Выплаты дивидендов для держателей акций КАМАЗа в этом году не будет. Решение в целом ожидаемое, т. к. и прибыль по итогам 2018 года заводом была получена символическая — 27,2 млн рублей

РУБЛЬ И 6 КОПЕЕК ОСТАЛСЯ РЕКОРДОМ

Выплаты дивидендов для держателей акций КАМАЗа в этом году не будет. Решение рекомендовать акционерам перевод прошлогодней прибыли в резервный фонд было принято вчера на заседании совета директоров под руководством главы «Ростеха» Сергея Чемезова, приехавшего в Челны на торжественный запуск завода каркасов кабин.

Решение в целом ожидаемое, т. к. и прибыль по итогам 2018 года автогигантом была получена символическая — 27,2 млн рублей. Это, напомним, в 111 раз ниже показателя 2017-го. Выручка КАМАЗа за прошлый год составила 151,1 млрд рублей по РСБУ. 

В первом квартале этого года предприятие снова показало отрицательную динамику как по выручке, так и по прибыли: если с января по конец марта в 2018-м общий оборот завода равнялся 27,3 млрд рублей, то в этом году показатель снизился до 25,5 млрд рублей. Эффективность же финансовых операций оказалась просто провальной: год назад КАМАЗ заработал за первые три месяца 214,8 млн рублей чистой прибыли, а в этом году ушел в минус сразу на 2,1 миллиарда. 

Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев не стал комментировать решения совета директоров, лишь отметив, что отказ от дивидендов — это пока только рекомендация. Что касается квартального убытка, то Афанасьев напомнил, что на автомобильном рынке первый квартал всегда сложный — тут и сезонность, и выходные дни, которые не снижают накладных расходов. При оживлении рынка летом, осенью и особенно в последнем квартале общегодовые финансовые прогнозы наверстываются.   

За более чем четверть века существования в виде акционерного общества КАМАЗ выплачивал дивиденды четырежды. В 2012 и 2013 годах завод отдал 500 млн и 206 млн рублей соответственно — по 69 и 29 копеек на одну акцию. Затем ветер переменился: уже намечавшийся кризис на рынке грузовиков после начала внешнеполитической конфронтации со всеми экономическими вытекающими развернулся во всю ширь — в 2014 году КАМАЗ получил 424 млн рублей убытка, а год спустя потери выросли до 3,3 млрд рублей. Понятно, что о дивидендах речи не шло.

К счастью, уже в 2016 году челнинский автогигант смог заработать 1,2 млрд рублей, его руководство, не обращая внимания на гигантский провал предыдущего года, приняло решение направить на дивиденды четверть прибыли, или 297 млн рублей, выплатив по 42 копейки на одну акцию.

По итогам 2017-го чистая прибыль КАМАЗа выросла в 2,5 раза до 3 млрд рублей. В результате КАМАЗ установил исторический рекорд по дивидендам. Его акционеры получили 750 млн рублей, почти четверть прибыли — 1,06 рубля из расчета на одну акцию, что в 2,5 раза выше выплат акционерам за 2016 год.

Рубен Варданян, Сергей Когогин и Сергей Чемезов Рубен Варданян, Сергей Когогин и Сергей Чемезов

Уточним, кому достались эти деньги. Сейчас крупнейшими акционерами КАМАЗа являются корпорация «Ростех» (47,1%), ООО «Автоинвест» (23,54%), германский концерн Daimler AG (15%). Прочие юридические и физические лица контролируют оставшиеся 14,36%. Об истории «камазовских офшоров» можно сложить целую сагу, с поворотами которой постоянные читатели «БИЗНЕС Online» хорошо знакомы. Резюмируем ее в одной строке: Сергею Когогину принадлежит 30% «Автоинвеста», на Рубена Варданяна записано 20%, на Виталия Мащицкого, друга Сергея Чемезова, — целых 50%. Таким образом, на долю Когогина может приходиться 7,062% акций КАМАЗа, лично ему в прошлом году должны были выплатить 53 млн рублей. «Ростеху» причиталось 374 млн рублей.

Кстати, доля дивидендов в чистой прибыли автогиганта раз от раза растет. Если в 2012–2013 годах она составляла 11,75% и 9,97% соответственно, то в 2016–2017 годах — 24,6% и 24,8%. Прогноз на этот год и составлял 25%, однако не оправдался.

Согласно бизнес-плану, в этом году автогигант намерен заработать 500 млн рублей чистой прибыли при выручке 197 млрд рублей. При двухмиллиардном убытке в начале года заводу придется очень постараться

КАМАЗ ГОТОВ ПОТРАТИТЬ 15 МЛРД РУБЛЕЙ

Вместе с отказом от выплат совет директоров предварительно утвердил годовой консолидированный отчет, который акционерам представят 28 июня на общем годовом собрании, а также обсудил исполнение актуального бизнес-плана. Насколько реалии совпали с ожиданиями в начале года, судить сложно, поскольку КАМАЗ не делится квартальными планами. По словам Афанасьева, трехмесячные прогнозы по большому счету оправдались. 

«В целом бизнес-план исполнен, — заявил начальник пресс-службы. — Есть отклонения — где-то в плюс вышли, где-то цифры чуть меньше, чем в бизнес-плане, но они не носят критического характера». 

Общие параметры бизнес-плана на год по состоянию на сегодняшний день известны из опубликованного квартального отчета. Так, в текущем году КАМАЗ рассчитывает продать 39 тыс. грузовиков. Из них 33 тыс. предполагается поставить на российский рынок, остальные 6 тыс. — отправить за рубеж. При таком раскладе ожидаемая доля КАМАЗа на рынке должна достигнуть 45%. По итогам прошлого года она превышала 30% — тогда КАМАЗ реализовал 25,7 тыс. машин (на 2,6% меньше, чем годом ранее) из 82,3 тыс. новых грузовиков, купленных в России. Качественный скачок в 2018 году показала шведская Scania (+17,1%, 6,7 тыс. проданных машин), да и другие производители остались в плюсе: Volvo (+5,9%, 6,3 тыс. продано), MAN (+7,3%, 5,1 тыс. продано), отечественный GAZ (+7,1%, 8,4 тыс. продано). 

Согласно бизнес-плану, в этом году автогигант намерен заработать 500 млн рублей чистой прибыли при выручке 197 млрд рублей. При двухмиллиардном убытке в начале года заводу придется очень постараться.

За год руководство КАМАЗа намерено потратить на развитие производства до 15 млрд рублей. Вероятно, часть средств уже реализована, учитывая вчерашнее открытие совместного с Daimler завода, но этим инвестиционная программа не ограничится.

В течение года автогигант должен запустить в серию «КАМАЗы» поколения К5, а также К4 на сжиженном природном газе. На газовые баллоны будут переводиться спецавтомобили и автобусные шасси. В тестовую эксплуатацию пойдут автомобили с автономным и дистанционным управлением, готовится разработка электробуса поколения 2+. В настоящее время на заводе двигателей строится производство, рассчитанное на выпуск 30 тыс. новых двигателей Р6 в год. Первые 200 моторов планируется собрать в этом году. 

Часть инвестиционных обязательств уже взяло на себя государство. Так, фонд развития промышленности профинансирует локализацию алюминиевых топливных баков для нового модельного ряда. ФРП выделит льготный заем на 230,6 млн рублей при общей стоимости проекта 544,4 млн рублей. Производство баков разместится на 720 кв. м прессово-рамного завода. По проекту линия сможет выпускать по 36 тыс. баков разной емкости в год.