«Индустрия халяль в России все еще находится в стадии становления» «Индустрия халяль в России все еще находится в стадии становления»

В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ МЕСЯЦЕВ ОДИН ОРГАН СЕРТИФИКАЦИИ СМЕНИЛ АЖ ТРИ ЗНАКА «ХАЛЯЛЬ»

Вы можете себе представить, чтобы в какой-то отрасли экономики орган сертификации в течение всего трех месяцев аж трижды (!) сменил один за другим свой знак соответствия? Как известно, сертификационные центры годами нарабатывают авторитет, делают узнаваемым свой знак качества и подобное хамелеонство сочли бы верным признаком аферистов, заметающих следы. Однако в российской халяль-индустрии подобное не просто возможно, но и в реальности происходит прямо сейчас на наших глазах. При этом коммерсантам, зарабатывающим на чувствах верующих, все сходит с рук, а их жертвами становимся мы — простые потребители халяльной продукции.

Героем, точнее, антигероем нашей сегодняшней публикации станет коммерческая фирма ООО «Международный сертификационный центр „Халяль“», которой руководят два брата из Ульяновска — Марат и Рушан Курамшины. Мне уже доводилось писать об их сомнительной деятельности. В частности, мы отмечали, что коммерсанты незаконно использовали в своих рекламных материалах бренд ЦДУМ России, возглавляемого муфтием Талгатом хазратом Таджуддином. Предприниматели выставляли дело так, будто бы выдают сертификаты «Халяль» от имени старейшей мусульманской организации страны, что, конечно же, подкупало их целевую аудиторию.  Демонстрировали бизнесмены и образец сертификата, одним из подписантов которого было духовное лицо. Однако проверка показала, что это не более чем обманка, нацеленная на то, чтобы завлечь доверчивых клиентов: кроме самих коммерсантов документ в реальности более никем не подписывался. Указывали мы и на целый ряд других обстоятельств, которые позволяют усомниться в чистоплотности двух околорелигиозных бизнесменов. И вот оказалась, что эта история с продолжением.

Как сообщают источники, после нашей публикации у горе-коммерсантов состоялся неприятный разговор с функционерами ЦДУМ России, в руководстве которого узнали, что от имени управления всем желающим за умеренную плату выдаются сертификаты «Халяль». Бизнесменов вызвали на ковер и объяснили, что не надо обманывать людей и спекулировать в целях наживы авторитетом уважаемого муфтия. Курамшины оценили последствия своих незаконных действий и принялись спасать свой бизнес и, возможно, самих себя. Первым делом они убрали с сайта липовый сертификат и исправили рекламный текст, в котором утверждалось, что их центр был создан при непосредственном содействии ЦДУМ России. Затем они зарегистрировали в системе Росстандарта новый знак соответствия, из которого исчезло упоминание уфимского муфтията. Ну и в завершение целиком свернули рекламную кампанию в поисковиках, где основной акцент делался на апеллировании все к той же уважаемой мусульманской организации.

Несколько слов о знаке «Халяль» фирмы братьев Курамшиных. Как уже было сказано, это третий его вариант за последние три месяца. Поначалу дельцы зарегистрировали тот знак, на который имеют полное право. В нем упоминалось только название их собственной фирмы, запечатленное на трех языках: русском, английском и арабском. Затем они начали разворачивать свою деятельность, в ходе которой, видимо, поняли, что легче втираться в доверие к клиентам, если выступать не просто как коммерческая компания, а как структура, созданная при муфтияте. Построив в итоге на этом стратегию продвижения, братья Курамшины вскоре убедились в своей безнаказанности: из ЦДУМ России их никто не одергивал. И тогда, окончательно осмелев, они решили вписать название муфтията в свой знак «Халяль», зарегистрированный в реестре Росстандарта. Тут братья воспользовались лазейкой в российском законодательстве, по которому при регистрации знака соответствия от заявителя не требуется предоставлять документы, подтверждающие право на использование чужого бренда. В ведомстве проверяют новые знаки лишь по двум критериям: на предмет соответствия законодательству и на предмет дублирования. По данным параметрам новый знак вполне проходил. Однако, когда в ЦДУМ узнали, что от их имени некие дельцы строят целый бизнес, лавочку пришлось закрыть и зарегистрировать простой, уже безамбициозный, знак «Халяль», т. е. без какого бы то ни было апеллирования к одному из ведущих муфтиятов России. Вот так и получилось, что в течение трех месяцев один орган сертификации сменил аж три знака «Халяль».

