Сегодня в автограде открыли суперсовременное производство кабин Фото: president.tatar.ru

Две бракованные кабины — это предел

«Будущее уже здесь», — такой лозунг встречал приглашенных на открытие завода каркасов кабин с самого порога. Цитата была написана на бейджах, стенах, баннерах — так журналистов убеждали в том, что в Набережных Челнах открывается самое передовое предприятие в мире. Для этого торжественного события весь завод погрузили в темноту, занавесив окна и подсветив роботов и сами кабины. Видимо, у 400 гостей должно было создаться ощущение нереальности происходящего. В число приглашенных попали поставщики, партнеры совместного предприятия «Даймлер КАМАЗ Рус», а также президент Татарстана Рустам Минниханов, полпред президента РФ в ПФО Игорь Комаров, заместитель председателя кабинета министров Туркменистана Мамедхан Чакыев и глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов.

               

Напомним, новый завод — это 60 тыс. кв. м площадей, 106 роботов, 700 рабочих мест и 55 тыс. кабин в год. Модельный ряд начинается с пяти базовых моделей, а общее число модификаций — более 100. КАМАЗ инвестировал в предприятие около 12 млрд, немцы — 15 млрд рублей.

Из предварявшей открытие завода экскурсии стало известно, что он стоит на 532 колоннах. Согласно техническому заданию, здание должно выдержать 7-балльное землетрясение. Правда, такие мощные сейсмотолчки на территории Татарстана не регистрировались. Максимально допустимая погрешность в высоте, длине или ширине кабины при сварке деталей — 1,5 миллиметра. Она такая же, как и на заводе кабин в Германии. 

В цехе покраски абсолютная чистота

Конечно, немцы стараются делать все, чтобы ее не допускать. Но ошибки все же могут быть, признают они. Если кабина в конце производственного цикла не отвечает заданным параметрам, ее утилизируют. В качестве примера куратор проекта в Челнах Нильс Венер, проводивший экскурсию по заводу, сообщил, что две бракованные кабины в год — это предел для немецкого производителя. По всей видимости, к такому же показателю брака будут стремиться и на челнинском предприятии.

Журналистов попросили переодеться в специальные комбинезоны и надеть бахилы

В цехе покраски абсолютная чистота. Журналистов попросили переодеться в специальные комбинезоны и надеть бахилы, а работники еще и проходят процедуру обдува в специальной камере, где с них сдувают последние пылинки — ничего не должно попасть в слой краски. Более того, сам процесс грунтовки и покраски тоже считается передовым — техника нанесения называется «мокрым по мокрому», то есть после грунтовки кабину не отправляют в сушильную печь, а сразу наносят готовый слой краски.

Персонал нового предприятия набирали с КАМАЗа — сейчас здесь трудоустроены 200 человек. Все общение на заводе идет на английском языке, поэтому сотрудников долго и серьезно обучали.

Новый завод — это 60 тыс. кв. м площадей, 106 роботов, 700 рабочих мест и 55 тыс. кабин в год

«ВЫ ВИДИТЕ: ЗАВОД СТОИТ. МЫ ДОВОЛЬНЫ»

Ввести в курс дела и презентовать завод журналистам от лица КАМАЗа поручили замгендиректора по развитию автогиганта Иреку Гумерову и исполнительному директору Юрию Герасимову, а со стороны немецких партнеров выступили гендиректор «Даймлер КАМАЗ Рус» Андреас Дойшле и исполнительный директор Юрген Ольбердинг.

Дойшле начал издалека, вспомнив, как 10 лет назад Daimler и КАМАЗ пришли к решению создать совместное предприятие ради взаимовыгодного сотрудничества. И сегодня можно представить наглядный результат этого процесса. «Важный момент — локализация. Необходимо, чтобы мы могли увеличивать долю местного производства здесь, в России. „Даймлер КАМАЗ Рус“ — это очень успешное совместное предприятие. До сих пор наши бизнес-процессы в СП были достаточно базовые. Мы получали комплекты, которые изготавливались в Германии, а на заводе в Челнах мы их собирали и потом продавали через сеть „Мерседес“. Но в будущем это представлялось более сложным и неудобным. Сейчас мы меняем наши бизнес-процессы очень серьезно. Теперь кабина станет производиться на месте — „Мерседес“ из Германии больше не будет присылать детали для кабин в Россию. Мы начнем их делать здесь. КАМАЗ теперь не просто акционер в СП, в будущем он станет важным поставщиком, потому что многие запчасти будут производиться на КАМАЗе и поставляться на совместное предприятие. Мы можем производить до 50 тысяч кабин в год и даже больше. По крайней мере, четыре из пяти наших кабин будут поставляться на КАМАЗ, а оставшиеся — на сборочную линию „Мерседеса“», — объяснил руководитель СП. 

