бы не совсем правильно сравнивать миллионный город с каким-нибудь маленьким муниципалитетом республики, где, например, 20 выпускников, а у нас 6 тысяч. Это некорректное сопоставление, потому мы уже давно сравниваем себя с городами-миллионниками Поволжья, в целом России. Это Екатеринбург, Новосибирск, Уфа, Нижний Новгород, те города, которые активно развиваются, в том числе в сфере образования. И, конечно же, Москва, а также Санкт-Петербург.

— И каковы наши результаты?

— Я уверенно могу сказать, что по многим показателям мы лидируем. Конечно, есть определенные проблемы в тех или иных позициях, например, есть отдельные предметы, по которым мы проседаем. Но имеются показатели, по которым мы в лидерах, к примеру олимпиадное движение: после Москвы и Питера мы находимся на третьем месте уже на протяжении нескольких лет. Это достаточно хороший показатель, причем не только в количестве детей, которые занимают призовые места на всероссийских олимпиадах, но и в части удельного веса относительно общего количества детей в регионе. По данному показателю мы уступаем только Москве. Если сравним показатели ЕГЭ по основным предметам, которые сдают все: по русскому языку Казань лучше, чем Санкт-Петербург, по математике обошла и Москву, и Питер.

— У нас первое место в России?

— Сказать, что первое место в России, сложно, мы сравниваем Москву, Питер, Казань. Возможно, есть какой-то не миллионный город, который где-то продемонстрировал лучше показатель, чем у нас, но среди крупных городов, получается, так. Сказать, что мы лучше всех, нельзя, но есть определенные показатели, где мы лучше, есть показатели, по которым нам еще есть над чем работать.

«Профессия учителя такая, что он должен выступать в роли регулятора, быть рефери и арбитром» «Профессия учителя такая, что он должен выступать в роли регулятора, быть рефери и арбитром» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ШКОЛЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАЗНЫМИ!»

— Насколько казанские школы свободны в формировании программы обучения? Понятно, что на базе федеральных стандартов. Вообще, хотят ли они и умеют ли разрабатывать собственные программы? Либо сейчас все усреднено? (Сания Бикмуллина)

— Образовательные учреждения всегда свою образовательную программу делают самостоятельно. Да, есть стандарты, там прописаны все те предметные области, которые должны быть охвачены в рамках образовательной программы. С учетом всех этих стандартов, примерных образовательных программ каждое учреждение выбирает себе свою траекторию развития. Мы же все прекрасно знаем, что есть гимназии, лицеи, есть школы-углубленки. Кто-то углубляет, например, иностранные языки, кто-то делает упор на естественно-научное направление, на математику, физику, кто-то изучает историю, обществознание. Нет единого рецепта для всех учреждений.

— Вы поощряете, чтобы школы все разные были?

— Школы должны быть разными!

— Все школы способны адекватную программу предложить?

— Конечно, они все ее делают, мы это анализируем, все находится на сайте образовательных учреждений.

— Они вам данные программы сдают, предъявляют?

— У них такой обязанности нет, у нас, в принципе, контрольной функции в этом плане нет. Есть плановая проверка Рособрнадзора, которая проходит раз в три года, в ее рамках анализируются образовательные программы. Если там что-то не так, естественно, даются рекомендации или замечания образовательным учреждениям, чтобы они это исправили. Но с нашей стороны тоже идут определенные рекомендации по части составления рабочих программ по тому или иному предмету, в большей степени это связано с промежуточными результатами, результатами ЕГЭ. Если мы видим, что у нас по результатам ЕГЭ, например, по литературе показатели снизились, значит, мы готовим свою программу того, что нужно менять, анализируем эту ситуацию, методической службой даются рекомендации образовательным учреждениям в плане того, что им нужно менять для повышения показателей. И они это выполняют в рамках своей образовательной программы и в рамках рабочих программ.

— А между министерством образования и управлением образования какая-то вертикаль есть?

— Естественно, есть, потому что мы все образованием занимаемся.

— То, что министр образования у нас из другой оперы, чувствуется?

— Я считаю, что министр и руководитель любого уровня в первую очередь должен быть руководителем, менеджером, который должен организовать работу. И должна быть команда руководителя, которая ситуацию знает изнутри.

