ХЕДЛАЙНЕР «СОТВОРЕНИЯ МИРА» ВЫДВИНУЛ ОРГАНИЗАТОРАМ ФЕСТИВАЛЯ НЕБЫВАЛЫЕ ДЛЯ КАЗАНИ ТРЕБОВАНИЯ

Даже сегодня, в эпоху открытых границ, в это трудно поверить: в Казани выступит Джон Фогерти - музыкант, бывший в Америке конца 60-х - начала 70-х популярнее Джона Леннона, один из лучших мелодистов рока, автор нескольких вечных хитов и десятков просто классных песен, перепеваемых самыми знаменитыми исполнителями мира. «БИЗНЕС Online» выяснила, как удалось заманить на фестиваль «Сотворение мира» ветерана рок-сцены.

ЛИМУЗИНЫ, ТОРШЕРЫ, ДИВАНЫ

О том, как удалось заполучить на фестиваль этого мастодонта рок-н-ролла, «БИЗНЕС Online» расспросила директора МУП «Дирекция праздничных программ» Игоря Сивова. По его словам, идея о приглашении Джона Фогерти родилась у продюсера Александра Чепарухина: «Он один из основных крупных российских агентов за рубежом, организует большие концерты — как в России, так и за границей, и, соответственно, его многие знают. Поэтому и удалось заполучить такого музыканта. К звездам, вроде Фогерти, просто так невозможно обратиться».

Переговоры шли примерно два месяца. Основные трудности были по дате. Также  условием менеджеров Фогерти было проведение второго концерта, поэтому Чепарухин организовывал и выступление в Москве — оно состоится 26 июня в «Крокус Сити Холл».

«За четыре «Сотворения», это самый сложный райдер, - рассказывает Сивов. - Начиная со звука: специально под Фогерти из Лондона прибудет огромный трейлер с оборудованием для сцены. Раньше гримерки были в одном помещении, а в этом году построили для Фогерти отдельную гримерку. И от нас потребовали создать в ней домашнюю обстановку: диваны, торшеры, журнальный, кофейный и гримировальный столики, ковролин, телевизор. Даже прислали инструкции, как все это должно быть расставлено!

Также в райдере был последней марки лимузин, но в Казани таких нет, поэтому сейчас договариваемся, чтобы предоставить тоже лимузин, но другой... Думаю, это самый требовательный музыкант, который когда-либо посещал Казань. Капризы? Нет, если бы это были капризы, то сотрудники Фогерти не пошли бы ни на какие уступки, а мы по некоторым моментам договорились. Например, было требование, что в гримерке должен быть душ, но мы сообщили, что сделать это не удастся, и нам пошли навстречу». Прилетает Фогерти 24 июня, остановится в отеле «Мариотт», и 26-го вылетит в Москву.

По словам Сивова, другим претендентом на хедлайнерство был еще один столп мировой рок-музыки - Роберт Плант, но с ним не сошлись по дате выступления.

- Игорь, вам самому творчество Фогерти нравится?

- Признаюсь, для меня, родившегося в 1980 году, Фогерти не был чем-то значимым, но когда я стал выяснять, кто он, поспрашивал старших друзей и родителей, и все в один голос сказали: «Легенда!», вот тогда я по-настоящему понял, кто к нам едет! Впрочем, насколько я знаю, Фогерти и сегодня — один из самых востребованных рок-музыкантов Америки.

РУСТЕМ АБЯЗОВ: «ОЧЕНЬ ЗАВОДНАЯ ПЕСНЯ БЫЛА!»

Признаться, новость об особых требованиях райдера Фогерти удивила (хотя, если подумать, - чего в них особенного?) - члены группы  Creedence Clearwater Revival (главное детище мистера Фогерти) всегда отличались от коллег по цеху не просто скромностью, но даже аскетизмом. Да что там,  Creedence, наверное, можно занести в любую книгу рекордов, как заключившую самый материально невыгодный контракт за всю историю рок-музыки. В итоге, музыканты, принесшие боссам звукозаписи миллионы, сами получали гроши. И, по некоторым, данным, это во многом, «заслуга» нашего героя.

Джон Фогерти родился 28 мая 1945 года в Беркли (Калифорния). Его детство и юность прошли в Эль-Серрито - пригороде Сан-Франциско. Свою первую гитару вместе с усилителем Джон купил за $80, а взятый для этого мамой кредит оплатил, разнося газеты. Учился играть самостоятельно, а когда дела пошли получше, к Джону присоединились приятели Дуг Клиффорд (барабаны), Стю Кук (бас) и старший брат Том Фогерти. В начале 60-х группу Blue Velvets можно было услышать на местных вечеринках. Дела шли так себе, и Джон даже успел послужить в армии. Но вскоре группой заинтересовался торговый агент музыкального лейбла Fantasy Records Саул Зенц, который, собрав группу инвесторов, выкупил фирму и предложил ребятам работу.

Название быстренько сменили на Creedence Clearwater Revival (Creedence — производное от имени знакомого Тома Фогерти по имени Credence Nuball и слова creed (кредо, вера), Clearwater — чистая вода, Revival — возрождение), и в 1968 году записали первую, одноименную пластинку. Альбом махом стал «золотым», следующая пластинка - Bayou Country (1969) — добилась этого статуса еще быстрее. А выпущенные до развала группы в октябре 1972 года пять альбомов и вовсе мгновенно стали «платиновыми» бестселлерами. При этом Фогерти показал себя мастером на все руки: он был главным автором песен группы, пел, играл на гитаре, клавишных, саксофоне и гармонике, а также продюсировал пластинки. Кук в интервью журналу Rolling Stone признавался: «Мы устали слышать, что являемся аккомпанирующим составом Джона».

