Завершился сезон 2018/19 чемпионата России. Средняя посещаемость турнира получилась рекордной — 16816 зрителей при заполняемости стадионов 51,7% Завершился сезон 2018/19 чемпионата России. Средняя посещаемость турнира получилась рекордной — 16816 зрителей при заполняемости стадионов 51,7%

ЛЮБИМЧИКИ ПУБЛИКИ И «ПАРИИ»

Завершился сезон 2018/19 чемпионата России. Средняя посещаемость турнира получилась рекордной — 16816 зрителей при заполняемости стадионов 51,7%. В нашей стране так массово не ходили на футбол с советских времен. По сравнению с прошлым сезоном посещаемость увеличилась почти на 3 тыс. зрителей, или 21%. Самые высокие показатели, как и год назад, в Санкт-Петербурге — 48122 зрителя. Это рекорд чемпионатов России, но «Зенит» так и не сумел побить рекорд РСФСР — в сезоне 1961 на «Спартак» в среднем ходили 48913 болельщика. Хотя до наступления зимы на «Газпром Арену» ходили свыше 50 тыс. зрителей.

Помимо «Зенита» рекордную для себя посещаемость показали еще два клуба РПЛ: «Краснодар» и «Ростов». Команда Сергея Галицкого по итогам сезона впервые квалифицировалась в Лигу чемпионов, а в Ростове-на-Дону лучше всех за пределами двух столиц используют наследие чемпионата мира.

Худшая посещаемость — у «Анжи». Средняя — в Дагестане: 3,9 тыс. зрителей, и это один из самых низких показателей в истории РПЛ. Хуже зритель ходил только в 90-е годы. На старте сезона худшая посещаемость была у «Енисея», но после возвращения в Красноярск, как и предполагалось, аудитория увеличилась. Традиционно провальная посещаемость у «Динамо», хотя есть предпосылки, что с новом сезоне аудитория резко увеличится: спустя 10 лет клуб вернулся на родной стадион. «Уфа» никак не может преодолеть психологический барьер в 8 тысяч. Совсем немного не хватило ЦСКА и «Крыльям Советов», чтобы преодолеть отметку в 20 тыс. зрителей.

Самая посещаемая команда на выезде — «Спартак»: в среднем москвичи собирают по 23 тыс. зрителей. Им же принадлежит лучшая заполняемость и наибольшее число аншлагов в гостях. Отметим, что средняя посещаемость ЦСКА выше, чем у «Зенита», но заполняемость хуже. Это связано с тем, что у петербуржцев выездная игра с армейцами была на 30-тысячном стадионе в Москве, а красно-синих, соответственно, на 67-тысячной «Газпром Арене».

В КАЛИНИНГРАДЕ И СОЧИ НЕ ЗАМЕТИЛИ НОВЫХ СТАДИОНОВ

РПЛ переживает эффект новизны после ЧМ-2018. Такая ситуация характерна для любой страны в мире после крупного турнира. К примеру, вот уже как 20 лет самая посещаемая футбольная лига Европы — немецкая Бундеслига. Показатели чемпионата Германии резко возросли перед ЧМ-2006, когда были построены или реконструированы множество стадионов по всей стране. В России постоянно используются 11 из 12 стадионов, принимавших ЧМ-2018.  Из стадионов, принимающий матчи РПЛ, хуже всех заполняется «Казань Арена». Второй год подряд казанская команда не может преодолеть отметку средней аудитории в 10 тыс. зрителей. Даже в Саранске больше болельщиков ходят на футбол, чем в столице Татарстана.

И если высокая посещаемость в Ростове-на-Дону, в Самаре или в Екатеринбурге прогнозировалось, то большая аудитория в ФНЛ стала неожиданностью. В среднем в Волгограде ходят 18 тыс. зрителей, в Нижнем Новгороде, который попал в стыковые матчи, — 15 тысяч. Неплохой результат показала «Мордовия», весь сезон шедшая в середине турнирной таблице. Для сравнения: в 8-м туре ФНЛ, который проходил в конце августа, клубы установили рекордную среднюю посещаемость в истории лиги — 11236 зрителей. Примерно столько же ходило на матчи РФПЛ два года назад. И такие цифры целиком заслуга новых арен, так как уже в следующем, 9-м, туре средняя аудитория равнялась трем тысячам.