 — Не секрет, что качество обучения во многом зависит от дисциплины на уроках. Мы в СМИ и в интернете сплошь и рядом видим, как дети выводят учителей, а те срываются. Почему-то чаще винят учителей, а как же хулиганистые дети и ответственность их родителей? От поведения хулиганов страдает качество знаний их одноклассников. Какие меры воздействия на нерадивых учеников сегодня практикуются? Этого достаточно, как считаете? (Ирина Антонова)

— Действительно, мало учителей, которые не сталкивались в своей деятельности с конфликтами, связанными с учениками или дисциплиной в классе. Так или иначе, все это происходит практически со всеми учителями, тут на первый план всегда выходит профессионализм учителя, его умение сгладить эту конфликтную ситуацию и увлечь ребенка образовательным процессом. Все зависит от того, насколько учитель умеет грамотно и увлекательно преподнести учебный материал.

— Ну это все понятно, но все равно есть хулиганы. Некоторых не увлечешь ничем, только «прибить» можно…

— Я не соглашусь.

— А они же сейчас еще на телефон все снимают! Учителя жалуются, говорят, что стало невозможно?

— Да, учителя и директора очень часто об этом говорят, жалуются и на учеников, и на тех родителей, которые намеренно провоцируют конфликтные ситуации. В этом и есть умение педагога сглаживать подобные моменты.

 Но вообще этот вопрос остро стоит? Какие сейчас дети?

 — Я бы не сказал, что вопрос стоит остро. Так или иначе, да, определенные вспышки появляются и между родителями и учителями, и между родителями конфликтные ситуации, которые, получается, тоже должны регулировать учителя. К сожалению, это тоже происходит. Между детьми такое происходит. И учитель должен разруливать и не доводить ситуацию до критического момента. Профессия учителя такая, что он должен выступать в роли регулятора, быть рефери и арбитром.

«На сегодня в Казани работают порядка 800 учителей татарского языка, примерно столько же учителей русского языка» «На сегодня в Казани работают порядка 800 учителей татарского языка, примерно столько же учителей русского языка» Фото: «БИЗНЕС Online»

БОЛЕЕ 300 УЧИТЕЛЕЙ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ПРОШЛИ ПЕРЕПОДГОТОВКУ

Относительно русского и татарского языков много вопросов пришло. Начну с такого: «По поводу изучения татарского и русского языков в школах Казани есть какое-то единое правило от министерства/управления образования или каждая школа по-своему решает этот вопрос? Общалась с родителями из разных школ — везде по-разному». (Ирина Ф.)

 — После внесения изменений в закон об образовании в стандарте образования появилась отдельная предметная область «Родной язык, родная литература», в рамках которой может изучаться, по сути, любой язык, который является родным для ребенка, при этом каждое образовательное учреждение предлагает тот или иной язык в зависимости от своих возможностей. Относительно Казани это русский, татарский и иврит в одной школе. Родитель должен выбрать какой-либо из языков. Насколько мне известно, у нас все родители тот или иной язык уже выбрали.

 — Жалоб в вопросах много, но никто не указал конкретную школу. Знаете почему? Боятся, что на детей будет оказано негативное давление.

— Я считаю, что это неправильный подход. Если мы хотим, чтобы был порядок, мы должны об этом открыто заявлять.

 Объясните, пожалуйста, чем отличаются программы обучения русскому как родному и русскому как государственному? (Эльза Титова)

— В стандарте есть конкретная предметная область русского языка и литературы, государственного языка Российской Федерации, в которой прописаны основные моменты, какие области должны быть изучены в рамках этого предмета. И есть понятие родного языка и литературы, в стандарте тоже прописано, что изучается в рамках родного языка и литературы.

— То есть не надо учителю велосипед изобретать, в стандарте все написано?

 — Ну конечно, в стандарте не прописан конкретно каждый урок, там прописаны основные компетенции, которым должен обладать ребенок по итогам данного курса. Для достижения этой компетенции учитель может подготовить свою программу, в конце которой должны прийти к показателям, указанным в стандарте. Федеральный стандарт есть на сайте министерства просвещения, образовательная программа учреждения и рабочие программы размещены на сайте образовательного учреждения.

