Итоги очередной подписной кампании в Татарстане ожидаемо показали падение Итоги очередной подписной кампании в Татарстане ожидаемо показали падение Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОДПИСКА-2019: МИНУС 8%

К середине февраля появились данные подписной кампании – 2019. Общее освоение тиражей по республике в первом полугодии 2019-го составило 1 077 469 экземпляров, в том числе по центральной и республиканской печатям — 917 616, по районной печати — 159 853 экземпляра. Данные для анализа газете «БИЗНЕС Online» традиционно предоставили в министерстве информатизации и связи РТ. Падение общего освоения тиражей в этом году составило примерно 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Если изучать результаты в разрезе районов республики, можно увидеть, что подписать больше жителей на издания печатной прессы, чем годом ранее, удалось лишь в 8 районах — Арском, Алькеевском, Кукморском, Муслюмовском, Нижнекамском, Новошешминском, Черемшанском и Чистопольском. Падение тиражей более чем на 20% зафиксировано всего в двух районах: в Высокогорском за год подписка упала почти на 30%, а в Лаишевском — аж на 42%.

Если изучать данные в разрезе изданий, выясняется, что тираж за год вырос только у «Казанских ведомостей» и «Известий» — на 2,5% и 2,3% соответственно. Несильно упал тираж у журнала «Татарстан» — всего на 0,7%. У всех остальных изданий республиканской печати подписные тиражи упали значительнее: меньше всего — у «Ватаным Татарстан» (-5%) и «Республики Татарстан» (-8%), больше всего — у «Татарстан яшьлэре» (-14,6%) и «Звезды Поволжья» (-9,8%).

Что касается центральной печати, самое сильное падение подписки снова у «Советского спорта» (-20,6%). Газета «Аргументы и факты» потеряла почти 6%, «Комсомольская правда» — 6,5%, «Российская газета» — практически 8%.

За прошедший год произошло несколько событий, повлиявших на общие цифры по тиражам. Так, перестала выходить печатная версия газеты «Вечерняя Казань» — последние годы ее тираж неуклонно снижался. Кроме того, в августе прошлого года прекратился выпуск печатной версии газеты «Московский комсомолец» в Татарстане. Последние годы ее тираж постоянно падал, в начале 2018-го падение составило почти 50%. Сменился у издания и региональный партнер в Казани — с декабря издает газету и одновременно является главным редактором Аяз Исмагилов.

Согласно информации на сайте самого МК, издатель в Казани теперь ООО «Хаят», расположенное на Декабристов, 2 (здание «Татмедиа»). В базе данных «Контур.Фокус» указано, что компания была образована в 2010 году, а поставлена на учет в ноябре 2017-го. Ее чистый убыток на конец 2017 года составил 14 тыс. рублей, а в сотрудниках числится один человек. Директор и учредитель ООО «Хаят» — Алсу Исмагилова, она же работает шеф-редактором татарской редакции ИА «Татар-информ». Интересно, что главный редактор МК Исмагилов также трудится в ИА «Татар-информ» — заместителем генерального директора, а также главным редактор газеты «События недели».

Если общие подписные тиражи потеряли около 8% за год, то издания АО «Татмедиа» больше — 17,5% Если общие подписные тиражи потеряли около 8% за год, то издания АО «Татмедиа» больше — 17,5% Фото: Сергей Елагин

ИЗДАНИЯ «ТАТМЕДИА»: МИНУС 17%

Если общие подписные тиражи потеряли около 8% за год, то издания АО «Татмедиа» больше — 17,5%. Так, за год подписной тираж снизился с 232 тыс. экземпляров в первом полугодии 2018-го до 191,1 тыс. в первом полугодии 2019-го. Цифры по тиражам «Татмедиа» в этом году появились в «Открытом Татарстане» в самом конце января. Отметим, что за последние 4 года подписной тираж снизился почти на 40% — с 312,5 тыс. в первом полугодии 2016-го до 191,1 тысячи.