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», не помешали ли западные санкции строительству завода и в целом взаимоотношениям между российскими и немецкими партнерами, Дойшле сказал, что, несмотря на сложившуюся ситуацию, сегодня все стали свидетелями открытия предприятия. «Вы видите: завод стоит, мы довольны. Мы работаем», — уклончиво заявил руководитель СП.

Также Дойшле заметил, что совместному предприятию нужно служить обоим брендам в равной степени — и КАМАЗу, и «Мерседесу». Для этого производство должно быть более гибким, чем где-либо в мире на аналогичных заводах. «Очень сложно удовлетворить потребностям и КАМАЗа, и „Мерседеса“. Поэтому нам нужно увеличивать долю автоматизации. У нас больше 100 роботов, и они могут производить любой тип кабин. Второе — высочайший уровень качества. Никакого отличия кабин, которые производятся здесь, от тех, что создаются на заводе в Вёрте, нет. А там уровень предприятия очень высокий», — доложил он.

КАМАЗ инвестировал в предприятие около 12 млрд, немцы — 15 млрд рублей

И последнее, на чем заострил внимание немец, — эффективность затрат. Как заверил он присутствующих журналистов, проект окупается для обоих акционеров. «Это очень финансово эффективный завод, и мы полностью соединены с производственной системой „Мерседеса“. Автоматизация находится на уровне более 80 процентов. Это совершенно потрясающая картина. Мы создадим свыше 700 дополнительных рабочих мест для высококвалифицированных сотрудников. Молодые люди, которые начинают работать в нашей компании, говорят: „Это самое лучшее, что я видел!“ (Данную реплику переводчик выделил особо — прим. ред.) Сейчас мы работаем над затратами, идем по бюджету, графику и можем этим гордиться. Я говорил со многими клиентами, и, честно говоря, они разделяют мое мнение, отмечают: „Я патриот, и мне приятно, что компания инвестирует технологии и деньги в нашу страну“. Действительно, „Мерседес“ обрусевает, становится почти российским», — заключил свой монолог Дойшле.

Герасимов отметил, что и проектировщики здания, и генподрядчик — это представители Татарстана. Проект создавало АО «Казанский Гипронииавиапром», а подрядчиком выступил челнинский «Евростиль». «Наш проектно-строительный департамент КАМАЗа тоже проектировал это здание. Активное участие принимало и ООО „КАМАЗэнергоремонт“. Уже в июне прошлого года начался монтаж оборудования… Все в соответствии с теми сроками, которые были оговорены проектом. Также хочу сказать, что параллельно с реализацией этого проекта шло строительство и модернизация других предприятий КАМАЗа. Огромная работа была проделана на прессово-рамном заводе, где просто менялись цеха под этот проект, а также на заводе двигателей, где параллельно шел проект по освоению нашего нового двигателя — „рядной шестерки“ мощностью 450–550 л. с., а при спортивной модификации до 700 л. с. Одновременно менялись еще и другие предприятия автогиганта, и кузнечный завод под этот проект. На сегодняшний день огромная работа ведется по автомобильному заводу, тоже в рамках этого проекта. Я могу сказать, что сейчас автомобильный завод КАМАЗа уже готов к приему новых кабин на 100 процентов. Как человек, ответственный за стройку, хочу сказать, что акт о вводе в эксплуатацию этого объекта исполком Челнов подписал на прошлой неделе. Мы все готовы к производству», — заключил он.

Гумеров же, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о сроках выхода на серийную мощность в 55 тыс. кабин, сообщил, что этот показатель планируется достичь через 5 лет. Наладить выпуск полного модельного ряда большегрузов на производстве намерены за 2,5 года. Правда, замгендиректора все же оговорился, что, несмотря на планы, сроки перехода на полную мощность зависят от рыночной ситуации. «На полный модельный ряд намерены перейти в течение 2,5 года, а мощности загрузки зависят от рыночной стратегии, экспортных возможностей, но мы планируем в течение 5 лет. Понятно, что зависим от рынка, но считаем, что в течение 5 лет все будет сделано», — заключил он.

Переход на полный модельный ряд пройдет поэтапно. Через год стартует выпуск самосвалов, далее ряд будет обновляться каждые полгода. Передачу к эксплуатации и продаже нового поколения грузовиков К5 планируют начать уже в этом году.

Когогин в компании с Даумом и Миннихановым нажал виртуальную кнопку, которая высветилась на экране

Daimler: «Мы хотим продолжать двигать мир»

Само торжественное открытие состоялось с опозданием на час. Площадка, где рассадили гостей, находилась прямо в цехе. На подсвеченной софитами сцене стоял разбитый на сектора экран, на котором сначала транслировали историю двух предприятий — Daimler и КАМАЗа. Затем он разбился на части, разъехался в стороны и на заднем фоне показался главный продукт предприятия — новая кабина. Все ждали, что она выкатится на сцену, но этого так и не произошло. Завод передовой, и думать о том, что кабина не поехала по техническим причинам, не хотелось. Видимо, задумка сценаристов мероприятия просто не предполагала такого эффектного жеста.

Первым поздравить заводчан и гостей на сцену вышел господин Дойшле, выучивший ради такого торжественного момента приветственные фразы на нескольких языках. «Все хорошее свершается сейчас, — сказал он на русском с ощутимым акцентом. — Дорогие гости, сегодня особенный день. Добро пожаловать на нашу церемонию открытия завода!» А потом под удивленный возглас публики сказал то же самое на татарском. 

Комаров также поздравил руководство и весь коллектив завода. «Развитие стратегического партнерства проходило 10 лет и на моих глазах. Для меня особенно приятно видеть постоянные улучшения, развитие, успехи партнерства с компанией Daimler. Проделана огромная работа, и за несколько лет создано самое современное высокотехнологичное производство. Спокойно и радостно, что регион и предприятие у нас развиваются. Татарстан является тем субъектом, где активно развивается промышленность. И мы видим, что усилия реализуются и дают новые рабочие места. Впереди большая работа по отладке производства, выход на проектную мощность, но я уверен, что продукция, которая здесь будет производиться, станет востребована, желаю, чтобы вы быстро достигли нужных объемов производства», — сказал он. 


Член правления Daimler и руководитель подразделения Trucks & Bus Мартин Даум назвал завод великолепным и сообщил, что партнерство с КАМАЗом благоприятно для обеих сторон, ведь за последнее десятилетие СП собрало и продало более 30 тыс. грузовиков. «Мы гордимся, что можем отпраздновать новую веху в этом партнерстве сегодня. Как глобальный лидер Daimler преследует одну важную цель вместе с коллегами и партнерами — мы хотим продолжать двигать мир в направлении развития. Каждый день товары перевозятся машинами, и мы даем самое лучшее транспортное средство для этого — грузовики, которые движут вперед инновации. Самый лучший пример — „Мерседес-Бенц Актрос“. Мы запустили самое новейшее поколение „Актрос“ в 2018 году и добавляем инновационный и важный функционал: не имеющая аналогов система безопасности или замененные зеркала заднего вида. Мы начали его добавлять только на прошлой неделе, а уже в следующем месяце будем производить здесь, в России», — зачитал он гостям свою речь.

Рустам Минниханов: «Хотя ситуация в мире непонятная, но наши отношения понятные. Сегодняшний проект — это продукт совместного труда»

Минниханов не стал томить долгими речами. «Сегодня знаковое событие. 50-летие КАМАЗа мы встречаем вот такими большими инвестиционными проектами. Мы понимаем, что этот проект не был бы реализован, если бы не было совместного предприятия. Сергей Анатольевич, спасибо большое за ту настойчивость, которую вы проявили, — обращаясь к гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину, подчеркнул президент. — На этой площадке я был несколько раз. Данный проект реализован не без поддержки нашего президента Владимира Путина, правительства РФ и корпорации „Ростех“. И, конечно же, город и республика всегда вместе с КАМАЗом. Это огромный труд коллектива автогиганта и его партнеров. И хотя ситуация в мире непонятная, но наши отношения понятные. Сегодняшний проект — это продукт совместного труда».

Чемезов напомнил, что только в прошлом году КАМАЗ на инвестиционные проекты потратил 14 млрд рублей, которые были направлены на модернизацию производства, создание нового модельного ряда грузовиков. «Результатом этой инвестпрограмы явилось создание современного новейшего автомобиля К5. Он оборудован самым современным двигателем и комфортабельной кабиной. Я уверен, что пройдет немного времени и современные „КАМАЗы“ будут колесить по нашим дорогам, а новая модель станет надежной и востребованной. Создать такое высокотехнологичное производство очень непросто, но это было сделано благодаря сотрудничеству с нашими стратегическими партнерами. Спасибо вам», — поблагодарил он Daimler.

Сергей Когогин: «Главным итогом станет яркий, революционный облик нашего автомобиля»

Когогин, появившийся перед публикой в последний момент, заметно волновался, но радость от события, похоже, перекрывала остальные эмоции. Выразив признательность всем, кто имел отношение к строительству завода, он напомнил, что проект стал возможен благодаря заключенному специнвестконтракту — совершенному инструменту инвестиций. Новый завод кабин, по словам гендиректора, лишь часть большого проекта по развитию нового модельного ряда. «Сегодня мы запускаем серийное производство автомобилей поколения К5. И привлечение такого количества передовых мировых технологий — беспрецедентный случай в истории КАМАЗа, это впервые в новой истории компании. По масштабам стройки объект сопоставим лишь с теми, что возведены в период становления автогиганта. Мы становимся свидетелями запуска самого современного завода. По совокупности достижений мирового автопрома в их производстве этим кабинам нет равных. Главным итогом станет яркий, революционный облик нашего автомобиля», — заключил он, обрисовав будущее в виде новых рынков сбыта и завоеванных новых потребителей.

Завершилась трехлетняя эпопея возведения суперсовременного производства тем, что Когогин в компании с Даумом и Миннихановым нажал виртуальную кнопку, которая высветилась на экране.