— Почему в школах Казани продолжают принуждать родителей русских детей писать заявление об изучении русскими детьми татарского языка? Считаете ли вы подобное допустимым? Куда жаловаться, если подобные факты имеют место? (Николай Семенов)

— Это недопустимо. В первую очередь нужно поднять вопрос перед директором школы, я даже допускаю, что директор в какой-то степени может не владеть ситуацией, это может быть инициатива конкретного учителя. Но если и на уровне директора этот вопрос не решается, я предлагаю обращаться в управление образования, мы эту ситуацию разберем и расставим точки.

— В какой форме к вам обращаться — официальное письмо написать? Или есть горячая линия?

 — Можно позвонить в приемную по телефону 292-70-50, написать на электронную почту лично мне, на электронную почту управления образования. Мы в любом случае эту ситуацию разберем, без внимания не оставим.

 Вы считаете нормальным, что родной русский язык преподают учителя татарского языка? Вам не кажется, что родной русский язык должен преподавать учитель русского, а не наспех переученные учительницы татарского? (Сергей Петров)

— В данном случае учитель подготовлен как филолог, который может преподавать как татарский, так и русский язык. Другой момент — насколько учитель сам готов взять этот предмет, насколько ему данный предмет готово дать образовательное учреждение. Если это возможно, если учитель верит в свои силы, что он может это сделать, никаких законодательных или других препятствий тому, чтобы он преподавал предмет «Русский язык», не имеется. Но учитель должен быть компетентным — это однозначно.

 После всех этих перипетий с изучением татарского языка насколько сократилось количество часов татарского и учителей этого предмета? Как трудоустроены сокращенные учителя? Хватило ли учителей русского языка после увеличения часов, отведенных на этот предмет? (Лутфуллина Р.)

— Сейчас в городе в среднем предмет «Родной язык» преподают три часа в неделю в каждом классе. Где-то два, где-то три, где-то четыре часа, но в среднем три. После изменения учебного плана произошло сокращение числа ставок по татарскому языку, но это не привело к сокращению физических лиц. На сегодня в Казани работают порядка 800 учителей татарского языка, примерно столько же учителей русского языка. В рамках изменения учебного плана чуть больше 300 учителей татарского языка прошли переподготовку. Кто-то стал учителем начальных классов, ИЗО, музыки, кто-то начал преподавать другие предметы — историю, обществознание. Кто-то пошел на русский язык — те, кто имел соответствующее образование и квалификацию. Они остались работать в тех же школах. Количество учителей в образовательном учреждении не сократилось, потому что количество часов в целом не сократилось, изменилось распределение часов из одного предмета в другой.


«ДЕЛИТЬ ДЕТЕЙ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ В ПРИНЦИПЕ НЕПРАВИЛЬНО!»

 — Один вопрос пришел на татарском языке, привожу его на русском: «Почему в каждом районе Казани не открывают настоящие татарские школы, не хватает настоящих татарских детсадов? Почему в те, что есть, татарские, берут детей других национальностей, в связи с чем не хватает татарской атмосферы обучения на родном языке? Почему в Казани абсолютно нет татарских кружков, почему новогодние елки ежегодно проводятся только на русском языке? Можно ведь чередовать: один год по-татарски, другой год по-русски». (Ильнур)

— На сегодня в Казани работает 37 школ с татарским языком обучения, из них 20 — татарские гимназии, где обучение полностью ведется на татарском языке. Говорить о том, что в том или ином районе нет татарских школ, неправильно. При этом мы в любом случае исходим из запроса родителей, мы не можем вразрез с мнением и желанием родителей открывать татарскую школу и татарский класс. Если есть запрос — пожалуйста. Например, много задавали вопросов по поводу татарских классов в новой школе в «Салават Купере». Есть количество детей, 25 человек, которые хотят идти в татарские классы, — открываем. Кадров и возможностей для этого предостаточно.

