Встреча с Игорем Павловым позволила наконец прояснить многолетнюю пикировку ведомства с исполкомом города по поводу законности размещения рекламных конструкций Встреча с Игорем Павловым позволила наконец прояснить многолетнюю пикировку ведомства с исполкомом города по поводу законности размещения рекламных конструкций Фото: Кирилл Ерофеев

«ГОРОД НАВОДИТ ПОРЯДОК»

Встреча с заместителем руководителя УФАС по РТ Игорем Павловым, который сегодня приехал в Торгово-промышленную палату Набережных Челнов пообщаться с предпринимателями, позволила наконец прояснить многолетнюю пикировку ведомства с исполкомом города по поводу законности размещения рекламных конструкций.

Обмен «любезностями» между сторонами начался, напомним, еще при Василе Шайхразиеве у руля автограда и Александре Груничеве в кресле начальника республиканского УФАС. В апреле 2014-го года антимонопольщики отменили аукцион, на который администрация выставила уже занятые точки. После этого город систематически переносил торги в течение трех лет, хотя УФАС требовал отторговать билборды. Исполком форматировал систему, с боями проводил ее через горсовет, но до нового аукциона дело дошло только при нынешнем мэре Наиле Магдееве в декабре 2016 года. И снова безуспешно: сразу после первых торгов из 9 лотов УФАС публично заявил, что терпеть больше не намерен — иск ведомства против исполкома Челнов ушел в Арбитражный суд РТ. Антимонопольщики требовали снести все билборды города, которых тогда насчитывалось 639 штук. Их возмутил сам объем предложения от исполкома: если торговать по десятку щитов за раз, Челнам потребовалось бы организовать свыше 60 аукционов, а это еще несколько лет.

На внешнем облике города это сказалось положительно: исполком тогда решил сократить количество щитов до 423 штук и, параллельно судясь с антимонопольщиками, заручившись поддержкой бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова, мало-помалу расторговал половину. К сентябрю прошлого года в Челнах осталось 289 билбордов, по которым исполком просил в суде отсрочку.

«Сейчас в Челнах жалоб нет, город наводит порядок, — подвел сегодня итог противостояния Павлов. — Долгое время не были отторгованы места под размещение рекламных конструкций, а в схеме, предусмотренной в Набережных Челнах, точек более 500. Этот бизнес необходимо регулировать в рамках правового поля, потому что земля муниципальная и размещать рекламную конструкцию без конкурентных процедур нельзя. Это достаточно серьезные финансовые поступления в бюджет, достаточно конкурентный рынок, желающих много. Но теперь недоработки устраняются, торги проводятся, размещение рекламных конструкций приводится в соответствие с законом. Главное, чтобы сами конструкции соответствовали государственным стандартам, требованиям безопасности, чтобы они не подвергали опасности граждан. Это важный фактор. Необходимо, чтобы контроль со стороны руководства города также осуществлялся».

Основная масса обращений в УФАС связана сегодня с госзакупками — участием в торгах и тендерах Основная масса обращений в УФАС связана сегодня с госзакупками — участием в торгах и тендерах Фото: Кирилл Ерофеев

БОЛЬШЕ ВСЕГО ВОПРОСОВ К УФАС — ПО ГОСЗАКУПКАМ

У кого еще нашлось, что сказать представителю антимонопольной службы, так это у перевозчиков. Руководитель ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин обратил внимание Павлова на размер дотаций за извоз льготников: казанским водителям автобусов возвращают по 18 рублей с билета, а челнинским — только 15! Тятюшкин, напомним, уже около полугода добивается и общего повышения стоимости проезда в Челнах с 22 рублей до 25. По его словам, с момента последнего повышения стоимости весной 2017 года топливо успело подорожать на 10 рублей. Павлов, отметив, что претензия не в компетенции антимонопольщиков, все же пообещал вникнуть в тему.

Основная масса обращений в УФАС, по оценке самого Павлова, связана сегодня с госзакупками — участием в торгах и тендерах. Последующие обращения к нему подтвердили справедливость наблюдения. Так, представитель ООО «Аудит ТД-Гарант» Дина Носова рассказала, что ее компания участвует в торгах как поставщик, в то же время обучая заказчиков. По ее словам, вопросы часто вызывают приемка и экспертиза товаров. Павлов ответил, что с точки зрения антимонопольного законодательства экспертизу можно проводить и собственными силами заказчика — при условии, что подобное прописано в уставе. Что касается приемки товаров при доставке их транспортными компаниями, то необходимо в контракте прописать срок на оценку товара, чтобы оставить за собой возможность его возврата.

Интересно, что к теме госзакупок подключился и гендиректор «Регионального кадрового центра» Александр Литвяков — сам в недавнем прошлом чиновник, возглавлявший отдел по работе с молодежью в исполкоме Челнов. Теперь компания Литвякова имеет лицензию на услуги дополнительного профессионального образования, и одним из якорных заказчиков для него является центр занятости населения. Однако Литвяков не очень доволен тендерами: в конкурсной документации при выборе исполнителя заказчик ориентируется на балльную систему. Это значит, что учитывается не только цена, но и опыт на рынке муниципальных заказов. Как следствие, в тендерах выигрывают одни и те же компании — другим наработать опыт просто не удается, ведь нужно с чего-то стартовать.

На первый взгляд, нарушений в этой системе нет, считает Павлов. Заказчик имеет право устанавливать дополнительные параметры при выборе исполнителя, в том числе и требования в части опыта — тем самым конкурс и отличается от аукциона, на котором все решает цена. Однако, резюмировал Павлов, его ведомство тоже останется в своем праве, если возьмется оценить целесообразность установленного биржей труда критерия. К сожалению, в центре занятости пока не смогли прокомментировать «БИЗНЕС Online» претензию Литвякова, поскольку начальник ведомства Татьяна Быданова как раз вышла в отпуск.