АЛЬФИЯ КОГОГИНА - СУПРУГА РУЛЕВОГО КАМАЗА,  РАССКАЗАЛА, КАК ЗАРАБОТАТЬ 2 МЛРД. РУБЛЕЙ

Сегодня акционеры КАМАЗа подведут итоги работы компании в 2010 году. Накануне, предваряя это событие, автогигант объявил о масштабных планах по модернизации своей сервисной сети, в структуру которой сейчас входят 60 автоцентров. Пилотным проектом стал челнинский автоцентр ОАО "КАМАЗ", выкупленный четыре года лизинговой компанией ОАО "КАМАЗ": на его обновление ушло 20 млн. рублей. О том, как на его базе идет обкатка программа утилизации, выяснил корреспондент БИЗНЕС Online.  

ПИЛОТНАЯ ПРОГРАММА УТИЛИЗАЦИИ

Вчера в рамках пресс-тура к собранию акционеров ОАО «КАМАЗ» презентовало свой модернизированный сервисный центр. По словам Константина Полякова - гендиректора автоцентра «КАМАЗ», в настоящий момент его компания является экспериментальной площадкой, где используются системы управления и мотивации головной компании "КАМАЗ". Благодаря реорганизации автоцентра в результате за последние годы удалось повысить эффективность ремонта со 100 до 500 автомобилей в месяц, проходящих через сервис. Число рекламаций снизилось. Объем продаж в результате тоже увеличился. Фактически автоцентр сегодня отгружает 25% запчастей в целом по стране. Оборот автоцентра в прошлом году составил 1,75 млрд.рублей. Кроме того, именно в этом автоцентре "КАМАЗ" реализуется пилотная программа по утилизации автомобилей "КАМАЗ".

- Мы даем дополнительно 100 тысяч рублей клиенту, который привозит нам автомобиль на утилизацию. С этой скидкой мы получаем автомобиль и отдаем на 100 тысяч рублей дешевле новый автомобиль. Пока выдан один автомобиль, до конца месяца по программе утилизации уйдет еще 9 машин. Программа пилотная, поэтому объем ее составит всего 20 машин – только для того, чтобы обкатать все механизмы утилизации – чтобы быть готовыми к запуску федеральной программы утилизации грузовиков. Сами мы не можем финансировать такие проекты до бесконечности, - заявил  Поляков.

20% ВЫРУЧКИ ВСЕЙ СИСТЕМЫ АВТОЦЕНТРОВ

Альфия  Когогина, глава лизинговой компании ОАО «КАМАЗ» (она управляет сегодня 100% пакетом акций автоцентра) заявила, что автоцентр благодаря модернизации за последние годы начал приносить прибыль. 2 млрд.рублей выручки за год это, по ее словам, почти 20% всей выручки системы сервисных центров КАМАЗа:

- Если судить по обороту компании, то прошлогодние 1,7 млрд. рублей – это больше, чем было в докризисном 2007 году. Прибыль за прошлый год составила 15 млн.рублей. В этом году ожидаем 30 млн. Для сравнения лизинговая компания за 5 месяцев этого года заработала порядка 200 миллионоврублей чистой прибыли. Но при этом надо понимать, что лизинговая компания, возможно, самая рентабельная компания в группе компаний КАМАЗа. Так или иначе, но в прошлом году кризис для нас закончился, - заявила она.

Лизинговая компания взяла под контроль главный автоцентр компании, отмечает она, «ради интереса: хотелось иметь автоцентр рядом, чтобы иметь возможность потренироваться и попытаться сделать из 30-летнего автоцентра эффективную компанию – только лишь благодаря внедрению новой системы управления». В первую очередь, автоцентр был полностью выкуплен КАМАЗом – ранее автогиганту принадлежало только 51% акций. При этом, уверяет Когогина, на модернизацию автоцентра не было потрачено ни копейки привлеченных средств, обошлись и без средств акционеров КАМАЗа.

Кстати, отметим, что супруга Сергея Когогина крайне нечасто общается со СМИ и в этом смысле вчерашний пресс-тур стал своего рода открытием для журналистов.

НОВЫЕ АВТОЦЕНТРЫ ОБОЙДУТСЯ В 10 РАЗ ДОРОЖЕ

- Мы изменили вид автоцентра, положение на рынке, изменили бизнес-процессы и финансовые показатели. Сегодня это лучший автоцентр с точки зрения рентабельности продаж. Выручка за восемь лет выросла в 10 раз. Даже в кризис показатели не падали. При этом во все это, в техперевооружение, капремонт и прочее было вложено порядка 20 миллионов рублей. Это средства автоцентра, который он сам же и заработал. Инвестпроект, который был разработан, реализовался. Сейчас идет второй этап проекта. Мы считаем, за 15 - 20 миллионов рублей вполне реально привести к новому виду любой автоцентр нашей сети. Что, безусловно, не подменяет программы строительства новых автоцентров, но они дороже раз в 10 - 15. А таких средств сейчас у КАМАЗа нет, - отметила глава лизинговой компании ОАО «КАМАЗ».

В ближайшие годы другие автоцентры сети (60 в собственности компании, 104 – независимые) также должны будут модернизировать систему управления и поднять эффективность производства: «производство должно стать прибыльным и прибыль должна быть вложена в обновление - это задача ближайших пяти лет», заметила  Когогина. Цель – сделать из старой сервисной сети компании при минимальных затратах такие автоцентры, который каждые давали бы больше 1 миллиарда рублей выручки ежегодно.

В СССР АВТОЦЕНТРЫ БЫЛИ ВСЕГО ЛИШЬ СКЛАДАМИ

Гендиректор ОАО «КАМАЗТЕХОСБЛУЖИВАНИЕ» Вилсор  Халиллулин (избранный на должность руководителя в марте 2010 года сроком на три года) в свою очередь заявил, что у КАМАЗ в настоящий момент сервисная сеть самая большая по России. Если попытаться модернизировать ее очень быстро – это потребует «колоссальных средств»:

- У нас сейчас новая команда. И план развития сети, рассчитанный до 2020 года. Мы деньги ищем, находим и модернизируем автоцентр, - объяснил он. – Большая часть автоцентров в СССР ведь были всего лишь складами для обеспечения регионов запчастями. Они были заточены под это. Сейчас мы пытаемся из них сделать реальные автоцентры. В советских центрах, надо сказать, было недостаточно сервисных возможностей. Был так называемый гаражный ремонт. А современный "КАМАЗ" в гараже не отремонтируешь.

По его словам, в настоящее время КАМАЗ обучает кадры в том числе и для независимых автоцентров компании. К ним же у автогиганта есть жесткие требования по брэндбуку, наличию запчастей, техоснащенности. Пока, впрочем, в желающих аттестоваться под сервисный центр КАМАЗа недостатка нет, уверяют в КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИИ, компании, управляющей сетью собственных сервисных центров. В какую сумму обойдется вся эта реорганизация сети, на КАМАЗе пока не говорят, ссылаясь на то, что сейчас пишется стратегия до 2020 года, где сумму инвестиций обязательно укажут.

Сергей Афанасьев