В 1969 году  Creedence были названы самой успешной группой мира. В 1970-м журнал Billboard отвел ей первое место в списке обладателей самых продаваемых альбомов, а в восьми странах, включая США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию, ребят назвали лучшей поп-группой года. Creedence одинаково восторженно встречали и в Америке, и в Европе — и слушатели, и музыкальная критика: кантри-рок в исполнении этих четверых американцев воистину уникальное явление по красоте мелодий, чистоте и непринужденности исполнения, особому настроению. «Была у «Криденс» одна песня, которая мне очень нравилась, - рассказал «БИЗНЕС Online» художественный руководитель и главный дирижёр Казанского государственного камерного оркестра La Primavera и ценитель рок-музыки Рустем Абязов. - По-русски пели так: «Дальние дороги, друг мой, не грусти, позади тревоги встретимся в пути» (напевает мелодию известной вещи Down on the Corner, прим. авт.). Очень популярной была в Советском Союзе, ее на русский манер исполняли многие группы, а уж на танцах — постоянно! Очень заводная песня была!»

«Я всегда наслаждался народными легендами Юга... Марк Твен, Том Сойер, Гекльбери Финн, Река и все такое. Река и Юг казались источником, из которого произошли все эти звуки, откуда все началось», - говорит Фогерти о происхождении своей музыки. Но, к счастью, у  Creedence не было ничего, ну, просто ничегошеньки общего со многими американскими южными группами того времени, стандартно упражнявшимися на ниве блюза и психоделии, хотя многие из них сегодня и считаются чуть ли не великими.

 

 

 «КРОВОСУЩАЯ ПОП-МАШИНА»

Но от миллионных прибылей, котоые потекли на  Fantasy Records рекой, музыканты не получали почти ничего — им платили как клеркам. Дело в том, что жаждавшие, прежде всего, творчества, неопытные музыканты заключили кабальный договор, по которому  отказывались от авторских прав на свои песни в пользу фирмы и обязались не предъявлять к ней финансовых претензий.

По всей видимости, сыграло и стремление Фогерти главенствовать во всем (потом он признавал, что был «тираном и диктатором»), в том числе, и в управлении: «Джон был блестящим музыкантом, но не имел никакого опыта в менеджменте, особенно на том уровне, на который мы поднялись», - вспоминал позже Клиффорд. Его поддерживал Кук: «Джон не справлялся с чисто деловыми вопросами группы. В плане бизнеса, у нас мало что получалось, особенно гастрольного. Мы толком не зарабатывали на этом». Все это заставило Джона обратиться к знаменитому юристу Аллану Клайну, работавшему с Rolling Stones и Джоном Ленноном. Однако он, прочитав договор с Fantasy, лишь сказал: «Извините, я ничего не могу с этим поделать».

И так продолжалось до 2004 года (!), когда Зенц продал Fantasy лейблу Соnсоrd, и Фогерти перезаключил контракт с «альма-матер». Президент Concord Гленн Баррос заявил: «Джон хотел получить права на свои песни в свое полное владение, но, к сожалению, мы не смогли на это пойти, просто потому что заплатили за них слишком много денег». Но зато Баррос начал  платить Фогерти авторские гонорары.

На одном из сольных альбомов Фогерти посвятил истории с Зенцем две издевательские песни - «Доброму дядюшке не до шуток» и «Мистер скряга». За это Зенц вчинил музыканту иск - «за оскорбление личности», но суд не нашел в песнях оскорбления. Позже Фогерти сказал о Зенце: «Посыпьте эту личность долларами, а потом плюйте в нее сколько хотите - она будет только утираться и благодарить вас». И до сих пор различных выступлениях Джон регулярно посылает проклятия «кровосущей поп-машине».

Впрочем, скромность музыкантов Creedence в их золотые годы была не только вынужденной. Они старательно (и успешно) избегали культа своих личностей, хотя по славе были немногим ниже Beatles и Rolling Stones, а их пластинки превосходили по продажам всех существовавших в то время исполнителей. Во многом причиной тому была врожденная застенчивость Фогерти. Вспоминают, что он был замкнутым, углубленным в себя ребенком. Таким же он остался и взрослым...  И еще любопытный факт: считается, что именно с подачи Фогерти в мире стали популярны клетчатые фланелевые рубашки — атрибут простых, как говорится, «от сохи» американских трудяг  - на сцене музыкант выступал неизменно в них.

АЛЬФА И ОМЕГА

Джон Фогерти выпускает сольные альбомы редко — с 1973 года их вышло всего восемь. И слава Богу, что так, — слушать их, прямо скажем, невозможно, что бы там ни говорили критики. Все-таки мы любим Фогерти за то, что он сделал в составе Creedence. И вот что интересно. Первым (и пока единственным) игравшим на «Сотворении» динозавром рока был знаменитейший клавишник Кейт Эмерсон. Сева Новгородцев, который вел тот концерт, справедливо отметил, что Эмерсон усложнил рок-музыку до таких пределов, что дальше некуда. Творчество Фогерти, наоборот, предельно просто. Но простота эта такая, что сравнима по воздействию с самыми изощренными рок-полотнами... Сегодня, изредка собираясь с друзьями - заскорузлыми музыкальными ценителями, мы привычно начинаем препираться — чего бы такого поставить старого-доброго: «Перплов», «Цеппелинов», «Джетроталльщину» с «Йесовщиной», «Юру Хипа», «Сантану и Weather Report»? Потом кто-нибудь обязательно говорит: «Все, хватит, ставим «Криденс». Удивительно, но всегда срабатывает, и всегда в тему. Почему?