Известный подрядчик в сфере благоустройства общественных пространств отмечает, как с помощью малых архитектурных форм создать позитивный образ города для инвесторов, местных компаний и даже уменьшить отток молодежи. В своем блоге, написанном для «БИЗНЕС Online», Антон Явхута рассказывает, почему в Челнах так и не появился памятник сотовой связи, дизайн какого заведения считает образцом вкуса в городе и какие идеи можно взять у Европы.
Все архитектурные символы в городе можно пересчитать по пальцам
У Челнов нет центра — это большая трагедия
У Челнов, к сожалению, так и не появился центр. В современных городах это место, где красивые здания соседствует с необходимой пешеходной инфраструктурой, лицо города. В выходные оно становится местом притяжения горожан. В центре люди отдыхают. Наш город — сплошная спальная зона, большинство районов похожи как близнецы. И это большая трагедия, ведь быстро поменять ритм и обстановку мы не можем, поэтому челнинцы в свободное время обычно сбегают за город.
Вообще Челны — город неуютный. Речь, конечно, не идет о реконструированных парках. Спасибо за них мэру и Наталии Фишман! Но если говорить об улицах, то у меня, например, не возникает желания по ним пройтись. Во-первых, городская среда сформирована криво, есть перекос в сторону автотранспорта. Мало ухоженных аллей и интересных маршрутов, примитивные скамейки и урны. Во-вторых, взгляду не за что зацепиться, поэтому гулять по такому городу неинтересно. Большинство зданий безликие, а все архитектурные символы можно пересчитать по пальцам — это арка на улице Центральной, скульптуры Ильдара Ханова, памятники Габдулле Тукаю, Владимиру Высоцкому и «Тюбетейка»… Для полумиллионного города это очень мало.
Чтобы город не превращался в каменные джунгли, нужны малые архитектурные формы
«Дома-коробки можно превратить в наше преимущество, если вернуть им белый цвет»
Чтобы город не превращался в каменные джунгли, нужны малые архитектурные формы (МАФ): скульптуры, вазоны, современные скамейки и т. д. Они делают пространство камерным, дружелюбным, более родным. Это как с квартирой. Когда мы заезжаем в нее после ремонта, обставляем мебелью, все равно это пространство выглядит необжитым, пока здесь не появятся фотографии семьи в рамке, ваза с цветами, покрытый скатертью стол… МАФы выполняют точно такую же функцию — создают уют.
Недостаток МАФов на улицах — проблема многих российских городов, особенно новой застройки, к которым относятся и Челны. Резко изменить архитектуру в городе мы не можем, но мы способны сделать среду более комфортной, насытив ее современными МАФами. Безусловно, это процесс должен идти в комплексе с озеленением, созданием новых пешеходных зон. Даже дома-коробки можно превратить в наше преимущество, если вернуть им белый цвет: на таком фоне, как на белоснежной бумаге, отлично смотрятся деревья и другие объекты благоустройства.
МАФы делают пространство камерным, дружелюбным
МАФы как вирусная реклама города
Малые архитектурные формы условно делятся на утилитарные и декоративные. Первые — это скамейки, урны, велопарковки, детские площадки и др. Декоративные МАФы — это скульптуры, барельефы, фонтаны, то, что вызывает у человека эстетические чувства. Хотя архитекторы сегодня совмещают функционал и эстетику, например, необычная скамейка вполне может стать объектом для фотосессий.
Архитекторы сегодня совмещают функционал и эстетику
Сейчас в Европе популярны объемно-пространственные композиции с загадкой, например группа объектов, выстраивающаяся в текст или фигуру под определенным углом зрения. В Лондоне есть парк, где зеркальные столбики растворяются в пространстве и начинают сверкать, когда солнце в зените. Другой тренд — это смарт-технологии. В российских городах уже есть автобусные остановки, где работает бесплатный Wi-Fi и можно зарядить мобильник. А вот зимний подогрев скамейки, кнопка «такси» или счетчик велосипедистов — это для нас еще экзотика, как и интерактивная подсветка, усиливающаяся при приближении людей. Также в мире сегодня в моде энергия ветра и солнечных батарей. Челнам я бы предложил развивающие скульптуры, популяризирующие науку. Они обыгрывают свойства звука или различных материалов, например «поют» на ветру или меняют цвет после дождя. Это будет особенно интересно и познавательно для детей.
МАФы формируют образ города и способствуют его узнаваемости
МАФы формируют образ города и способствуют его узнаваемости, в том числе с помощью интернета. Речь идет о вирусной рекламе. Например, в прошлом году в Казани к мундиалю наша компания установила 32 бетонных шара с названиями стран-участниц. Они имели огромный успех, в том числе среди иностранцев, — снимки разлетелись по всему миру. Чем больше люди фотографируются с какими-то интересными городскими объектами и выкладывают их в соцсетях, тем больше позитивных ассоциаций зарабатывает город. После этого даже инвесторов привлекать проще. Кроме того, малые архитектурные формы влияют на эмоциональное состояние человека (слышали про уровень агрессии в челнинском обществе?), развивают его вкус, культуру и сохраняют историческую память. Частично это может решить проблему оттока молодежи: чем привлекательнее городская среда, тем меньше причин ее покидать.
Фотографии шаров из Казани разлетелись по всему миру
У частных инвесторов был большой интерес к МАФам
Тема дефицита МАФов впервые возникла во времена, когда мэром был Ильдар Халиков. Тогда было много планов по благоустройству. По одному из них территория города «накрывалась» сеткой из мини-скверов, связанных между собой пешеходными аллеями. Самая длинная такая аллея должна была протянуться от парка Победы до площади Азатлык. Так как в бюджете лишних денег не бывает, родилась идея привлечь частных инвесторов. Оказалось, что интерес у компаний был большой. Например, «МегаФон» хотел установить в одном из скверов памятник сотовой связи — скульптуру красивой девушки в легком платье, которая на бегу разговаривает по мобильнику. Были предложения и от других известных компаний. То есть, с одной стороны, такие МАФы украшают город, создают истории и даже легенды, с другой — являются носителями скрытой рекламы. Редкий случай, когда социальная нагрузка выгодна бизнесу. С уходом Ильдара Шафкатовича идея заглохла. Мне кажется, что пора про нее вспомнить, особенно в преддверии 50-летия КАМАЗа.
МАФы могут стать отличной вирусной рекламой городу и компаниям
При открытии многих заведений до сих пор принято вешать огромную кричащую вывеску. Сейчас это не только не модно, но и не обеспечивает компании быструю раскрутку. Люди со вкусом придерживаются нестандартных решений, в том числе с использованием МАФов. В качестве удачных примеров я бы привел кафе «Дача» с семейной белоснежной скульптурой. Получился очень интеллигентный и милый объект. Хочется, чтобы подобный творческий подход в рекламе исповедовали и другие фирмы. Эти тенденции должна задавать городская администрация, архитекторы — они могли бы вписывать такие решения еще на этапе проектирования.
Скульптурная композиция «Диалог» в Гаване как пример нестандартного МАФа
Наиль Гамбарович [Магдеев] уже многое сделал для жителей — за дороги, например, ему спасибо. Но не решена проблема комфортной среды и оттока молодежи. В истории города останется тот мэр, при котором Челны перестанут быть рабочим поселком, получат свое лицо и харизму. Начать можно с пешеходных зон и МАФов, а там, глядишь, и на полноценный центр замахнемся — «проредить» жилую застройку, вынести КСМ и гаражи на промзону… Жаль, что пока это выглядит лишь научной фантастикой.
Антон Явхута
Фото на анонсе: Антон Явхута Мнение авторов блогов необязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.