РЕАКЦИЯ МОСКВИЧЕЙ НЕ ЗАСТАВИЛА СЕБЯ ЖДАТЬ

Однако на этом история не заканчивается. Алчные бизнесмены захотели, как говорят на Востоке, засунуть себе в рот сразу все пять пальцев руки. Как выяснилось, в своем прежнем знаке «Халяль» они возжелали откусить от авторитета не только ЦДУМ России, но и еще более уважаемой организации — Совета муфтиев РФ (СМР), возглавляемого муфтием Равилем хазратом Гайнутдином. Все дело в том, что в знаке соответствия братьев Курамшиных было использовано изображение двух квадратов, образующих мусульманский восьмиугольник, внутри которого был помещен полумесяц со словом «Халяль» в центре. Визуально такой знак был очень схож с тем знаком «Халяль», который на протяжении многих лет использует СМР. Да и название организации братьев Курамшиных очень уж напоминает название той структуры, которая при Совете муфтиев России, отвечает за халяльную сферу. В последнем случае это «Международный центр стандартизации и сертификации „Халяль“», а у Курамшиных — «Международный сертификационный центр „Халяль“». Как видим, что из четырех слов названия их организации фактически все до единого дублируют слова, из которых состоит название компании «МЦСиС „Халяль“» при СМР.

Реакция москвичей не заставила себя ждать. МЦСиС «Халяль» при СМР на своем официальном сайте распространил информационное письмо, в котором предупредил партнеров о появлении на рынке недобросовестных сертифицирующих организаций, в том числе использующих фирменное наименование и знак соответствия, сходные до степени смешения с фирменным наименованием и знаком соответствия ООО «МЦСиС „Халяль“», указав при том на фирму Курамшиных. Одновременно с этим Совет муфтиев России направил письмо в Росстандрат, в котором также указал на нарушение своих прав.

В результате братьям пришлось в своем знаке не только убрать упоминание ЦДУМ России, но и кардинально поменять визуальное изображение самого знака: в нем исчез полумесяц, два пересеченных квадрата, образующих восьмиугольник, и появилось восемь закрашенных кружочков. Упомянутая претензия СМР, собственно, объясняет, почему Курамшины не вернулись к своему первому (изначальному) знаку. В нем хоть и не было упомянуто ЦДУМ, но он сильно походил на халяльный значок СМР, а тот оказался зарегистрированным товарным знаком (свидетельство на товарный знак №541920 выдано 14 мая 2015 года федеральной службой по интеллектуальной собственности), потому попытки его копирования могли обернуться для братьев судебными разбирательствами. И в самом деле, засунуть все пять пальцев в рот не получится — подавишься.

«Коммерческую фирму казанца Динара Садыкова (на фото) уже выгнали из Всемирного Совета Халяль за то, что в продукции, сертифицированной бизнесменом в качестве халяльной, неоднократно находили ДНК свиньи» «Коммерческую фирму казанца Динара Садыкова (на фото) уже выгнали из Всемирного совета «Халяль» за то, что в продукции, сертифицированной бизнесменом в качестве халяльной, неоднократно находили ДНК свиньи»

ПРОБЛЕМА ВЕДЬ НЕ В САДЫКОВЕ И НЕ В КУРАМШИНЫХ, А В АВТОРИТЕТЕ ПРИНЦИПА «ХАЛЯЛЬ» КАК ТАКОВОГО

Чему нас учит история братьев Курамшиных? Как минимум двум вещам. Во-первых, она показывает, что индустрия халяль в России все еще находится в стадии становления. Она как Дикий Запад, куда в золотой лихорадке устремились за легкими деньгами многие аферисты и сомнительные дельцы, которые не сразу поняли, что никакого золота там нет, но есть адский труд в совершенно новых, неизведанных условиях.

Во-вторых, сомнительная деятельность фирмы Курамшиных еще раз подтверждает тезис о том, что сертификацией халяль должны заниматься не частные лавочки, а структуры, созданные при централизованных мусульманских религиозных организациях. В противном случае мы постоянно будем натыкаться на всевозможные проблемы. Коммерческую фирму казанца Динара Садыкова уже выгнали из Всемирного совета «Халяль» за то, что в продукции, сертифицированной бизнесменом в качестве халяльной, неоднократно находили ДНК свиньи. Садыков, подобно братьям Курамшиным, меняющим один знак «Халяль» за другим, знает, как выходить из сложных репутационных ситуаций: вместо прежней фирмы он регистрирует новую и начинает все с чистого листа. Но проблема ведь не в Садыкове и не в Курамшиных, а в авторитете принципа «Халяль» как такового, по которому наносится такими вот коммерсантами колоссальный удар. Их действия как подрывают доверие среди российских потребителей, так и бросают тень сомнения на всю халяльную индустрию России, пытающуюся в последние годы активнее присутствовать на международном продовольственном рынке. Поэтому вопрос о том, кто у нас в стране занимается сертификацией халяль, имеет принципиальное значение.

Хочется верить, что, подобно тому, как мировое сообщество профессионалов отрасли смогло предать анафеме организацию Садыкова, российские деятели халяль-индустрии найдут механизмы, чтобы дать отпор новой волне обмана российских потребителей халяль. В противном случае халяль будет под подозрением, а это недопустимо, ибо он неотъемлемая часть нашей веры.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции