Футбольный чемпионат по инерции ЧМ показал рекордную посещаемость стадионов. Хотя она и выросла по сравнению с прошлом годом, все же далека от выдающейся. Если коротко, то эффект чемпионата мира вылился лишь в 21% роста. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» проанализировала основные показатели посещаемости.
Завершился сезон 2018/19 чемпионата России. Средняя посещаемость турнира получилась рекордной — 16816 зрителей при заполняемости стадионов 51,7%
ЛЮБИМЧИКИ ПУБЛИКИ И «ПАРИИ»
Завершился сезон 2018/19 чемпионата России. Средняя посещаемость турнира получилась рекордной — 16816 зрителей при заполняемости стадионов 51,7%. В нашей стране так массово не ходили на футбол с советских времен. По сравнению с прошлым сезоном посещаемость увеличилась почти на 3 тыс. зрителей, или 21%. Самые высокие показатели, как и год назад, в Санкт-Петербурге — 48122 зрителя. Это рекорд чемпионатов России, но «Зенит» так и не сумел побить рекорд РСФСР — в сезоне 1961 на «Спартак» в среднем ходили 48913 болельщика. Хотя до наступления зимы на «Газпром Арену» ходили свыше 50 тыс. зрителей.
Помимо «Зенита» рекордную для себя посещаемость показали еще два клуба РПЛ: «Краснодар» и «Ростов». Команда Сергея Галицкого по итогам сезона впервые квалифицировалась в Лигу чемпионов, а в Ростове-на-Дону лучше всех за пределами двух столиц используют наследие чемпионата мира.
Худшая посещаемость — у «Анжи». Средняя — в Дагестане: 3,9 тыс. зрителей, и это один из самых низких показателей в истории РПЛ. Хуже зритель ходил только в 90-е годы. На старте сезона худшая посещаемость была у «Енисея», но после возвращения в Красноярск, как и предполагалось, аудитория увеличилась. Традиционно провальная посещаемость у «Динамо», хотя есть предпосылки, что с новом сезоне аудитория резко увеличится: спустя 10 лет клуб вернулся на родной стадион. «Уфа» никак не может преодолеть психологический барьер в 8 тысяч. Совсем немного не хватило ЦСКА и «Крыльям Советов», чтобы преодолеть отметку в 20 тыс. зрителей.
Самая посещаемая команда на выезде — «Спартак»: в среднем москвичи собирают по 23 тыс. зрителей. Им же принадлежит лучшая заполняемость и наибольшее число аншлагов в гостях. Отметим, что средняя посещаемость ЦСКА выше, чем у «Зенита», но заполняемость хуже. Это связано с тем, что у петербуржцев выездная игра с армейцами была на 30-тысячном стадионе в Москве, а красно-синих, соответственно, на 67-тысячной «Газпром Арене».
В КАЛИНИНГРАДЕ И СОЧИ НЕ ЗАМЕТИЛИ НОВЫХ СТАДИОНОВ
РПЛ переживает эффект новизны после ЧМ-2018. Такая ситуация характерна для любой страны в мире после крупного турнира. К примеру, вот уже как 20 лет самая посещаемая футбольная лига Европы — немецкая Бундеслига. Показатели чемпионата Германии резко возросли перед ЧМ-2006, когда были построены или реконструированы множество стадионов по всей стране. В России постоянно используются 11 из 12 стадионов, принимавших ЧМ-2018. Из стадионов, принимающий матчи РПЛ, хуже всех заполняется «Казань Арена». Второй год подряд казанская команда не может преодолеть отметку средней аудитории в 10 тыс. зрителей. Даже в Саранске больше болельщиков ходят на футбол, чем в столице Татарстана.
И если высокая посещаемость в Ростове-на-Дону, в Самаре или в Екатеринбурге прогнозировалось, то большая аудитория в ФНЛ стала неожиданностью. В среднем в Волгограде ходят 18 тыс. зрителей, в Нижнем Новгороде, который попал в стыковые матчи, — 15 тысяч. Неплохой результат показала «Мордовия», весь сезон шедшая в середине турнирной таблице. Для сравнения: в 8-м туре ФНЛ, который проходил в конце августа, клубы установили рекордную среднюю посещаемость в истории лиги — 11236 зрителей. Примерно столько же ходило на матчи РФПЛ два года назад. И такие цифры целиком заслуга новых арен, так как уже в следующем, 9-м, туре средняя аудитория равнялась трем тысячам.
