«Думаю, что город не должен расти вширь», — сказала учившаяся когда-то в КГАСУ, а ныне известный швейцарский урбанист Станислава Бошкович на своей лекции в «Точке кипения» о развитии Казани. О том, как новые транспортные решения, старение населения и скорость передвижения людей уже сейчас меняют облик городов, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Станислава Бошкович: «Важно определить границы города и природных пространств, так как это экологические резервы для города»
ГОРОД КАК ГАРМОНИЯ ПРИРОДЫ И ЗАСТРОЙКИ С УХОДОМ ОТ «СКАТЕРТИ» ДОМОВ
После того, как в конце мая в Казани выступил помощник руководителя всемирно известного архитектурного бюро Zaha Hadid Architects, накануне в столице РТ лекцию «Не просто „умный“ город» прочитала известный архитектор, урбанист из Швейцарии Станислава Бошкович. На встречу, которая прошла в пространстве коллективной работы «Точка кипения» IT-парка, пришли около 30 человек.
Отметим, что Бошкович училась в Казани — сначала в школе, потом поступила в Казанский государственный архитектурный университет, а затем продолжила обучение в Московском архитектурном институте. Сейчас она имеет докторскую степень по архитектуре, сотрудничала с известным архитектором Хосе Асебильо, работает в университете Imperial College London над научным трудом по использованию новых инструментов для проектирования городов нового поколения. Тема для столицы РТ актуальная: в этом году город планирует принять новый генплан до 2035 года.
«Город — это природные элементы и застроенная среда. На гармонии двух этих компонентов городской среды и делаются будущие проекты. Экология — это очень важный фактор для развития современного города», — сказала Бошкович в начале встречи. По ее мнению, необходимо сохранять природные пространства между зонами застройки. «Важно определить границы города и природных пространств, так как это экологические резервы для города», — считает эксперт.
Отсутствие природных пространств влечет повышение температуры в городах — она на три-четыре градуса выше, чем за их пределами. «Когда я подлетала к Москве, то увидела над городом плотное серое облако. Это говорит о состоянии города», — сказала Бошкович, подчеркнув, что это касается и других крупных мегаполисов.
Подход к решению проблемы, по мнению ученого, должен быть структурным, глубоким, основанным на научных исследованиях. «Сами по себе зеленые насаждения не могут решить проблему», — считает Бошкович, уточнив, что ранее был проведен ряд исследований о том, какие деревья и где лучше сажать, как они влияют состояние среды.
На встречу, которая прошла в пространстве коллективной работы «Точка кипения» IT-парка, пришли около 30 человек
«МАСШТАБЫ РАСШИРИЛИСЬ, НО ГОРОДА ПОТЕРЯЛИ СВОИ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ. ОНИ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА»
Архитектор отмечает, что квартальная застройка городов долгое время оставалась (а отчасти остается и сейчас) основным инструментом планирования городов. Но времена менялись, а промышленная революция изменила представления о масштабах застройки.
«Появились огромные пространства между зданиями — это была реакция на задыхающийся индустриальный город. Но, как мы уже знаем, не все эти идеи привели к уютной среде», — сказала Бошкович и показала слайд: вот масштаб исторической части Санкт-Петербурга и Казани, а вот масштаб их массовой микрорайонной застройки.
«Меня веселит название „микрорайон“. Я ничего более „макро“ не видела! — шутила спикер. — Мы видим иную интенсивность городского пространства. Масштабы расширились, но города потеряли свою характерную черту, они похожи друг на друга. Сложно отличить друг от друга новые районы городов. Многие проблемы, в том числе и социальные, зарождались в этих пространствах. Свободного пространства много, но оно не носит характеристики общественного. Оно свободное, пустое, в нем нет содержания».
Зонирование территорий проводилось исходя из передвижения людей из точки А в точку Б. Тут работа, тут отдых. Но говорить сегодня о четком зонировании не приходится, так как поменялись параметры нашего передвижения в городах. И не только в городах! «Посмотрите на ежедневные перелеты самолетов по всему земному шару. Представить это 40 лет назад было невозможно. Быстрее передвигается и информация, и данные», — добавила она.
Несмотря на скорость передвижения, людям в каждой точке пребывания хочется чувствовать себя комфортно. И это естественное желание не стоит оставлять без внимания: на него нужен ответ, и прежде всего со стороны людей, принимающих решения в масштабе города, региона и страны.
Каршеринг, экологически чистый общественный транспорт и надвигающаяся эра беспилотников... Все это уже сейчас надо учитывать при проектировании городов, говорит урбанист
О ГЕНПЛАНЕ КАЗАНИ, ВАЖНОСТИ ГИБКИХ СИСТЕМ И СТАРЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ
Урбанист неоднократно в ходе выступления говорила, что эволюция городов всегда основывается на технических и технологических новинках, а сегодня уже на междисциплинарных подходах проектирования. Тут и новые транспортные решения — каршеринг, экологически чистый общественный транспорт и надвигающаяся эра беспилотников. И все это уже сейчас надо учитывать при проектировании городов.
«Мы можем комбинировать различные варианты, думать о последствиях в будущем, — говорила Бошкович о важных моментах в проектировании. — Наша жизнь, наше рабочее пространство должно быть переосмыслено. Сегодня эти вещи основаны на другой парадигме».
Например, пока Бошкович работала в Швейцарии над исследованием по адаптации общественных пространств для людей четвертого поколения (от 60 до 70 лет), из администрации пришел запрос на исследование для людей пятого поколения — еще более возрастных. «Надо учитывать демографический состав наших городов, он меняется полностью. Меняется картина семейной жизни, меняется передвижение молодого поколения, — сказала Бошкович. — Мы не можем предугадать, но только гибкие системы смогут взять на себя эту роль».
По просьбе участника встречи оценила Бошкович и новый генплан Казани до 2035 года, который подразумевает развитие города за счет уплотнения исторического центра и его срединной части. А на периферии — индивидуальное жилье и комплексная застройка. В целом — стремление к формированию полицентричности, без ярко выраженных спальных и рабочих районов.
«Сложно обобщать, надо оценивать конкретную площадку, но уплотнение — это один из инструментов. Когда мы уплотняем, мы уменьшаем расстояние между точками, снижаем нагрузку. Обобщенно не могу высказаться против уплотнения. Я думаю, что город не должен расти вширь, территориально, поскольку еще много территорий, которые могут быть использованы заново», — считает Бошкович.
А вот называть по просьбе другого участника встречи три самых уродливых и удачных здания в столице РТ архитектор не стала.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 174
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.