ПЕРЕГОВОРЫ КАМАЗА С МАЗОМ ПРОДЛЯТСЯ ЕЩЕ МИНИМУМ ПОЛГОДА, НО ЧЕЛНИНСКИЙ АВТОГИГАНТ УЖЕ ПРИСМАТРИВАЕТСЯ К МОСКОВСКОМУ ЗИЛУ   

Сегодня в Челнах прошло собрание акционеров КАМАЗа, на котором председатель совета директоров Сергей Чемезов и гендиректор Сергей Когогин сделали ряд важных заявлений. В их числе: позиция КАМАЗа по вопросам социальной ипотеки, планы по созданию СП с МАЗом, оценка долгов компании и др. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший на собрании, узнал, на какие результаты рассчитывает КАМАЗ в ближайшей и долгосрочной перспективе.   

В 2011 КАМАЗ ПЛАНИРУЕТ ПОЛУЧИТЬ ПРИБЫЛЬ

На собрании акционеров ОАО «КАМАЗ» гендиректор Сергей Когогин подвел итоги первого года после выхода из экономического кризиса. По его словам, 2010 год стал переломным для экономики РФ. Растет внутренний спрос на технику. Российский рынок продемонстрировал за год 50-процентный рост и достиг объемов продаж почти в 60 тыс. автомобилей полной массой 14 тонн. И несмотря на размер спроса вдвое меньше докризисных лет, продажи выглядели оптимистичнее, чем в 2009 году.

Тогда весь объем рынка составлял всего 39 тыс. авто, включая госзаказы. В 2010 году КАМАЗ реализовал 32,3 тыс. автомобилей, что на 25% больше, чем в 2009 году. Таким образом автопроизводитель сумел удержать 47% доли российского рынка грузовиков. Заказы от государства в общем объеме составили 5-6%. Доля экспорта в общем объеме продаж 12,8%. Выручка КАМАЗа от продаж составила 78 млрд. рублей, что на 20% больше, чем год назад. Компания, в принципе, получила положительный результат от операционной деятельности, равный 1 млрд. рублей. Однако ей пока не удалось выйти на безубыточный уровень по чистой прибыли. В 2011 году КАМАЗ планирует сократить долговую нагрузку и рассчитывает-таки на прибыль.

Кроме того, Когогин отметил, что КАМАЗ в прошлом году фактически обошелся без каких-либо крупных финансовых вливаний. При этом автогигант не сокращал инвестиционных планов.

- В 2011 году обещается рост рынка отечественной техники до 85 тыс. авто. Поэтому КАМАЗ планирует увеличить продажи до 38 тысяч авто и достичь роста выручки в 20 процентов до 96 миллиардов рублей, получив рентабельность в 7,9 процента. А по чистой прибыли мы надеемся выйти на безубыточный уровень, - заявил глава компании.

Когогин сказал несколько слов и о новой стратегии компании до 2020 года, в соответствии с которой КАМАЗ произведет к этому году до 100 тыс. машин, выручка увеличится в пять раз, рентабельность же вырастет – к уровню 2010 года – более чем в два раза. Что позволит аккумулировать средства для запланированных инвестиций в размере 86,5 млрд. рублей. Пока же КАМАЗ планирует направлять на инвестиции 4-5% годового оборота.

Комментируя итоги деятельности компании за прошлый год и первое полугодие 2011 года,  Когогин заявил журналистам на пресс-конференции, что год был сложный:

- Мы очень хотели выйти на нулевой уровень.  Мы четко спланировали тот размер убыточности, который был бы для нас допустим. И стремились сократить эти убытки до предела. У нас получилось лучше, чем мы планировали. В этом году рынок растет лучше, чем мы думали. Единственное, что металлурги взвинтили цены, а через четыре месяца это сказалось на ценах автокомпонентов – хуже, чем мы ожидали. Но апрель и май мы уже сработали с прибылью, - сообщил глава КАМАЗа.

12 МЛРД. РУБЛЕЙ И ЯПОНСКИЙ КРЕДИТ

Как рассказал акционерам главный бухгалтер ОАО «КАМАЗ» Андрей Максимов, размер убытков по всей группе компаний КАМАЗ составил 2,2 млрд.рублей (в 2009 году – 6,9 млрд.рублей). Убыток ОАО "КАМАЗ"  - 1,8 млрд.рублей (в 2009 – 4 млрд.рублей). Долгосрочные финансовые вложения ОАО «КАМАЗ» снизились на 1,7%  до 16,9 млрд.рублей. Дебиторская задолженность снизилась на 308 млн. рублей до 10,6 млрд.рублей. Чистые активы уменьшились на 1,7 млрд до 42.5 млрд. рублей. Произошло и увеличение кредиторской задолженности на 3,5 млрд. рублей. Задолженность по кредитам и займам группы компании КАМАЗ уменьшилась на 823 млн. рублей и составила 25,5 млрд.рублей, в том числе по ОАО «КАМАЗ» 21.5 млрд. Всего кредиторская задолженность по группе компаний КАМАЗ составила 15,7 млрд.рублей. В том числе по ОАО «КАМАЗ» - 12 млрд. Задолженность перед государственными внебюджетными фондами группы КАМАЗ увеличилась на 182 млн. рублей до 347 млн. (ОАО КАМАЗ – 131 млн. рублей). Задолженность по налогам группы компаний увеличилась на 460 млн. рублей и составила 1 млрд. рублей (КАМАЗ – 59 млн. рублей).