Есть лицеи, в которых преподавание ряда предметов ведут на татарском языке. При этом мы не говорим, что у нас все предметы с 1-го по 11-й класс ведутся на татарском языке. Да, есть определенные предметы, которые ведутся на татарском, есть предметы, которые ведутся на русском, есть предметы, которые ведутся на английском языке. Но здесь мы опять-таки исходим из запроса родителей и возможностей образовательного учреждения. Есть учебно-методические комплекты, есть педагог, который может вести предмет на татарском, русском или английском языке — пожалуйста, все это делается.

— Какая ситуация в детсадах?

— У нас в городе 78 детских садов ведут процесс воспитания детей на татарском языке, а всего детсадов 301. И здесь мы говорим не о национальном составе детей, а о желании научиться разговаривать на татарском языке.

 Есть примеры?

— Конечно, есть. У нас есть учителя разных национальностей, которые преподают татарский язык в школах.

— Учителя-то да, а ученики?

— Эти учителя отучились в наших школах, они не пришли из других мест. Мы не можем делить детей и их родителей по национальностям. Мы в принципе этого не должны делать! Когда сейчас говорим, что в качестве родного или государственного изучаем или русский, или татарский язык, мы же не утверждаем: «Ты русский — ты не должен идти на татарский язык». Или наоборот: «По национальности ты татарин — ты не должен ходить на русский в качестве родного». Каждый выбирает на свое усмотрение. Если хочет человек в качестве родного изучать татарский — он и изучает татарский; если хочет русский, то пожалуйста. Делить детей по национальному признаку в принципе неправильно!

100 ТЫСЯЧ УЧАЩИХСЯ ВОВЛЕЧЕНЫ В ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

— Почему в школах сегодня нет никакой внеклассной работы, нет воспитания — дети предоставлены сами себе. Мы, родители, не складываем с себя обязанностей по воспитанию, но и школа должна быть примером, вносить свой вклад. Иначе получаем, что школьники могут все что угодно сказать учителю. (Дамир Хусаинов)

— Образовательный процесс не может идти отдельно от воспитательного процесса, и наоборот. Поэтому мы всегда говорим об учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях. Нет четкой границы между образованием и воспитанием ребенка, все происходит в совокупности. У нас в каждом образовательном учреждении есть завучи — заместители директоров по воспитательной работе, которые организовывают работу и дополнительных кружков, и классных руководителей, являющихся прямыми воспитателями детей. Все мероприятия, которые проводятся и на уровне города, и на уровне образовательного учреждения, направлены на воспитание детей. Не просто на получение образования, а именно на воспитание и получение образования. Мы должны воспитывать в детях желание получить образование — это тоже воспитательный процесс.

— Какие сегодня детские общественные организации есть в школах Казани? Они как-то объединены в общегородском или общереспубликанском масштабе? (Альфия)

— В целом уместно говорить о детском движении в образовательных учреждениях. У нас в школах города обучаются 128 тысяч детей, 100 тысяч из них вовлечены в детское движение. Что оно собой представляет? Разные направления работы. Это и детские общественные организации — они созданы на базе всех образовательных учреждений. Это юнармия, это отряды профилактики правонарушений. То есть именно тот воспитательный блок, в котором ребенок занимается не только собой, но и своими одноклассниками, младшими. Практически в каждой школе есть такие детские общественные отряды. Например, есть общегородское детское объединение «Дети Казани», где свой президент. Оно распространяется на все школы.

— А такого обязательного движения, как пионерия, сейчас нет? Как считаете, должно быть нечто подобное?

— Общественное движение не может быть обязательным. Оно потому и называется общественным. Это должно быть по интересам: какое движение ребенку интереснее, в пользу того он и делает свой выбор. Одно дело — общественные движения на уровне образовательных учреждений, но другое дело, что, например, есть детские общественные движения на базе учреждений дополнительного образования, других структур, причем не только в системе образования, но и, к примеру, в спорте. У молодежи и подростков тоже свои движения и клубы по интересам, которые направлены на воспитание.

«Проблема очередности в детских садах до сих пор существует, в большей степени для детей ясельного возраста с полутора до трех лет» «Проблема очередности в детских садах до сих пор существует, в большей степени для детей ясельного возраста с полутора до трех лет» Фото: kzn.ru

К 1 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА ОТКРОЮТ 10 ДЕТСКИХ САДОВ

— В детские сады в Казани есть очередь?

