«Фонд — это не решение проблем, никакой такой задачи не ставилось. Это дополнительный инструмент», — заявил сегодня глава думского комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, возложив ответственность за развитие родных языков на местные власти. О том, на чем сосредоточится фонд сохранения и изучения родных языков народов России и когда появится обещанная министерством просвещения концепция изучения родных языков, — в материале «БИЗНЕС Online».
«РАЗВИВАТЬ ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ И МАЛЫХ НАРОДОВ ДОЛЖНО ГОСУДАРСТВО»
«Развивать языки коренных и малых народов должно государство — по сути, федеральный центр. А у кого есть свои национальные территориальные образования, — конечно, муниципальные и региональные органы власти», — заявил сегодня на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. По его словам, у него с коллегами зреет законопроект, призванный «поправить» закон «Об образовании», в котором об этом ничего не говорится. «Надо, чтобы то, что было написано в законе о языках народов, реализовывалось в системе образования», — отметил депутат.
Вообще Международный день родного языка, отмечаемый относительно недавно, с 2000 года, был призван увековечить кровавые события далекого 1952 года, когда пакистанская полиция жестоко расправилась с защитниками бенгальского языка. В России же тема с родными языками народов России активно обсуждается последние полтора года в связи, как мы помним, заявлением президента РФ Владимира Путина о том, что нельзя заставлять человека учить неродной для него язык. После прокурорских проверок в школах в спешке приняли законопроект о добровольном изучении родных языков, совсем недавно учредили специальный фонд сохранения и изучения родных языков народов России и, как ожидалось, к началу года должны были разработать концепцию изучения родных языков, на основе которой должны были появиться новые федеральные образовательные стандарты (ФГОСы).
Однако до сих пор во всем, что связано с принятием законопроекта, не очень спешат. Так, например, с пресловутым фондом, который должны были учредить совместным приказом минпросвещения и федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), до сих пор, по сути, медлят. Несмотря на то, что еще 6 февраля состоялось первое совместное заседание правления и попечительского совета фонда, о котором писал «БИЗНЕС Online», ведомственный приказ совместно с уставом организации до сих пор официально не издан и на сайте размещения проектов нормативных актов значится на стадии формирования окончательного варианта.
С руководящими органами фонда также не все ясно. Если с членами правления, попечительского совета и даже с кандидатурой исполнительного директора уже определились, то до сих пор вакантна должность президента фонда, прописанная в уставе. «О каком президенте вы говорите? Нет там никакой должности президента фонда. Нет в уставе никакого президента. Есть председатель правления, он избран. Председателя правления избирает само правление, а ей избрана Кортава Татьяна. Там все понятно», — заявил в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Гильмутдинов. При этом сам он продемонстрировал последнюю, по его словам, версию устава, в которой должность президента фонда тем не менее по-прежнему значилась.
На поддержку фонда сохранения родных языков на 2019 год выделено 88 млн рублей, на 2020-й — 96 млн, а на 2021 год прописано 98 млн рублей
«ФОНД — ЭТО НЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ»
С финансированием фонда, как мы помним, определились еще ко второму чтению федерального бюджета на трехлетку. Так мы уже писали, на 2019 год выделено 88 млн рублей, на 2020-й — 96 млн, а на 2021 год прописано 98 млн рублей. «Хорошо, что успели заскочить при принятии бюджета во втором чтении. Финансирование в последующие годы будет серьезно увеличено, потому что требует более серьезной федеральной поддержки издание пособий и учебников», — признался Гильмутдинов. А уже отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», добавил, что не только бюджет должен финансировать фонд, а сам фонд должен искать партнеров, заинтересованные организации и привлекать дополнительные ресурсы. «Когда принималось решение по фонду, всё, бюджет был сверстан, уже был внесен и рассмотрен в первом чтении, все там было уже расписано. Что сумели, то и прописали», — прокомментировал депутат.