А вот посещаемость в Калининграде и Сочи оказалась провальной. На старом стадионе «Балтики», построенном еще в начале XX века, зритель ходил охотнее, чем сейчас. Правда, это можно объяснить плохой игрой команды — «Балтика» заняла 16-е место и вылетела в ПФЛ. Хотя руководство клуба уверяет, что на 99% ФНЛ останется в Калининграде. На «Сочи», который занял второе место в ФНЛ и вышел в РПЛ, ходят в среднем 3,8 тыс. зрителей. Такой провал можно списать на несколько факторов, главные из них — в городе давно не было футбола (команда только перед началом сезона переехала на юг из Санкт-Петербурга), добавить следует сюда и географическое положение арены. Но теперь «Сочи» будет выступать в РПЛ, а значит, в чемпионате России стало на один прекрасный стадион больше. И можно ожидать взлет интереса южан к футболу, ведь они полностью заполняют «Фишт» на игры сборной. Значит, дело было в ФНЛ.
Календарь турнира распределен так, что почти в каждом туре некоторые игры проходят по пятницам и понедельникам. Естественно, что аудитория этих матчей проседает
ПОСЕЩАЕМОСТЬ ОЖИДАЕМО ПРОСЕЛА ПОЗДНЕЙ ОСЕНЬЮ И В ДЕКАБРЕ
В начале сезона казалось, что в РПЛ и ФНЛ будут биты вечные рекорды — на матчи чемпионата России ходили свыше 20 тыс. зрителей, а «Ротор» и «Нижний Новгород» претендовали на попадание в сотню самых посещаемых команд Европы. Однако этому не суждено было сбыться из-за календаря. Чем ближе к зиме, тем меньше посещаемость. Относительно высокие показатели декабрьских матчей полностью связаны дерби между «Спартаком» и «Локомотивом». Даже на юге, в Краснодаре, на встречу между местной командой и «Уралом» пришли всего 12 тыс. человек.
Также на посещаемость влияет день недели. Календарь турнира распределен так, что почти в каждом туре некоторые игры проходят по пятницам и понедельникам. Естественно, что аудитория этих матчей проседает: возникают трудности у выездных болельщиков, к тому же встречи по понедельникам обычно заканчиваются поздно вечером, а вторник — рабочий день.
Средняя посещаемость воскресных матчей — почти 22 тыс. зрителей. С такими цифрами не может сравниться ни один день недели — даже в субботу она много ниже. Единственная вторничная игра сезона прошла в июле в Самаре — тогда 40 тыс. человек пришли на матч «Крыльев» с ЦСКА. Посреди недели сыграны 9 матчей: 8 игр в мае и одна перенесенная встреча. Эти майские игры прошли в отличную погоду, поэтому не стоит удивляться такой высокой аудитории.
Холодный климат России еще долго будет мешать российскому футболу
ТРИ РОССИЙСКИХ КЛУБА ВОШЛИ В ТОП-100 В ЕВРОПЕ
Чемпионат России — 9-й по средней аудитории в Европе. Из-за резкого снижения посещаемости в холодные месяцы, не смогла сильно подняться в рейтинге, даже несмотря на новые стадионы — в прошлом году РПЛ была 10-й. Больше, чем в России, на футбол ходят в Англии, Германии, Испании, Франции, Италии и Голландии.
Несмотря на рекордную посещаемость, «Зенит» так и не смог попасть в топ-25 в Европе — клуб оказался на 28-й позиции. Хотя в начале сезона клуб шел на 19-м месте. Причина такого падения лежит даже не на «Зените» — просто произошел резкий рост аудитории у соперников. К примеру, у «Гамбурга», который играет во второй Бундеслиге, или у «Лиона», боровшегося в конце сезона за попадание в Лигу чемпионов.
Аудитория «Зенита» больше, чем у «ПСЖ», «Челси», «Ювентуса». Если бы петербуржцы сохранили свой график в 50 тыс. зрителей в среднем на игре, то они стали бы 21-ми в Европе. В топ-100 также вошли «Ростов» (57-е место), «Спартак» (59-е), «Краснодар» (81-е). И это не тот результат, на который можно было рассчитывать в начале сезона: ожидалось, что и Самара окажется в лучшей сотне, как и ЦСКА. Летом даже Волгоград и Нижний Новгород входили в топ-100. Однако холодный климат России еще долго будет мешать российскому футболу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.