Согласно открытым данным по подписной кампании, районные и городские газеты АО «Татмедиа» потеряли в тиражах в первом полугодии 2019-го 17,7%. Тиражи снизились со 157 тыс. экземпляров до 129,1 тысячи. В этой категории серьезно просел выпуск всех изданий. «Нижнекамское время» потеряло почти 46%, «Новая Кама» — 42%, «Челнинские известия» — почти 40%. Но есть и успехи — правда, единичные: нижнекамская газета «Туган як» прибавила 6,3%.

Республиканские газеты потеряли за год 4,2% — с 31,9 тыс. экземпляров падение до 30,6 тысячи. Сильнее всего снизился тираж газеты «Мэдэни жомга» — почти на 50%, а также у «Комеш кынгырау» — на 25,8%. Некоторые издания показали рост — «Туганайлар» (+3,3%), «Халкым минем» (+0,9%) и «Казанские ведомости» (символический +0,1%).

Наконец, журналы АО «Татмедиа» потеряли по подписке почти 27% — тиражи с 42,9 тыс. экземпляров в первом полугодии 2018-го упали до 31,3 тыс. в первом полугодии 2019-го. В рассматриваемый период почти все журналы очень серьезно просели: издание «Казань» упало на целых 61,6%, «Мэйдан» — на 60%, «Казан утлары» — на 47,1%. Значительно снизились тиражи и у «Салават Купере» (-21,9%), «Сэхнэ» (-37,3%), «Татарстан» (-15,1%). Как и в предыдущий период (второе полугодие 2018-го), тираж вырос только у журнала «Идель» — плюс 14,1% за год.

Республиканские газеты потеряли за год 4,2% — с 31,9 тыс. экземпляров падение до 30,6 тыс. Республиканские газеты потеряли за год 4,2% — с 31,9 тыс. экземпляров падение до 30,6 тысячи. Фото: «БИЗНЕС Online»

«СКОЛЬКО БЫ НИ КРИТИКОВАЛИ «ПОЧТУ РОССИИ», НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» итоги кампании.

Венера Якупова — главный редактор газеты «Казанские ведомости»:

— Подписная кампания на первое полугодие 2019-го прошла на хорошем уровне. Хотя не скрою — подписка всегда идет непросто.

Сдерживают и создают барьер между читателями и печатными бумажными носителями объективные факторы, такие как повышение цен на печатную продукцию и созданный кем-то миф о том, что все есть в интернете.

Все же наша традиционная аудитория всегда будет приверженцем чтения бумажной версии, потому что это удобный и комфортный способ получения информации. Кроме того, мы всегда общаемся с нашей аудиторией, учитываем, что их интересует, и стараемся создать контент с учетом их пожеланий. Наши интерактивные акции с читателями усиливают тесную связь с ними, что еще больше сближает нас. А мы, сотрудники, всегда искренне радуемся нашим постоянным читателям.

Ильфат Файзрахманов — главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):

— С каждым годом подписная кампания идет все тяжелее и тяжелее, потому что «Почта России» работает из ряда вон плохо, газеты теряются. Причем проблема такая не только в Татарстане, но и Башкортостане, других регионах.

Сколько бы ни критиковали «Почту России», ничего не меняется. В деревнях некому работать, потому что зарплата маленькая, а обязанностей много — нужно еще и разносить пенсию, а также продавать сопутствующие товары согласно спущенному сверху плану. В Арске начальник почтового отделения вообще заявил, что подписка им не нужна, а главное — продавать населению бытовые товары, которые, кстати, у почтальонов стоят гораздо дороже, чем в магазинах. По этой ситуации я сделал запрос в «Татарстан почтасы», но ответа пока не поступило. Работать сложно…  

Мы, как и планировали, обновляем интернет-версию своей газеты. На днях я должен принять готовую работу. У меня много задумок. Например, хочу запустить раздел с видео на татарском языке. Хочу, чтобы интернет-версия не дублировала, а дополняла печатную версию газеты. В целом я доволен, что наш тираж сохраняется на одном уровне. В то время как государственные издания теряют подписчиков, мы держимся на плаву, хотя аудитория исчезает — читает газеты в основном старшее поколение, а у него начинаются проблемы со здоровьем, зрением и т. д. Но отмечу еще одну особенность — в отличие от государственных СМИ, подписка на нашу газету прирастает каждый месяц.