Более того, Гильмутдинов несколько раз сегодня напоминал, что фонд не ставит себе целью спасти все языки. «Фонд — это не решение проблем, никакой такой задачи не ставилось. Это дополнительный инструмент привлечь бюджетные и в том числе внебюджетные средства», — утверждает глава комитета, соглашаясь, что выделенных пока что средств даже на издание одних учебников слишком мало. «В дальнейшем, по крайней мере, у всех есть понимание, что надо серьезно увеличить те средства, которые туда направлены. К примеру, только для того, чтобы один учебник вывести в свет и его издать, нужно пройти все процедуры, по-моему, до пяти этапов. По одному учебнику надо 1,5–2 миллиона рублей. Посчитайте. Это немаленькие деньги. Конечно, этих денег не хватит даже на пару регионов. Поэтому мы и говорим, что это начало, что успели заскочить, обозначить наличие этого фонда», — указал Гильмутдинов. Так что, судя по всему, основная деятельность фонда будет направлена все же на поддержку языков коренных малочисленных народов, для которых, помимо прочего, Ильдар Ирекович предлагает прописать отдельную федеральную программу. «Коли мы говорим, что за это несет ответственность государство», — добавил он.
Еще в конце октября в минпросвещения обещали к 1 января прописать концепцию изучения родных языков
«Надо заниматься конкретными делами, а не просто ждать»
«Прекратите демагогию, что придет какой-то спасатель. В первую очередь должны работать сами субъекты, регионы, все инструменты сегодня есть», — заверял сегодня Гильмутдинов. По его словам, уже и так существуют ФГОСы, на основании которых прописаны учебные программы. «Их несколько для национальных республик, например, для начальной школы четыре учебные программы, для средней школы пять учебных программ, две из них предусматривают обучение в обязательной части родных языков, например, в 4-й учебной программе три часа, а 5-я предусматривает целиком обучение национальным языкам. Плюс еще можно за счет вариативной части еще три часа, то есть до пяти-шести часов образовательные учреждения имеют право изучать родные языки», — подсчитал депутат.
Между тем еще в конце октября в минпросвещения обещали к 1 января прописать концепцию изучения родных языков. «Мы планируем, что не позднее 1 января 2019 года предложим для обсуждения концепцию для ее дальнейшего согласования, дополнения», — говорила тогда замминистра просвещения РФ Татьяна Синюгина. Впрочем, как мы видим, концепции до сих пор нет. «В ближайшее время этот документ в виде проекта будет выставлен на публичное обсуждение, только после этого будет принят», — пообещал сегодня Гильмутдинов. Однако конкретную дату он называть нашему корреспонденту не стал, указав, что пока версии документа меняются едва ли не каждую неделю. «Первоначальные варианты были никакие. Сначала досконально проработают, а потом уже они пригласят регионы, которые заинтересованы в этом. Только после этого можно будет ее [версию] выставить на обсуждение», — уточнил парламентарий.
Однако новые ФГОСы могут появиться только после утверждения концепции, которая сейчас, судя по всему, будет посвящена исключительно изучению родных языков. К слову, Гильмутдинов по-прежнему настаивает, что должны быть отдельные ФГОСы по государственным языкам. «Где их место? В каком количестве и объеме? Пока этого нет. Государство должно дать возможность детям изучать языки как государственные. Должно быть право, например, в рамках трех часов изучать татарский как государственный. А это другой предмет, учебник», — утверждает он.
Пока же Гильмутдинова огорчает, что не все регионы хоть что-то делают для сохранения родных языков. «У нас есть субъекты, у которых даже программы отсутствуют по сохранению и изучению языков? Например, Алтай. Власти недопонимают роли и значения этой темы», — возмущался депутат в беседе с нашим изданием. Более того, по его мнению, даже сами родители порой не хотят, чтобы их дети учили родной язык. «Вопрос в том, насколько правильно обучаем родному языку, почему родители не хотят иногда обучать родному языку. Вот тут нужна аналитика по каждому региону, в чем проблема. Проблема в устаревшей методике, неинтересно, очень тяжело, много ненужной грамматики со 2-го класса. Нужны новые подходы, надо начинать с дошкольных учреждений, где нет ни программы, ни воспитателей. Вот чем нужно заниматься. Главное, что сами субъекты должны выстроить дорожную карту, как они видят решение, какие у них есть ресурсы, возможности. Надо заниматься конкретными делами, а не просто ждать и декларировать, говорить, что мы в такой ситуации и что [надо] делать», — заключил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 486
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.