— В общей электронной очереди зарегистрированы более 50 тысяч детей, которые еще не посещают соответствующие учреждения. Это дети от нуля до семи лет. Если говорить о детях в возрасте от трех лет, то сегодня в актуальной очереди остались порядка 2 тысяч детей. Это дети, которым были предложены места, но не туда, куда родители хотели. Родители отказываются и предпочитают ожидать наступления своей очереди на последующие комплектования.

Проблема очередности в детских садах до сих пор существует, в большей степени для детей ясельного возраста с полутора до трех лет. И мы занимаемся этой проблемой. В рамках федеральной программы идет строительство 10 детских садов, открытие которых планируется к 1 сентября 2019 года. Мы работаем и по созданию ясельных групп в детских садах.  

— А сколько ясельных мест на 2019 год предполагается?

— В 2018 году у нас 2,5 тысячи детей ясельного возраста пошли в детский сад, однако пока рано говорить о том, сколько их будет в 2019 году.

— Мы слышали про план на 1100 мест.

— 1100 — это в рамках нового строительства, а в рамках действующей сети уже имеющихся детских садов говорить о том, сколько конкретно будет, пока рановато. Узнаем количество только в марте, когда увидим реальную картину очередности в детсады по возрастным категориям. Исходя из этого, определимся, где будут открыты дополнительные ясельные группы.

«КОММЕНТАРИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАЮ! ИНТЕРЕСНО ИМЕННО ТО, ЧТО ДУМАЕТ НАСЕЛЕНИЕ»

— Управлять системой образования в Казани — дело чрезвычайно ответственное, я считаю. Хотелось бы побольше узнать о вас лично: как повышаете квалификацию и общий уровень образованности, чем увлекаетесь, как проводите свободное время? (Коткова Ю.)

— У муниципальных служащих, у руководителей есть своя система повышения квалификации. Раз в три года проходим курсы повышения квалификации по тем направлениям, которые мы сами выбираем, которые для нас наиболее интересны и которые могут быть полезными в работе. Что же касается дополнительного образования по собственному желанию, то это в большей степени происходит в рамках обмена опытом и общения с коллегами из других городов. В основном, конечно, ориентируемся на Москву и Петербург. Очень тесно взаимодействуем с Институтом повышения квалификации Москвы. Есть такой проект, который больше собран вокруг департамента образования Москвы, он так и называется — «Города России — партнеры Москвы». Мы в данном проекте также участвуем, в нем объединено 15 городов России. Мы регулярно посещаем те или иные регионы, много встречаемся на базе московских площадок, симпозиумов, форумов и обсуждаем различные вопросы, изучаем опыт своих коллег.

— А для души у вас есть какое-нибудь хобби?

— Когда есть свободное время, стараюсь посвятить его своим детям. У меня их трое. Может быть, даже не столько им, сколько мне порой необходимо общение с ними.

— «БИЗНЕС Online» читаете?

— Да, как только появляется свободное время, стараюсь заходить и читать статьи на интересные мне темы. Во-первых, это образование, во-вторых, городское хозяйство. Очень полезные сигналы поступают именно из средств массовой информации, в том числе из «БИЗНЕС Online». Например, поступают жалобы от родителей о том, что где-то что-то не так организовано. Аналитика «БИЗНЕС Online» и СМИ в целом очень полезна в организации нашей работы. Я могу сказать лишь слова благодарности за то, что вы так активно поднимаете вопросы образования и городского хозяйства на своих страницах.

— А комментарии читателей вам полезны?

— Комментарии обязательно читаю! Интересно именно то, что думает население.

— После вашего интервью у вас как раз будет возможность проштудировать комментарии. Если что-то критикуют, то пусть называют конкретно номера школ и детсадов?

— Конечно! Когда мы говорим обобщенно, мы говорим ни о чем, все больше становится похожим на пустые слова. Хотелось бы больше конкретики: номер школы или сада и в чем именно проблема.

— Но комментарии практически все будут анонимными.

— Для меня это вообще не имеет значения. Пусть будут анонимными. Для нас важно реагировать, понимать суть проблемы и решать ее.

— Ильнар Рузалович, спасибо за обстоятельный и полезный разговор. Успехов вам!