Позже в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», как лично гендиректор КАМАЗа оценивает величину задолженности компании,  Когогин объяснил, почему ничего катастрофического в ней не видит:

- В этом году мы ждем оборот в 96 миллиардов рублей. Те же долги, которые компания имеет, а часть из них реструктурировано на очень длительный период на очень хороших для КАМАЗа условиях – это то обременение, которое пришло еще по знаменитому японскому кредиту. Вся остальная кредитная нагрузка КАМАЗа признается всеми как очень удовлетворительная. Мы платежеспособны и у нас нет никаких признаков нарушения нашей финансовой стабильности, - заявил он.

Кроме того, Когогин прокомментировал «БИЗНЕС Online» и одобренную акционерами кредитную сделку с ВЭБом (глава банка Владимир Дмитриев, кстати, в составе совета директоров ОАО «КАМАЗ» - прим. ред.). По его словам, эта сделка очень длительное время оформлялась, готовилась и связана она с СП «Камминз Кама»:

- Мы вообще сами профинансировали этот проект на обычные коммерческие кредиты, но условия, на которых ВЭБ предоставляет эти деньги - очень хорошие, поэтому мы старую сделку перекладываем в эту. Это выгодно для нашей компании, - объяснил он.

КТО ВЛАДЕЕТ АУЭДЭКС?

Помимо этого, на собрании акционеров было решено, что по понятным причинам КАМАЗ не будет выплачивать дивиденды – в связи с отсутствием прибыли по итогам 2010 года. Впрочем, точно также совет директоров КАМАЗа проголосовал и за невыплату вознаграждений за работу в составе совета директоров (вознаграждений члены СД не видят уже третий год подряд).

На собрании акционеров выступил (как акционер) и депутат челнинского горсовета Сергей Еретнов – дважды. Сначала высказался он по поводу списка членов совета директоров – по его мнению, там слишком много представителей от Тройки Диалог (три из одиннадцати - прим. ред.) и просил это чем-то объяснить.  Когогин никак это количество не прокомментировал, ограничившись заявлением, что таково было решение акционеров, владеющих более чем 2% акций. Еретнова ответ не удовлетворил.

Но Когогин заявил, что в полемику вступать на собирается. Кроме того, депутата заинтересовали владельцы казанской компании «Аудэкс», избранной в качестве аудитора КАМАЗа. По его мнению, если среди них есть родственники кого-либо из членов совета директоров, то аудит ставится под сомнение. И спросил: нет ли у самого Когогина родственников среди совладельцев Аудэкса. Когогин с готовностью ответил, что ни он, ни его родственники компанией не владеют. И добавил, что в его профобязанности не входит знание владельцев этой компании.

«ГЖФ ДАВНО ПОРА РАБОТАТЬ НА САМОФИНАНСИРОВАНИИ»

На пресс-конференции по итогам собрания акционеров  Когогин прокомментировал ситуацию с электронными очередями для детей работников КАМАЗа (в мае стало известно, что работников предприятия убрали из списка льготников при постановке детей в очередь в детский сад - прим.ред.). По его словам, это было полной неожиданностью, поскольку ранее были достигнуты договоренности с правительством и президентом РТ о преференциях основному работодателю.

КАМАЗ будет искать решение вопроса, но брать на себя еще одну социальную нагрузку не собирается. Поделился Когогин и своей позицией по вопросу временного замораживания КАМАЗом своего участия в программе соципотеки («БИЗНЕС Online» писал об этом):

- Могу заявить, что ГЖФ давно уже должен перейти к стадии, когда объем средств бизнеса, переданных ему в управление, позволил бы работать им на самофинансировании.

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ» ОЦЕНИТ БЕЛОРУССКИЕ АКТИВЫ

Глава Ростехнологий и председатель совета директоров КАМАЗа Сергей Чемезов  рассказал акционерам о ходе переговоров с белорусскими властями о возможном объединении МАЗа и челнинского автогиганта:

- Мы предложили белорусам провести оценку и обменяться акциями, но наше предложение не было принято. Минском было предложено создать совместное предприятие, в которое вносится 49,9% акций, принадлежащих нам, а белорусская  сторона вносит 49,9% МАЗа и плюс целый ряд предприятий, производящих автокомпоненты. 49,9% КАМАЗа стоят дороже МАЗа, поэтому мы договорились, что мы изберем независимого оценщика и проведем оценку всех активов, которые будут вноситься. Несколько дней назад мы определили оценщика – это будет компания «Эрнст энд Янг». В ближайшее время работа по оценке начнется и займет около полугода, - заявил Чемезов.

Кроме того, представители КАМАЗа и Ростехнологий должны просмотреть целесообразность предложенных Минском активов. Доверенность на право ведение переговоров, добавил  Когогин, передается ему. 5 мая, по его словам, провели первое заседание рабочей группы в Минске, где был утвержден план переговоров:

- Всёидет по графику. Никаких отклонений и разногласий по этому вопросу у нас не возникает, - заметил гендиректор КАМАЗа. - Перечень активов, предложенных белорусской стороной, мы рассматриваем широко. Они предлагают широкий актив, перечень мы будем обсуждать после того, как аудитор даст нам официальную оценку стоимости. Среди предприятий, предложенных, наряду с МАЗом, белорусской стороной есть и очень нам интересные: я бы назвал ОАО "Борисовский завод "Автогидроусилитель" (там есть наши поставщики валов) и Минский моторный завод, - рассказал Когогин.

Кроме того, он не исключил возможной покупки активов московского ЗиЛа, где сейчас КАМАЗ по просьбе столичного мэра Сергея Собянина консультирует местный менеджмент: «Если там будет что-то интересное и понятное для нас, мы представим эту программу нашим акционерам».

Сергей Афанасьев
Фото и видео автора