А вот посещаемость в Калининграде и Сочи оказалась провальной. На старом стадионе «Балтики», построенном еще в начале XX века, зритель ходил охотнее, чем сейчас. Правда, это можно объяснить плохой игрой команды — «Балтика» заняла 16-е место и вылетела в ПФЛ. Хотя руководство клуба уверяет, что на 99% ФНЛ останется в Калининграде. На «Сочи», который занял второе место в ФНЛ и вышел в РПЛ, ходят в среднем 3,8 тыс. зрителей. Такой провал можно списать на несколько факторов, главные из них — в городе давно не было футбола (команда только перед началом сезона переехала на юг из Санкт-Петербурга), добавить следует сюда и географическое положение арены. Но теперь «Сочи» будет выступать в РПЛ, а значит, в чемпионате России стало на один прекрасный стадион больше. И можно ожидать взлет интереса южан к футболу, ведь они полностью заполняют «Фишт» на игры сборной. Значит, дело было в ФНЛ.

Календарь турнира распределен так, что почти в каждом туре некоторые игры проходят по пятницам и понедельникам. Естественно, что аудитория этих матчей проседает Календарь турнира распределен так, что почти в каждом туре некоторые игры проходят по пятницам и понедельникам. Естественно, что аудитория этих матчей проседает

ПОСЕЩАЕМОСТЬ ОЖИДАЕМО ПРОСЕЛА ПОЗДНЕЙ ОСЕНЬЮ И В ДЕКАБРЕ

В начале сезона казалось, что в РПЛ и ФНЛ будут биты вечные рекорды — на матчи чемпионата России ходили свыше 20 тыс. зрителей, а «Ротор» и «Нижний Новгород» претендовали на попадание в сотню самых посещаемых команд Европы. Однако этому не суждено было сбыться из-за календаря. Чем ближе к зиме, тем меньше посещаемость. Относительно высокие показатели декабрьских матчей полностью связаны дерби между «Спартаком» и «Локомотивом». Даже на юге, в Краснодаре, на встречу между местной командой и «Уралом» пришли всего 12 тыс. человек.

Также на посещаемость влияет день недели. Календарь турнира распределен так, что почти в каждом туре некоторые игры проходят по пятницам и понедельникам. Естественно, что аудитория этих матчей проседает: возникают трудности у выездных болельщиков, к тому же встречи по понедельникам обычно заканчиваются поздно вечером, а вторник — рабочий день.

Средняя посещаемость воскресных матчей — почти 22 тыс. зрителей. С такими цифрами не может сравниться ни один день недели — даже в субботу она много ниже. Единственная вторничная игра сезона прошла в июле в Самаре — тогда 40 тыс. человек пришли на матч «Крыльев» с ЦСКА. Посреди недели сыграны 9 матчей: 8 игр в мае и одна перенесенная встреча. Эти майские игры прошли в отличную погоду, поэтому не стоит удивляться такой высокой аудитории.

Холодный климат России еще долго будет мешать российскому футболу Холодный климат России еще долго будет мешать российскому футболу

ТРИ РОССИЙСКИХ КЛУБА ВОШЛИ В ТОП-100 В ЕВРОПЕ 

Чемпионат России — 9-й по средней аудитории в Европе. Из-за резкого снижения посещаемости в холодные месяцы, не смогла сильно подняться в рейтинге, даже несмотря на новые стадионы — в прошлом году РПЛ была 10-й. Больше, чем в России, на футбол ходят в Англии, Германии, Испании, Франции, Италии и Голландии.

Несмотря на рекордную посещаемость, «Зенит» так и не смог попасть в топ-25 в Европе — клуб оказался на 28-й позиции. Хотя в начале сезона клуб шел на 19-м месте. Причина такого падения лежит даже не на «Зените» — просто произошел резкий рост аудитории у соперников. К примеру, у «Гамбурга», который играет во второй Бундеслиге, или у «Лиона», боровшегося в конце сезона за попадание в Лигу чемпионов.

Аудитория «Зенита» больше, чем у «ПСЖ», «Челси», «Ювентуса». Если бы петербуржцы сохранили свой график в 50 тыс. зрителей в среднем на игре, то они стали бы 21-ми в Европе. В топ-100 также вошли «Ростов» (57-е место), «Спартак» (59-е), «Краснодар» (81-е). И это не тот результат, на который можно было рассчитывать в начале сезона: ожидалось, что и Самара окажется в лучшей сотне, как и ЦСКА. Летом даже Волгоград и Нижний Новгород входили в топ-100. Однако холодный климат России еще долго будет мешать российскому футболу.

Как ходили на футбол в России в начале сезона